«Для наших китайских коллег большим открытием было то, что россиянам нужны большие пространства для кастрюль», — обозначил сегодня первые успехи R&D Haier на российском рынке представитель компании, открывая завод по выпуску холодильников. Также корреспондент «БИЗНЕС Online» выслушал обещания довести локализацию производства в России до 72% и создать 1,2 тыс. рабочих мест, при том что пока на производство набраны 120 человек.
«ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ, ЧТО ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ СЕЙЧАС СНИЖАЮТСЯ, НО...»
Сегодня на площадке КИП «Мастер» в Набережных Челнах президент РТ Рустам Минниханов и полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич вместе с руководством корпорации Haier торжественно запустили производство завода по выпуску холодильников.
Приведем немного цифр. Общий объем инвестиций китайской стороны в завод составит $55 млн., из которых $39,1 уже вложено, включая $5 млн., выделенных на реконструкцию автоматно-токарного цеха КИП «Мастер». В период с апреля по июнь 2016 года добивится оставшаяся часть инвестиций — $15,9 млн., которые пойдут на закупку комплектующих и развитие производства. К началу 2017 года на заводе Haier в Челнах будут трудоустроены 500 специалистов. Еще 1,2 тыс. рабочих мест будет создано за счет аутсорсинга (правда, пока в цехах трудятся лишь 120 сотрудников). Производственные мощности завода на первом этапе составят 250 тыс. холодильников в год, на втором — 500 тыс. единиц. Продукция будет реализовываться на рынках России и ближнего зарубежья. Общая площадь открытого сегодня производства составляет 24,5 тыс. кв. м, плюс 2 тыс. кв. м офисов. Протяженность производственных линий — 1,2 тыс. м, оборудование китайское и итальянское.
После краткой экскурсии по производственной площадке делегация поднялась на сцену для приветственных слов и символического запуска конвейера. Бабич, Минниханов, президент HaierGroup Лянь Хайшань, полномочный министр министерства коммерции КНР Чжан Ди, мэр автограда Наиль Магдеев и депутат Госдумы РФ Альфия Когогина нажали каждый свою кнопку, что послужило сигналом к началу работы.
Открывая церемонию, Бабич отметил важность стратегии Haier, ориентированной на локализацию в кратчайшие сроки. «За три года компания планирует достичь уровня локализации в 70 процентов. Это как раз то, в чем сегодня нуждается наша промышленность, это приход не только новой номенклатуры, но и новых технологий, новых компетенций». Он добавил, что и дальнейшее расширение производства Haier в Набережных Челнах подразумевает тесную кооперацию с российскими предприятиями, и это самое важное для принимающей стороны. «Принято говорить, что иностранные инвестиции сейчас снижаются, но пример Татарстана, пример Haier показывает, что дело не в кризисе, — заявил Бабич прессе. — У нас появились дополнительные возможности, и инвесторам самим выгодно заходить в Россию. Для того чтобы они могли локализовать производство, нужна максимальная кооперация с российскими производителями. Для Приволжского округа работа с китайскими производителями — один из приоритетов, который успешно реализуется. В рамках этой работы мы посмотрели лучшие промышленные предприятия Китая, технопарки и промышленные зоны. Их мы приглашаем в Татарстан».
«HAIER — ТОЛЬКО ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА»
Минниханов, в свою очередь, пообещал со сцены, что о запуске производства сегодня же будет доложено президенту РФ Владимиру Путину, который, напомним, тоже посещает в этот день Татарстан. «В последние годы руководство нашей страны четко определило стратегические партнерские отношения с КНР, — сказал президент. — Сегодня одна из крупнейших компаний из КНР, мировой игрок запускает свое производство на территории Татарстана. Это очень позитивный сигнал. Наш уважаемый полпред в последние годы активно стимулирует нас для работы на китайском рынке по привлечению китайских инвесторов — были неоднократные взаимные визиты наших делегаций. Я хотел бы поблагодарить руководство компании Haier за исполнение всех договоренностей, которых мы достигли в ходе переговоров два года назад». Президент РТ также поблагодарил Хайшаня за внимание, оказанное Минниханову во время посещения КНР.
«Татарстан — это ворота для Haier на российский рынок. Желаю успеха этому проекту, мы и дальше будем предоставлять все возможности, чтобы Haier развивался на территории Татарстана», — сказал Минниханов.
