«В «ДОРОЖНЫХ ВОЙНАХ» ПОГИБЛО НАСЕЛЕНИЕ ДОСТАТОЧНО ПРИЛИЧНОГО ГОРОДА»

Владимир Путин прибыл в Ярославль на вертолете, опоздав к началу заседания Госсовета всего на 10 минут. Однако добрую половину дня ярославские соцсети прожили в ожидании российского президента, фотографируя не только каждый появляющийся в небе вертолет, но и срочную эвакуацию автомобилей, припаркованных в опасной близости к местному концертно-зрелищному центру «Миллениум». Именно там 14 марта на заседание Госсовета, посвященное безопасности дорожного движения в РФ, собрались высокопоставленные федеральные гости.

Если верить сообщениям ярославских пользователей, визит национального лидера в «город с тысячелетней историей» проходил, как обычно, в теплой и гостеприимной атмосфере. Владельцы эвакуированных авто искали свои машины у сотрудников ГИБДД и, чаще всего, находили. Коммунальщики закрашивали розовой краской «нехорошие надписи» на фасаде филологического факультета. Получалось красиво. Недалеко от КЗЦ «Миллениум» установили знак «Остановка запрещена» — подействовало. Никто больше не дерзнул нарушить покой 9 российских губернаторов и множества федеральных министров, в частности, министра финансов Антона Силуанова, транспорта — Максима Соколова, здравоохранения — Вероники Скворцовой, МЧС — Владимира Пучкова, связи — Николая Никифорова, образования и науки — Дмитрия Ливанова, а также главы МВД Владимира Колокольцева, помощника президента Андрея Белоусова и первого зампреда правительства Игоря Шувалова.

Наконец, стрекот вертолетных лопастей в ярославском небе оповестил всех о начале мероприятия. Свалившийся буквально «с неба» Путин деловито в сопровождении свиты прошелся по выставке «Современные технологии в сфере безопасности дорожного движения. Безопасность. Комфорт. Контроль», после чего предложил всем перейти в зал для разговора по существу.

Тут же выяснилось, что в последний раз Госсовет обсуждал проблемы безопасности на дорогах более 10 лет назад — в 2005 году. Об этом напомнил сам Путин, когда взял вступительное слово и попытался подвести итоги минувшего десятилетия. Позитивных результатов оказалось немного, но они все-таки были. По словам главы государства, «за прошедшие годы количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 11,8 процента, существенно уменьшились социальный и транспортный риски». Кроме того, были внесены поправки в законодательство и изменения в правила дорожного движения, принята и реализована федеральная целевая программа на 2006 - 2012 годы. Но самая главная задача — снижение смертности на дорогах — начала решаться только сейчас.

О том, что людские потери от смертельных ДТП сопоставимы с военными, говорится давно. Причем война эта гражданская, поскольку ведется между гражданами одного государства. На этом «фронте», как рассказал российский президент, за прошедшее десятилетие «получили ранения более 3 миллионов человек, погибли при этом — 350 тысяч человек». «Это население достаточно приличного города, — сделал ударение на страшной статистике Путин. — Страшные, бессмысленные жертвы, которых можно было бы избежать». В среднем на год, как нетрудно посчитать, приходится до 35 тыс. погибших. Однако в 2015 году, согласно данным Госавтоинспекции, 184 тыс. автомобильных аварий унесли жизнь 23 114 человек, что свидетельствует хотя бы о некотором затухании дорожных войн.

На этом фоне растет уровень автомобилизации в стране: сейчас во многих городах на тысячу жителей приходится в среднем по 300 машин. Но это, как отметил Путин, не должно быть «обоснованием неизбежности аварий и их трагических последствий». Причины ДТП, выросших до размера национальной трагедии, прежде всего в самих водителях — в «агрессии и неуважении к другим участникам дорожного движения».


