60% крымских татар положительно оценивают работу президента РФ Владимира Путина, заявил сегодня в Госдуме глава ФАДН Игорь Баринов. Выступая на «парламентском часе», чиновник рассказал, как строится сегодня национальная политика Крыма и какие российские регионы балансируют на грани межнационального взрыва. О том, как ЛДПР призвала Баринова вместе защищать русских, а коммунисты предложили реорганизовать федеральное агентство в министерство, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Игорь Баринов (фото: ©РИА «Новости», Максим Блинов)
У КРЫМСКИХ ТАТАР ПОКА НЕТ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ, ЧТО ИХ ПРЕДКИ БЫЛИ РЕПРЕССИРОВАНЫ
«Я слишком люблю свою страну, чтобы быть националистом», — заявил сегодня в Госдуме, вторя французскому философу Альберу Камю и «политике партии», депутат из фракции «Единая Россия» Вячеслав Никонов, известный также как «внук Молотова». Поводом для рассуждений о национальной политике России стал визит в нижнюю палату парламента руководителя федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игоря Баринова, которого позвали на трибуну в рамках «правительственного часа». Час в итоге растянулся на добрых два, а сам Игорь Вячеславович, который, прежде чем заняться этноконфессиональными вопросами, «отсидел» в Думе три созыва подряд, по-свойски разговаривал с коллегами, обволакивая даже острые вопросы в туман общих фраз. Тем не менее разговор получился жестким, застрельщиками «языка вражды», как всегда, выступила ЛДПР.
В том, что думские диалоги постепенно приобрели острый характер, не было никакой вины руководителя ФАДН. Сам он всячески старался, чтобы позитивного в его парламентской речи было гораздо больше, чем смутного и грозового. Правда, на первой же минуте пришлось развести руками и кивнуть на еще дымящийся после вчерашних терактов Брюссель. Но это «там, у них», где не умеют работать с ближневосточными мигрантами. А у нас даже крымские татары в новоиспеченном субъекте РФ стали жить лучше и веселее, что и подтвердило недавнее исследование крымско-татарского общественного мнения в Республике Крым, проведенное самим агентством.
«Мы хотели получить полную картину проблем, которая бы позволила оценить правильность выбранной нами политики и стратегии в отношении этого народа, и при необходимости ее скорректировать, — рассказал Баринов. — Наряду с социальными проблемами, которые копились десятилетиями, мы увидели ряд позитивных изменений, связанных с реализацией указа президента РФ о реабилитации репрессированных народов Крыма. Жители полуострова позитивно воспринимают изменения, особенно обустройство мест компактного проживания репрессированных народов, поддержку традиций и культуры крымско-татарского народа».
Глава ФАДН не поленился перечислить изменения к лучшему: первое — крымско-татарский язык признан одним из трех языков республики, создаются возможности для его изучения. Второе: мусульманские праздники стали на полуострове официальными выходными днями. Третье: строятся мечети, развивается сеть национальных школ, вносятся изменения в названия городских объектов, которые связаны с историей и героями крымско-татарского населения. Итог этого наглядно представлен статистикой соцопроса: 51% опрошенных уверены, что федеральная власть заинтересована в решении крымско-татарского вопроса. «Отсюда высокий рейтинг доверия российскому президенту — почти 60 процентов крымских татар положительно оценили его работу», — резюмировал Баринов.
Однако еще один единоросс Виктор Пинский неожиданно охладил пыл руководителя агентства, заметив в прениях, что за два минувших года «какого-то благотворного влияния на развитие полуострова не произошло, в том числе и в области межнациональных отношений». Но Баринов, как будто и не заметив частицы не в реплике парламентария, продолжал настаивать на том, что ситуация меняется в лучшую сторону. «Более трети тех крымских татар, которые два года назад не поддержали воссоединение России с Крымом, сейчас изменили свое мнение, — засвидетельствовал чиновник. — Мне кажется, это очень важно».
В том, что пока многие не видят результатов федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию Крыма, Баринов винит объективные причины — все-таки 23 года полуостров был в другой юрисдикции. В целом на нужды репрессированных народов (под которыми обычно понимаются крымские татары) и обустройство их мест проживания программа предусматривает 10,3 млрд. рублей, но доля участия ФАДН в этой программе ничтожна. Хотя, как подчеркивает глава агентства, без учета этноконфессионального фактора ФЦП нереализуема. «Иначе мы потратим деньги, вроде бы за все отчитаемся, а политического результата не достигнем», — говорит он.
Эсер Михаил Брячак попросил Баринова о совместной встрече депутатов и ФАДН с крымскими татарами, на что чиновник парировал: «Мы на самом деле достаточно часто с ними встречаемся, но если у вас есть пожелания по конкретным общественным организациям, то мы открыты для диалога». Впрочем, Баринов тут же озвучил тревогу крымских татар по неопределенности их статуса — выяснилось, что у большой части этого народа до сих пор нет документального подтверждения того, что их предки были репрессированы.
О судебном процессе, в котором сейчас решается судьба так называемого меджлиса крымско-татарского народа, на заседании Госдумы не было сказано ни слова. Вероятно, участь этой организации, последнее время активно играющей на стороне официального Киева, можно считать решенной.
