Самый большой в Поволжье халяль-ресторан открывает в здании бывшего театра моды «Ильдан-Лик» ресторатор Олим Абдулфайзиев из Самарканда, который считает, что в Казани у него конкурентов нет. И правда, как рассказал «БИЗНЕС Online» председатель комитета по стандарту «Халяль» Марат Низамов, пока сертификацию прошли лишь 8 кафе, при этом многие заведения лишь декларируют благочестие, на деле предлагая выпивку и кальян. Между тем спрос на халяль идет в гору, в том числе благодаря мигрантам.
В марте в Казани откроется самый большой халяль-ресторан в Поволжье «Регистан» |
УПАВШЕЕ ЗНАМЯ «СИМУРГА»
В марте в Казани откроется самый большой халяль-ресторан в Поволжье. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил сам совладелец будущего заведения, ресторатор Олим Абдулфайзиев. Для столицы Татарстана этот ресторан станет первым в халяльном сегменте, если, конечно же, пройдет строжайшую сертификацию, которую в республике осуществляет комитет по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ. Впрочем, председатель комитета Марат Низамов заявил нашему изданию: «Судя по тому, что мне рассказывали об этом проекте, думаю, что он сможет пройти сертификацию».
До настоящего времени республиканский комитет по стандарту «Халяль» сертифицировал только 8 небольших кафе, работающих в Казани, однако ни один из многочисленных ресторанов города так и не смог пройти комитетской проверки и завоевать высокий статус. У кого-то обнаруживали кальяны, другие предлагали своим посетителям «винную карту», а иные перебарщивали с пищевыми добавками или использовали на кухне для приготовления блюд не халяльные продукты. Считается, что в казанском премиум-сегменте единственным халяльным игроком был ресторан «Симург». Однако он неожиданно закрылся перед 2016 годом. Кроме того, по словам Низамова, ресторан тоже не был сертифицирован.
«Мы предлагали «Симургу» пройти сертификацию, — рассказал Низамов «БИЗНЕС Online». — Правда, нам говорили, что там продавалось какое-то безалкогольное вино, которое все равно неприемлемо. Нужно ведь держать класс заведения, если взялся соответствовать стандарту «Халяль». Хозяин закрывшего ресторана — руководитель и владелец финансово-промышленной группы «Симург» Самад Хакимов — на звонки нашего издания не ответил.
В казанском премиум-сегменте единственным халяльным игроком был ресторан «Симург», неожиданно закрывшийся перед 2016 годом |
Таким образом, на освободившееся место (которое, как выясняется, и занято-то не было) теперь претендует новый проект Абдулфайзиева. Площадь заведения, которое расположится в верхней части торгово-офисного центра на улице Саид-Галеева, 6 возле железнодорожного вокзала, — 1,5 тыс. кв. м, а называться оно будет «Регистан». Кафе с таким же названием, принадлежащее тому же хозяину, работает в Казани на улице Адоратского с 2007 года. Оно известно, в частности, установленным перед входом чайником почти в два человеческих роста (площадь двухэтажного кафе — 600 кв. м). В переводе с персидского слово «регистан» означает «место, покрытое песком» — в городах Среднего Востока так называли главные площади городов.
Казанский «Регистан» разместится на втором этаже центра, где ранее располагался театр моды «Ильдан-Лик». Наша газета сообщала, что помещение приобрело ООО «Девелоп Групп», специализирующееся на сделках с коммерческой недвижимостью. Фирма, в свою очередь, начала поиск арендатора. Информация об открытии именно ресторана появилась на рынке год назад, но подробности не были известны.
Казанский «Регистан» разместится на втором этаже центра, где ранее располагался театр моды «Ильдан-Лик» |
«БЕЗ АЛКОГОЛЯ СЛОЖНО НЕ БУДЕТ. В КРИЗИС МЕНЬШЕ СТАНУТ ПИТЬ»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» посетила ресторан, готовящийся к открытию, — отделка зала практически завершена. На потолках — роспись голубого цвета, стены отделаны мозаикой, у одной из стен ресторана от пола до потолка мозаикой выполнено изображение самаркандского медресе Улугбека — памятника архитектуры XV века. В зале уже расставлены столы и диваны, установлено освещение. Между столами будет работать несколько фонтанов.
Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Абдулфайзиев, его новое заведение рассчитано на средний ценовой сегмент, а вмещать сможет 250 - 300 гостей. «В Поволжье таких больших халяль-ресторанов больше нет, — заявил он, оценивая грядущие объемы своего бизнеса, и объяснил выбор места рядом с вокзалом. — Эта площадка подошла нам размерами. Кроме того, мы не хотели открываться в самом центре города. Надеемся, что потребность есть и что постепенно мы наберем аудиторию».
Совладелец нового ресторана Олим Абдулфайзиев уверен, что в Казани «Регистану» конкурентов не будет |
Разумеется, «винную карту» в ресторане подавать не будут. «У нас не будет спиртного. Если есть алкоголь, это заведение нельзя считать халяльным, — говорит собеседник газеты, словно намекая на крупных игроков в Казани, пытающихся позиционировать свои заведения как соответствующие нормам шариата, но при этом терпимо настроенных к крепким напиткам. — Без алкоголя сложно не будет. Наоборот, в кризис меньше станут пить. Кухня у нас и восточная, и европейская. Восточная — узбекская, турецкая, персидская». На вопрос о работе с поставщиками Абдулфайзиев ответил, что есть специальные поставщики продуктов. «Некоторые виды продукции для нас специально привозятся из Самарканда. Половина продуктов привозная», — уточнил он.
Абдулфайзиев уверен, что в Казани не будет конкурентов новому ресторану. «У каждого свой стиль, и конкурентов нам я не вижу. У нас особенная стилистика с ремонтом, с архитектурой, которая отличается от других заведений. Есть мозаичные работы. У нас самаркандский стиль, под Среднюю Азию, — объяснил он. — Дизайн ресторана выполнен один в один как кафе на Адоратского». На вопрос о какой-либо поддержке духовного управления мусульман, муфтия Татарстана собеседник газеты ответил, что с ДУМ РТ общались, там «вроде бы все довольны, ждут открытия».
«У нас самаркандский стиль, под Среднюю Азию» |
Ресторан Абдулфайзиев открывает вместе с партнерами, имен которых не раскрывает. Объем инвестиций — около 50 млн. рублей. О самом рестораторе известно совсем немного — в Казань он приехал из Самарканда.
Эксперты по-разному оценивают перспективы заведения: «То, что в заведении нет и не будет алкоголя и кальяна, привлекает четкую целевую аудиторию — мусульмане, верующие и просто люди, которые любят приехать только поесть, — говорит Нурислам Шарифулин, управляющий чайхоной P.Love. — Однозначно там будут проводиться мусульманские свадьбы, никахи и прочие мероприятия, что может стать фишкой заведения».
В интерьере используются мозаичные работы |
По мнению Радика Абдрахманова, совладельца Bulatov Group, собственник бизнеса сильно рискует, открывая заведение в кризис: «Я знаю несколько ресторанов в районе железнодорожного вокзала, которые работают не очень успешно. Тем более «Регистан» будет на втором этаже, а известно, что чем выше подниматься до ресторана, тем это для него хуже. Кроме того, у «Регистана» не будет ни алкоголя, ни кальянов, а это существенная часть дохода». В то же время он отмечает, что сегмент халяль-питания развивается: «Многие гости в заведениях просят халяль-продукцию, потому что она считается экологически чистой, диетической, такая пища будет натуральной, без добавок, химикатов».
НЕ ВСЕ ТО ХАЛЯЛЬ, ЧТО ТАК НАЗЫВАЕТСЯ
Между тем, по мнению Линара Якупова, президента фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund), ниша халяль-индустрии не занята, полноценных, отвечающих всем стандартам, удобных по месторасположению ресторанов и кафе в Казани мало.