НИКИФОРОВ ПРЕДЛОЖИЛ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СМАРТФОНЫ В БОРЬБЕ С ЭПИДЕМИЕЙ ДТП

В необъявленной войне на дорогах гибнут не только водители, но и пешеходы, причем, как свидетельствует Путин, значительная их часть попадает под колеса прямо на пешеходных переходах. Таким образом в прошлом году погибли 1233 человека, что для России не новость и даже демонстрирует 2-процентный рост по сравнению с 2014 годом.

Еще одна потенциально опасная территория — это зона проведения дорожных работ. «Здесь регулярно происходит порядка 4 процентов ДТП, — констатирует глава государства. — Только в прошлом году здесь погибли 20 человек и 113 получили ранения, и все потому, что до сих пор нет нормативного акта, который бы обязывал специально обустраивать эти потенциально опасные участки. Местные власти кивают на дорожные службы, ремонтники — на инспекции по безопасности движения, а решение, казалось бы, очевидного вопроса не продвигается».

Но самым вопиющим и в то же время распространенным «грехом» водителей против ПДД остается выезд на встречную полосу. Причем наказание вплоть до лишения прав не останавливает тех, кто ради сиюминутного преимущества в дорожном движении рискует своей и чужой жизнью. К сожалению, в дорожных войнах нельзя объявить перемирие — их можно лишь свести к минимуму. Для того, чтобы этого добиться, Путин предлагает меры как воспитательно-профилактические, так и «репрессивно-драконовские». К первым, безусловно, относится то, что российский президент назвал «воспитанием культуры вождения» («А это строгое исполнение правил дорожного движения, следование нормам грамотного, дружелюбного поведения на дорогах, понимание ответственности и за свою жизнь, и за жизнь своих близких, за безопасность других участников движения», — уточнил он).

Повышать «культуру вождения» Путин предлагает еще со школы и детского сада, обучая детей правилам поведения на дороге. «Нужны специальные программы по созданию автогородков в школах и центрах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, — предлагает глава государства. — Это общая забота и для федеральной, и региональной власти, а также для бизнеса, разумеется, прежде всего страхового, который может внести солидный материальный вклад в организацию программ по обеспечению безопасности на дорогах».

Технические инновации российский президент также мобилизует — в частности, государственную информационную систему экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», позволяющую оперативным службам получить сигнал о ДТП. В настоящее время уже осуществляется выпуск автомобилей, оснащенных терминалами системы, но он еще не стал массовым. Впрочем, на заседании в Ярославле министр транспорта Соколов предложил весь выпускаемый транспорт оснастить «ЭРА-ГЛОНАСС», что, разумеется, не встретило никаких возражений.

Министр связи Никифоров, решивший посоревноваться с Соколовым в «продвинутости», напомнил Путину, что на руках у россиян около 60 млн. смартфонов, которые тоже можно использовать как для оповещения о ДТП, так и для их документирования. «Идея заключается в том, чтобы дать людям возможность отправлять информацию о нарушениях, которые они увидели, делать легальные записи, — развил свою мысль Никифоров. — Мы считаем, что это хорошая практика. Предлагаем для этой цели использовать портал госуслуг. Подготовить поправки в КоАП. Это создаст хороший опыт привлечения широкой массы населения и атмосферу нетерпимости к нарушителям».

Николай Никифоров

ШТРАФАМ ЗА НАРУШЕНИЕ ПДД ПОЗВОЛЯТ ЗАКОННО ОСЕДАТЬ В КОШЕЛЬКАХ РЕГИОНОВ

Впрочем, смартфоны и другие современные средства могут пригодиться и самим водителям — для самостоятельного оформления незначительных ДТП. Обойтись без участия ГИБДД там, где был причинен лишь материальный ущерб, предложил собравшимся Путин. «Сегодня не все участники движения готовы к таким самостоятельным действиям, но за ними — будущее, — объяснил президент. — И эти принципы скоро станут такими же привычными, как страхование машин».

