Второй канал телевидения «Би-би-си»
показал фильм, в котором был разыгран гипотетический сценарий ядерной войны с Россией. Лента вышла под названием «Третья мировая война: в командном пункте» (WW3: Inside the War Room)

«ЕСЛИ РОССИЯ И АМЕРИКА НАЧНУТ ЗАКИДЫВАТЬ ДРУГ ДРУГА БОМБАМИ, ИЗ ИГРЫ ВЫЙДЕТ ВСЯ ПЛАНЕТА»

— Иосиф Михайлович, насколько реалистичным вам показался фильм BBC о вторжении русских в Латвию и последующем начале Третьей мировой войны, показанный на этой неделе? Вторжение, как вы помните, начинается в фильме после того, как толпа русских латвийцев берет под свой контроль город за городом на востоке республики. Следом за этим в конфликт вступает НАТО — начинается ядерная война.

— Далека от реальности, на мой взгляд, сама обстановка, сопровождающая решение применить ядерное оружие, которое выносят «комиссары» НАТО в связи с «очередной агрессией русских». Если Россия и Америка просто начнут закидывать друг друга атомными бомбами, никто уже не выйдет из игры. Из игры выйдет, к сожалению, вся наша планета.

С другой стороны, абсолютно понятно, что если Россия со всей своей военной мощью захочет захватить Латвию, то много времени у нее это не займет. Я не считал по часам, как это делали натовские «сценаристы» (они насчитали 60 часов прим. ред.), но, наверное, это действительно дело нескольких дней. Другой вопрос: а нужно ли это кому-нибудь в России?

— В РФ есть ностальгия по тем временам, когда Прибалтика вместе со всеми своими игрушечными замками и черепичными крышами была советской. У многих там живут или жили родственники. У меня, к примеру, в Риге похоронен прадед. Но это ведь не означает, что я могу навестить его могилу не иначе как в компании доблестных российских войск.

— Латвия — это член НАТО, и военный конфликт с нею мгновенно приведет к войне со всем альянсом. Последствия этого легко просчитываются. Неужели Россия захочет вступать в конфликт с НАТО из-за этой бесценной территории, ужас как богатой полезными ископаемыми, нефтью, золотом и бриллиантами (улыбается)?

Я на протяжении многих лет наблюдаю, как большинство русскоязычного (а не только русского) населения Латвии поддерживает Россию. Сегодня меньше и далеко не всегда, но в общей массе все-таки поддерживает. Тем не менее мало кто из латвийских русскоязычных граждан, которых в республике 38 процентов, перебрался жить в РФ. Нет массового исхода русских из Латвии, хотя по ту сторону границы их ждут программы поддержки. Поэтому мифы о том, что здесь могут возникнуть какие-то сепаратистские группы, которые начнут подрывать военную мощь Латвии, — это абсолютный бред сумасшедшего. Тем более в Латгалии (восточная часть Латвии прим. ред.).

— А что в таком случае представляет из себя Латгальская народная республика (ЛНР), флагом которой сторонники присоединения Латвии к Русскому миру размахивают в интернете?

— Скорее всего, это фантазия отдельных личностей. Этой республики нет нигде, даже на бумаге. Давайте посмотрим на население Латгалии. Часть этих людей прежде жили в Беларуси, часть — поляки, но большинство составляют все-таки русские и латыши. Кроме того, в этом краю очень сильна старообрядческая община, которая живет здесь уже многие века.

К примеру, мои родители — выходцы не из Латвии, но я здесь родился, живу всю жизнь и считаю себя латвийцем. Точно так же старообрядцы рассматривают себя как коренных латвийцев. Глупо говорить о каком-то сепаратизме с их стороны.

— В Латгалии русское население превалирует?

— Нет, самый большой процент русских сосредоточен в Риге. В Латвии всего около 2 миллионов населения. Рига — это 700 тысяч жителей, из них 52 процента — русскоязычных.

— Русский город!

— Да, но с нашими драконовскими законами на улицах чаще слышна латышская речь, нежели русская. Сейчас уже не действует закон об инвестициях в обмен на вид на жительство, но в свое время именно он способствовал тому, чтобы в Латвию перебирались россияне. В качестве основной причины своей миграции они указывали русскоязычную среду.

