Предприниматели автограда на круглом столе попытались оценить перспективы ТОР
Предприниматели автограда на круглом столе попытались оценить перспективы ТОР

УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА

Радмир Беляев — заместитель начальника управления экономического развития и поддержки предпринимательства исполкома Набережных Челнов, начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства;

Олег Коробченко — председатель совета директоров ГК «Кориб»;

Николай Атласов — генеральный директор ООО «ПромИндустрия»;

Айдар Каримов — исполнительный директор ООО «Акульчев»;

Павел Евдокимов — генеральный директор ГК «Инжиниринг плюс»;

Влас Мысько — модератор, и. о. редактора закамского бюро газеты «БИЗНЕС Online».

БУДУЩИЕ РЕЗИДЕНТЫ ТОР И СЕГОДНЯ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ НЕПЛОХО

Не сегодня завтра Набережные Челны полноправно утвердятся в статусе территории опережающего социально-экономического развития (ТОР или ТОСЭР), после чего местные и приезжие инвесторы смогут строить в автограде производства и работать на льготном налогообложении. Малый и средний бизнес Челнов готовится использовать возможности ТОРа, предприниматели разрабатывают инвестиционные проекты, некоторые уже подали предварительные заявки. В преддверии выхода постановления правительства РФ, которое обозначит условия участия в программе и по пунктам конкретизирует объем льгот, «БИЗНЕС Online» собрал за круглым столом потенциальных резидентов ТОРа из разных отраслей. Как выяснилось, дела у компаний по итогам 2015 года и так идут неплохо, а с ТОР пойдут еще лучше. Предприниматели и представитель курирующего программу подразделения исполкома Радмир Беляев вместе с «БИЗНЕС Online» попытались оценить перспективы ТОР и выявить возможные подводные камни будущей программы.

Олег Коробченко
Олег Коробченко

— Чтобы понимать готовность и потребность местных компаний работать в условиях ТОРа, хотелось бы прежде всего оценить итоги минувшего года для ваших предприятий. Услышать ваши оценки. Олег Владимирович, может быть, вы?

Олег Коробченко: Мы год отработали в целом хорошо, чуть-чуть не вписались, процентов на 15, в бизнес-план. Открыли сервисный центр, получили дилерский статус 3S на КАМАЗе, открыли дополнительный филиал, начали строительство завода по производству аккумуляторных батарей в «Алабуге». В 2016 году мечтаем начать строительство завода по их утилизации в промпарке «Развитие» — с этим проектом и заявляемся в ТОР.

— Отстав от бизнес-плана, оборот вы при этом нарастили или уронили?

Олег Коробченко: Оборот вырос, мы изначально в конце 2014 года закладывали рост на 30 процентов, половину запроса отработали.

Николай Атласов: Мы сейчас ищем новые рынки сбыта, новых партнеров. Падение курса рубля и в целом экономическая ситуация немножко тревожат, но не будем себя пугать, как говорит Наиль Гамбарович (Наиль Магдеев, мэр Набережных Челнов — прим. ред.). Для «ПромИндустрии» 2015 год тоже прошел успешно, развитие есть. Благодаря администрации города мы заложили фундамент в развитие селективного сбора мусора, провели акции «Зеленая улица». В следующем году ставим задачу в каждом микрорайоне, в парках и скверах организовать станции селективного сбора ТБО. «ПромИндустрия» нуждается в сырье, нуждается в нем и наш партнер по акции КБК. Оборот у нас подрос процентов на 15 - 20 именно за счет активизации работы с населением.

Айдар Каримов: Если вспомнить конец 2014 года, по нашей продукции, по сетевому ретейлу очень сильно штормило, в первую очередь кардинально изменилась сырьевая составляющая. В одностороннем порядке сетевой ретейл изменял цену, а все, кто с ним взаимодействовал, понимают, что в одночасье цену не изменить. У нас доходило до того, что мы останавливали отгрузки по некоторым контрактам. Но год все равно прошли хорошо. Если говорить об обороте «Акульчева», в тоннаже мы сохранили объемы 2014 года, в денежном эквиваленте приросли. У нас были структурные изменения, в области коммерческой деятельности мы открыли для себя новые каналы сбыта, например, стали активно развиваться на территории Северо-Западного федерального округа, в частности, в Санкт-Петербурге в 2015 году у нас появился партнер. Мы поменяли коммерческую политику в отношении наших торговых партнеров на всей территории России. В странах СНГ хорошо приросли. В Беларуси, например, объем продаж вырос в два раза. Начали отгружаться в новые для себя страны, например, в Армению. Появились отгрузки в Китай, в Америку два контейнера отправили.


