В охраняемые зоны трех трубопроводов в поселке Салмачи попало более 200 домов

ОТЕЦ МАКSИМ: «МНЕ ТЕРЯТЬ НЕЧЕГО, МОГУ И РУЖЬЕ ДОСТАТЬ»

Большинство домов на улице Григорьева, Газовой и Липки в казанском поселке Салмачи не достроены до конца, но люди там уже живут, постепенно налаживая свой быт. Однако с осени прошлого года стройки замерли — жильцы неожиданно для себя узнали, что на купленных ими несколько лет назад и официально зарегистрированных без всякого обременения земельных участках жилые дома строить нельзя, так как они находятся в охраняемой зоне трех проходящих поблизости магистральных трубопроводов — газопровода Миннибаево — Казань и этанопровода, которые эксплуатирует ООО «Газпром трансгаз Казань» («дочка» ПАО «Газпром»), а также этиленопровода, которым владеет ООО «Управление этиленопроводов — Нижнекамскнефтехим» («дочка» «Нижнекамскнефтехима», НКНХ, входит в ГК «ТАИФ»). Всего в охраняемые полосы, по некоторым данным, попало примерно 300 участков, на которых построено более 200 домов. Теперь всем им грозит участь пойти под снос.

Дополнительной скандальности ситуации придает то, что, как стало известно «БИЗНЕС Online», в одном из таких домов живут родители известной певицы МакSим — Сергей и Светлана Абросимовы. Их двухэтажный дом с встроенным гаражом и просторной застекленной верандой лишен всякого налета звездности, построен без архитектурных излишеств, но сделан добротно. Сразу видно, что родители певицы вкладывали в свое жилище личный труд и свои средства, строя его в несколько этапов. Земельный участок площадью 10 соток огорожен забором из профнастила и, судя по всему, еще окончательно не благоустроен.

Напомним, что Марина Абросимова (настоящее имя певицы МакSим) родилась в Казани в 1983 году и в 17 лет начала покорять Москву, параллельно учась в КГТУ им. Туполева на факультете связей с общественностью. В 2003 году на свет появляются первые песни, а общероссийский успех певице принес выход в 2006 году дебютного альбома «Трудный возраст», который разошелся тиражом 1,5 млн. копий. Всего в дискографии МакSим четыре альбома, которые принесли певице 12 статуэток «Золотой граммофон». Сейчас идет работа над пятым альбомом. Суперхитами стали, в частности, песни «Знаешь ли ты, вдоль ночных дорог...», «Ветром стать» и «Золотыми рыбками быть не просто».

В охраняемые зоны трех трубопроводов в поселке Салмачи попало более 200 домов, среди которых и дом родителей певицы МакSим (на фото)
Среди построек, которым теперь угрожает снос, и дом родителей певицы МакSим (на фото)

Сам Сергей Абросимов неохотно идет на контакт со СМИ, но в телефонном разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал, что дом он строил своими руками для семьи, чтобы здесь спокойно доживать свой век. «Мы ни в чем не виноваты — у нас все документы в порядке, и выданы они нам государством. Никто не предупредил нас, что в этом месте нельзя строиться. Пусть ищут виновных», — сказал он. При этом он заявил, что вместе с соседями готов пройти все судебные инстанции, отстаивая свои жилища. «Я 6 лет строил дом, вложил в него все свои средства, продал все, что у меня было... Неужели я буду стоять и смотреть? Не буду! Мне терять нечего, я инвалид, могу и ружье достать», — сказал он в эмоциональном запале (ранее Абросимов работал автослесарем, сейчас инвалид второй группыприм. ред.).

Впрочем, успокоившись, отец певицы выразил надежду на то, что жильцы Салмачей смогут договориться с чиновниками. «Неужели власти выберут старую трубу, а не интересы многих горожан?» — задал он риторический вопрос.