По мнению Линара Якупова, ниша халяль-индустрии не занята, полноценных, отвечающих всем стандартам ресторанов и кафе в Казани мало |
«Когда приезжают гости из мусульманских стран, возникает ситуация, что в городе не так много мест, куда их можно было бы пригласить. В то же время нужно отметить, что на рынке присутствуют кафе в низком ценовом сегменте, — дает оценку Якупов. — Однажды мы провели своего рода эксперимент: к нам приехали иностранные гости, и мы предложили им самостоятельно найти в Казани заведения с халяль-кухней. На практике оказалось, что сделать это сложно, а ведь гости, приезжающие в Казань, рассматривают наш город как столицу республики, где проживает большое количество мусульман, а значит, ожидают, что и услуги, которые здесь предлагают, соответствуют всем признанным нормам и стандартам».
На сегодняшний день комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ сертифицировал следующие казанские общепиты: «АЗУ», «Милли», «Истамбул», «Хоррият», «Зеленое яблоко», «Софра Кебаб», а также входящие в состав ресторанно-развлекательного комплекса «Туган авылым» детское кафе «Камыр Батыр» и одноименный детский центр. Однако и у этого списка есть альтернатива. Газета «БИЗНЕС Online» с помощью HalalGid.com («Большого халяль-справочника России», как он сам себя называет) изучила страницу http://kazan.halalgid.com/kafe/, на которой представлены халяль-кафе и рестораны в Казани. Там выбор заметно больше — около 60 заведений. Кроме уже названных можно обнаружить такие заведения, как «Лале», упомянутое выше кафе «Регистан», кофейный дом «Гурме», «Мама Deli», «Тюбетей», ресторан «Гольфстрим», сети «Кишмиш», «Сююмбике» и др. Однако даже в этом списке не оказалось таких известных в городе заведений, как чайхона P.Love, сети ресторанов «Рубаи», ресторана «Урюк» и многих других, которые также предлагают халяльную еду, но наряду с ней в меню есть и алкоголь, и кальяны.
Марат Низамов: «Судя по тому, что мне рассказывали об этом проекте, думаю, что он сможет пройти сертификацию» |
«Некоторые кафе и рестораны сами объявляют себя халяльными, — объяснил «БИЗНЕС Online» происхождение длинного перечня на HalalGid.com Низамов. — Среди них есть и те, что сертифицированы другими центрами сертификации. Но в любом случае 60 — это завышенная цифра».
По словам Низамова, многие рестораны в России формируют отдельное халяльное меню, но это не значит, что все заведение в целом соответствует стандарту. И здесь вряд ли возможно организовать «исламские окна». «Мусульманам будет не очень приятно, если они придут в ресторан, а там рядом будут курить кальян и распивать спиртное», — тактично замечает председатель комитета по стандарту «Халяль».
Как халяльное заведение позиционирует себя и сеть кофеен «Мамбочино» (насчитывает пять точек), хотя в реестре профильного комитета ее нет. И это понятно: если изначально заведение не предлагало алкоголь гостям, то сейчас в меню наличествуют напитки от коктейлей и вин до виски, коньяка и прочего, а также кальяны. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» еще более года назад, когда алкоголя в меню не было, официанты кофеен говорили, что это решение владельца — создать полностью халяльное место, но, скорее всего, придется расширять меню, чтобы не быть убыточным. Связаться с владельцем не удалось.
Кафе с таким же названием «Регистан», принадлежащее тому же хозяину, работает в Казани на улице Адоратского с 2007 года |
В КАЗАНЬ ПРИХОДИТ ХАЛЯЛЬ ИЗ КЕНТУККИ
Между тем в то самое время, как некоторые местные игроки, не выдержав спада на рынке, уходят из чисто халяльной ниши, ей все пристальнее интересуются глобальные игроки.
Буквально на днях, 2 февраля, в духовном управлении мусульман РТ побывала делегация сети KFC (Kentucky Fried Chicken, «Жареный цыпленок из Кентукки») во главе со своим региональным директором Андреем Распоповым. На встрече говорилось о перспективах работы сети в халяль-формате не только в республике, но и во всей России, однако Татарстану по понятным причинам было отдано предпочтение.
