Артем Силкин: «Мы себя не обманываем, что мы привлекаем туристов только за счет своей великой работы, в конце концов люди не в пустыню едут а в наш великолепный Свияжск!» Артем Силкин: «Мы себя не обманываем, что мы привлекаем туристов только за счет своей великой работы, в конце концов люди не в пустыню едут, а в наш великолепный Свияжск!»

«ОТКРЫТКА: ЧЕШСКИЙ ПОЛК ПОД ВЕРХНИМ УСЛОНОМ МАРШИРУЕТ»

— Артем, сегодня в Свияжске начинается туристический сезон, и в его преддверии больше всего разговоров об открывающемся музее Гражданской войны.

— Да, традиционно 1 мая — открытие туристического сезона.

Открытие музея, которое, к слову, сказать, мы перенесли на 6 мая, — это одно из событий, которое пройдет в рамках старта туристического сезона. Я бы хотел подчеркнуть, что название музея — именно музей Гражданской войны, ничего иного, как некоторые уже успели подумать, даже не видев новой экспозиции. Почему необходимо было создать этот музей? На мой взгляд, потому что наше общество до сих пор, очевидно, пребывает в состоянии поляризации мнений, иногда доходящих до крайней степени горячности. Мне кажется, этот взгляд назад на события, которые наша страна переживала 100 лет назад, потому что неумолимо приближается юбилей Гражданской войны, на события начала XX века, — это полезно, это опыт истории, позволяющий нам что-то понять про настоящее и будущее.

— В чем особенность экспозиции? Будет ли она прежде всего о первых победах Красной Армии, которые были одержаны недалеко от этих мест в августе 1918 года?

— Конечно, нет. Это было бы довольно странно — сделать музей, посвященный той или иной стороне, тем более что их было, вообще говоря, не две, а больше. В чем основная задача музея как музея — это вопрос дискуссионный. Кто-то говорит, что музей должен отстаивать определенную точку зрения, показывать события, давая их трактовку. Но мне ближе взгляд на музей как на хранилище неких артефактов и сведений. Музей предоставляет пищу для размышлений, а выводы должен делать посетитель. Мы собрали за несколько лет некий объем информации, у нас есть достаточно интересные предметы в коллекции музея.

— Например?

— Понятно, что все артефакты, связанные с Гражданской войной, труднодоступны. Приходилось их собирать по крохам, поэтому значительный объем в экспозиции занимают различные печатные издания, фотодокументы, открытки, марки, изданные после революции. Все эти предметы отражают идеологию, которая была в то время, даже денежные знаки, которые во время Гражданской войны появились в разных концах Российской империи. Доходило ведь до того, что в каждом городе печатали свои денежные знаки из-за развала экономики на тот период.

Главная наша цель состоит в том, чтобы, посетив эту композицию, человек для себя сделал выводы, что это была большая трагедия, в которую оказалось вовлечено абсолютно все население тогдашней России. В основном мы рассказываем о событиях, связанных с Восточным фронтом, то есть это движения гигантских масс народа из Центральной России в сторону Дальнего Востока. Это и трагедия Белой армии, например знаменитый Ледовый поход: события разворачивались не день-два, а в течение нескольких лет, в какие-то моменты появлялись государственные образования, которые контролировались различными политическими силами, но в итоге на всей территории одержали победу представители коммунистической идеологии. То есть музей об этом, о достаточно сложных вещах, тут есть над чем подумать посетителю.

Музей Гражданской войны создается в одном из красивейших зданий Свияжска – двухэтажном деревянном «доме с колоннами» (дом Медведевых-Бровкина) Музей Гражданской войны создается в одном из красивейших зданий Свияжска — двухэтажном деревянном «доме с колоннами» (дом Медведевых-Бровкина)

— Что можете сказать о жемчужинах коллекции музея?

