КРЕПОСТЬ ВНУТРИ ГОРОДА

27 февраля исполнился год со дня убийства влиятельного российского оппозиционера Бориса Немцова. Его убийство держало российские политические круги в напряжении в течение двух недель, обнажив прежде скрытую ожесточенную конкуренцию внутри Кремля и поставив под сомнение способность президента России Владимира Путина контролировать ситуацию. Этот спор, который вышел за рамки смерти отдельного лидера оппозиции и даже за рамки фракционной конкуренции, на самом деле представлял собой борьбу за право контролировать будущее России. Все это напоминает о трехлетнем периоде в начала 1920-х годов, который завершился сменой руководства и определил траекторию развития Советского Союза.

Борьба между представителями элиты Кремля так же стара, как и сам Кремль. Слово Кремль буквально означает «крепость внутри города» — весьма подходящая метафора для смутной борьбы за власть между представителями элиты в самом сердце оживленной системы правительства. За последние 10 лет правительство Путина разделилось на четыре лагеря: сильная Федеральная служба безопасности, так называемые либеральные реформаторы, консервативные круги, не принадлежащие к ФСБ, и круг людей, которые преданы лично Путину.

Эти кланы постоянно борются за власть, активы и влияние, а Путин играет роль арбитра. В настоящий момент в отношениях между ними установился баланс: ни один клан не может сменить власть наверху. Однако, как показывает история России, все может измениться в один момент. В последние несколько лет ситуация была довольно устойчивой, однако ФСБ время от времени пыталась помериться силами с другими кланами, а в некоторых случаях, даже с самим Путиным.

События, приведшие к убийству Немцова, берут свое начало в выступлениях Евромайдана 2014 года. Массовые протесты, которые в конечном итоге привели к свержению пророссийского правительства на Украине, застали Москву врасплох. Те рычаги влияния, которые были в распоряжении у России, внезапно оказались неспособны предотвратить смену правительства, и только небольшой район на востоке страны выступил против нового прозападного правительства Украины. С точки зрения кремлевских инсайдеров, вина за такой провал целиком лежит на ФСБ, которая отвечала за влияние и разведку внутри Украины. В результате ФСБ на некоторое время утратила свои ведущие позиции в вопросе контроля над Украиной, и, более того, Путин, по некоторым слухам, даже провел реорганизацию этой структуры вскоре после упомянутых выше событий.

Все это поставило ФСБ в довольно сложное положение, заставив ее принять участие в серии захватов власти, в результате чего она получила возможность контролировать некоторые ключевые позиции и увеличила свое влияние внутри различных ведомств, отвечающих за безопасность. К концу 2014 года способность Путина контролировать ФСБ также оказалась под сомнением. Его поведение становилось все более странным: он не появлялся на важных пресс-конференциях и отпраздновал свой день рождения один в сибирском лесу. Верные соратники Путина из числа кремлевской элиты, в частности, президент Чечни Рамзан Кадыров, организовали целую кампанию вокруг своего лидера, наводняя сеть посланиями и постами в его поддержку. Чеченский лидер даже собрал 20-тысячное войско, чтобы поддержать Путина, и предложил отправить его непосредственно на Украину.

Столкновение между соратниками Путина и ФСБ начало набирать силу в 2015 году, и кульминацией стали две недели смятения в Кремле. Убийство Немцова, произошедшее 27 февраля 2015 года, стало частью всего этого. Затем по подозрению в убийстве оппозиционера власти арестовали нескольких чеченцев, связанных с Кадыровым, а Путин отменил свою поездку в Казахстан и исчез из поля зрения общественности на 10 дней. Российские СМИ ударились в панику, выдвигая самые разные предположения о причинах его исчезновения, от болезни до переворота.

Эта борьба за власть на высшем уровне усугубила конфронтацию на Украине. Начало экономического спада в конце 2014 года сделало ситуацию еще хуже, превратив все это в «идеальный шторм» для Путина. Сегодня раскол внутри кремлевской элиты проходит по тем самым линиям, которые возникли в результате украинского кризиса. Ее представители продолжают спорить о том, кто должен находиться у власти и как можно справиться с различными кризисами в России. А Путин все еще пытается урегулировать эти ожесточенные споры.

ПОЧТИ КАК ПРИ СТАЛИНЕ

Нынешняя ситуация в Кремле имеет ряд очевидных сходств с периодом становления Сталина в качестве будущего лидера — достаточно длительным периодом, который завершился со смертью Ленина в 1924 году. Ленин пришел к власти в результате Большевистской революции, которая была вызвана катастрофической ролью России в Первой мировой войне и крахом царского режима. Пока большевики консолидировали власть в начале 1920-х годов, им приходилось постоянно решать проблемы непрекращающегося голода и рухнувшей экономики. Ленин правил страной вместе с несколькими группами представителей элиты, которые отдаленно напоминают нынешние кремлевские кланы. Те, кто находился у власти, пытались получить контроль над различными экономическими активами еще до того, как завершилась война между красными, белыми и другими силами. В действительности Ленин начал процесс беспощадной экономической и политической централизации уже в 1918 году.