«У KFC самые хорошие перспективы в нашей республике по открытию сети халяль-ресторанов, — поделился с «БИЗНЕС Online» своими впечатлениями от переговоров Низамов. — В каких-то вопросах они могут подвинуться — вместо пива, к примеру, могут предложить какие-то безалкогольные напитки. Об этом тоже говорилось на встрече».
По словам руководителя халяльного комитета, о времени запуска новой сети пока говорить преждевременно, но менеджеры KFC сами заинтересованы в оперативности и будут стараться все побыстрее сделать.
Интересно, что о завоевании халяльного ресторанного сегмента в свое время задумывался и крупнейший игрок на рынке фастфуда — корпорация «Макдоналдс». Об этом в интервью нашему изданию на днях рассказал президент «Макдоналдса» в России Хамзат Хасбулатов. Правда, по его признанию, в промышленном производстве это тяжело сделать.
«Приведу пример. В Англии большая мусульманская община, — объяснил свою позицию президент «Макдоналдса». — В свое время наши коллеги хотели под них подстроиться. Но это не сработало, потому что есть большое количество нюансов, например, ты не можешь на одном гриле жарить халяльное мясо и нехаляльное. Ты должен не просто полностью поменять производство мяса, но и приготовление. Мы уважаем религии, культуру, традиции, но сделать халяль-ресторан в том виде, который требуют законы религии, теоретически можно, но очень сложно. Если за что-то берешься, то надо делать правильно или не делать вообще».
Новый ресторан «Регистан» практически повторяет интерьеры одноименного кафе (на фото) |
«РЕСТОРАН — ЭТО ЦЕЛАЯ ФИЛОСОФИЯ»
Рост халяльного сегмента особенно примечателен на фоне кризисного спада в сфере общепита в целом: за январь-сентябрь 2015 года оборот предприятий общественного питания в Татарстане сократился на 5,6%. Абдрахманов оценивает спад еще глубже — на 20%.
Увеличению спроса, во-первых, способствуют демографические тенденции. «Ниша халяльных кафе и ресторанов в Казани очень слабо развита, — считает Айдар Шагимарданов, председатель некоммерческого партнерства предпринимателей-мусульман «Группа Тархан». — Мусульман с каждым днем в Татарстане и России становится все больше, в мусульманских семьях рождаются по четверо-пятеро детей. Дети подрастают и ходят с родителями в кафе. Потребность растет с каждым днем».
Второй фактор — миграционные потоки из стран Средней Азии. Как сообщала пресс-служба УФМС по РТ, по итогам 9 месяцев прошлого года на миграционный учет в Татарстане было поставлено свыше 160 тыс. иностранных граждан, из них первично — более 116 тыс. человек. Наибольшее число иностранцев прибыло из мусульманских стран: Узбекистана (свыше 52 тыс. человек), Таджикистана (более 16 тыс.) и Азербайджана (почти 7 тыс.). При этом число официально оформившихся гастарбайтеров выросло аж на 33%: с 23 до 31 тыс. человек.
Еще в начале 2014 года в Казани открылся первый халяльный супермаркет «Бахетле» |
Открытию по-настоящему халяльного общепита будет способствовать и появление баз для бесперебойного снабжения «правильными» ингредиентами. Еще в начале 2014 года в Казани открылся первый халяльный супермаркет «Бахетле» площадью более 2 тыс. кв. м и с 10 тыс. наименований товаров. Халяльная продукция в столице РТ представлена также в агропромышленном парке.
Сам Низамов считает, что успех будет содействовать тому, кто понимает: ресторан — это целая философия. «Здесь очень важно привлечь клиента, который будет ходить именно на этот сегмент, — говорит он, — где нет кальяна, спиртных напитков и каких-то других вещей, непотребных для мусульманина. Если человек талантливый, он сможет организовать общепит таким образом, что люди будут приходить, ориентируясь не на спиртные напитки, а на здешнюю кухню, интерьер и прочее».
«Очень важны намерения, благие намерения, — добавляет руководитель комитета по стандарту «Халяль». — Если они есть, то Всевышний всегда помогает».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 197
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.