— Живую связь с теми временами дают почувствовать снаряды, которые до сих пор находят в огородах жители, уникальный предмет нам подарил житель соседней Введенской слободы — планшет времен Гражданской войны, он был найден в глухом овраге рядом с этой деревней, там как раз были бои, причем когда его нашли, он был завернут в полуистлевший морской бушлат. Возможно, он принадлежал кому-то из моряков, воевавших в составе Волжской военной флотилии, вы знаете, что там было много матросов-балтийцев. Очень интересный предмет нам удалось случайно приобрести в Санкт-Петербурге: каким-то чудом сохранилась очень подробная карта 1918 года, очень большая, примерно 4 на 2 метра, мы ее даже выставить не можем, охватывающая район от Свияжска до Симбирска, с нанесенными карандашами передвижениями войск и пометками. По свидетельству продавца, она досталась ему от бывшего офицера царской армии, воевавшего в Поволжье в те годы.

Нельзя не упомянуть, что в музее создается интересная коллекция различных фотографических, печатных материалов, которые издавались в Чехословакии после Гражданской войны. Эти источники связаны с солдатами, воевавшими в том числе под Казанью и Свияжском. Например, открытка: чешский полк под Верхним Услоном марширует. Получилось так, что чехословаки документировали все достаточно тщательно, и материалы, связанные с участием так называемых белочехов в Гражданской войне в России, были очень популярны в Чехословакии до Второй Мировой войны.

Есть отдельные материалы, связанные с Белым движением. Понятно, что материалов, связанных с Красной армией, достаточно много, они переиздавались, сохранились в большом количестве в архивах и музеях. Артефакты, связанные с Белым движением, очень сложно выявить, люди старались их не хранить, потому что это могло привести к самым печальным последствиям в то время.

Есть в музее интересная коллекция банкнот времен Гражданской войны, денежных знаков. Небольшая, но тоже достаточно интересная коллекция значков агитационных. В экспозиции представлены очень интересные подлинные документы времен Гражданской войны в Якутии, очень хорошо передающие атмосферу того времени.

«Над понимать, что открывающаяся экспозиция, — это часть большого музейного комплекса, охватывающего самые разные исторические события, связанные с Свияжском» «Надо понимать, что открывающаяся экспозиция, — это часть большого музейного комплекса, охватывающего самые разные исторические события, связанные со Свияжском»

«МНЕ УЖЕ ПРИШЛОСЬ УСЛЫШАТЬ УПРЕК, ЧТО ТРОЦКОГО В ГОРОДЕ НЕ БЫЛО, А ОН БЫЛ НА СТАНЦИИ СВИЯЖСК, И ПРИЧЕМ ТУТ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА...»

— И конечно, всех интересует фигура Льва Троцкого, с которым уже ассоциируется еще не открывшийся в Свияжске музей. Как вы думаете, почему столько разговоров вокруг того, что в музее будет и экспозиция, посвященная одному из создателей Красной армии и одному из самых противоречивых деятелей советской революции?

— Надо понимать, что открывающаяся экспозиция, — это часть большого музейного комплекса, охватывающего самые разные исторические события, связанные со Свияжском. Пройти мимо столь значительной политической фигуры было бы, наверное, странно. Участие Троцкого в событиях вокруг Свияжска — непреложный факт, не нуждающийся в доказательствах, достаточно открыть его автобиографию или обратиться к архивным документам. А бурная реакция части аудитории на эту фигуру — лишнее доказательство того, что Троцкий воспринимается уже не как реально существовавший человек, а как некий миф, по отношению к которому у каждого сформировалось свое мнение. Кто-то рассматривает его как персонажа мефистофелевского характера, части левой молодежи он симпатичен, потому что олицетворяет мировую революцию, есть люди придерживающиеся всяких, скажем так, конспирологических теорий его участия в событиях революции и Гражданской войны... Лично для меня он интересен тем, что судьба Троцкого — это история взлета и падения личности, ведь он был в какой-то момент вторым человеком в Советской Республике после Ленина по значимости. Потому что кто там был в 1918 году? На слуху у народа были в основном две фамилии.