«МОЯ ЖЕНА СКАЗАЛА: «НУ ВСЕ, БОЛЬШЕ О ГРАЖДАНСТВЕ НЕ МЕЧТАЙ»

— Какие у русскоязычной общины могут быть поводы для недовольства латвийской властью? Ведь сценаристы фильма «Третья мировая война: в командном пункте» ссылаются на то, что именно их недовольство станет детонатором трагических событий. Дескать, русские восстанут, захватят Даугавпилс и еще 19 населенных пунктов... Есть поводы для мятежа?

— Поводов достаточно много. Главный из них, из которого все и проистекает, — это неграждане (с латышского — nepilsoņi). Я, к примеру, по-прежнему негражданин Латвии. Меня иногда даже приглашают на теледебаты как известного негражданина. Месяц назад мне исполнилось 60 лет. Все 60 лет я жил здесь, латышский — мой второй родной язык, я свободно на нем говорю. И я всегда, повторюсь, считал себя латвийцем. Но когда в один прекрасный день ко мне пришли и сказали, что я должен доказать свою лояльность и тогда, может быть, меня возьмут в граждане, я ответил: «Ребята, пусть тогда доказывают свою лояльность все, кто родился здесь в советский период». На уже упомянутых дебатах я объяснял нашему премьеру, который тогда был министром внутренних дел, что именно он украл мое гражданство.

Чтобы мне стать гражданином, мне надо «натурализоваться», то есть пройти определенные процедуры, заплатить деньги.

— Сколько?

— В пределах 50 евро. Но дело не в сумме. Я сказал на дебатах, что для меня натурализация будет скупкой заведомо краденого. Того, что у меня украли. Когда же я вернулся домой, моя жена, посмотревшая эту передачу, сказала: «Ну все, больше о гражданстве не мечтай».

— И как в воду глядела...

— У нас ведь еще действует закон о государственном языке. Согласно этому закону ты должен, работая в частной компании или государственной, иметь удостоверение о том, что ты владеешь латышским языком. Вдобавок присваивается категория владения. Однажды, очень давно, я пошел сдавать экзамен на это удостоверение, а в конце мне задали вопрос: «Скажите, пожалуйста, когда произошла Ливонская война и чем она кончилась?» Я удивился и ответил, что пришел сдавать экзамен по госязыку, а не по истории Европы. «Нет, — ответили мне, — вы должны это знать». И назначили переэкзаменовку. Но я так и не пошел — сдавать такой экзамен два раза для меня перебор. Поэтому удостоверения у меня нет, хотя сам язык я знаю в совершенстве. Я вот, к примеру, достаточно хорошо владею и английским, но у меня ни разу не спрашивали удостоверения, подтверждающего, что я могу вести беседу на этом языке. Или на русском — вы же не спрашиваете у меня удостоверения, прежде чем начать интервью. Вот как это назвать — морально-этическая дискриминация?

— Сколько на сегодняшний день в Латвии неграждан?

— По-моему, 177 тысяч. Эти люди зачастую не имели никакого иного гражданства, кроме гражданства СССР.

В латвийском законодательстве существует ряд ограничений для неграждан, в том числе по трудоустройству. Мы не можем работать в определенных государственных институциях, еще много чего не можем, например быть фармацевтами. Как это ни смешно, но это так. Даже уборщица налогового управления считается государственной чиновницей и должна быть гражданкой Латвии.

Масла в огонь подливают и некоторые латвийские политики — и у нас есть эксцентричные персонажи вроде российского Владимира Вольфовича. Вот, к примеру, на днях один очень умный мальчик — депутат парламента Латвии, более того, член комиссии по международным отношениям Янис Домбрава — призвал «вышвырнуть» посла РФ Вешнякова из страны. Кстати, за то, что он нелестно отозвался о фильме «Третья мировая война». Вероятно, этот мальчик позабыл, что Первая мировая началась с убийства Франца Фердинанда, который тоже был послом.