Кстати, среди соседей Абросимова уже ходят слухи, что его дочь вот-вот обещала приехать в Казань и чуть ли не договорилась уже об аудиенции с президентом РТ Рустамом Миннихановым, чтобы убедить того повлиять на ситуацию. В интервью «БИЗНЕС Online» Абросимов эту информацию не подтвердил, но и не опроверг. «Дочка в курсе ситуации и обещала приехать. Пока комментировать ее возможные действия я не могу», — сказал он.

Сергей Абросимов (на заднем плане): ««Я шесть лет строил дом, вложил в него все свои средства, продал все, что у меня было — неужели я буду стоять и смотреть? Не буду!» (фото: <a href=
Сергей Абросимов (на заднем плане): «Я 6 лет строил дом, вложил в него все свои средства, продал все, что у меня было... Неужели я буду стоять и смотреть? Не буду!» (фото: maximfan.ru)

ПЕРВЫМ В БОЙ ПОШЕЛ ТАИФ

Как рассказал «БИЗНЕС Online» юрист Альберт Федоров, представляющий интересы группы жителей Салмачи в суде, некоторые жители поселка построили дома рядом с трубопроводами еще 20 лет назад, до последнего времени эксплуатирующие организации закрывали на это глаза.

Однако все изменилось летом 2015 года. Первый выстрел сделала «дочка» НКНХ, которая подала в Советский районный суд иск в отношении семьи Шагалеевых — о сносе самовольно построенного дома на земельном участке, расположенном внутри охранной зоны этиленопровода (согласно материалам дела дом находился на расстоянии 81 м от оси трубопроводаприм. ред.). Суд встал на сторону компании, не приняв во внимание то, что на момент покупки земельного участка в зоне пролегания трубопровода не было никаких аншлагов, предупреждающих о наличии охранной зоны.

«Отсутствие аншлагов не свидетельствует об отсутствии магистрального этиленопровода и не освобождает ответчицу от обязанности соблюдать соответствующие ограничения, предъявляемые к возведению и эксплуатации строений в непосредственной близости от опасного объекта», — говорится в решении суда.

На момент покупки некоторых участков в зоне пролегания трубопровода не было никаких аншлагов, предупреждающих о наличии охранной зоны

27 января 2016 года, после того как жильцы проиграли кассацию в Верховном суде РТ, районный суд вынес решение о сносе дома. По словам Федорова, исполнение решения суда отсрочено на три месяца, адвокаты готовят надзорную жалобу. Ясно, что первый прецедент по сносу дома может вызвать эффект домино.

Вслед за НКНХ осенью 2015 года 9 исков в отношении жителей поселка Салмачи, в том числе и семьи Абросимовых, подал и владелец двух других трубопроводов — ООО «Газпром трансгаз Казань». По слухам, бытующим среди местных жителей, косвенной причиной начала гонений стал пожар в ТЦ «Адмирал», случившийся 11 марта 2015 года. Сразу после этого инцидента приволжское управление федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор по РТ) начало проверку соблюдения законодательства, которая и выявила наличие жилых зданий внутри охранных зон. Эксплуатирующим организациям были выданы предписания, которые и заставили тех подать иски в отношении жильцов поселка Салмачи о сносе домов.

Некоторые жители поселка построили дома рядом с трубопроводами еще 20 лет назад и до последнего времени эксплуатирующие организации закрывали на это глаза
Некоторые жители поселка построили дома рядом с трубопроводами еще 20 лет назад, до последнего времени эксплуатирующие организации закрывали на это глаза

НА МЕЧТЫ О ВЫНОСЕ ТРУБЫ У «ГАЗПРОМА» НЕТ ДЕНЕГ

На днях после нескольких переносов заседания в Приволжском районном суде началось рассмотрение первых четырех исков по существу и наконец-то стала известна аргументация истца — ранее представители обслуживающей компании отказывались комментировать суть иска.

В представленном пояснении исковых требований обслуживающая компания ссылается на закон 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», где разъяснены критерии опасных объектов, под которые попадают магистральный газопровод и этанопровод, что подтверждается свидетельством о регистрации А43-00783 от 11.01.2013, выданным Ростехнадзором. Согласно закону газопровод первой категории должен находиться на расстоянии не менее 150 м от населенного пункта, а этанопровод второй категории (номинальный диаметр — 720 мм) — не менее 125 метров. Таким образом, по мнению истца, дома, расположенные ближе, подлежат сносу.

