«Мусорный» рынок готовятся захватить государственные игроки», — бьют тревогу частники, занятые в сфере обращения с отходами. Они полагают, что предложенные правительством РФ изменения в законодательство убьют конкуренцию в их сегменте. Корреспондент «БИЗНЕС Online» попыталась понять, почему важно привлекать малый бизнес к созданию «мусорной» схемы Татарстана и почему в Казани никак не может быть больше одного регионального оператора в сфере вывоза мусора. Об этом накануне говорили в ТПП РТ.
ГРОМКО ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ
Представители «мусорного» бизнеса Казани собрались вчера на круглом столе в ТПП РТ, чтобы обсудить препятствия, которыми им грозят изменения в 458-й федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Малый бизнес видит в нем прямую угрозу — он подразумевает резкое ограничение числа операторов, ответственных за транспортировку отходов. Изменения должны были вступить в силу 1 января 2016 года, но поскольку многие моменты оказались законодательно не урегулированы, реформу отложили на год.
Как бы то ни было, к 2017 году Татарстан должен создать соответствующую территориальную схему и выбрать операторов, которые возьмут на себя вывоз мусора. Сейчас эти полномочия делят между собой несколько компаний. Крупнейшие из них — «Мехуборка», ПЖКХ и «Поволжская экологическая компания». В разных секторах мусорной отрасли их доля доходит до 70 - 80%, оставшуюся часть делят между собой множество компаний малого бизнеса. На деловом понедельнике в мэрии Казани на днях говорили о том, что работа мелких компаний почти не контролируется. «Это связано с отменой в 2012 году обязательного лицензирования деятельности по транспортировке отходов», — пояснил замглавы исполкома по вопросам ЖКХ Александр Лобов, добавив, что лицензию вернут 1 июля 2016 года и это позволит надзорным органам навести порядок в этом вопросе.
В сентябре 2015 года в Казани была создана ассоциация организаций, занятых в сфере обращения с отходами. Сегодня она объединяет 7 компаний малого бизнеса: «Элит-Сервис», «Чистый мир», «Экомир», «Кама-Ресурс-Казань», «Аск-Сервис», «АТТ» и «КЭК». Это около 70 машин и 100 человек. Их главная задача — заявить о себе настолько громко, чтобы власти услышали их голос и при составлении территориальной схемы рассчитывали на эту ассоциацию, которая может выступать не по отдельности, а единым фронтом, уверен исполнительный директор ассоциации Марат Алтынбаев. Поэтому на круглом столе он вместе с другими своими коллегами сыпал вопросами, в конце концов, убедив начальника отдела обращения с отходами министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Рустема Богданова прислушаться к ним и включить предложения предпринимателей в проект правительственного постановления, над которым сейчас работает минстрой РТ.
Наталья Таркаева, Артур Николаев, Рустем Богданов |
МЫ ПРОШЛИ УНИВЕРСИАДУ, ЧЕМПИОНАТ МИРА И БУДЕМ ПИСАТЬ ПУТИНУ
Гендиректор ЗАО «КЭК» Рамиль Исмагилов вспомнил, как в 2013 году президент РТ Рустам Минниханов подписывал «дорожную карту» по предпринимательской деятельности (она была расписана на 2014 - 2016 годы). Он перечислил ее основные тезисы: развитие предпринимательской среды, конкуренция и исключение любых монополий. «И вот 2016 год, и чиновники начинают нам чинить определенные препятствия, — констатировал Исмагилов. — Да, существует реальная компания, которая исполняет муниципальный заказ. Говорим: исполняйте! Но когда идет лоббирование интересов одних, а мы выпадаем, — это, конечно, неправильно. Мы прошли Универсиаду, чемпионат мира и своим присутствием на рынке доказали: мы — работоспособная ассоциация. Но почему-то администрация Казани не заметила этот малый и средний бизнес. Новый закон говорит о том, что придет некая организация, которая решит все».
«Я бы хотел, чтобы все-таки конкретно... У вас есть какие-то ожидания, связанные с вашими перспективами?» — обратился к нему первый зампредседателя правления ТПП РТ Артур Николаев. Исмагилов ответил, что ассоция разработала «дорожную карту», для того чтобы создать кластер переработчиков вторичного сырья. Однако они уверены: исполком города к их предложениям прислушаться не готов.
«Мы хотим видеть ассоциацию именно в составе этой федерации по Казани вместе с крупными игроками, — продолжил тему руководитель гильдии мусороперевозчиков РТ Илья Гайнанов. — Почему, например, крупные организации федеральные будут заходить? Мы — местные жители, это наш город, наша проблема. Мы ничего не просим, мы требуем, чтобы нас включили в регоператоры по уборке Казани. Если нас не будут включать, мы будем обращаться к господину Путину». В завершение Гайнанов добавил, что в Татарстане около 15 организаций заявились с вывозом и переработкой мусора, в каждой — по 50, 100 человек. «Кому, какому президенту нужно, чтобы столько безработных с плакатами бегали по республике?» — риторически поинтересовался он.
Илья Гайнанов (в центре) |
«ПОНИМАЕТЕ, В КАКОМ СОСТОЯНИИ РОССИЯ НАХОДИТСЯ?!»
