Несмотря на запреты полетов в Египет из России, наши соотечественники мужественно добираются туда окольными путями. А вот жителям Казани повезло, считает музыкальный критик Наталия Сурнина, «побывать» в столице Древнего мира можно, не особенно напрягаясь. Купив билет в кассе оперного театра, вы увидите и Сфинкса, и пирамиды, и Нил, сполна насладитесь монументальной древней архитектурой — все как настоящее! Один минус — моря нет, не искупаться. Разве что только в волнах музыки.
«ОЙ, Я ТУДА ХОЧУ!»
... громко восклицает мужчина в зале. Еще бы, великолепный египетский дворец, девушки в полупрозрачных нарядах ласкают накачанных красавцев. Да что дворец — любая картина этого спектакля, какую ни возьми, производит впечатление монументальностью и красотой. Жаль только, что многих сюда влечет, вероятно, лишь жажда зрелища: соседка по креслу играла в смартфон почти всю оперу, изредка отвлекаясь на смену обстановки, соседи сзади увлеченно начинали обсуждать что-то в самые лирические моменты действия, и к финалу пришлось констатировать, что смерть бедняжки Аиды и ее возлюбленного их мало занимает. Не будем обобщать, в переполненном зале театра многие были искренне захвачены действием, но трое перманентно скучающих на квадратный метр, пусть даже по совпадению — это много.
ИСКУССТВО В ПЕРИОД ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Финансовый кризис бьет по всем сферам жизни, не делая исключения для прекрасного и возвышенного. Сложности отразились и на афише Шаляпинского фестиваля, на которой нынче почти нет больших звезд. И дело не в том, что «свои» солисты хуже «импортных» — как раз напротив, по сравнению с прошлогодними итальянцами отечественный состав оказался лучше. Но если в программке хорошо знакомые имена, на сцене все те же привычные декорации, то чем фестивальный спектакль отличается от репертуарного? В чем его фишка?
Новая «Аида» в афише театра уже четвертый год. Когда режиссер Юрий Александров ставил этот спектакль, он открещивался от модных театральный веяний, повторял, что нельзя играть великую оперу Верди «в трусах и с автоматами», и обещал настоящее театральное чудо. В каком-то смысле это удалось: картинка и правда впечатляет, но в том заслуга художника-постановщика Виктора Герасименко.
Юрий Александров |
Чтобы случилось настоящее чудо, для «Аиды», помимо декораций нужны как минимум голоса. Нынешний состав можно назвать компромиссным. Солист Мариинского театра Ахмед Агади, многолетний участник зимнего форума в Казани, пел здесь Радамеса много раз и по праву остается любимцем публики. И хотя временами заметно, что сложная партия дается ему не без труда, опыт и профессионализм побеждают, все верхние ноты он берет уверенно, будто железной рукой разит врага.
Оксана Крамарева, представляющая Национальную оперу Украины, ведет титульную партию ровно, без срывов, но и без взлетов. Больше сочувствия сумела вызвать ее коварная соперница Амнерис — москвичка Ирина Долженко (Большой театр), в предпоследней сцене истово заклиная Радамеса остаться с ней, а потом горько оплакивая смерть непокорного возлюбленного.
Подлинным украшением спектакля стал Сергей Ковнир (Национальная опера Украины), двумя днями раньше блестяще исполнивший роль наемного убийцы в «Риголетто», а теперь выступивший в партии верховного жреца Рамфиса. Его мощный бас и природная фактура идеально соответствуют образу, что сделало его одной из самых впечатляющих фигур спектакля. Не все ожидания оправдал Алексей Дедов в роли Амонасро: звучал он убедительно, но от солиста Геликон-оперы хотелось бы большей актерской отдачи, тем более что темперамента ему не занимать.
Ахмед Агади |
Итальянский дирижер Стефано Романи, заменивший Марко Боэми, постарался сделать все, чтобы передать ориентальную роскошь партитуры и напряженные драматические коллизии. Пока удается не все, и хочется надеяться, что к следующему фестивалю контрабасы выучат свою партию, ведь «Аида» — одна из немногих опер, где композитор написал для этих вечно загнанных в угол оркестровой ямы инструментов хотя и короткое, но прекрасное соло.
СДЕЛАЙТЕ МНЕ КРАСИВО
Художник Виктор Герасименко — известный мастер большой формы. Он знает, как на театральной сцене произвести эффект, особенно если бюджет позволяет. Будто бы предчувствуя, что скоро россиянам перекроют проторенную дорожку в Египет, он почти с этнографической точностью воспроизвел легендарные дворцы и храмы египтян. С помощью своего постоянного партнера Данила Герасименко (автора видеопроекции) художник вдыхает в эту помпезную статику жизнь: полыхает пламя факелов, серебрится Нил, в серой дымке молчаливо смотрят на нас пирамиды. В результате фактически попадаешь в интерактивный музей древностей, только потрогать руками ничего нельзя — не дотянешься.
Оксана Крамарева и Ахмед Агади |
Да, «Аида» — из тех опер, которые очень сложно превратить из музейного экспоната во что-то живое. Кто захочет отказаться от величественных картин древнего царства, зная, что спрос на бутафорские пирамиды стабилен в любой экономической ситуации? Роскошь у оперного жанра заложена на генетическом уровне, тем более у такой оперы, как «Аида». И хотя Верди не горел желанием сочинять вампуку на открытие Суэцкого канала, его большая ориентальная драма написана с соответствующим событию размахом и такого же размаха требует на сцене. Но разве опера — это только эффектные декорации? Попробуем мысленно их убрать и посмотрим, что остается.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
Да почти ничего. Даже лошади, которую так мечтал вывести на сцену в этом спектакле Юрий Александров, и той нет. Острые углы любовного треугольника (которые отмечали на премьере) сгладились, и вся режиссерская мысль укладывается в пересказ двух-трех мизансцен, опять же, описанных в премьерных рецензиях. Кстати, описали их не только в казанских газетах: через три месяца после премьеры в Казани Александров поставил «Аиду» в Самаре и, видимо, не особо утруждал свою фантазию, так как самарские заметки описывают спектакль как под копирку.
А как же фантастические массовые сцены? — спросите вы. Да, хор в театре что надо, одет богато, поет прекрасно, с ним сценография впечатляет еще сильнее. Только вот беда: и проклинают, и молят о пощаде они с одним и тем же выражением лица, стоят, не шевельнувшись, как каменные изваяния.
А как же психологическая драма? — скажете вы. Но если убрать декорации, мы получим куцые и однообразные метания героев по сцене. Кто поет — выходит вперед, кто молчит — ждет своей очереди и глубокомысленно взирает внутрь себя (реже — на партнера). Более того, если перенести в этот спектакль солистов из любой шаблонной постановки 30-х, 50-х или 70-х годов прошлого века — они будут выполнять в новой обстановке те же мизансцены, что делали прежде, и даже не заметят подмены.
Что ж, настоящее искусство вечно, скажете вы. Да, но жизнь коротка. И неужели не хочется хоть раз увидеть что-то, кроме костюмированного концерта в музейных интерьерах? Древний Египет успешно существовал на сцене казанского оперного много десятилетий и, несомненно, будет воспроизведен еще не раз. Но, может, все же стоит разок — для разнообразия — сыграть «Аиду» «в трусах и с автоматами»?
Впрочем, наверное, не сейчас. Иначе кто-то лишится единственной возможности увидеть Египет.
Наталия Сурнина
Читайте другие статьи в рубрике «Шаляпинский фестиваль - 2016»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.