Планы минфина повысить нагрузку на зарплаты среднему классу, предпринимателям и айтишникам накануне просочились в СМИ. Чтобы спасти трещащий по швам бюджет пенсионного фонда, работодателям придется отстегивать еще по полтриллиона в год. Все новшества предлагается реализовать после президентских выборов, но решения нужно принимать сейчас. Эксперты «БИЗНЕС Online» говорят, что повышение и без того немалых платежей приведет к массовому уходу бизнеса в тень или закрытию проектов.
Алексей Улюкаев и Антон Силуанов |
ПОД РАЗДАЧУ ПОПАДУТ ВЫСОКИЕ ЗАРПЛАТЫ И «ИНДИВИДУАЛЫ»
Суть предложений минфина, о которых накануне рассказали «Ведомости», состоит в том, чтобы пересмотреть нынешний порядок взимания страховых взносов с фонда оплаты труда. В настоящее время работодатели платят 30% с зарплаты работника, не превышающей 796 тыс. рублей в год (в среднем 66,3 тыс. рублей в месяц). Страховые взносы идут в пенсионный фонд (ПФР; 22% с фонда зарплаты), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС; 5,1%) и в фонд социального страхования (2,9%). С зарплат, превышающих этот ежегодно пересматриваемый лимит, взимается уже только 15,1% — в ПФР (10%), в ФОМС (5,1%). Ведомство Силуанова предлагает обложить весь зарплатный фонд 30-процентной социальной «податью», то есть лишить льготы тех, кто платит своим работникам больше 796 тыс. рублей в год, то есть в среднем 66,3 тыс. рублей в месяц. Ожидается, что это даст в бюджет дополнительные 470 млрд. рублей.
Как уже сообщал «БИЗНЕС Online», в январе, согласно указу президента России, весь сбор налоговых и неналоговых платежей в бюджет был собран под «крышей» федерального минфина. К подведомственной ему ФНС перешли и функции взимания страховых платежей — ранее этим занимались напрямую ПФР и другие фонды. Логично, что раздувшееся налоговое суперведомство изыскивает все новые способы пополнения казны: перед ним стоит задача заткнуть бюджетные дыры, пробитые ценами на нефть и санкциями.
Под раздачу могут попасть, например, индивидуальные предприниматели. Минфин предлагает повысить страховые взносы для них до 2 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ; сейчас ИП платят за свою будущую пенсию и медстраховку 1 МРОТ плюс 1% от дохода, превышающего 300 тыс. рублей в год). По расчетам минфиновских чиновников, увеличение для ИП страховых взносов принесет бюджету 50 млрд. рублей. Однако с учетом того, что «индивидуалы» обязаны также приобретать патент, налоговая нагрузка для них может оказаться непосильной. Вспомним притчу о соломинке и верблюде.
Итогом может стать окончательный уход в тень малого предпринимательства. Лишь небольшая доля так называемых самозанятых зарегистрирована как индивидуальные предприниматели. Общая же их численность оценивается в 20 млн. человек. И подавляющее большинство из них якобы работают в тени, не платя страховые взносы и не приобретая патенты. Выступая недавно в Госдуме, глава минэкономразвития Алексей Улюкаев рассказал о том, как государство планирует выводить самозанятых на чистую воду. Им предлагается зарегистрироваться в налоговых органах и в обмен получить обещанную президентом РФ Владимиром Путиным льготу: освобождение на три года от всех выплат государству. Тем, кто выходить из сумрака откажется, власти грозят ужесточением налоговых проверок и ответственностью вплоть до уголовной (по статье «Уклонение от уплаты налогов»). Вот только у нашего государства семь пятниц на неделе, и так называемый кредит доверия малого бизнеса оно растратило чуть менее чем полностью. А последние инициативы минфина лишний раз показывают, как легко и непринужденно меняются принятые правила игры.
В IT-отрасли ставка страховых взносов сегодня льготная, она составляет лишь 14%. Пенсию работникам IT-компаний, по сути, частично оплачивают занятые в других сферах люди |
АЙТИШНИКИ ОСТАНУТСЯ БЕЗ ЛЬГОТ?
