Папа Римский Франциск и Патриарх Кирилл вместе выступили против гонений христиан на Ближнем Востоке и «агрессивного секуляризма» Европы
Папа Римский Франциск и патриарх Кирилл вместе выступили против гонений христиан на Ближнем Востоке и «агрессивного секуляризма» Европы

ВДАЛИ ОТ СПОРОВ СТАРОГО СВЕТА: ПАПА И ПАТРИАРХ В ГОСТЯХ У КУБИНСКИХ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

«Мы не соперники, а братья», — эту фразу из совместной декларации, скрепленной подписями патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, можно считать эпиграфом ко всей вчерашней исторической встрече на Кубе. Услышать ее из уст глав двух могущественных христианских церквей — так же необычно, как стать, к примеру, свидетелями примирения суннитов и шиитов. И хотя слова из официального протокола ни к чему не обязывают, христианский мир, что называется, вздрогнул от обещаний и клятв, которыми обменялись Франциск и Кирилл в гаванском аэропорту, носящем имя кубинского поэта и революционера Хосе Марти.

Патриарх и понтифик встретились, по их же словам, вдали от старых споров Старого Света, когда этот «свет», убаюканный ранними зимними сумерками, уже готовился ко сну. На Спасской башне Кремля часы пробили 22:00, в Ватикане — было восемь вечера. «Новый свет», тем временем, бодрствовал: по местному времени было еще только 14 часов, и над головами двух священных особ наверняка курсировали дневные самолеты, поскольку моратория на рейсы никто не объявлял. Впрочем, в VIP-зале аэропорта Гаваны было относительно тихо, за установленными креслами виднелись флаги Ватикана и Московского патриархата, а посередине, на той линии, которая условно разделяла Кирилла и Франциска, красовалось большое православное распятие. Никакой иной религиозной атрибутики в комнате не было. Встреча, как и обещали, выглядела скорее политической, нежели конфессиональной.

Видимая часть переговоров, на которой позволили присутствовать журналистам (их, кстати, было не меньше 200 человек), заняла всего 15 минут. Через размещенные в VIP-зале телекамеры мир лицезрел, как православный патриарх и Папа Римский в назначенный час вошли в помещение из разных дверей, обнялись и троекратно поцеловались. Никто ни перед кем не склонялся и не целовал раболепно рук, как опасались консерваторы РПЦ. Примерно так же троекратно «христосываются» все православные на Пасху или при долгожданной встрече. Этой встречи, как уже раструбили СМИ, ждали более тысячи лет. Слова приветствия, прозвучавшие при этом, были достаточно формальными. Римский понтифик держался естественно и доброжелательно, а предстоятель русской церкви, как отметили некоторые наблюдатели, казался немного напряженным. Но это не наложило никакого отпечатка ни на его «львиную» по обыкновению повадку двигаться, ни на звучный металл его голоса.

По словам митрополита Илариона, беседа проходила «в очень братской, дружественной атмосфере», а «то, что она состоялась, — это, несомненно, значительный шаг вперед»
По словам митрополита Илариона, беседа проходила «в очень братской, дружественной атмосфере», а «то, что она состоялась, — это, несомненно, значительный шаг вперед»

Почти сразу после этого двери VIP-зала закрылись наглухо, журналистов выдворили, и встреча продолжилась в закрытом режиме. Из доверенных лиц кроме переводчиков при патриархе и Папе остались лишь председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Иларион и руководитель папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох.

О том, что происходило во время переговоров, остается судить лишь по скупым комментариям того же митрополита Илариона, который обмолвился, что беседа проходила «в очень братской, дружественной атмосфере», а «то, что она состоялась, — это, несомненно, значительный шаг вперед».

Двери распахнулись лишь в начале первого часа ночи (по Москве). К этому моменту стороны успели обменяться памятными подарками: патриарх Кирилл подарил своему брату одну из самых чтимых русских икон — Казанской Божией Матери, а также свою книгу на испанском «Свобода и ответственность»; в свою очередь, Франциск преподнес русскому владыке частицу мощей его небесного покровителя святителя Кирилла и чашу для причастия.

Миру при этом была явлена совместная декларация Кирилла и Франциска на 10 листах, содержание которой в общих чертах было известно заранее. Однако формулировки оказались не такими обтекаемыми, как ожидалось, особенно в той части, которая критиковала «агрессивный секуляризм» современной Европы. В этом плане, пожалуй, стоит поздравить Папу — он наконец-то обрел для себя союзника, не обремененного политкорректностью.

Журналистов выдворили, и встреча продолжилась в закрытом режиме
Журналистов выдворили, и встреча продолжилась в закрытом режиме

«ЕВРОПА НУЖДАЕТСЯ В ВЕРНОСТИ СВОИМ ХРИСТИАНСКИМ КОРНЯМ»

Тема гонений на христиан связала в один клубок Сирию и Европу, причем связала даже прочнее, чем мощные миграционные потоки, которые захлестнули Старый Свет в течение последнего года. Если применительно к ближневосточному конфликту можно говорить скорее о физическом истреблении христиан, то в отношении к цивилизации Запада следует подразумевать преимущественно «духовный геноцид».

