УЛЮКАЕВ НАПИСАЛ СТИХОТВОРЕНИЕ О НУЛЕ, К КОТОРОМУ ПОДОШЕЛ ОН САМ И РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА

Сегодня президент РФ Владимир Путин в очередной раз накоротке пообщался с отечественным бизнесом. С самого утра атмосфера XXIII съезда российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) была наполнена ожиданием, как будто гулкие шаги главы государства можно было услышать издалека, и от этого многочисленные министры и олигархи, заседавшие в первых рядах, казались встревоженными и как будто прислушивающимися: не идет ли? Но президент не шел — вместо этого вовсю шло пленарное заседание, где словно на «подтанцовке» накануне появления «главного мегаартиста» на сцене суетились «звезды» средней величины: модератор — президент РСПП Александр Шохин, докладчики — министр экономического развития Алексей Улюкаев, глава минфина Антон Силуанов, председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина и даже на мгновение сверкнувший своими рыжими сединами гендиректор «Роснано» Анатолий Чубайс.

Для начала в президиуме встретились два «птенца гнезда Гайдара»: Шохин, когда-то работавший при Егоре Тимуровиче министром и зампредом правительства, и Улюкаев, входивший в 90-е годы в руководство приснопамятным Институтом экономических проблем переходного периода. За плечами у обоих была «великая эпоха» раздела государственного советского «пирога», но говорили они не о прошлом, а о планах на ближайшее будущее. Действующий федеральный министр экономического развития выразил надежду, что в скором времени значительно сократится отток капитала из РФ, который и так начал замедляться несколько месяцев назад. «Бег» больших и длинных денег в зарубежные «белогвардейские» банки и офшоры начался сразу после введения западных внешнеэкономических санкций, но к январю-февралю 2016 года сократился в 6 раз по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. И теперь минэкономразвитию настало время пересмотреть собственный прогноз на этот счет. «На самом деле цифра будет очень небольшой — порядка 30 - 35 миллиардов долларов, вряд ли больше, — заявил Улюкаев. — Это означает, в свою очередь, снижение давления на курс».

Улучшить ситуацию в отечественной банковской сфере призвана и инфляция. По мысли Улюкаева, она потихоньку отступает, развязывая руки своей главной заложнице — Набиуллиной. «Инфляция будет существенно меньше 10 процентов, я думаю, что меньше 8 процентов будет, — предположил министр. — И, с нашей точки зрения, это означает существенную возможность для того, чтобы принимались шаги по снижению ключевой ставки и понижению общего уровня ставок для конечного заемщика». Под конечным заемщиком, как выяснилось, чиновник подразумевал корпорации и домашние хозяйства.

В целом, взглянув поверх профессорских очков на все еще неподвижное «тело» российской экономики, Улюкаев охарактеризовал ее состояние как «около нуля». «По отдельным месяцам со сглаженной сезонностью имеем 0,1 процента в плюсе, по отдельным — 0,1 процента в минусе. Но если сложить плюсы и минусы, а всего их 9, то получается ноль», — поделился министр нехитрыми математическими вычислениями. Но это, как считает член медведевского правительства, как раз хорошо. «Мы полагаем, что состояние федеральной экономики «около нуля» означает прекращение спада, — заверил Улюкаев тихо внимавший ему съезду РСПП. — В сентябре данный спад прекратится».

Случайно или нет, но именно «нулю» оказалось посвящено и последнее стихотворение Улюкаева, которое он, отложив сторону министерский пиджак, написал к своему вчерашнему 60-летию: «...Жизнь разменяв пригоршней меди, И подойдя почти к нулю, Не вспоминаю тех и этих, Я то и помню, что люблю». Правда, со сцены он его читать не стал, зато, горячо поздравленный Шохиным, под аплодисменты зала спокойно вернулся в свой «правительственный ряд» к тем, кого, наверное, любит.

НАБИУЛЛИНА НЕ ДАЛА ШОХИНУ НАДЕЖДЫ, А СИЛУАНОВ РАССКАЗАЛ ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ОТ «ГОЛЛАНДСКОЙ БОЛЕЗНИ»

Отвечать за прекраснодушные надежды Улюкаева пришлось Набиуллиной. Впрочем, отвечала она очень уклончиво. Сохранив на заседании 18 марта ключевую ставку на уровне 11%, глава Центробанка и на этот раз, представ перед огромным съездом РСПП, ничего не обещала и ни на что не надеялась. «Она [ключевая ставка] будет снижаться по мере снижения инфляции и инфляционных рисков, — наставляла Набиуллина промышленников и предпринимателей. — Я говорю об условиях».