Одним лишь повышением ставки страховых взносов ведомство Антона Силуанова ограничиваться не собирается. Отдельная тема — льготы. Например, в IT-отрасли ставка страховых взносов сегодня льготная, она составляет лишь 14%. По информации «Ведомостей», минфин предлагает лишить части будущей пенсии айтишников. Чиновники полагают, что таким образом будет исправлена «несправедливость», когда пенсию работникам IT-компаний, по сути, частично оплачивают занятые в других сферах люди.
Разумеется, такие перспективы не вдохновляют представителей ряда профильных компаний. Например, совладелец ООО «Эттон» Ефим Климов заявил нашему изданию: «Для нас, как для участника отрасли, это прямые убытки. Мы это выдержим, потому как в 2015 году наша компания стала резидентом «Сколково» и получила некоторые налоговые послабления — в части НДС и налога на прибыль. Однако если будет принято такое предложение, то все вернется к началу. Налицо несистемная работа правительства», — уверен он.
Справедливости ради стоит отметить, что не все айтишники боятся нововведений. Как рассказал «БИЗНЕС Online» президент группы компаний Fix Дмитрий Еремеев, в IT-бизнесе, как правило, высокая маржинальность. «А стоимость IT-специалиста с налогами в России по-прежнему одна из самых низких по сравнению с другими странами. Поэтому на рынок офшорного программирования возможное повышение налогов на оплату труда не окажет сильного влияния. Для конкуренции же на внутреннем рынке важно, чтобы компании-конкуренты находились в одинаковых условиях, конкретная ставка налогов и страховых взносов вторична», — отметил он.
Льготная же ставка действует только для компаний, доля IT-продукции в производстве которых составляет не менее 90% и которые аккредитованы при минкомсвязи РФ. Кроме того, ставка действует только до конца 2017 года, после чего пока что предусмотрено ее повышение вплоть до тех же 30%. Видимо, инициатива минфина предлагается на случай, если льготы решено будет продлить.
Общий дефицит бюджета в этом году превысит 2 трлн. рублей. Причем немалая его доля образуется за счет дотаций пенсионному фонду, возглавляемому Антоном Дроздовым (справа) |
ТРИШКИН КАФТАН ПФР
Впрочем, теоретически минфин понять можно. Общий дефицит бюджета в этом году превысит 2 трлн. рублей. Причем немалая его доля образуется за счет дотаций пенсионному фонду. Согласно утвержденному в декабре прошлого года бюджету ПФР на 2016 год его дефицит составляет 175,1 млрд. рублей. Дефицит ФОМС — 26,7 млрд., фонда соцстраха — 33,5 млрд. рублей. Однако данные цифры не отражают реальной картины. Собираемых с работодателей и ИП страховых взносов катастрофически не хватает на выплату пенсий. Дефицит покрывается за счет трансфера из федерального бюджета, что составляет одну из крупнейших его расходных статей. Причем в этом году размер трансфера придется серьезно увеличить.
По данным минтруда РФ, реальные зарплаты снизились по итогам прошлого года на 9%. В соответствии с этим падают и доходы ПФР. Неудивительно, что правительство пока что проиндексировало пенсии лишь на 4%, а не на уровень прошлогодней инфляции, как это ранее предусматривалось законодательством. Напомним, что в 2016 году средний размер страховой пенсии в России составит 12,5 тыс. рублей в месяц, пенсии по старости — 13,1 тыс., социальной пенсии — 8,5 тысячи.
Особая тема — накопительная часть пенсии. В текущем году доплата к пенсии из накопительной части составит в среднем только 670 рублей в месяц, но лишь потому, что на заслуженный отдых в массовом порядке еще не отправились люди 1967 года рождения и моложе — именно у них за счет взносов работодателей и формировалась накопительная часть пенсии. «Формировалась», потому что с подачи того же минфина вот уже третий год подряд пополнение накопительной части пенсии заморожено: все взносы идут в страховую.