«Наш взор устремлен прежде всего к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям, — провозглашает декларация. — Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению. В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами».

Документ констатирует, что война в Сирии и Ираке уже унесла «тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей». Пантеон христианской церкви пополнился новомучениками, пострадавшими за свою веру от действий террористов, но это вряд ли может радовать Папу и патриарха. Поэтому они призывают международное сообщество «к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока», а также к сплоченности, «чтобы покончить с насилием и с терроризмом».

«Мы не соперники, а братья», — эту фразу из совместной декларации, скрепленной подписями Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, можно считать эпиграфом ко всей вчерашней исторической встрече на Кубе
«Мы не соперники, а братья», — эту фразу из совместной декларации, скрепленной подписями патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, можно считать эпиграфом ко всей вчерашней исторической встрече на Кубе

Среди тех, кто пострадал от боевиков и чья судьба до сих пор точно неизвестна, митрополит Алеппский Павел (Антиохийская православная церковь) и митрополит Иоанн Ибрагим (Сиро-Яковитская церковь), похищенные в апреле 2013 года. Примерно два месяца назад в интернете появилась информация об их казни, однако РПЦ усомнилась в этом из-за отсутствия достоверных данных. Теперь Кирилл и Франциск просят всех, кто может повлиять на судьбу всех похищенных (подразумеваются не только православные иерархи), сделать все необходимое для их скорейшего освобождения.

Впрочем, освободить Ближний Восток от боевиков так же сложно, как избавить Запад от секуляризма. С этим согласились и православный предстоятель, и римский понтифик, когда говорили, что «Европа нуждается в верности своим христианским корням». «Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией», — утверждается в декларации.

Разумеется, главы христианских церквей категорически выступили против абортов, эвтаназии и однополых браков. «Брак сегодня приравнивается к иным формам сожительства, а представления об отцовстве и материнстве, как особом призвании мужчины и женщины в супружестве, вытесняются из общественного сознания», — говорится в документе.

Призывы вернуться к корням и традиции не продиктованы одними лишь интересами о сохранении паствы. И Кирилл, и Франциск считают, что только так мир спасет себя от Третьей мировой. Религии «правой руки» (исповедующие единого Бога или стремящиеся к преодолению зла этого мира) должны объединить свои усилия, чтобы спасти «творение от разрушения и не допустить новой мировой войны».

На фоне «постхристианства» Запада и Ближнего Востока авторы декларации выделили и два очага христианского возрождения: это Россия и многие страны Восточной Европы, «где десятилетиями господствовали атеистические режимы», а также мощный религиозный потенциал Латинской Америки, позволяющий христианской вере «динамично развиваться».

Православный Патриарх и Папа Римский даже выразили обоюдную надежду на новую встречу
Православный патриарх и Папа Римский даже выразили обоюдную надежду на новую встречу

«МЫ РАЗДЕЛЕНЫ РАНАМИ, НАНЕСЕННЫМИ В КОНФЛИКТАХ ДАЛЕКОГО И НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО»

Раскол на Украине стал еще одной «ожидаемой» темой, которой патриарх Кирилл и Папа Франциск уделили немало места в своем итоговом документе.

«Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис, — утверждается в декларации. — Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству».

Православный предстоятель и римский понтифик призвали свои церкви не поддерживать дальнейшую эскалацию конфликта на Украине, а также попытались настроить на примирение греко-католиков и православных «незалежной» республики. Корень раскола исходит еще из Брестской унии 1596 года, в результате которой большая часть епископов Киевской митрополии признала верховную юрисдикцию Папы Римского при сохранении за собой византийских обрядов. «Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униазма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей церкви, не является путем к восстановлению единства», — призывают Кирилл и Франциск.

Что касается отношений между Ватиканом и русской православной церковью, то они теперь, видимо, будут развиваться по восходящей. Православный патриарх и Папа Римский даже выразили обоюдную надежду на новую встречу, но не уточнили, где и когда она может состояться. В декларации сказано: «Католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в трех лицах — Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности». Однако теперь эта пропасть длиной в тысячелетие будет постепенно преодолеваться. «Религиозная идентичность» двух христианских конфессий при этом вряд ли будет утеряна — каждая церковь сохранит за собой привычное единоначалие и обряды. Однако, как заключает та же декларация, «от того, сможем ли мы в переломную эпоху вместе нести свидетельство духа истины, во многом зависит будущее человечества».

Митрополит Феофан: «Защита христиан Ближнего Востока сейчас — задача № 1»
Митрополит Феофан: «Защита христиан Ближнего Востока сейчас — задача №1» (фото: tatarstan.ru)

«СЛАВА БОГУ, ЧТО ЭТА ВСТРЕЧА СОСТОЯЛАСЬ»

«БИЗНЕС Online» попросил своих экспертов оценить значение исторической встречи патриарха РПЦ Кирилла и Папы Римского Франциска на Кубе.