Либерализация коснется и системы штрафов за нарушение ПДД — отныне они будут оседать в дорожных фондах регионов, а сам порядок такого «оседания» закрепят законодательно. С соответствующей инициативой в Ярославле выступил минтранс, а Путин лишь поддержал это предложение. «Поскольку минфин не возражает, давайте так и сделаем», — добавил он.

Как было озвучено на заседании, такая практика уже существует, но без законодательной поддержки соблюдается далеко не всегда. К примеру, в минувшем году из 700 млн. рублей штрафов до региональных дорожных фондов дошло всего 65 млн. Между тем средства от штрафов необходимы субъектам РФ на развитие дорожной инфраструктуры и другие цели.

Впрочем, не обошлось и без призывов к «драконовским мерам». В частности, министр здравоохранения Скворцова рассказала о подготовке законопроекта, который обяжет установить принудительное лечение для водителей, устроивших ДТП в нетрезвом виде.

Всего, как выяснилось в ходе ярославского мероприятия, правительство готовится внести в Госдуму 13 законопроектов, направленных на снижение смертности от ДТП. Причем поручение подготовить их было дано Путиным еще в мае прошлого года. Однако, как со вздохом признал президент РФ, «все сроки были нарушены, и в ГД сейчас всего один законопроект, остальные все еще проходят согласование в правительстве». Тем не менее глава государства рассчитывает, что все перечисленные документы вскоре поступят в парламент и будут приняты в весеннюю сессию этого года.

«Складывается впечатление, что мы очень легко относимся к этой тяжелейшей проблеме, поверхностно, как к какой‑то, извините, бытовухе, — резюмировал Путин. — Количество транспорта, в том числе и в личном пользовании, увеличивается резко, а качество и разветвленность дорожной сети, к сожалению, отстает от этого роста количества транспортных средств. ...Здесь нам нужно было бы реагировать адекватно складывающейся ситуации. Но мы этого не сделали, поэтому такие огромные потери: 30 - 35 тысяч погибших в год на дорогах — это кошмар».

Вероника Скворцова

«У НАС НЕТ СТЕРЕОТИПА ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить действенность мер, представленных президентом против «дорожных войн».

Вадим Мельников — директор экспертного центра «Движение без опасности»:

— Все предложения, которые были озвучены в рамках Госсовета, и те, которые изложены в рамках доклада, являются продолжением общей политики, реализуемой последние годы. Как вы знаете, за минувшее десятилетие все-таки удалось достичь существенного снижения смертности в течение одного года. Если 12 лет назад смертность составляла порядка 35 - 36 тысяч в год, то сейчас показатель чуть более 23 тысяч. Хотя, безусловно, за этот большой период количество тех людей, которые погибли на дорогах, очень высоко.

Наш центр тоже выступает за формирование непрерывного образования, по большому счету за формирование правильного восприятия системы безопасности на дорогах, начиная с рождения, в том числе проведение занятий с родителями по правильной перевозке младенцев. Наша инициатива касалась специальных занятий в перинатальных центрах. С этого момента надо начинать культуру будущего участника дорожного движения. А дальше уже работа в детсадах, школах, автошколах и т. д. Причем важным моментом является формирование просветительских инструментов, которые бы не просто учили, а вовлекали в тему безопасности. Ведь все ДТП из-за незнания или непонимания участником дорожного движения физики процесса. Тот же автомобиль не может внезапно остановиться, как думают некоторые. Как используется система ABS, которая есть в большинстве автомобилей, тоже мало кто знает.

Петр Шкуматов — координатор общества «Синие ведерки»:

— Ужесточение наказания как инструмент воздействия на водителя не работает. Работает неотвратимость наказания. Вы можете посмотреть, например, на тот же самый не пристегнутый ремень. Большое количество водителей продолжают не пристегиваться, штрафы за этот вид нарушения очень редки, несмотря на то, что они довольно значительны. Или, например, правила перевозки детей. Но как только мы переходим к скоростному режиму, видим, что 500-рублевый штраф (а с учетом скидки 50% — это 250 рублей) все равно дисциплинирует водителей, которые стараются не нарушать скоростной режим. Причина в том, что в случае со скоростью в отдельных регионах налажена система контроля. В Москве более 800 камер следят за скоростным режимом, в Подмосковье — тоже. Мы видим, что это работает. Никакое ужесточение не работает, а работает создание эффективной системы контроля за нарушениями и эффективная система штрафования. Пусть этот штраф будет символический, но водители, получив два-три штрафа, меняют свое поведение. А изменение поведения водителя и должно быть основной целью всех подобных систем, а не зарабатывание денег, не увеличение поступления денег в местных бюджеты.

Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент организации «Движение автомобилистов России»:

— Для меня знаменательны слова президента на предыдущем Госсовете, когда он сказал, что на первом месте в деле безопасности дорожного движения — строительство новых дорог, тоннелей, эстакад, подземных пешеходных переходов, на втором месте — оперативное прибытие скорой помощи на место ДТП, а на третьем месте — повышение качества подготовки водительских кадров. Это три критерия, о которых президент говорил несколько лет назад.

Никогда еще усиление ответственности не приводило к искомым результатам, если не было чего-то другого. Я приведу такой пример: если я опаздываю на пресс-конференцию или прямой эфир, буду я нарушать правила? Конечно, буду, потому что меня ждут миллионы.

Необходимо отметить, что сейчас в Госдуме разработан очень драконовский, репрессивный новый Административный кодекс. Например, для юрлиц максимальный штраф составил 60 миллионов рублей. Это путь к банкротству предприятий. Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов сказал, что этот кодекс никуда не годится. Поэтому вы должны гармонично подойти к вопросу. Европротокол — это добрая воля двух водителей, но не обязанность. Поэтому я считаю, что нельзя хвататься только за один постулат, надо рассмотреть все факты в совокупности.

Вячеслав Лысаков — первый зампредседателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, лидер партии «Автомобильная Россия»:

— Предложений, замечаний, пожеланий было очень много, и не все они будут приняты к исполнению. Они будут проанализированы, и по результатам президент даст несколько поручений правительству, которое в рамках своих полномочий задействует профильные министерства и ведомства, прежде всего МВД, минтранс, минздрав и т. д. Часть высказанных предложений требует дальнейшего обсуждения с участием общественных организаций, экспертного сообщества. Это потребует определенного времени. По результатам будут законопроекты, которые внесут в Госдуму. После этого уже можно говорить предметно.

Я со своей стороны считаю, что мы очень близко подошли к черте жесткости наказаний, имеются в виду штрафы и другие меры административного воздействия. У нас хуже дело обстоит с теми мерами, которые президент назвал параллельными. Он сказал, что кроме усиления ответственности надо вести воспитание, объяснение и т. д., то есть формировать законопослушное поведение. В этом мы сильно отстаем. Хотя Ливанов говорил, что все прекрасно в школе, все ученики знают, как себя вести на дороге, но это, я думаю, пока еще только благие намерения. У нас нет стройной системы подготовки детей, формирования у них стереотипа законопослушного поведения и уважения к чужой и собственной жизни. Это надо делать еще с пеленок, а в школе продолжать. Пока есть только какие-то зачатки.

Полностью отсутствует система просвещения, пропаганды, социальной рекламы. Зачастую в прайм-тайм социальная реклама воздействует на сознание и подсознание автовладельцев значительно эффективнее, чем мера наказания. Но, к сожалению, этот механизм у нас практически никак не используется. Здесь очень большие пробелы, которые никак не связаны с необходимостью усиления наказания, хотя возможен пересмотр санкций по ряду административных правонарушений. Скорее всего, это должно касаться тех, кто систематически и злостно нарушает ПДД, так называемых отморозков, к ним надо принять более жесткие меры. А любой человек может ошибиться, допустить нарушение правил по рассеянности, из-за того, что отвлекся. Я думаю, что в этом плане у нас достаточно адекватные меры наказания за нарушения, не являющиеся опасными для жизни и здоровья других участников дорожного движения.