В ответ жители Салмачей указывают на то, что трубопроводы проходят внутри городской черты Казани. Таким образом, по мнению жильцов, не они, а владелец трубопроводов нарушает требования СНиПа 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», согласно которому газопроводы высокого давления и сооружения на них не могут находиться в городской черте. Впрочем, Федоров разъяснил, что СНиП «Магистральные трубопроводы» запрещает строительство в черте города новых магистральных трубопроводов, однако не регламентирует эксплуатацию тех, которые первоначально были построены за его пределами. Он напомнил, что газопроводы были построены в 1971 - 1975 годах и огибали границы Казани по большой дуге, поставляя сырье с «Нижнекамскнефтехима» в «Казаньоргсинтез». Позднее, с расширением границ Казани, в нескольких местах трубопроводы оказались в городской черте (село Салмачи вошло в состав Казани в 2001 году постановлением кабмина РТ №670 от 19.09.2001прим. ред.).

По мнению истца, отсутствие денег у «Газпрома» на продолжение работ по выносу магистрального газопровода Миннибаево-Казань не отменяет того факта, что нарушение опасной зоны существует и должно быть устранено ответчиком
По мнению истца, отсутствие денег у «Газпрома» на продолжение работ по выносу магистрального газопровода Миннибаево-Казань не отменяет того факта, что нарушение опасной зоны существует и должно быть устранено ответчиком (фото: kazan-tr.gazprom.ru)

В том же пояснении стало понятно, что не оправдывается еще одна надежда жильцов Салмачей — на перенос магистрального газопровода Миннибаево — Казань. Юристы ООО «Газпром трансгаз Казань» подтвердили, что еще в 2003 году «Газпром» утвердил проект реконструкции газопровода Миннибаево — Казань на участке 220 - 285 км, а в мае 2008 года внес в проект изменения, предусматривающие вынос газопровода за перспективную черту застройки города Казани и взлетной полосы международного аэропорта «Казань». «Однако вывод из эксплуатации действующих магистральных газопроводов, газопроводов-отводов и ГРС будет рассматриваться ПАО «Газпром» только после завершения строительства всех вышеназванных объектов», — говорится в пояснении эксплуатирующей организации. Когда завершится строительство, там не знают. «Хотя по плану 2003 года весь объем работ должен был быть завершен за 3 года 5 месяцев, за прошедшие 6 лет проект реализован лишь наполовину — не выполнены работы по проектированию и строительству газопроводов-отводов, распределительных газопроводов, ГРП, ГРС и т. д. Продолжение реализации зависит от финансирования со стороны «Газпрома» (общая стоимость проекта в 2012 году оценивалась в 9 млрд. рублейприм. ред.). Учитывая сложную финансовую ситуацию, определить срок завершения проекта не представляется возможным», — констатируют юристы ООО «Газпром трансгаз Казань».

Впрочем, по мнению истца, отсутствие денег у «Газпрома» на продолжение работ по выносу магистрального газопровода Миннибаево — Казань не отменяет того факта, что нарушение опасной зоны существует и должно быть устранено ответчиком.

Более того, вынос магистрального газопровода фактически не изменит ситуацию, если свой этанопровод не согласится перенести и ТАИФ. Ну или хотя бы уменьшить в нем давление. Но надежды на это мало. «Ввиду специфики назначения (снабжение ПАО «Казаньоргсинтез») уменьшить охранную зону путем снижения давления в этанопроводе не представляется возможным», — заранее отвечает за нефтехимиков в своих пояснениях «Газпром трансгаз Казань».