— Но у вас закрылась сетка «Десерт Бутик», она учитывалась в общем обороте?

Айдар Каримов: Это был самостоятельный проект, его выручка считалась отдельно от «Акульчева». С его закрытием мы, получается, предугадали ситуацию — дальнейшее развитие внешних условий подтвердило стратегическое решение о закрытии «Десерт Бутика». А в «Акульчеве» мы, хотя и не приобретали новых производственных линий, тем не менее выпустили ряд новинок. И в 2016 году на выходе уже ряд новых продуктов.

Павел Евдокимов: У нас на вентиляционном рынке в целом все достаточно грустно, это видно и по оптовой торговле, и по объему монтажа. Мы ведь прямо связаны со стройками, а они чувствуют себя не очень. Могу привести экспертную статистику по России: в кондиционерном бизнесе максимально успешным за последнюю пятилетку был 2011 год. Тогда Россия потребляла порядка 3,5 миллионов кондиционеров. В 2015 году прогноз был 970 тысяч кондиционеров — и то не факт, что набрали. Так что динамика в чем-то негативная, но в чем-то есть и успехи. Тот же Hair (китайский производитель бытовой техники, в том числе кондиционеров — прим. ред.), придя в Татарстан, в Челны, сейчас хорошо продается, его ниша прирастает, соответственно, и наша дистрибьюторская доля на рынке выросла. Но по общему объему просели, конечно, и мы. Приходится искать новые рынки — сейчас вот протоптали тропинки в Москву.

Радмир Беляев
Радмир Беляев

ИСПОЛКОМ ЗАНЯТ ПОИСКОМ УЧАСТКОВ ДЛЯ БУДУЩИХ ИНВЕСТОРОВ

— Радмир Ильдарович, могли бы вы напомнить нам основные позиции будущей территориии опережающего развития, которые на сегодня более-менее определены?

Радмир Беляев: На сегодня известно, что территория опережающего развития создается на 10 лет с возможностью пролонгации еще на 5 лет. По требованиям: юрлицо должно быть зарегистрировано на территории города, без филиалов за пределами ТОРа, проект не должен быть связан с производством грузового транспорта, поскольку это направление деятельности градообразующего предприятия. Кроме того, исключаются производства, связанные с нефтяной отраслью, лесозаготовка, операции с недвижимостью, торговля. Инвестиции — не менее 50 миллионов, еще одно требование — нужно за весь период проекта создать не менее 30 рабочих мест. К примеру, резиденты наших промышленных парков отлично подходят под критерии, потому что капитальные вложения в строительство, закупка оборудования — это те самые инвестиции, необходимые резиденту ТОРа. Рабочие места они тоже создают. Все очень хорошо вписывается и в концепцию развития города, и в концепцию промпарков.


— По льготам какой расклад ожидается?

Радмир Беляев: Сокращается налог на прибыль, на землю, на имущество и страховые взносы. Если сегодня это 30 процентов, то в рамках ТОР — 7,6 процента. По остальным статьям налог составит от 0 до 5 процентов, но все это будет четко определено в постановлении правительства.

— Юрлицу достаточно зарегистрироваться в Челнах или производство должно быть размещено именно в черте города?

Радмир Беляев: Конечно, производство должно быть в границах Челнов. Речь идет только о создании новых направлений бизнеса, действующее предприятие не сможет просто перевести штат на новое юрлицо и получить льготы.

— Исполком со своей стороны как-то готовится к старту программы?

Радмир Беляев: Мы полностью переделали инвестиционный портал города под желающих стать резидентами. Теперь на портале есть вся информация, презентация ТОРа, образец паспорта-заявки, каталог инвестпроектов. Мы хотим, чтобы люди могли подавать заявки в онлайн-режиме. Заполнить паспорт можно уже сегодня, и проект будет выноситься на инвестиционный совет Челнов. На конец года поступило около 40 заявок, около 30 компаний заполнили паспорта. Но мы понимаем, что постановление потребует еще определенного комплекта документов, а поданные заявления — это пока просто бумага, поверьте моему опыту. По программе «Лизинг-Грант» мы регистрируем ежегодно до 150 заявок, а до рассмотрения доходит 20. Но как только постановление правительства с конкретными требованиями к резидентам появится, оно станет мощнейшим толчком для развития предпринимательства в автограде.

— Вы говорите, что концепция ТОР удобно накладывается на развитие промпарков. Но, наверное, площадками промпарков предложения инвесторам не ограничатся?