Представители китайского посольства и руководство Haier добавили к адресатам благодарностей китайское правительство, которое также оказывает большую поддержку совместным с Россией проектам. «Haier — только наша первая ласточка, — отметил полномочный министр Ди. — Все больше китайских инвестиций будет приходить на землю Татарстана».
Президент корпорации Хайшань традиционно объяснил присутствие китайской компании именно в Татарстане отзывчивостью хозяев. «В Татарстане самый лучший климат для внешних инвестиций, очень эффективная команда, качественное содействие со стороны администрации республики и города, — поблагодарил Хайшань. — Здесь хорошая промышленная база, удобное географическое положение, минимальная логистика доставки до конечного потребителя. Мы видим здесь большие перспективы для дальнейшего развития и испытываем уверенность на этот счет».
«ПОЗИС ПРАВИЛЬНО ОТРЕАГИРОВАЛ — АКТИВИЗИРОВАЛ РАБОТУ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВОГО ПРОДУКТА...»
Напомним, компания HaierGroup открыла представительство в России в 2007 году с продажами холодильников и стиральных машин, сегодня ассортимент бренда в России представлен сотней с лишним моделей в разных категориях товаров, от кондиционеров до смартфонов. Сейчас у компании 196 сервисных центров в 120 городах России. В B2B-направлении китайская компания работает с МТС, группой «ПИК», «Теле2», «Магнитом», «Дикси» и другими российскими партнерами. С 2010 по 2015 год оборот Haier в России вырос в 10 раз, в мире к этому времени корпорация заняла 9,8% глобального розничного рынка бытовой техники, получив годовой оборот $29,15 миллиарда.
В марте 2014 года компания Haier подписала соглашение о локализации в Татарстане. Изначально прорабатывался вариант совместного предприятия с местным производителем холодильников — Зеленодольским ПО «Завод имени Серго», однако китайцам для запуска требовались налоговые преференции, которые зеленодольской площадке предоставить не удалось. Тогда местом дислокации и стал КИП «Мастер». Этот факт вызвал протесты со стороны местного игрока. Гендиректор ПОЗиСа Радик Хасанов и сейчас, два года спустя, называет запуск китайцев и выдачу им льгот, как резиденту ТОСЭР, ошибкой. Хасанов обратился в правительство РТ с письмом, попросив предоставить его заводу аналогичные льготы, рассчитав, что с такими преференциями ПОЗиС сэкономил бы около 105 млн. рублей, или 2,3% от выручки 2015 года. «Мы требуем уравнять условия, — заявлял Хасанов «БИЗНЕС Online» в марте, когда стало понятно, что Haier войдет в ТОСЭР одним их первых. — Им дали льготы, значит, и нам дайте льготы, как и в ТОРе. У кого здесь реальное опережающее развитие, если не у нас?»
Сегодня премьер-министр РТ Ильдар Халиков, отвечая на вопросы журналистов, пояснил «БИЗНЕС Online», что сотрудничество между ПОЗиСом и Haier по-прежнему возможно, и отметил, что угроза жесткой конкуренции только пошла на пользу зеленодольцам.
«Что касается компании «ПОЗиС», я могу сказать, что в чем-то компании пересекаются и во многом не пересекаются, — заявил премьер корреспонденту «БИЗНЕС Online» в ходе пресс-конференции. — Уже сегодня мы видим, что эти компании могут сотрудничать, в том числе по локализации. Сегодня есть и обращения со стороны ПОЗиСа, и аналогичные потребности есть у компании Haier по тем производствам, которые могут выступить поставщиками. У нас был простой ответ: в случае, если Haier не будет построен в Татарстане, он, скорее всего, будет построен в любом другом субъекте, и это будет одинаково влиять на ПОЗиС на российском рынке. Хочу отметить, что руководство ПОЗиСа очень правильно отреагировало на решение о строительстве завода компании Haier, которое было принято два года назад, — они существенно активизировали работу по научно-техническому развитию и по внедрению нового продукта, поэтому в тех нишах, где компании не пересекаются, они будут работать независимо, а там, где пересекаются, я думаю, они сумеют взаимно успешно конкурировать».