«Когда это произойдет? — пытал заслуженного экономиста Шохин, но Набиуллина была холодна и учтива как Снежная Королева и ничего не ответила на его вопрос, ссылаясь на объективные экономические закономерности. В частности, она популярно объяснила бывшему гайдаровскому министру, что для регулятора также важны длинные ставки на денежном рынке, потому что служат ориентиром для длинных кредитов. «За то время, что мы оставляли ставку неизменной — 11 процентов, у нас длинные ставки сокращались. Они сократились с 11 до 9 - 9,5 процентов», — поделилась сведениями председатель ЦБ.

Кстати, в целом прогнозы, ранее высказанные Набиуллиной, все-таки совпадают с улюкаевскими. К примеру, в базовом сценарии макропрогноза ЦБ предусматривается замедление инфляции до 6 - 7%, а рисковый сценарий на конец 2017-го составляет 5,2%. Что касается оттока капитала, то он в 2016 году, по мнению регулятора, достигнет уровня в $40 млрд. с небольшим увеличением в 2017 году.

По проектному финансированию, как сообщила Набиуллина бизнесменам, уже выбрано более 70 млрд. рублей, так что прием новых проектов невозможен. Впрочем, Центробанк и минэкономразвития ищут пути выхода из тупика. «Мы обсуждаем, как мы можем профинансировать те проекты, которые уже межведомственная комиссия отобрала, — поделилась Набиуллина с залом. — Я хочу сказать, что она отобрала больше, к сожалению, чем наш лимит. Наш лимит — 100 миллиардов рублей, она отобрала на 250 миллиардов рублей, и нам нужно решить, что делать с отобранными проектами, с существующими обязательствами».

Хорошую новость предпринимательскому сообществу принес министр финансов Силуанов, загадочно заявивший, что Россия постепенно избавляется от «голландской болезни». Зал напрягся, предвидя информацию о невиданном нидерландском вирусе, но Силуанов тут же раскрыл карты, объяснив, что имеет в виду избавление от нефтяной зависимости. «Задышали те отрасли, которые в последние годы — годы высоких цен на нефть — находились в застое, так называемые неторгуемые отрасли, — духоподъемно рассказал Силуанов. — Наша экономика избавляется от так называемой голландской ситуации, которой мы болели все последние годы».

«РАБОТАТЬ «ВБЕЛУЮ» СТАЛО НЕ ПРОСТО ВЫГОДНО...»

Вдруг стало тихо, сцена мгновенно опустела, обнажив одиноко сидящего Шохина, и в этой тишине, наконец-то, раздались продолжительные аплодисменты и шаги «командора». Путин прибыл на съезд РСПП почти не опаздывая, когда часы только пробили 13:00.

Собственно, глава российского государства, как тут же подсчитали журналисты, принял участие в пленарных заседаниях РСПП уже в шестой раз. Впервые он сел одесную от Шохина на подобном мероприятии в далеком 2003 году и тогда же дал недвусмысленный «сигнал» своему еще ельциновскому окружению, заявив, «что иногда у нас очень трудно понять, где заканчивается бизнес, а где начинается государство. И где заканчивается государство, а начинается бизнес». С тех пор, возможно, что-то изменилось, но сегодняшняя речь Путина странным образом перекликалась с той, первой, как будто подводила некие итоги под избранным 13 лет назад вектором.

И лица, мелькавшие среди делегатов съезда, были почти все взаимно знакомы, и выступления на пленарном заседании были заранее прописаны спичрайтерами, но все равно собравшиеся в зале почему-то ожидали, что глава государства скажет что-то новое или отпустит очередную путинскую «остроту», которая тоже, по сути, сигнал: корабль на плаву, можно жить и работать дальше.

Речь президента Шохин предварил коротким резюме недели российского бизнеса, в рамках которой и происходил съезд РСПП. В частности, он ознакомил занявшего свое место в президиуме Путина с результатами голосования, проведенного между участниками мероприятия. «На первое место из проблем, которые волнуют бизнес-сообщество, выходит необходимость повышения предсказуемости государственной политики, — доложил глава союза промышленников и предпринимателей своему высокопоставленному собеседнику. — К сожалению, не все решения властей понятны бизнесу». На втором месте, по информации Шохина, снижение административной нагрузки, и на третьем — снижение ключевой ставки.

За реплику Шохина о голосовании и уцепился российский президент, все-таки не удержавшийся от легкой иронии. «Я посмотрел, снижение фискальной нагрузки — только на четвертом месте, поэтому Силуанов так легко с этим со всем соглашается, — отозвался Путин под одобрительные смешки зала. — Пока о снижении фискальной нагрузки зайдет речь, нужно сначала решить вопросы административной нагрузки, снижения ключевой ставки».

Отпустив шутку в адрес коллеги, глава государства тут же произнес и «историческую фразу», мгновенно подхваченную информагентствами. Предпринимательское сообщество, как следовало из речи Путина, это «естественный союзник государства и власти любого уровня в строительстве конкурентоспособной экономики сильной благополучной страны».