Радмир Беляев: Я добавлю, что у нас и муниципальная «Стратегия-2030», которая сейчас обсуждается, разрабатывалась строго с учетом условий ТОРа, мы со всех сторон готовы реализовать программу. Наши промышленные парки, такие как КИП «Мастер», «Развитие», «Челны», — это идеальные площадки для внедрения ТОР, но мы не ограничиваем ими инвестора. Хочешь — бери в аренду готовую площадку с инфраструктурой, хочешь — сам строй. На сайте города мы уже вывесили 10 готовых для освоения земельных участков с кадастровыми номерами. Сейчас по распоряжению руководителя исполкома Рината Азгаровича (Рината Абдуллинаприм. ред.) мониторим все имеющиеся участки в промышленно-коммунальной зоне, на базе строительной индустрии, на 6-й промплощадке. Ставим их на кадастровый учет и выкладываем на сайт. По приходу инвестора нам останется только объявить аукцион, «отторговать» участок и сдать в аренду на пять лет с правом пролонгации. Позже инвестор сможет его и выкупить, но только после запуска производства.

Николай Атласов
Николай Атласов

«АКУЛЬЧЕВ» УЖЕ ИЩЕТ КАДРЫ В МОСКВЕ

— Олег Владимирович, каким вы видите свое участие в ТОР? Расскажите о своем проекте, как быстро хотите запустить производство, быстро ли он окупится с учетом налоговых льгот, велики ли инвестиции?

Олег Коробченко: Еще раз напомню, что мы в «Алабуге» строим завод по производству аккумуляторных батарей, а львиная доля аккумулятора — это свинец. Цена на свинец во всем мире одна, в России он не производится, и если аккумуляторные батареи утилизировать, а свинец перерабатывать, мы получим дешевое сырье. В 2016 году мы начинаем проект утилизации разрабатывать, в 2017-м планируем его запустить. Единственно, нам надо еще решить с администрацией, возможно ли такой проект запустить в рамках ТОРа с учетом того, что аккумуляторы — это все-таки автомобильная промышленность. Проект очень высокомаржинальный, а с нашим производством аккумуляторов в «Алабуге» он тем более выгоден. Я думаю, срок окупаемости будет максимум два-три года. Инвестиции мы планируем заемные, оборудование итальянское или немецкое, если оно не подпадет под санкции. Если европейское купить не получится, будем подбирать импортозамещение. Пока этот проект не запараллелен с аккумуляторным заводом. К разработке утилизационного производства мы приступим после того, как закончим строительство в «Алабуге».


— Николай Михайлович, а вы с чем зайдете, какие препятствия готовитесь преодолеть?

Николай Атласов: Буквально перед Новым годом мы получили фуру с новым оборудованием для производства топливных гранул из древесных отходов. Скорее всего, мы будем заходить в ТОР с тем, что уже делаем сегодня, только в более крупных масштабах. Инвестиционно проект крупнее заявленного минимума в 50 миллионов. Единственное, в чем я вижу проблему будущих производств ТОРа, — это необходимость привлечения в город человеческого капитала. Нужны специалисты, чтобы все мы смогли обеспечить себя кадрами.


Айдар Каримов: У «Акульчева» на данный момент предложение до конца не сформировано, но проект на стадии разработки. Это кондитерское производство под новые продукты. Думаю, это будет в рамках минимальной суммы, потому что стоимость оборудования, которое мы приобретаем, всегда исчисляется в миллионах евро. Мы всегда покупаем фактически индивидуальные линии на заказ, полностью автоматизированные.

Я, кстати, согласен с озвученной проблемой нехватки кадров — мы тоже пытаемся такие вопросы решить. В частности, Сергей Николаевич (Сергей Акульчев, председатель правления ГК «Акульчев» — прим. ред. ) открыл небольшое представительство в Москве, и часть новых работников мы привезем из других городов.

— Из Москвы? Дорогие, наверное, специалисты?

Айдар Каримов: Все очень относительно. В текущей экономической ситуации есть ведь и положительные моменты — часть персонала высвободилась, ценник специалиста изменился. Да, повезем в том числе и из Москвы.


Павел Евдокимов: Мы начали расширяться с промпарка «Развитие». Но там у нас строительство идет эволюционным путем, это именно стандартное расширение площадей, один из многих цехов по производству вентиляционных изделий и аксессуаров. С появлением ТОРа эволюционная стратегия для меня теряет актуальность. У меня появился амбициозный план создания полноценного вентиляционного завода, с партнерами, например, из Москвы. Мимо меня уже проходили несколько предпринимателей из климатического бизнеса, которые приезжали сюда, смотрели «Алабугу», выбирали место для нового производства. Даже в голову не приходило предложить им Челны, когда есть «Алабуга». Теперь я смогу предложить совместный проект, ни минуты не задумываясь. Единственная проблема — кадровая. Мне кажется, статус ТОРа — это такая шикарная возможность для города, что говорить о каких-то проблемах, которые он принесет, даже смешно.