ДИСК С ДАННЫМИ ОТ «ГАЗПРОМА» ПРИШЕЛ ЛИШЬ В КОНЦЕ 2015 ГОДА

Как же так получилось, что жители Казани смогли покупать и официально оформлять без всякого обременения земельные участки в установленной законом охранной зоне трубопроводов? Юристы компании «Газпром трансгаз Казань», опасаясь, видимо, встречных исков (которые уже стали поступать в суд), пытаются перекинуть всю ответственность за это, как горячую картошку, на исполком города Казани, заявляя, что компания предупреждала городские власти по поводу своих трубопроводов.

В качестве доказательства они представили суду копию переписки с комитетом земельных и имущественных отношений (КЗИО) Казани за 2009 год. «Ответами на наши обращения исполком города Казани и КЗИО Казани подтвердили, что представленные истцом материалы, содержащие сведения о границах охранных зон магистральных газопроводов, будут учтены при дальнейшей работе при формировании и отводе земельных участков на сопредельных с газопроводом территориях», — отмечают юристы компании и делают вывод: при таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания утверждать, что ООО «Газпром трансгаз Казань» не исполнялась нормативная обязанность по оформлению охранных зон.

Согласно закону газопровод первой категории должен находиться на расстоянии не менее 150 м от населенного пункта, а этанопровод второй категории (номинальный диаметр — 720 мм) — не менее 125 метров

Исполком Казани брать на себя вину категорически отказался. Присутствующий на судебных слушаниях в качестве третьего лица представитель управления архитектуры и градостроительства (УАиГ) попросил приобщить к материалам дела выписку из электронной карты, которой оперирует управление, на которой сведения о защитных зонах данных газопроводов отсутствуют и по сей день.

«В настоящее время охранная зона газопровода и этанопровода Миннибаево — Казань не установлена», — констатируется и в ответе пресс-службы исполкома на запрос «БИЗНЕС Online». Там подтвердили, что в момент разработки генплана Казани в исполком города от собственников трубопроводов действительно поступала информация об их расположении, но лишь ориентировочная. «Неоднократно в адрес эксплуатирующих трубопроводы организаций поступали запросы о точном указании охранных зон, но материалы в исполком так и не поступали. Лишь в конце 2015 года от ООО «Газпром трансгаз Казань» в исполком поступил диск с местоположением сетей. Но охранных зон данные сведения не содержат, то есть определять их город опять будет вынужден самостоятельно, ориентировочно, используя топографические планы», — пожаловались в исполкоме на «дочку» «Газпрома».

Но, главное, в исполкоме Казани уверяют, что с 2001 года не предоставили на этой территории ни одного участка — ни юридическим, ни физическим лицам — именно из-за отсутствия точных сведений о границах охранных зон. Откуда же там появились дома? «Данные участки изначально могли быть приобретены гражданами либо на основании решений салмачинского совета местного самоуправления (до вхождения в состав Казани), либо незаконным путем», — предположили в пресс-службе, отметив при этом, что город не давал и разрешений на постройку и ввод в эксплуатацию жилых домов, поскольку этого сейчас не требуется — «спасибо» дачной амнистии. Напомним, что, согласно ст. 25.3 федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ, до 1 марта 2018 года правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

Получается парадокс: не будь дачной амнистии, жильцы Салмачей могли узнать об обременении заранее — при обращении в УАиГ за утверждением градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство. «В случае выявления специалистами УАиГ факта расположения земельного участка в предполагаемой охранной зоне и зоне минимальных расстояний магистрального газопровода высокого давления Миннибаево — Казань (согласно имеющейся в генплане Казани информации), заявителю сообщается о наличии оснований для отказа в выдаче ГПЗУ. Кроме того, заявителю рекомендуется обратиться в ООО «Газпром трансгаз Казань» для уточнения сведений о распространении охранных зон на земельный участок», — отмечается в ответе пресс-службы исполкома города Казани. Вот бы еще такие сведения давал Росреестр, куда многие на всякий случай обращались за выписками, но без точных границ от «Газпрома» он этого сделать не мог.