Развивая эту «государственническую» мысль, президент РФ назвал отечественный бизнес более ответственным и зрелым по сравнению с тем, каким он был на старте. «Растет число отечественных компаний, которые работают по прозрачным и цивилизованным правилам, выполняют свои обязательства перед государством, перед обществом, но и самое главное обязательство — исправно платят налоги, — удовлетворенно улыбнулся Путин. — ...Словом, работать «вбелую», как у нас говорят, стало не просто выгодно, а репутация законопослушного налогоплательщика и предпринимателя начинает служить доказательством инвестиционной привлекательности, устойчивости той или иной структуры, той или иной компании».

Произведя предпринимателей в столпы государства, Путин сам ответил на свой давний вопрос о том, где заканчивает бизнес и начинается власть. Теперь они снова едины, но не откатами и бездонным кошельком чиновника, как это было в 90-е и нулевые годы, а общенациональными задачами.

КАК КАЗАНЬ СТАЛА СТОЛПОМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

Казань оказалась единственным городом, упомянутым Путиным в контексте рассуждений о власти и коммерции. Едва ли это случайно. Говоря о том, что «бизнес стал надежным партнером государства и в совершенствовании системы подготовки кадров», президент РФ как бы готовил зал к тому, что разговор пойдет о WorldSkills. Так и случилось: Путин попросил РСПП «активнее включиться и в подготовку нашей сборной команды к чемпионату мира по рабочим специальностям WorldSkills, который должен пройти в Казани в 2019 году». Кроме этого, как рассказал национальный лидер «соревнования по профессиональному мастерству теперь проводятся не только на национальном уровне, но и внутри самих компаний», которые «создают собственные образовательные центры, вкладывают средства в модернизацию колледжей, создание детских технопарков» и пр. Технопарк «Кванториум» в Набережных Челнах при этом по имени назван не был, но его открытие в декабре прошлого года еще оставалось у всех на слуху.

Отдельной похвалы от главы Шохин удостоился и за «международную деятельность» РСПП — «продвижение российских интересов в «деловой двадцатке», которая в текущем году вновь встретится на полях санкт-петербургского экономического форума («совместно с нашими китайскими партнерами»). Впрочем, за пределами России отечественным предпринимателям пока работается сложно, и виной тому — многочисленное чиновное племя, фильтрующее товаропотоки на границе. Это «племя» Путин отдал распоряжение сократить. «Нужно сокращать количество организаций, сидящих на границе, и все делать через одно окно», — предложил президент своему помощнику Андрею Белоусову, который по стойке смирно стоял перед ним в зале. Разгрузить пограничных контролеров глава государства предлагает организации электронного учета движения товаров, и сделать это для начала в рамках Евразийского экономического союза. «У нас с белорусскими партнерами сформулирована работа в электронном виде, с Казахстаном пока такая работа не выстроена, — поделился Путин. — На последнем саммите ЕАЭС мы об этом очень подробно говорили. Президент Казахстана понимает важность организации работы по этому направлению».

С внутренними контролерами бизнеса президент РФ также обязуется вести давно объявленную войну. «Мы постоянно думаем о том, как снизить фискальную нагрузку, — это правда, это не шутка, — предупредил Путин улыбки зала. — Вопрос в том, что добиться этого решения трудно, тем не менее мы постоянно это обсуждаем».

По словам государственного лидера, для немедленного снижения фискальной нагрузки власти придется стать перед выбором, что сократить: пенсии, пособия, затраты на оборону и безопасность? Поскольку это неприемлемо, приходится искать другие пути. Зато, как подчеркнул Путин, введен мораторий на изменение уровня налоговой нагрузки на бизнес до 2018 года. «Очевидно, что у предпринимателей должен быть и длительный горизонт для планирования своей деятельности и дополнительные средства для развития», — говорит президент РФ.

Обсуждаются и вопросы «расширения оснований освобождения от уголовной ответственности по преступлениям в экономической сфере». То, что на протяжении последнего десятилетия множило полицейскую отчетность, будет минимизировано, рассчитывает Путин. К примеру, глава государства предлагает увеличить минимальный порог причиненного ущерба, который «служит основанием для определения крупного и особо крупного размера хищения», допускать нотариуса к предпринимателю, заключенному под стражу, и определить в УПК «срок признания изъятых предметов вещественными доказательствами по уголовному делу и возврат предметов, которые таковыми не признаны». Должна быть отредактирована и статья УК РФ «Мошенничество» (в части разграничения пороговых значений нанесенного ущерба) — это нелегкое дело президент поручил депутатам Госдумы, которые, не исключено, успеют реализовать путинскую инициативу еще на весенней сессии.

На этом занавес съезда опустился — работа Путина с бюро РСПП и крупнейшими бизнесменами страны перешла в закрытый формат.