У меня был один очень пожилой знакомый, он рассказывал, что они пели частушку во время Гражданской войны, в которой он принимал участие непосредственно: «Ленин с Троцким — наша двойка, ну попробуй-ка, покрой-ка. Нашу двойку нечем крыть — где ж твоя, Деникин, прыть?» Это практически народное творчество, это отражает его значимость в то время также, как и официальные материалы. Постепенно, из-за политической борьбы, из-за его ошибок и просчетов, из-за складывающейся вокруг обстановки, отношение к этому человеку меняется на диаметрально противоположное, в официальной печати появляются карикатуры резкого характера. У нас, кстати, такие материалы тоже представлены. Сохранилось не так много материалов, но мы постарались отобразить через них взлеты и падения исторической личности. Это дает понимание опасности, которую испытывает человек, оказавшийся в большой политике и попавший в правила этой политики, которая людей чаще всего просто перемалывает.

Народный комиссар по военным и морским делам Лев Троцкий (справа) принимает военный парад на Красной площади, 1921 г. (фото: ©РИА «Новости») Народный комиссар по военным и морским делам Лев Троцкий (справа) принимает военный парад на Красной площади, 1921 г. (фото: ©РИА «Новости»)

— И все-таки хочу вернуться к одному из предыдущих вопросов. Есть в экспозиции материалы, отражающие эти края как место, где фактически зарождалась Красная армия?

— Вопрос нашего сегодняшнего отношения к той армии неоднозначный. С одной стороны, понятно, что ощущается некая преемственность, но она какая-то двоякая. Вроде бы, мы наследники побед армии Российской империи, это подчеркивается и подчеркивалось постоянно и во времена СССР. С другой стороны, 23 февраля — День Красной армии, и представители этой самой Красной армии победили представителей Белого движения, которое тоже сейчас переосмысливается и чаще всего в довольно сочувственном ключе. Что же мы отмечаем? Мне кажется, это показатель того, что этот период недоосмыслен, не переварен в общественном сознании. И тут такая очень тонкая грань, честно говоря, мы осознанно эту тему не интерпретируем, на мой взгляд, время еще не пришло. Будут, конечно, там материалы, посвященные зарождению Красной армии, журналы есть интересные начала 20-х годов, где Троцкий обращается именно к красноармейцам с речью. Понятно, что в то время он и воспринимался как создатель Красной армии, и он действительно играл в этом огромную роль.

Но мы просто даем материалы тех лет, потому что если еще музеи будут вносить какую-то смуту в общество, то это ни в какие ворота не будет лезть.

— Были ли у вас какие-то дискуссии с любителями и профессионалами истории относительно вашей экспозиции?

— Мне уже пришлось услышать упрек, что Троцкого в городе не было, а он был на станции Свияжск, и причем тут Гражданская война и Свияжск вообще. Действительно, дело в том, что основные сражения проходили в районе железнодорожного моста через Волгу, что легко объясняется его стратегическим значением. Потому что сам Свияжск как населенный пункт на начало XX века был незначительным и такой существенной стратегической роли не играл, но в то же время сохранял статус уездного города. Но тем не менее сохранились и воспоминания, и документы о том, что были и белогвардейцы в самом Свияжске, были и красные. Кроме того, я со Свияжском имею давние отношения и застал жителей-старожилов, среди которых гуляла очень устойчивая история: Троцкий приезжал, с этого балкона выступал.

Мы не говорим, что это вот именно тот самый кабинет, мемориальное здание. Такой вопрос не стоит. Но мы должны вызвать некое эмоциональное восприятие экспозиции, поэтому воссоздаем в одной комнате и обычную обстановку того времени и определенную мизансцену, которая так или иначе происходила. Само здание музея — усадьба начала XIX века, на тот момент принадлежавшая зажиточному человеку, она очень удобно расположена, и я допускаю, что там могли останавливаться участники тех событий. Это вполне оправданно с точки зрения удобства обороны, расположения, обозрения и т. д. Я не сделаю открытия, если скажу, что большинство музейных экспозиций во всем мире создано именно на такой основе.