Но я буду несправедлив, если попытаюсь представить Домбрава лицом латвийской политики. Ко многим республиканским политикам я совершенно замечательно отношусь. К примеру, к мэру Риги Нилу Ушакову. Я тут недавно был на Поклонной горе в Москве и спросил у экскурсовода, сколько человек приходит туда 9 Мая. Он ответил: «О, много — тысяч 100». И это в многомиллионной столице России! А в Риге на День Победы поклониться монументу освободителей города приходят 300 тысяч. Во многом это заслуга Нила Валерьевича (Ушаковаприм. ред.).

«ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ВОЗЛАГАТЬ ЦВЕТЫ ЛЕГИОНЕРЫ СС ПОШЛИ ПОД «БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ»

— Ветераны войск СС продолжают каждый год маршировать по Риге?

— Да, но мое отношение к бывшим «легионерам» не так однозначно. На одной из недавних конференций в Санкт-Петербурге я даже вынужден был за них вступиться. Почему? Потому что называть их всех преступниками было бы неправильно. У меня был друг (замечательный человек, он сейчас уже ушел из жизни), который тоже служил в легионе. Я спрашивал его: «Ты верил, что воюешь за свободу и независимость Латвии?» Он отвечал: «Ну почему вы, евреи, нас, латышей, за идиотов держите? Кто из нормальных латышей мог поверить в 1943 году, что Гитлер даст Латвии какую-то свободу и самостоятельную государственность?» Я: «Какого черта тебя туда понесло?» Он: «Мальчишка! Это ты сегодня смелый! А когда ты получаешь повестку, какая у тебя есть альтернатива?»

Поэтому называть всех этих людей преступниками неправильно. Но совершенно однозначно ни один из них не был участником национально-освободительного движения. Ни один из них не воевал за свободу Латвии. И ни один из них, как бы храбро он ни сражался, не может быть героем по определению. Поэтому я всегда буду сочувствовать легионерам, но при этом буду гнобить тех, кто пытается возвести их на пьедестал.

Однако 16 марта — день, когда легионеры маршируют по Риге, — еще в 1998 году было включено в календарь государственно отмечаемых дат. В том же году была принята декларация о латышских легионерах. Правда, не было такого понятия, как Латышский легион. Был легион Waffen SS Lettland. Я говорил властям по этому поводу: пусть они тогда называют себя в соответствии с историческим наименованием. И пусть идут не под государственными флагами, которые я уважаю, а под своими историческими боевыми знаменами.

— Стесняются?

— Да, стесняются. Более того, они сами не очень хотят этих шествий.

— Кто же их тогда организует?

— Преимущественно наши правые радикалы. Им нужен политический пиар. В один прекрасный день мы им устроили подарок: поставили напротив места, где проводилось мероприятие, стенды с портретами узников гетто и концлагерей. Так получилось, что возлагать цветы легионеры СС пошли под включенный нами «Бухенвальдский набат». Они ведь сами везде кричат, что они никакие не фашисты, а самые настоящие антифашисты. Но тут они не выдержали, бросились громить наши стенды. В рядах эсэсовцев был, кстати, и депутат Сейма Домбрава, уже упомянутый мною. Как раз в это время в Риге проходила международная конференция, на ней присутствовали три депутата Законодательного Собрания штата Нью-Йорк. Для сведения: один из этих депутатов возглавляет ассоциацию узников гетто этого штата. Надо было видеть его реакцию, когда он оказался на месте событий. У него буквально волосы встали дыбом. Он написал спикеру нашего сейма письмо: что, дескать, ваши депутаты себе позволяют? Но ответа так и не получил. Это было в 2012 году, еще до событий на Украине.

— Какие перспективы у русской общины в Латвии? Удастся ли ей интегрироваться в европейское общество или придется на самом деле просить помощи у России?

— Я оптимист, поэтому верю, что здравый смысл когда-нибудь возобладает. Но сейчас латвийское общество очень разделено. 25 лет назад не было такого, чтобы у латышей и русских были свои раздельные рестораны и клубы, а сейчас есть. Это и огорчает, и настораживает.