ТРЕВОЖНЫЙ ФАКТОР: СРАЩИВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С НЕСИСТЕМНОЙ ОППОЗИЦИЕЙ
Этноконфессиональный фактор становится все более решающим в современной политике, с горечью констатировал Баринов. Его, как джокер из рукава, вытащили и ввели в игру ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) и российская несистемная оппозиция. Те и другие достаточно сильны в виртуальном пространстве: в подтверждение этого глава ФАДН привел статистику, согласно которой 80% ушедших в ДАИШ российских граждан сделали это под воздействием пропаганды из интернета. Чтобы хоть как-то остановить это и пресечь работу вербовщиков и пропагандистов, агентство разработало законопроект, предлагающий Роскомнадзору блокировать сайты, содержащие информацию, способствующую разжиганию межнациональных или межконфессиональных конфликтов.
Наибольшее количество завербованных, пополнивших ряды боевиков на Ближнем Востоке, проживали прежде на Кавказе и в Поволжье, отметил Баринов. Блокировкой сайтов этот процесс не остановить — необходимо формировать отечественную школу современного исламского богословия, призвал руководитель ФАДН, так, впрочем, и не назвав по имени Болгарскую исламскую академию.
Однако по уровню межэтнической напряженности, как выяснилось на пленарке, лидируют вовсе не Кавказ и Поволжье, а Ханты-Мансийский автономный округ. Об этом известил коллег либерал-демократ Владимир Сысоев, сославшись при этом на данные ФСО, которые отводят Югре в этом незавидном рейтинге второе место. Там же очень высокий уровень вербовки в ДАИШ — десятки и сотни человек, заявил Сысоев. Такая же ситуация и в Ямало-Ненецком автономном округе, и в Тюмени.
Есть и еще один тревожный фактор — сращивание экстремистских религиозных организаций с несистемной политической оппозицией. Подробнее об этом Баринов рассказал в прениях, уточнив, что почти каждую предвыборную кампанию они наблюдали это. В сентябре России вновь предстоит пройти через думские выборы, поэтому месяц назад на форуме ОНФ в Ставрополе глава ФАДН выступил с инициативой, чтобы все политические партии, собирающиеся бороться за голоса избирателей, заключили между собой джентельменское соглашение в «неиспользовании национального и религиозного фактора». Правда, о том, достигнуто ли такое соглашение и есть ли к тому добрая воля будущих политических соперников, пока ничего не известно.
«ЕСЛИ 130 МИЛЛИОНОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ ИСЧЕЗНУТ, ТО ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ ОСТАВШИЕСЯ 20?»
Впрочем, косвенный ответ на благое пожелание Баринова не заставил себя долго ждать и прозвучал из уст представителей фракции ЛДПР. Депутат Михаил Дегтярев хорошо поставленным голосом поздравил Игоря Вячеславовича с тем, что наконец-то русский человек стал во главе такого важного ведомства. Однако тут же и уколол: «В вашей речи ни разу слова «русский», «русский народ» не прозвучали. Это говорит о том, что многие, в том числе и вы, русский офицер, «ороссиянились». А до этого за 70 лет «осоветились».
По словам Дегтярева, Россия по всем параметрам — мононациональное государство. «Где русские кадры во главе регионов, в том числе национальных республик? — поставил риторический вопрос либерал-демократ. — Почему по статье 282 УК РФ («Разжигание межнациональной розни» — прим. ред.) сидят только русские? Где упоминания о русских в Конституции? Это все не ваша вина, конечно, — смягчился депутат. — Но готовы ли вы защищать вместе с ЛДПР русских?»
Баринов, к удивлению зала, был готов. «Не только с ЛДПР, но и с КПРФ, и с «Единой Россией», и с другими партиями, — уточнил он. — Но я не стал бы отделять русских от других национальностей». По замечанию руководителя ФАДН, 87% жителей того же Дагестана не отделяют себя от России. Для нашей страны вообще характерна «многоступенчатая, многоуровневая самоидентичность». «Если говорить про нашего бывшего коллегу Рамазана Абдулатипова, который сейчас возглавляет Дагестан, то в своей республике он аварец, на Кавказе он дагестанец, в России он кавказец, а за границей он русский», — привел удачный пример чиновник.
На главу ФАДН, а также и на других сторонников расплывчатой «русскости» ополчился еще однопартиец Жириновского Сергей Иванов. «Не забывайте, что в советское время не было религиозного фактора! — на повышенных тонах обратился он к залу. — А вы предлагаете делать все по старинке: концерты, выставки одежды... Что вы творите вообще? В России по последней переписи 150 миллионов. 82 процента из них сказали, что считают себя русскими. Так вот если 130 миллионов исчезнут (а они сейчас исчезают), то что будут делать оставшиеся 20 миллионов?»
По всей видимости, адекватного ответа на этот парадоксальный вопрос Баринов не знал. Впрочем, возглавляемое им агентство и без того прошло не слишком изнурительную проверку депутатскими прениями. На будущий год финансирование ФАДН увеличивается на 16,4 млн. по сравнению с 2015-м (сообщила аудитор Счетной палаты РФ Татьяна Блинова), а там и до преобразования в министерство недалеко. По крайней мере, думцы сами выступили с этим предложением. Наиболее радикальную форму оно обрело в выступлении члена фракции КПРФ Казбека Тайсаева.
«Предлагаем правительству РФ в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти реорганизовать федеральное агентство по делам национальностей в министерство по делам национальностей с соответствующей штатной численностью и полноценным финансированием», — заявил Тайсаев при общем одобрительном гуле зала.
К статусу министерства придется кстати и новая федеральная целевая программа об укреплении единства российской нации. Создать такую программу предложил сам Баринов, добавив, что без этого ведомство будет структурно ограничено.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 111
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.