«Конный двор объект уникальный, буквально единицы сохранились таких конных дворов XVIII столетия» «Конный двор объект уникальный, буквально единицы сохранились таких конных дворов XVIII столетия» (фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru)

КОННЫЙ ДВОР — ЭТО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ «ТАТСПИРТПРОМА»

— Еще одной приманкой для туристов должен стать конный двор. Каков масштаб инвестиций, вложенных «Татспиртпромом» в этот проект?

— На мой взгляд, проект является со стороны «Татспиртпрома» благотворительностью. Потому что, если вы помните, в каком состоянии этот объект — даже назвать это зданием язык не поворачивается — пребывал последние десятилетия, вы, конечно, понимаете, о чем речь. Потому что, по сути дела, на момент начала реставрационных работ в более-менее сносном состоянии сохранялась часть зимнего денника, а все остальное было практически разрушено. Там были остатки стен, есть старые фотографии, и можно воочию убедиться, что, по сути, это был очень сильно руинированный объект культурного наследия.

И на месте какого-то коммерческого инвестора, посмотрев на этот объект, я бы, конечно, сказал: «Спасибо, дорогие друзья, мы найдем нашим деньгам лучшее применение». Так что тут, мне кажется, надо сказать большое спасибо за то, что они взялись за восстановление этого объекта, вытянули его из такой очень сложной ситуации, и сейчас он имеет, в общем, вид принципиально иной. И кстати, надо напомнить, что еще и построили монастырю хозяйственный блок на монастырской территории, поскольку епархия отказалась от руин конного двора и попросила в более удобном месте, поближе к кельям, обустроить все для хозяйственных и бытовых нужд, что и было сделано.

Конный двор — объект уникальный, буквально единицы сохранились таких конных дворов XVIII столетия, по-моему, еще один в Сибири только есть. Помню, я читал статью, написанную Сергеем Сергеевичем Попадюком, который работал в свое время в союзном институте «Спецпроектреставрация» в конце 1970-х годов, посвященную именно сохранившимся конным дворам XVIII столетия в России. И он как раз приводит пример свияжского конного двора как совершенно уникального объекта гражданской постройки такого типа, образца конного двора XVIII века. Например, там есть элементы барочного оформления на воротах, это нигде не сохранилось. Вот в Ростове Великом тоже есть сейчас такой конный двор, но он восстановлен с нуля, а по архитектурному стилю принадлежит к более ранней эпохе. Большая удача, что удалось отреставрировать и сохранить для истории архитектуры и нашей культуры этот объект в Свияжске.

— Каковы масштабы инвестиций «Татспиртпрома»?

— Масштабы инвестиций, поскольку я не являюсь заказчиком, не участвовал в строительстве, наверное, у «Татспиртпрома» надо спросить, но они достаточно значительные, я так понимаю.

Фильм «Голубка», снятый по сценарию супруги художника Геннадия Архиреева, Светланы Колиной, был снят в Свияжске (на фото Колина (слева) и Архиреев) Фильм «Голубка» по сценарию супруги Геннадия Архиреева, Светланы Колиной, был снят в Свияжске, где родился художник. Здесь же будет его музей (на фото Колина (слева) и Архиреев)

— Чем еще порадуете гостей острова-града?

— У нас продолжается работа над музеем известного казанского художника Геннадия Архиреева. Вы, наверное, помните все эти споры вокруг его работ, которые остались в Казани, народ переживал, что эти работы могут попасть в Москву, в Санкт-Петербург, в частные коллекции. Когда работы попадают в частные коллекции, понятно, для общества они теряются, потому что хранятся у кого-то дома, радуют чей-то глаз, но не радует широкую публику.