Источником компенсаций, по мнению некоторых владельцев, может стать выплата «Газпромом» арендных платежей за использование земельных участков под газопроводы

ЖИТЕЛИ САЛМАЧЕЙ: «ОБИДНО, КОГДА ГОВОРЯТ, ЧТО МЫ МАЖОРЫ И ТАК НАМ И НАДО»

А пока чиновники и сырьевые гиганты разбираются между собой, люди в Салмачах гадают о своей судьбе и ищут любую соломинку, за которую можно было бы ухватиться.

Сосед Абросимова Руслан Тагиров в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» настроен оптимистично. «Мы купили участок у частного лица в 2013 году и специально, перед тем как оформить покупку, взяли выписку, чтобы узнать, есть обременение или нет. Обременения по документам не было. Очевидно, что не мы виноваты в том, что информации об обременении не было в документах. Те, кто виноват, должны компенсировать наши расходы», — отметил он, впрочем, дав понять, что это крайний вариант — с учетом инфляции сейчас на те деньги, которые были потрачены в 2013 году, такого же дома не построить.

«Ситуация непонятная. С нами «Газпром трансгаз Казань» общаться не хочет, чтобы найти какие-то мирные пути решения проблемы. Может, они хотят обострить ситуацию, чтобы «Газпром», наконец, деньги выделил на достройку обходного магистрального газопровода?» — предположил Тагиров. «Правда, непонятно, что делать с двумя другими трубопроводами, которые идут на «Казаньоргсинтез». Говорят, что на днях объявят, что «Газпром» снизит в них давление и таким образом их охранная зона уменьшится», — поделился он слухами.

Источником компенсаций, по мнению Тагирова, может стать выплата «Газпромом» арендных платежей за использование земельных участков под газопроводы. «Газпром» заключил арендный договор с Казанью только в 2015 году (копию этого договора во время судебного заседания представил юрист компании «Газпром трансгаз Казань» прим. ред.), а ранее они не платили денег. Пусть «Газпром» заплатит городу аренду за все 15 лет, в течение которых земля принадлежит Казани. Я думаю, что этой суммы хватит, чтобы компенсировать расходы жильцов», — предложил Тагиров. Отметим, что подтвердить из других источников бытующую среди жильцов Салмачи гипотезу о том, что «Газпром» много лет не платил Казани аренду за использование земли под трубопроводы, «БИЗНЕС Online» пока не удалось.

«Я узнал об иске против нас случайно — зашел на сайт Приволжского районного суда. Повестка в суд пришла на мой старый адрес», — рассказал Ильнар Муслимов, который приобрел пять соток в 2012 году. «Мы совместно с товарищами по несчастью подписали обращение к органам госвласти, подали заявку на проведение технической экспертизы о возможности возведения защитных сооружений между трубопроводами и нашими домами», — рассказал он. По его словам, защитное сооружение будет представлять собой трехметровую бетонную конструкцию, которая сможет защитить жителей близлежащих домов от возможного взрыва газа. Таким образом, по мнению жителей, это позволит обойтись «малой кровью», оставив дома на месте. Впрочем, Муслимов признает, что такая конструкция встанет в копеечку, даже если на ее строительство пойдет истец.

«Обидно, когда в СМИ про нас говорят, что мы мажоры и так нам и надо. Например, я работаю оператором станка по лазерной резке, мои соседи — в основном пенсионеры. Никто не богат, мы простые люди. Все вложили все свои накопленные деньги в строительство домов, продали квартиры, влезли в кредиты. Если дома будут снесены, мы окажемся на улице — идти нам с детьми некуда», — сказал Муслимов.

Он в курсе, что в декабре 2015 года один из соседей добился судебного решения о возврате денег, которые получил от него бывший собственник земельного участка и недостроенного дома, однако сомневается, что это как-то поможет. «Во-первых, этих денег у продавца уже нет, скорее всего, взыскать с него ничего не удастся, — отметил он. — Мы будем бороться до конца. Помимо буквы закона должен быть еще дух закона. Несправедливо лишать собственности людей, которые получили ее законным путем. Пусть между собой проблему решают те, кто ее породил — «Газпром и исполком Казани, а простых людей пусть не трогают», — заявил он.