Павел Евдокимов
Павел Евдокимов

«БЕЗ ТОРА НИКАКИХ НАЛОГОВ НЕ БЫЛО БЫ В ПРИНЦИПЕ...»

— Раз уж первой проблемой были обозначены кадры, давайте ее и обсудим. Бизнес уже высказался на этот счет, поэтому, слово, видимо, опять вам, Радмир Ильдарович. Есть у города идеи, откуда резиденты станут набирать штат?

Радмир Беляев: Это и правда вопрос нерешенный. Проблема должна решаться не только административными методами — каждый работодатель должен иметь свое стратегическое видение вопроса, нужно действовать коллективными усилиями. Мы вот на днях утвердили «дорожную карту» для компании Haier по подбору персонала. Условно говоря, на Haier надо 300 человек. Еще пара таких заводов — и уже тысяча. Понятно, что где-то идет сокращение производства, но нам надо прежде всего ориентироваться на работу с учебными заведениями по средне-специальной подготовке. Уже с 2013 года такой проект мы ведем. Тогда мы проводили кадровую конференцию, и ребята говорили, что они на четвертом-пятом курсах с будущей работой еще не определились. Кроме того, для многих специалистов, желающих переехать в другой регион, преградой является что? Жилье. Это же главный фактор, когда у тебя есть семья и дети. Значит, бизнесу надо подумать над этим вопросом.

Николай Атласов: Вы знаете, человек, которому за 30, поедет в Челны либо за очень хорошей зарплатой, либо не поедет вообще, поэтому нам нужно готовить свою молодежь. Раз правительство идет нам на встречу, почему бы не освободить челнинских ребят, работающих в рамках ТОРа, от службы в армии, разработать формат альтернативной службы, например? Почему бы не дать им по линии ГЖФ приобрести квартиру? Тогда этот молодой специалист точно из Челнов никуда уже не уедет.


— Николай Михайлович, вы на одной из сессий горсовета поднимали вопрос о социальных выплатах в первую очередь по накопительной части пенсии для работников предприятий ТОРа — было неясно, как эта накопительная часть будет компенсироваться, когда работодателей разгрузят от соцвыплат. Вы для себя нашли ответ на этот вопрос?

Николай Атласов: Да, мы к настоящему времени в этом вопросе разобрались. Выпадающих доходов не будет, социальные выплаты будут компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов и министерских постановлений.

Радмир Беляев: Я добавлю, что пенсионный фонд по нашему запросу представил разъяснения, согласно которым компенсации предусмотрены из федерального бюджета. Кроме того, надо понимать, что не будь ТОРа, резидент бы, может, и не начал вовсе новый проект, и никаких налогов, никаких доходов не было бы в принципе. Поэтому о потерях здесь говорить не очень верно по определению. Если уж совсем откровенно, я думаю, что налог на уровне 7,2 процента за сотрудника, напротив, увеличит пакет соцгарантий для персонала — просто отношение работодателей будет меняться, станет более открытым.


«ПРИ ПОДКЛЮЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА ВОПРОС ЛОЯЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МОЖНО РЕШИТЬ БЫСТРО»

Айдар Каримов: Нас больше беспокоит другое. Все мы бизнесмены, и когда появляется такая возможность, как ТОР, когда администрация и бизнес повернуты лицом друг к другу, возникает третья сторона — некая кредитная организация. В этот момент рождается третий и самый главный вопрос: на каких условиях мы будем инвестировать в свои проекты? Я общаюсь с финансистами, все они говорят, что в 2016 году банков станет меньше, а условия кредитования станут жестче. Не надо забывать и о том, что практически все говорят об иностранном оборудовании. С нынешним курсом оно, конечно, приобретет совсем другую стоимость. «Акульчев» с такими моментами тоже сталкивается, поэтому хотелось бы, чтобы кроме ТОРа у нас появились бы и лояльные к бизнесу финансовые инструменты. Либо спецпродукты, либо банки-партнеры ТОРа. Я полагаю, этот вопрос можно решить достаточно быстро при подключении административного ресурса.

— Значит, вы не верите, что слово «ТОР» станет паролем для получения удобного кредита?

Олег Коробченко: Однозначно нет. Для банков сегодня самый выгодный кредит — это невыданный кредит. Но в то же время есть постановление, согласно которому нам будут субсидировать кредит на 7,2 процента. Это уже серьезная поддержка.