Опять возникает вопрос: что связывает Геннадия Архиреева и Свияжск? Потому что все мы прекрасно знаем, что Архиреев жил и творил в Казани всю свою сознательную жизнь. Но в его творчестве Свияжск в отражении зачастую присутствует. Например, его картина, которая неоднократно тиражировалась, на ней нарисована машина, уезжающая куда то по разбитой дороге с столбами, это же как раз его размышления о матери, которая находилась в заключении в свияжской колонии, в которой, собственно, Архиреев и родился, в заключении. Фильм «Голубка» по сценарию супруги Архиреева, Светланы Колиной, тоже был снят в Свияжске. И там добрая половина актеров, если не большинство, — это местные свияжские жители. Это тоже такой наш свияжский фильм: узнаваемые лица, улицы.

Так получилось, что всего два двухэтажных дома XIX века сохранились в Свияжске, я имею в виду жилых. И один из этих домов практически идентичен тому, что стоял в Казани на Подлужной, где жил Архиреев, потому что и Казань, и Свияжск застраивались в XIX веке в основном по типовым проектам, которые утверждались в то время аж в Санкт-Петербурге. И планировка этой квартиры на втором этаже совпадает с той квартирой, в которой он жил? И поскольку у Светланы Колиной сохранилась мебель, предметы, составлявшие обстановку этого дома, мы можем воссоздать квартиру художника.

Этот музей мы планируем открыть в конце этого года или в начале следующего, зависит от того, как будет продвигаться работа. То есть вот такое следующее большое музейное событие у нас будет. Ну и конечно, внимание абсолютно всех российских и не только российских археологов приковано к строящемуся сейчас в Свияжске музею археологической древесины. Когда он откроется, это будет, я думаю одна из самых наших интересных экспозиций, достаточно сказать, что, входя в музей, вы будете попадать внутрь холма, как бы внутрь археологического раскопа и видеть подлинный археологический раскоп с остатками зданий XVI - XVIII веков. Но это открытие мы ждем только в следующем году.

На протяжении всего летнего сезона будут работать различные сменные выставки в наших выставочных залах, будем стараться сделать их интересными для всех посетителей!

«У нас на первом месте сохранение объектов культурного наследия и его поддержания в достойном состоянии за счет туризма. Но это не означает, что мы должны бесконечно увеличивать количество посетителей» «У нас на первом месте — сохранение объектов культурного наследия и его поддержание в достойном состоянии за счет туризма. Но это не означает, что мы должны бесконечно увеличивать количество посетителей»

«ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ ГДЕ-ТО НА РЕКЕ ТАКОЙ ЖЕ ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ 1000 МЕТРОВ НА 800, НА КОТОРОМ СОСРЕДОТОЧЕНО БОЛЕЕ 40 ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

— Что думаете о нынешнем потоке туристов в Свияжск. Ждете ли его увеличения?

— Хотел бы выразить точку зрения по поводу потока туристов и общественного интереса к этой проблематике. У туристических объектов, связанных с культурным наследием, как это ни покажется кому-то странным, не стоит задача максимизации туристического потока. Потому что у нас не спортивное мероприятие, не стадион, который должен непременно привлечь 40 тысяч человек на игру, чтобы трибуны были заполнены. У нас на первом месте — сохранение объектов культурного наследия и его поддержание в достойном состоянии за счет туризма. Но это не означает, что мы должны бесконечно увеличивать количество посетителей, и это самый главный показатель успешности, скорее, это говорит о том, что мы должны предлагать дополнительные услуги, которые повышали бы эффективность работы заповедника, при этом не гнаться за количеством как единственным значимым критерием.

— 260 тысяч туристов — такова была цифра числа туристов, посетивших Свияжск в прошлом году. Есть предположение, за какую цифру может перевалить их число в 2016-м?