Когда завершилась гражданская война и советская система начала постепенно обретать форму, внутри Кремля произошел глубокий раскол в вопросе о том, какая экономическая система должна прийти на смену старой системе. Тот регион, который находился под контролем российских властей, был истощен долгой войной и голодом. Кремлю необходимо было догнать другие крупные державы, однако он не знал, как можно быстро модернизировать промышленный сектор России. Еще одно сходство с сегодняшней ситуацией заключается в том, что главный раскол произошел между теми, кто хотел добиться большей централизации, и теми, кто стремился изменить курс и начать либерализацию экономики. Ленин склонялся к более открытой экономической системе, предупреждая, что Россию «затягивает поганое бюрократическое болото» коррупции.

В рядах кремлевской элиты не было согласия и в вопросе о политике России в соседних странах — еще одно сходство с сегодняшней ситуацией. В рамках так называемого Грузинского дела 1922 года Сталин предложил присоединить государства Кавказа — Грузию, Азербайджан и Армению — к Советскому Союзу как одну республику. Его цель заключалась в том, чтобы помешать жителям этих государств консолидировать власть и бросить вызов Москве. Ленин обвинил Сталина в том, что тот пытается создать «Великую Россию» — в рамках этой концепции Москва должна была контролировать все земли и территории, относившиеся к Руси, в особенности родственные в этническом и языковом смысле народы Украины и Белоруссии. Сталин выиграл в этом споре, хотя Ленин продолжил отстаивать свою точку зрения вплоть до своей смерти.

Беспокойство по поводу стремления России подчинить себе территории за пределами ее границ является одной из причин непрекращающихся споров вокруг политики Украины и сегодня. В последние два года Путин и многие представители консервативной элиты служб безопасности, не входящих в ФСБ, часто упоминали концепцию, сходную с Великой Россией Сталина — концепцию Новороссии. Она берет свое начало в той эпохе, когда Российская империя нанесла поражение Османской империи. Новороссия охватывает территорию, которая включает в себя юг Украины, современные Приднестровье и Донбасс. Ультраконсерваторы Кремля сначала хотели силой захватить все территории Новороссии, однако Путин выбрал более умеренную тактику: он решил аннексировать Крым и поддерживать на востоке Украины наполовину замороженный конфликт. Многие представители Кремля до сих пор убеждают его начать полномасштабную военную интервенцию на Украине. Однако либеральные кремлевские круги начали призывать к свертыванию всех операций на Украине, чтобы Запад снял санкции с России и российская экономика смогла восстановиться.

В 1920-х годах различные группировки внутри элиты тоже пытались укрепить свои позиции. Пока здоровье Ленина ухудшалось, он продолжал осуждать и критиковать Сталина, называя его совершенно неподходящим преемником как в беседах с представителями кремлевских кругов, так и в личных записях, где он также излагал свои взгляды на направление развития России. Однако Сталин уже начал договариваться с соратниками Ленина за его спиной и пытаться отстранить Ленина от процесса принятия решений под предлогом его болезни. Ближе к концу жизни Ленина внутри сталинских кругов возникла дилемма, касающаяся того, стоит ли идти против легендарного революционера. Все это стало причиной резких колебаний в позициях и мнениях представителей элиты, которые происходили вплоть до смерти Ленина и прихода к власти Сталина.

Сегодняшняя внутренняя борьба между кремлевскими кланами очень напоминает ту борьбу, которая шла в сталинских кругах в начале 1920-х годов. Путин долгое время был объединяющей силой внутри Кремля, способной урегулировать споры между представителями различных кланов, но сегодня его изоляция, по всей видимости, нарастает. За последний год Путин окружил себя самыми верными соратниками и дистанцировался от других сил, таких как ФСБ. Один из ключевых факторов, мешающих кремлевским кланам пойти против Путина — это его необыкновенная популярность среди россиян. Несмотря на множество серьезных проблем России, Путин остается единственным представителем элиты, способным договориться со своим народом — по крайней мере, пока.

Сходство сегодняшней ситуации с ситуацией начала 1920-х годов вовсе не означает, что России грозит появление еще одного Сталина. Однако оно означает, что Кремль сейчас переживает период раскола и невозможно точно сказать, кто именно занимается разработкой стратегии России. В течение 15 лет Путин внедрял систему, которая позволила России восстановиться после распада Советского Союза и правления Бориса Ельцина. Те же самые функции выполняла и советская система, призванная стабилизировать союз после войны, падения империи и революции. Но трещины в системе становятся все более заметными, а способность Путина и дальше поддерживать единство режима теперь оказалась под сомнением. Россия сейчас переживает период неопределенности — на своих границах, внутри страны и внутри самого Кремля.

Stratfor, 27.02.2016
Перевод ИноСМИ, 29.02.2016