Алексей Кудрин |
Теперь же, согласно информации агентства Reuters, ведомство Силуанова предлагает накопительную часть пенсии попросту отменить. Что касается накоплений в размере более 3,5 трлн. рублей, хранящихся в ВЭБе и негосударственных пенсионных фондах, то они в лучшем случае будут единовременно выплачены будущим пенсионерам, а в худшем — трансформируются в баллы страховой пенсии. В целом это вернет российскую пенсионную систему к советскому образцу, в котором размер пособия зависел в основном от стажа и в меньшей степени — от размера зарплаты.
Добавим, что обязательную накопительную часть предлагается заменить добровольными взносами работающих, которые пойдут на формирование доплаты к пенсии.
Альтернативный вариант предлагает бывший министр финансов Алексей Кудрин. На проходившем вчера в Москве пенсионном конгрессе он заявил, что средства накопительной пенсии являются важным источником так называемых длинных денег в российской экономике, необходимых, например, для поддержания ликвидности фондового рынка. На сегодня, как напомнил экс-министр, накопления будущих пенсионеров составляют 3,7 трлн. рублей. Перевод этих средств в страховую часть все равно не позволит индексировать текущие пенсии на уровне инфляции, считает Кудрин. В условиях дефицита бюджета пенсионные накопления будут банально проедены. Бывший министр финансов повторил свой рецепт решения проблемы — поэтапное повышение пенсионного возраста. По его расчетам, это позволит нарастить дотации пенсионному фонду из бюджета России: на 500 млрд. рублей — на третий год после первого повышения пенсионного возраста, на 1 трлн. — на шестой год, и на 3 трлн. — на десятый.
Ольга Голодец и Игорь Шувалов выступают против предложений минфина о повышении страховых взносов |
«У МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ЧТО-ТО С ГОЛОВОЙ!»
Сторонницей отмены накопительной системы является в том числе социальный вице-премьер Ольга Голодец. В то же время и она, и первый вице-премьер Игорь Шувалов выступают против предложений минфина о повышении страховых взносов. Шувалов же, отвечающий в правительстве за улучшение бизнес-климата, говорит о том, что инициативы Силуанова подорвут финансовую устойчивость российского бизнеса, особенно малого и среднего.
С первым замом Дмитрия Медведева согласны и эксперты «БИЗНЕС Online». Так, бывший депутат Госсовета РТ Марат Хайруллин уверен, что в условиях кризиса увеличивать налоги для бизнесменов нецелесообразно. «Это идет в противоречии с заявлениями руководства. Наша экономика так до конца и не модернизировалась, поступлений в бюджет от такой, скажем, высокоразвитой промышленности нет, поэтому государство постоянно придумывает способы постричь бизнес. Предприниматели даже не просят снизить налоги — хотя бы просто не повышать», — говорит он.
«Конечно, зарплаты будут массово уводить в тень, — предупреждает Шамиль Агеев. — Уже сейчас очень многие сидят в тени» |
В целом же бизнес крайне негативно оценивает возможные новации. Так, председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев заявил «БИЗНЕС Online»: «У министерства финансов что-то с головой! С одной стороны, говорят, что нужно улучшать деловой климат, реализовывать инвестиционные проекты, развивать реальное производство, с другой — напрягают реальный сектор экономики. Ведь кроме официальной налоговой нагрузки есть еще 57 неналоговых платежей!»
Убытки грозят не только бизнесу, но и, как ни странно, самому бюджету. Очередная налоговая реформа может дать эффект, противоположный ожидаемому: поступления в бюджет и фонды уменьшатся. Наши эксперты прогнозируют резкий рост серых зарплат. «Конечно, зарплаты будут массово уводить в тень, — предупреждает Агеев. — Уже сейчас очень многие сидят в тени. Получается, что условия у нас в стране созданы для естественных монополий, железнодорожников, ЖКХ, банковского сектора. Но ведь вы энергию есть не будете, запивать газом тоже не станете. А реальный сектор, получается, наименее рентабельный. Думаю, что когда-нибудь до правительства дойдет, что поддерживать нужно именно его».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.