Радмир Беляев: Наверное, следует включить в инвестиционный совет ТОРа представителей банковского сообщества, причем и от местных банков, и от федеральных. Чтобы они сразу видели, какие проекты продвигает бизнес на нашей территории, и приглашали бы к себе на консультацию. Хорошо бы заручиться поддержкой правительства республики относительно привлечения местных банков, мы подумаем, как тут быть.


Айдар Каримов

«ПОНЯТИЕ «РУЧНОЙ РЕЖИМ» МНЕ НЕ НРАВИТСЯ»

— Есть еще один вопрос, правда, не экономического характера, но он напрашивается сам собой: не вызывает ли у вас тревогу концентрация большого количества промышленных производств в черте города? Не задохнемся? Вот у вас, Олег Владимирович, свинец, например, вы наверняка на этот счет задумывались...

Олег Коробченко: Конечно, я почему и говорил, что мы оборудование смотрим именно итальянское или немецкое. Недавно я ездил на подобный завод, стоящий на окраине города. Там такие фильтры и системы очистки воздуха, что нет сомнений — сегодня влияние на экологию можно свести к нулю. Конечно, если нагнать гастарбайтеров на стройку, сэкономить на технологиях, нормальной экологии не добиться, но с хорошим оборудованием ничего страшного не будет.

Павел Евдокимов: Я вас могу заверить, сегодня контролирующие органы не дремлют. Мы занимаемся системами вентиляции, и очень часто по линии очистки выбросов клиенты приходят к нам под давлением контролирующих органов. Сейчас уже никто не разрешит ставить неэкологичные производства.

Николай Атласов: Вы знаете, определенного роста техногенной нагрузки на город, конечно, не избежать. Действительно, инвестиционная площадка в рамках ТОРа подразумевает границы населенного пункта. Но я хочу в этом отношении напомнить об одной идее, которая уже давно обсуждается, и недавно этот вопрос снова поднимал Юрий Иванович Петрушин (председатель правления ТПП Закамья и бывший руководитель городаприм. ред.) на обсуждении «Стратегии-2030». Почему бы нам не размещать предприятия подальше от города, расширив его черту? Гипотетически Челны можно объединить с Тукаевским районом, тогда промышленность будет удалена от жилых районов.


Радмир Беляев: Не забывайте, что при всех критериях программы резиденты пройдут еще и через отбор проектов в инвестиционном совете ТОРа при исполкоме. Совет будет анализировать не только экономику компаний, но и экологичность каждого проекта и другие факторы станет оценивать. Согласитесь, было бы неправильно принимать в ТОР каждого, кто подаст заявку.

— Вот этот совет, кстати, вызывает отдельные вопросы. Непонятно, в какой мере отбор будет систематизирован? И в какой степени он останется на «ручном управлении»? Будете ли вы пропускать, например, проекты, дублирующие те производства, которые в Челнах уже есть?

Радмир Беляев: Я сразу скажу, что в комиссию войдут не только чиновники, там будут и бизнесмены, например, и эксперты будут руководствоваться исключительно качеством бизнес-планов. Понятие «ручной режим» мне не нравится. Если мы будем ограничивать конкуренцию, то сразу же возникнут к нам вопросы со стороны УФАС. Без отбора все равно не обойтись. Условно говоря, предприниматель сегодня получил статус ТОР, получил льготы, завтра ничего не вложил, проект не пошел. Послезавтра фирму закрыл и ушел. Начинается взыскание недополученных доходов. Поэтому, конечно же, комиссионно надо все смотреть, проекты должны быть с экономическими показателями, с перечнем оборудования, с рабочими местами, с четким пониманием бизнеса.


— Вы уверены, что сможете исключить все лазейки для нечистоплотной игры?

Радмир Беляев: Эти вопросы сейчас, конечно же, обсуждаются на всех уровнях власти. Я этого даже скрывать не буду. Для того и создается инвестиционный совет. Мы же владеем ситуацией в городе, знаем, кто и что у нас производит, сколько человек на том или ином предприятии работают. Понятно, что если сегодня в ООО «Кориб», условно говоря, работают 350 человек, а завтра — бабах! — и 50 человек остались, а 300 человек появились вдруг на новом производстве, то это вопросы к комиссии и контрольно-надзорным органам. Они будут очень внимательно следить за такими вещами, раз речь идет о господдержке. Бизнес должен понимать всю полноту ответственности в этом вопросе.

P.S. «БИЗНЕС Online» благодарит Игоря Горячева — генерального директора ООО «Сити Центр», управляющего «Бизнес-центром 2.18» в Набережных Челнах, за содействие в организации круглого стола.