Сегодня на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля последней по времени оперной премьерой «Трубадур» открывается 34-й Шаляпинский фестиваль. В непростых финансовых условиях организаторы отказались от приглашения иностранных певцов, но сохранили приверженность классическим традициям. «Весь модерн произошел от недостатка денег», — считает директор казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов. «БИЗНЕС Online» рассказывает о Шаляпин-фесте-2016, главным событием которого должен стать сольный концерт Альбины Шагимуратовой.
Сегодня на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля открывается 34-й Шаляпинский фестиваль |
1. АНТИКРИЗИСНЫЙ ШАЛЯПИН-ФЕСТ
34-й по счету традиционный оперный форум в столице Татарстана открывается на фоне серьезных экономических трудностей в стране. И афиша нынешнего «фестиваля голосов» выглядит достаточно скромно, во всяком случае, не обещая зрителю встреч с большими звездами, с которыми казанская публика еще не была знакома.
«В этом году мы прежде всего столкнулись со сложностями финансового характера, — подтвердил наступление сложных времен на пресс-конференции, посвященной старту фестиваля, директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. — Естественно, приглашенным актерам приходится выплачивать гонорары в валюте. К сожалению, при проведении подобных мероприятий всегда существует определенная степень риска. И главное для нас сейчас — создать такую финансовую формулу фестиваля, которая бы отвечала всем нашим требованиям».
Особо обращает на себя внимание фактическое отсутствие среди солистов зарубежных артистов. Даже если таковые и есть, то все они — наши бывшие соотечественники, а сопрано Эмилия Иванова, занятая в спектакле Dona nobis pacem, представляет Болгарию, которую много лет во времена СССР называли 16-й союзной республикой. Впрочем, Мухаметзянова задело слово «импортозамещение» в вопросе корреспондента «БИЗНЕС Online».
Рауфаль Мухаметзянов сообщил, что в этом году организаторы фестиваля столкнулись с финансовыми сложностями |
«Я вам так скажу: а сколько должно быть [иностранцев]? — заметил он. — Есть один-единственный принцип — художественности. Все. Если вы сейчас поедете в Италию, в театр Ла Скала, или в Америку, вы увидите, что там поют в основном русские».
Что ж, с боссом казанской оперы можно согласиться, особенно если вспомнить, что обильное присутствие малоизвестных итальянских певцов в «Аиде» на Шаляпинском-2015 стало едва ли не главной неудачей прошлогоднего фестиваля.
Впрочем, на встрече с журналистами одной своей репликой Мухаметзянов продемонстрировал не без гордости, что щедро опекаемый республиканскими властями ТАГТОиБ им. Джалиля может иной раз и позволить себе «сорить деньгами»: «Последний случай расскажу. Мы гоняемся за одной сопрано несколько месяцев. Она приезжает, мы ее прослушиваем, выплачиваем ей гонорар, говорим: «Спасибо, но в спектакле вы петь не будете». Потому что человек не отвечает нашим художественным требованиям».
2. «ВЕЛИКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД» ПРОТИВ МОДЕРНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Шаляпинский фестиваль вновь демонстрирует свою приверженность классике и традициям, отвергая всякий эксперимент в оперном искусстве. Из спектаклей, представленных на нынешнем форуме, по разряду режоперы проходит только остроумный «Севильский цирюльник» питерского ветерана оперной режиссуры Юрия Александрова. В афише отсутствует и не самая удачная премьера прошлого сезона — «Любовный напиток» все того же Александрова с Неморино в телогрейке, кажется, такое можно было считать новаторством лет 20 назад.
Фестиваль откроет «Трубадур» в постановке Ефима Майзеля |
Директор театра им. Джалиля Мухаметзянов на пресс-конференции и вовсе блеснул оригинальной мыслью: «От модерна публика уже устала. Весь модерн произошел от скупой финансовой поддержки, от недостатка денег». Вот так, оказывается, новаторские постановки, режиссерские открытия в опере — это все исключительно следствие бедности. Так что ждать от ТАГТОиБ каких-то громких событий, видимо, не приходится. Здесь будут работать исключительно для «хороших и простых людей», как довольно точно охарактеризовал в интервью «БИЗНЕС Online» казанских зрителей американский режиссер Ефим Майзель, чей «Трубадур» открывает сегодня фестиваль.
Как тут не вспомнить слова балетного критика из Санкт-Петербурга Ольги Федорченко: «Даешь чистое и высокое искусство! А кто имеет иную художественную точку зрения, тот против духовных скреп. Великий крестный ход начал свое шествие из Казани». Речь шла о спектакле Dona nobis pacem («Даруй нам мир») на музыку Мессы си минор Иоганна Себастьяна Баха, который также будет показан на Шаляпин-фесте.
3. АЛЬБИНА ШАГИМУРАТОВА И БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ
Тем не менее, в отличие от последних лет, когда фестивалю пеняли, и совершенно справедливо, на фактическое отсутствие эксклюзивных событий, в этом направлении организаторы постарались. Конечно, к таковым событиям вряд ли можно отнести анонсированную выставку сценических костюмов, поскольку такие экспозиции являются частью повседневной жизни для любого солидного театра.
На Шаляпинском в сольном концерте будет блистать Альбина Шагимуратова |
Но сольный концерт в стенах оперного Альбины Шагимуратовой — это большое событие! К тому же аккомпанировать приме будет не менее звездный пианист Борис Березовский. Правда, в самом ТАГТОиБ немного опасаются за то, как будет звучать камерный концерт в зале со специфической акустикой. Но это, пожалуй, только подогревает интерес к главному специальному событию 34-го Шаляпинского фестиваля.
4. КОНЦЕРТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ «ПИКОВОЙ ДАМЫ»
«Борис Годунов», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» — общеизвестный факт, что именно эти три произведения являются наиболее часто исполняемыми в мире русскими операми. Совсем скоро все они окажутся в репертуаре театра им. Джалиля. Последний пробел должен восполнить все тот же режиссер Александров. А пока на фестивале будет представлено концертное исполнение «Пиковой дамы».
«Никто не предполагал, что будет такой минимализм, такое идиотское перевоплощение, что в психиатрическую больницу можно превратить ту же «Пиковую даму». Ужас просто!» — негодовал на встрече с журналистами Мухаметзянов, судя по всему, имея в виду недавнюю премьеру шедевра Чайковского на сцене Большого театра в постановке самого знаменитого из ныне живущих театральных режиссеров страны Льва Додина. Ради справедливости отметим, что режиссура Додина была действительно неоднозначно воспринята критикой. Но в Казани, безусловно, будет классическая постановка.
«Что касается «Пиковой дамы», то я счастлив участвовать в этом проекте», — заметил главный дирижер театра Ренат Салаватов |
«Что касается «Пиковой дамы», то я счастлив участвовать в этом проекте, — заметил главный дирижер театра Ренат Салаватов. — Думаю, оркестр достойно справится со своей задачей». В партии Германа заявлен приглашенный солист Мариинского театра Олег Видеман из Новосибирска. Из других певцов стоит отметить хорошо известного казанской публике Владимира Мороза из Мариинки в партии князя Елецкого и народную артистку России Татьяну Ерастову из Большого театра, некогда певшую Графиню в премьерных спектаклях Ла Скала.
5. ВАСИЛИЙ ВАЛИТОВ КАК ПРЕТЕНДЕНТ В ГЛАВНЫЕ ДИРИЖЕРЫ ТЕАТРА ИМ. ДЖАЛИЛЯ
Говоря о дирижерах, которые будут работать на фестивале, Мухаметзянов сказал следующее: «Состав дирижеров у нас тоже достаточно разнообразный. Основную нагрузку, конечно, получает Василий Валитов, который у нас уже второй сезон подряд. И долю участия этого человека мы будем увеличивать. Остальные дирижеры тоже представляют достаточно высокий класс».
Эти слова директора театра лишний раз подтверждают предположение «БИЗНЕС Online», высказанное еще в сентябре, согласно которому экс-главный дирижер Астраханского театра оперы и балета Валитов, ныне работающий в московском театре «Новая опера», явный претендент на то, чтобы заменить 66-летнего Салаватова на главном дирижерском посту в ТАГТОиБ.
Василий Валитов (vvalitov.com)
6. ЛАДЮК, КАЗАКОВ, ПУДОВА И ДРУГИЕ
Если же говорить в целом о певцах, которых соберет Казань в феврале, то главная звезда — это знаменитый баритон Василий Ладюк. Впрочем, он был главной звездой Шаляпинского и год назад. В любом случае его Евгений Онегин должен быть все так же безупречен.
«Бас республики» Михаил Казаков выступит в коронной партии Бориса Годунова. В казанской опере отказались от поиска приглашенной звезды, хотя в прежние годы на заглавную партию в шедевре Мусоргского звали и заслуженных ветеранов вроде Владимир Маторина и Владимира Огновенко (последний, впрочем, так и не доехал из-за болезни до Казани пару лет назад — прим. ред.), или немца Рене Папе. Но, кажется, лучше Казакова здесь не пел Бориса за последние годы никто. Хотя сам казанский спектакль уже заметно обветшал со своими картонными церквями, а также знаменами и гербами, больше похожими на выцветшие тряпки. Гордость оперной столицы Татарстана также выйдет на сцену в «Евгении Онегине» (Гремин) и «Набукко» (Захария). Вообще, «Онегин» и «Годунов» собрали в этом году пожалуй самые мощные и сбалансированные составы певцов.
Среди других приятных для зрителя встреч можно отметить появление на казанской театральной сцене после некоторого перерыва замечательной Ольги Пудовой из Мариинки (Розина в «Севильском цирюльнике, Джильда в «Риголетто»), а также постоянного гостя Шаляпинского Бориса Стаценко (заглавные партии в «Риголетто» и «Набукко»). Очень активно задействован на фестивале и едва ли не лучший исполнитель ролей второго плана в спектаклях театра им. Джалиля украинец Сергей Ковнир, его красивый бас можно будет услышать в «Трубадуре» (Феррандо), «Риголетто» (Спарафучиле), «Аиде» (Рамфис) и «Борисе Годунове» (Пимен).
Фестиваль традиционно завершится двумя гала-концертами |
7. ГАЛА-КОНЦЕРТ ОТ МОЛОДЕЖНОЙ ПРОГРАММЫ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
Фестиваль традиционно завершится двумя гала-концертами, которые на этот раз не будут выглядеть обычной сборной солянкой. В последние дни Шаляпинского-2016 перед казанской публикой предстанут артисты и выпускники молодежной программы Большого театра России. Той самой, через которую прошли, например, наши землячки — нынешняя звезда Большого театра Венера Гимадиева или Юлия Мазурова, номинированная в этом году на «Золотую маску» за партию Керубино в «Свадьбе Фигаро» на сцене главного оперного театра страны. К сожалению, в спектаклях ТАГТОиБ им. Джалиля мы их не видим.
Среди самых ярких имен певцов, заявленных на гала концерт, — уже имеющая опыт выступления на сцене Метрополитен Опера Оксана Волкова и Кристина Мхитарян, чья Джильда запомнилась многим на премьерных показах скандального «эротического» «Риголетто» в постановке канадского режиссера Роберта Карсена в Большом театре.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.