ДО КОНЦА 2016 ГОДА МЕСТНЫЕ ЗАКУПКИ ПРЕВЫСЯТ 35%, А К 2018 ГОДУ — 72%
Добавим, что в безналоговую зону компания Haier фактически уже вошла — ее заявка стала первой, рассмотренной комиссией ТОСЭР. Правительство республики действительно всегда внимательно относилось к потребностям Haier, помогая и с подбором штата, и с другими пожеланиями. Единственное, чего не хватало китайцам для полного счастья в предложенных льготах, — это освобождения от таможенной пошлины, как в ОЭЗ. Пока локализация до 70% производства остается планами, а импорт занимает 90% поставок комплектующих. Тем не менее вопрос отмены пошлины для резидентов ТОСЭР уже обсуждался в Татарстане и предложение отправлено на рассмотрение в Москву, однако, как сообщил сегодня «БИЗНЕС Online» Халиков, решение еще не созрело.
На пресс-конференции премьер первым делом напомнил, что в мировом рейтинге высокотехнологичных компаний Haier занимает 8-е место наряду с Apple, Microsoft, Google. Напомним, в начале этого года стало известно о намерении Haier купить подразделение американского гиганта General Electric по торговле электробытовыми товарами GE Appliances. Сумма сделки составляет $5,4 миллиарда. О достигнутых договоренностях было объявлено 15 января. Кроме того, за последние несколько лет Haier Group уже заключила ряд крупных сделок. Так, в 2011 году компания приобрела ведущего японского производителя бытовой техники Sanyo. Всего через 8 месяцев после сделки терпевший убытки актив становится прибыльным. В 2012 году компания приобрела бренд №1 бытовой техники в Новой Зеландии — Fisher&Paykel. Среднегодовой совокупный рост бренда в сегменте премиальной зарубежной электроники в Китае составляет 73%.
Отвечая на вопрос о том, как китайская компания намерена выстраивать отношения с местными поставщиками, Халиков отметил, что местные поставки были одним из условий со стороны Татарстана еще на стадии обсуждения сотрудничества.
«Сегодня господин Лян в разговоре с Михаилом Викторовичем Бабичем подтвердил, что Haier заинтересован в высоком уровне локализации производств. Уже до конца 2016 года местные закупки превысят 35 процентов, а к 2018 году — 72 процента», — отметил Халиков.
На вопрос о том, чувствует ли Haier рецессию на китайском рынке, и как это отражается на спросе, Хайшань заявил, что по итогам первого квартала экономика Китая показала хороший результат. Это обстоятельство, по его словам, может говорить о высоком потенциале китайской экономики. Что касается позиций компании на глобальном рынке, то Haier, по его словам, больше внимания станет уделять новым продуктам верхнего ценового сегмента, поскольку маржа премиального товара выше.
Также «БИЗНЕС Online» поинтересовался у управляющего директора ООО «ТК «Хайер Рус» Сергея Фомичева, насколько льготы ТОСЭР увеличат расчетную прибыль завода.
«Глобально мы рассматриваем льготы не как прибыль, а как дополнительные инвестиции в исследовательскую работу, — ответил Фомичев. — В ближайший год мы продолжим активно исследовать потребительские нужды и инвестировать в изменения дизайна, начинки холодильников, абсолютно адаптируясь под запрос. Для R&D-центра бюджеты уже подписаны и выделены, это достаточно важное решение со стороны нашей штаб-квартиры. Точных цифр инвестиций не назову, потому что стоит вопрос по времени. План на R&D охватывает ближайшие три года. Но как минимум 4 процента от глобального оборота Haier корпорация инвестирует в R&D. Центр будет заниматься разработкой продукта под потребительские запросы исключительно российского потребителя и, конечно, стран СНГ. Текущие модели уже разработаны с учетом российской специфики. Мы проводили исследования совместно с JFK, общались с пользователями разных холодильников. Для наших китайских коллег большим открытием было то, что россиянам нужны большие пространства для кастрюль или для целого арбуза. У них другая культура хранения продуктов».
Что касается экспортной части, то, по словам Фомичева, в Европу отправится в первую очередь премиум-продукция — трехдверные холодильники. «На ближайшие два года мы сфокусировались на России и СНГ, ведь в планах у нас 10 процентов российского рынка. Европа — это отдельное стратегическое решение, в котором мы ориентируемся не на количество, а на качество продукции, потому что европейский потребитель достаточно консервативен и сложен», — заметил Фомичев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 67
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.