Дорогие кредиты, бюрократизация господдержки, девальвация рубля вместе с санкциями заставляют татарстанских промышленников буквально «грызть землю». Тем не менее едва ли не все предприятия ухитряются вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а Татарстан продумал новую программу господдержки «провисающих» отраслей. Об этом на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» рассказал гендиректор ассоциации предприятий и промышленников РТ Алексей Пахомов.
Алексей Пахомов: «Экономической политики в России нет» |
«ЕСЛИ ХОТИТЕ УВИДЕТЬ РЕАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ, ПРИХОДИТЕ В НАШУ АССОЦИАЦИЮ»
Ассоциация предприятий и промышленников РТ (АПП РТ) образовалась в 1990 году, и сейчас в нее входит около 300 предприятий: в основном это оборонка, машино- и приборостроение, нефтехимия. Они производят 75 - 85% от всего объема промышленной продукции республики. Организация отстаивает интересы своих членов в чиновничьих кругах всевозможных уровней. «Главное, что нам удалось сделать, — это выстроить отношения с властью, они у нас деловые, — заверил на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» Алексей Пахомов. — Когда требуется «тяжелая артиллерия», мы обращаемся к президенту Татарстана. Он никогда не отказывает».
По словам Пахомова, к новому министру промышленности и торговли РТ Альберту Каримову у «генералов» татарстанской промышленности отношение хорошее, но все-таки он достаточно молод. «Парень он толковый, но ему надо набираться опыта, присмотреться, кто и что делает, а уже потом привносить что-то новое, — миролюбиво рассуждает глава ассоциации. — И мы ему говорим: если хотите увидеть реальное положение дел, приходите на нашу площадку».
А проблем, которые промышленникам нужно решать совместно с властями, не перечесть. И хотя большинство вопросов адресуется федеральному правительству, часть задач Татарстан пытается выполнить на месте. Как рассказал Пахомов, на ближайших сессиях Госсовета РТ депутаты должны рассмотреть новую подпрограмму развития промышленности РТ на 2016 - 2020 годы, в которой четко определены дополнительно «провисающие» отрасли для поддержки. Их пять: фармакология и медицина; химический комплекс; средне- и малотоннажная химия; легкая промышленность; производство детских товаров и товаров бытового назначения; машиностроения и энергетика; лесопереработка и производство мебели. Какие-то суммы для них планируется выделить из федерального и республиканского бюджета. Основными отраслями есть и остаются нефтехимия и машиностроение.
Свободная зона в Иннополисе вскоре может стать новой точкой роста
«И ФИНАНСОВ НЕТ, И РЕСУРСОВ НЕТ, НО НАДО РАБОТАТЬ»
«Внятной экономической политики в России нет», — однозначно оценивает ситуацию Пахомов. — Налоговая нагрузка должна быть нормальной и не вынуждать просить преференций. И денежно-кредитная нагрузка должна быть нормальной. И в целом должна быть разумная, внятная эффективная политика на федеральном уровне, которая бы мотивировала развитие бизнеса, а не наоборот». Сейчас большинству промышленников банковские кредиты попросту не по карману: деньги можно взять минимум под 13,5 - 15%. «У машиностроения, к примеру, рентабельность составляет 5, максимум 8 процентов, и как тогда можно брать такие кредиты?!» — недоумевает глава ассоциации. Поэтому, констатирует Пахомов, большая часть предприятий кредитами почти не пользуется, а если и пользуется, то в большинстве случаев с учетом субсидирования процентной ставки.
К чиновникам у него есть масса претензий и помимо кредитной политики. Так, новшества в федеральных законах №275 и №159, которые регламентируют гособоронзаказ, настолько усложнили работу с банками, что вогнали многие предприятия в ступор. «Удивляюсь умению написать такое!» — делится эмоциями Пахомов. При этом, несмотря на многочисленные жалобы, «не отработан механизм, и никакой реакции чиновников нет». Еще одна серьезная проблема — забюрократизированная процедура господдержки, которая не позволяет пробиться к выделенным на поддержку промышленности деньгам. Так, из 44 татарстанских заявок в фонд развития промышленности (а он сейчас капитализирован на 20 млрд. рублей, ожидаются еще вливания в 20 - 30 млрд.) были приняты только 4. Не контролирует государство и цены на основное сырье, а многие поставщики ориентируются на биржевые цены, рассчитанные в зарубежной валюте. Мешают и политические санкции, нехватка квалифицированных кадров, растущие неналоговые платежи по экологии и охране природы.
«Предприниматель не знает, куда качнется экономический курс страны. При растущих рисках доходность в несырьевой сфере сокращается, — констатирует гендиректор АПП. — Необходим переход от ограничительной кредитно-денежной политики к стимулирующей. У Банка России должны появиться реальные цели — экономический рост, рост производства, а не бесконечное таргетирование инфляции». Периодическое субсидирование делу не поможет: «Нельзя всех согреть этим солнцем — где-то будет тень. Да и вы знаете, как деньги до нас доходят. В прошлом году почти триллион через банки провели, а реальному сектору досталось вы знаете что, — развел руками Пахомов. — Предприятия работают в режиме не «благодаря», а «вопреки», — горько резюмирует он. — Да, финансов нет, и ресурсов нет, но надо работать, рассчитывая только на себя. Дверь закрыта — надо лезть в форточку».
При этом глава ассоциации признает: в Татарстане есть точки роста во многих отраслях промышленности, а также в особой экономической зоне «Алабуга»: «Нужно отдать должное — там идет очень динамичное развитие. Там инвестиций уже под 100 миллиардов. Это же очень солидные предприятия».
Еще один позитивный факт: масса предприятий республики понемногу ведет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). По статистике, в 2014 году в Татарстане этим занимались 114 компаний и потратили на них 15 млрд. рублей. «Я сам удивился такой цифре! — порадовался Пахомов. — Мы подходим к тому, что не заниматься этим просто нельзя».
Отвечая на вопрос о кадрах для промышленности, Пахомов был неожиданно оптимистичен. По его словам, предприятия более активно начали выстраивать линию обучения нужных работников со школьной скамьи, и образовательная цепочка, существовавшая в советское время (грамотная профориентация: часть молодежи идет в техникумы, другая — в вузы), начинает восстанавливаться. «Нужны кадры и приличный современный менеджмент», — подчеркивает Пахомов. Грамотные менеджеры — на вес золота, и им может помочь не только поддержка властей, но и общественное признание, которое дает, к примеру, ежегодный конкурс «Руководитель года». На вопрос о том, ждут ли «золотые» менеджеры ежегодного президентского приза, Пахомов заметил: «Директора ничего не ждут — они знают, что выбор будет сделан правильно, и выберут того, кто достоин».
Полную стенограмму интернет-конференции с Алексеем Пахомовым читайте в ближайшее время на «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.