Феофан — митрополит Казанский и Татарстанский:

— Слава Богу, что это встреча состоялась. И итогом этой встречи явились очень многие вопросы, которые необходимо разрешать. В первую очередь это проблема христиан на Ближнем Востоке, где действительно самый настоящий геноцид, где уничтожаются физически носители христианства, рушатся их храмы, монастыри, уничтожаются святыни. Поэтому защита христиан Ближнего Востока сейчас — задача №1, и этой теме было посвящено очень многое. Во-вторых, очень важно обратить внимание, что оба духовных лидера заявили о том, что необходимо хранить духовные ценности. И то же самое было обращено к Западной Европе. Христианская Европа имеет 2000-летние корни в христианстве. Это и нравственность, и юриспруденция, и традиции. Очень важно сохранить как раз эти корни, на которых была взращена европейская цивилизация. В-третьих, очень важно, чтобы вопросы семьи сохранялись в богоданном, богоустановленном виде. То есть главное — это союз любви мужчины и женщины. И первостепенная задача — это дети. Также была высказана мысль, что дети — это дар Божий, они не могут быть уничтожены. Здесь речь идет и об абортах и зачатии каким-то искусственным путем, потому что это тоже вмешательство в Божий закон воспроизводства рода человеческого.

Поднимались и вопросы об Украине, которые также актуальны. Ясно было высказано, что христиане, как православные, так и греко-католики на Украине, должны сделать все, чтобы вражда была неприемлемым способом жизни, а верующие люди были призваны к тому, чтобы воздержаться от вовлечения в политические игры, ведущие к насилию.

Андрей Кураев — протодиакон, профессор богословия Московской духовной академии, профессор Свято-Тихоновского православного университета:

— Для глобального христианского мира эта встреча не имела никакого значения, в отличие от русской православной церкви. Во-первых, патриарх Московский и всея Руси не имеет права говорить от имени всего православного мира — он лишь один из 15 лидеров этого мира, поэтому он не может принимать решения по вопросам вероучительства. Для католического мира это довольно привычно — с другими патриархами Римские Папы встречались часто за последние полвека. Напомню, что формальным лидером православного мира является Вселенский патриарх, который живет в Стамбуле и поддерживает постоянные рабочие контакты с Ватиканом. Так что эта встреча поможет части православной паствы преодолеть некоторые фобии, покажет, что можно встречаться с Римским Папой и при этом сохранять свою собственную идентичность. Надеюсь, со временем это событие поспособствует угасанию сложных апокалипсических настроений внутри самой русской православной церкви. Но пока они имеют место, и патриарх летел в Гавану под улюлюканье и возмущение многих православных активистов и блогеров, которые считали это чуть ли не предательством русской православной веры.

Константин Душенов — директор агентства аналитической информации (ААИ) «Русь Православная», общественный деятель, публицист:

— Встреча Папы с патриархом имеет политический смысл — об этом говорит опубликованная декларация. Ничего значительного в ней не было — и слава Богу, потому что у значительной части православных были опасения, что она может так или иначе повредить православной вере, что для миллионов верующих абсолютно неприемлемо. Но этого не случилось, а политические результаты этого события, на мой взгляд, следующие. Патриарх Кирилл подтвердил на международной сцене свой статус религиозного лидера, равновеликого по значению Папе Римскому. Папа со своей стороны тоже не остался без определенных бонусов — он теперь всем будет рассказывать: дескать встречи не было 500 лет, последние 30 лет мы пытались русских уговорить, а я этих упрямцев смог уломать.

Но о чем нам нужно помнить? Эта идея — опереться на Рим в борьбе с общими врагами — в истории православного мира возникала неоднократно. И никогда ничего хорошего не приносила. Этому соблазну в XIII веке поддался князь Даниил Галицкий и решил опереться на Рим в борьбе с татарским нашествием. Чем это кончилось мы все знаем — западная Украина оказалась оторванной от православного мира, а сейчас, по сути, превратилась в злейшего врага и ненавистника всего, что русским людям дорого и свято. Могу привести в пример и Флорентийскую унию: на самом деле, император Византии согласился на нее только потому, что рассчитывал на помощь Папы в борьбе с турками. Ну и что? Можно вспомнить знаменитую фразу Тараса Бульбы: «Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?». С другой стороны, люди, которые противостояли этому соблазну и боролись с экспансией католицизма, прославлены в русской истории и окружены всеобщим почитанием. Достаточно вспомнить великого князя Александра Невского, можно привести в пример Иоанна Грозного, который в философских дискуссиях посрамил иезуита Антония, присланного специально для того, чтобы уговорить дикого московита пойти на союз. Короче говоря, как бы дальше ни складывались отношения с Ватиканом, нужно об этом помнить.