— Прогнозов публичных мы никаких не делаем. Какие прогнозы, если в 2010 году, создавая музей-заповедник, планировалось, что к 2020 году будет 25 тысяч посетителей в год? Сейчас все это перекрыто десятикратно. На самом деле это большая ответственность, потому что каждому из этих приехавших нужно уделить внимание. Это же не безликая какая-то масса, это люди со своими потребностями. Надо постараться, чтобы каждый из них остался удовлетворен тем, что он увидит. Мы к этому стремимся по мере сил. За последние три года, например, подготовлено больше 250 гидов-экскурсоводов в Казани, все они прослушали двухмесячные курсы лекций.

«У туристических объектов, связанных с культурным наследием, как это ни покажется кому-то странным, не стоит задача — максимизация туристического потока» «У туристических объектов, связанных с культурным наследием, как это ни покажется кому-то странным, не стоит задача максимизации туристического потока»

Значительная цифра, посещающих Свияжск, не на ровном месте на самом деле возникла. Я по работе много езжу по местам, связанным с культурным наследием. По большому счету есть старые исторические города, где собраны прекраснейшие коллекции, допустим, декоративно-прикладного искусства или искусства, связанное с православной культурой. Коллекции уникальные, по-другому невозможно назвать. Но с точки зрения доступности посетителям презентации этих коллекций, Свияжск находится в более выигрышном положении. Иногда это связано с логистикой, иногда с тем, что есть в Центральной России много музеев, которые созданы давно и испытывают сейчас различные сложности организационно-финансового характера. Я вот хотел понять, есть ли еще где-то на реке такой же обитаемый остров 1000 метров на 800, на котором сосредоточено более 40 объектов культурного наследия. Мне в голову ничего не приходит. Так что наша популярность это прежде всего уникальность самого объекта, мы себя не обманываем, что мы привлекаем туристов только за счет своей великой работы, в конце концов люди не в пустыню едут, а в наш великолепный Свияжск! Но, с другой стороны, красивых и значимых мест много — конечно, причина успеха прежде всего в том, что вся республика помогает.

— Каков процент туристов, которые приезжают к вам «дикарями» и в составе организованных групп? И, в целом, ведете ли вы подсчеты: сколько туристов способен «переварить» Свияжск?

— Примерно 60 процентов — это организованные группы, остальные — индивидуальные туристы. Хотя вы знаете общемировую тенденцию — последних становится все больше и больше.

Делали мы и расчеты относительно максимума туристов. Это все на самом деле оценка экспертная, так или иначе, общепризнанных методик по расчету нагрузки объектов не существует на сегодняшний день. Разные есть подходы, разные шкалы оценки этого. Но, на мой взгляд, в районе 500 - 600 тысяч человек в год. Можно и больше, но это опять-таки потребует дополнительных и очень значительных инвестиций в инфраструктуру, в том числе и в окружающую Свияжск.

«Если говорить про гостиницы, я не думаю, что в Свияжске необходимо развивать какую-то мощную гостиничную сеть» «Если говорить про гостиницы, я не думаю, что в Свияжске необходимо развивать какую-то мощную гостиничную сеть»

— Сразу вспоминаются давние разговоры о том, что на острове нет ни одного нормального кафе и гостиницы...