Представитель минстроя поспешил поумерить пыл собравшихся: «Закон не предполагает наличия на весь субъект Федерации единого регионального оператора. Этот вопрос остается на разрешение территориальной схемы». Богданов добавил, что конечное число операторов будет определяться исходя из соображений целесообразности, логистики: «У меня все-таки впечатление, что руководство республики склоняется к мысли о том, что должен существовать определенный уровень конкуренции между региональными операторами». Он уточнил, что полномочиями регионального оператора ассоциацию сейчас никто наделить не может, поскольку он будет определяться на основании конкурсного отбора.
Богданов рассказал, что в Татарстане сейчас ведется разработка территориальной схемы, но окончательный вариант появится только после выхода постановления правительства РФ. В заключение он рассказал, что часто созванивается с коллегами из других субъектов, таких как Тамбов, Чебоксары, Саратов, Саранск, и многие из них прямо спрашивают, что такое территориальная схема и кто ее может разработать. «Понимаете, в каком состоянии Россия в целом находится?! — обратился Богданов к предпринимателям. — В одном регионе мне заявили, что уже разработали территориальную схему. Я могу представить, какого качества эта схема, которую они на ходу выпустили и разработали. В Нижегородской области другой подход — у них территориальная схема разрабатывается с начала 2016 года. Этим будут заниматься 24 высококвалифицированных человека, которые собираются работать над ней порядка 8 месяцев». Что касается Татарстана, в республике подготовлено 12 вариантов территориальной схемы, предлагается создать от одного до пяти региональных операторов.
КАЗАНЬ НЕ ДЕЛИТСЯ
В заключение Гайнанов выдвинул предложение привлечь представителей малого бизнеса к планированию территориальной схемы, в противном случае она будет нерабочая. «Можете предложить альтернативу, думаю, минстрой будет рад», — согласился с ним Николаев. Богданов согласно кивнул. «Выиграет тот, кто предложит меньшую цену», — пообещал он. На вопрос, поделят ли Казань на своего рода сектора, где будут действовать разные операторы,он, впрочем, ответил предельно однозначно: «Нет. Сама концепция показывает, что Казань не может делиться. Я обязан слушать, что говорит проект». После этого мирная дискуссия начала перерастать в полемику: представитель минстроя сетовал, что предприниматели его не слышат, а те, в свою очередь, пытались выяснить, что мешает поделить Казань на зоны.
Точку в вопросе поставил до этого молчавший президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Хайдар Халиуллин, предложив всем хорошенько подготовиться к конференции, которую решено провести в ближайшее время. На нее будут приглашены и ученые (которые смогут высказать сторонний взгляд на проблему), и представители мусорного бизнеса, и городские власти. Пока же Алтынбаев и его команда передадут минстрою свои предложения в письменном виде.
«ЭТО ЯВНЫЙ МОНОПОЛИЗМ, А В БУДУЩЕМ — ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ»
Эксперты круглого стола вызвались пояснить «БИЗНЕС Online» значимость грядущих изменений.
Рустем Богданов — начальник отдела обращения с отходами министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ:
— Сейчас мы участвуем в процедуре оценки регулирующего воздействия в отношении проекта постановления правительства РФ «Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами». Этот проект разослан во все регионы для того, чтобы учесть замечания и предложения на местах и избежать необдуманного, излишнего, нерационального или обременяющего бизнес регулирования данной сферы правоотношений.
Территориальная схема в области обращения с отходами в республике будет разработана, согласована и утверждена только после принятия постановления правительства РФ, устанавливающего требования к составу и содержанию территориальных схем. В соответствии с федеральным законом №458-ФЗ, после вступления в силу этого правительственного постановления субъектам РФ предоставляется шестимесячный срок на разработку территориальной схемы. Так что считайте: если завтра это постановление будет принято, по закону мы должны уже в июле разработать, согласовать с управлением Росприроднадзора по Татарстану и затем утвердить территориальную схему.
Марат Алтынбаев — исполнительный директор ассоциации организаций, занятых в сфере обращения с отходами:
— На самом деле хотелось бы увидеть разделение города в территориальной схеме на две и более части для того, чтобы субъекты малого бизнеса объединили усилия для получения статуса регионального оператора. Если это недопустимо, мы хотели бы, чтобы в отношении регионального оператора была более четко прописанная система оплаты. В текущем проектном положении больше отдается на решение самого регионального оператора. Региональный оператор, по факту, единственное юридическое лицо, которое имеет право вывозить отходы в определенном регионе. Операторы — это, скажем так, субподрядчики. Таким образом, бизнес попадет в зависимость от оператора... Сейчас в Казани 24 организации, занимающиеся транспортировкой и обработкой отходов. Львиная доля из них — транспортировщики и три организации, владеющие полигоном размещения отходов (две из них владеют сортировками). Если они (предприятия малого бизнеса) пойдут на субподряд к региональному оператору, то будут работать в условиях жесткой зависимости. В случае если региональный оператор будет осуществлять свою деятельность самостоятельно, без привлечения других, им придется покинуть рынок.
Марсель Шамсутдинов — управляющий группой компаний «Райдэн», председатель партии «ПАРНАС» в Татарстане:
— Как управляющая компания, то есть потребитель услуг вывоза мусора, я, конечно, заинтересован в конкуренции, чтобы игроки снижали тарифы. Естественно, меня насторожило, что у нас будет единый региональный оператор. На каких условиях? Это явный монополизм, а в будущем — повышение тарифов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.