— Вы, видимо, у нас давно были, потому что сказать такое о гостинице «Дом Каменева» или об апартаментах на Конном дворе будет большой натяжкой! Прекрасный Дом паломника на территории монастыря уже два года действует, опять же спасибо государству, помогшему монастырю сделать этот объект. Да и с питанием потихоньку ситуация налаживается — вспомните, в 2010 году было одно кафе на 30 посадочных мест с разбитыми стеклами, сейчас в Свияжске можно покормить в летний период одновременно около 400 человек, для паломников — трапезная, в обычных кафе в пост во всех постное меню есть. Так что отдельные проблемы, скорее, связаны с тем, что мы переживаем достаточно резкий рост сейчас, иногда мы просто не успеваем за быстрым ростом туристического потока — это что касается таких объектов как кафе или санузлов. К сезону открылось несколько кафе, дополнительные санитарные узлы оборудованы. Допустим, если сравнить Масленицу прошлого года, когда действительно были сложности определенные, и Масленицу этого года, то мы выше обозначенные проблемы к празднику решили, жалоб никаких не было. Проблема пока в другом — у нас сильно зависящий от сезона туризм, не только в Свияжске, а в целом в стране. Есть традиция ездить в путешествия летом и на новогодние каникулы, а вот зимой большинство кафе простаивают пустыми, да и в музее посещаемость вне каникулярного периода невысокая, так что наша задача — создать и зимой максимально интересные для туристов предложения, чем мы активно занимаемся.

Была у нас еще проблема с парковкой: в прошлом году парковка была расширена практически в четыре раза. Сейчас 600 индивидуальных автомобилей может поместиться единовременно, такое количество, конечно, не приезжает, только на какие-то крупные праздники. Так что эти вопросы потихоньку решаются.

Если говорить про гостиницы, я не думаю, что в Свияжске необходимо развивать какую-то мощную гостиничную сеть. Я объясню почему. Рядом находится крупный мегаполис — Казань, с очень развитой гостиничной сетью. Дорога от Казани до Свияжска занимает час. Какой смысл искажать гостиничными зданиями историческую среду, я не вижу в этом необходимости абсолютно никакой.

— Что вы назовете в качестве основных достижений за время руководства Свияжском?

— Я считаю, что у меня нет никаких особых достижений, потому что над любым отдельным проектом этого большого дела под названием «Возрождение Свияжска» работали много людей. Я отчетливо осознаю, как много людей принимали участие абсолютно во всех начинаниях, которые там реализованы, как много сложностей стояло, которые одному человеку преодолеть нереально. Работало много команд над разными аспектами, которые решали те или иные задачи.

Я работал главой поселения до того, как возглавил музей. Не понаслышке знаю, как люди жили до создания музея-заповедника. Считаю, что большое дело — переселение людей из ветхого жилья в современные квартиры, потому что сколько угодно можно рассуждать, сидя на теплой городской кухне, как прекрасны были эти разрушающиеся сараюшки, но никто из тех, кто это озвучивал, не захотел бы даже несколько дней прожить в тех условиях. Мне греет душу, что больше 80 семей свияжан живут в достойных условиях и имеют работу, в наше непростое время это немаловажно.

«Я работал главой поселения, до того как возглавил музей. Не понаслышке знаю, как люди жили до создания музея-заповедника» «Я работал главой поселения до того, как возглавил музей. Не понаслышке знаю, как люди жили до создания музея-заповедника»

Если говорить непосредственно о музее, мне было очень приятно услышать похвалу от коллег из музеев, которые являются для меня эталонами музейного дела, это и Эрмитаж, и Русский музей и многие другие, в том числе и зарубежные. Они все высоко оценивают экспозицию Свияжского музея как сделанную качественно и интересно. Я, как только мы ее сделали, видел в ней одни недостатки, мне не нравилось, как это все сделано, у меня же в голове была идеальная картина, как должно было быть. Но оказалось, то, что мы сделали с командой дизайнеров студии «Айбат-дизайн», достаточно интересно с точки зрения общероссийской и коллег из зарубежных музеев. Да и простые посетители, не являющиеся профессиональными музейщиками, с удовольствием к нам ходят. Детей много, глаза горят, все смотрят, интересуются — вот хорошо-то как, когда вижу это. Или, помню, приезжал, например, в прошлом году премьер-министр Венгрии — протокольная служба его еле вытащила из нашего музея, он зашел на 10 минут и больше часа все рассматривал.

— Растут ли цены на жилье в Свияжске?

— Очевидно, что после того, как был проложен газ, разведены коммуникации по всем улицам, стоимость недвижимости там возросла.

— Рынок недвижимости Свияжска — есть вообще такое понятие?

— Мне кажется, нет, потому что очень ограничен объем того, что можно купить и продать. Единичные в год бывают сделки. То есть делать какие-то выводы в отношении Свияжска, мне кажется, как-то даже смешно — слишком незначительный объем сделок при 250 жителях острова.

Мне никто не предлагал купить здесь квартиру, поэтому я затрудняюсь сказать о сложившихся ценах. Но, мне кажется, как в Казани, наверное. У нас обычные же квартиры сейчас построены, как казанские.

«Сколько угодно можно рассуждать, сидя на теплой городской кухне, как прекрасны были эти разрушающие сараюшки» «Сколько угодно можно рассуждать, сидя на теплой городской кухне, как прекрасны были эти разрушающиеся сараюшки»

«НАША РЕСПУБЛИКА СТРАДАЕТ ОТ ОТСУТСТВИЯ НОВОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЕЧНОГО ПАССАЖИРСКОГО ФЛОТА»

— История с получением статуса объекта наследия ЮНЕСКО насколько приоритетна для вас или этим занимается фонд «Возрождение» Минтимера Шаймиева?

— Этим занимается большое количество людей на самом деле: и фонд «Возрождение», и музеи готовят часть каких-то материалов, связанных с различными историческими аспектами, и наши коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга и многих других научных центров.

— Как строятся ваши отношения с церковью, правда ли, что еще не все земли, на которых находятся культовые учреждения, переданы епархии?

— Если честно, я с такой проблемой незнаком. Абсолютно все культовые сооружения переданы в пользование епархии, как это оформлено документами, я не могу сказать, поскольку у нас, по сравнению с многими музеями в России, ситуация можно сказать хорошая — у нас есть свой имущественный комплекс, у Церкви — свой. Может, там есть какие-то моменты, которых я не знаю, но, во всяком случае, никто на эти объекты не претендует. Все понимают, что церковное принадлежит церкви, есть самоуправление в монастыре, в жизнь которого мы никогда не вмешиваемся, а только сотрудничаем. Несколько недель назад у нас произошла очень добрая встреча с владыкой Феофаном, который всегда поддерживает нас, и мы обсудили наши взаимодействия в отношении Свияжска.

Сейчас большая часть посетителей Свияжска — туристы. Паломнический туризм очень слабо присутствует на данный момент, это сухая статистика. Верующие паломники — это особая категория посетителей, с которыми нужна работа определенного вида, и заниматься ими должен в первую очередь монастырь, епархиальные структуры. Мы обсуждали, как мы можем сотрудничать, помогать друг другу в развитии этого направления. Думаю, продолжим в том же духе сотрудничества и взаимопонимания.

«Абсолютно все культовые сооружения переданы в пользование Епархии» «Абсолютно все культовые сооружения переданы в пользование Епархии»

— Ваша помощь, какая — информационная?

— Информационная тоже. Например, если посмотреть основную экспозицию музея истории Свияжска, в нем несколько залов посвящены православной культуре и Свияжску как одному из значимых центров православной культуры. Наши научные сотрудники профессионально занимаются изучением истории Свияжска, в том числе и тех моментов, которые связаны с православием: это и история зодчества, фрески, древние иконы Свияжска, жизнь монастырей и храмов на протяжении столетий — всем этим занимается музей-заповедник, и мы охотно делимся нашими знаниями с духовенством.

Конечно, паломник приезжает не в музей, а все-таки это чаще человек, который приехал поклониться святыням, принять участие своим трудом в жизни монастыря, чем-то помочь. Но, как мне кажется, если заодно он посетит музеи, с исторической точки зрения что-то узнает, это только обогатит его и интеллектуально, и духовно, там ведь есть интересные материалы, касающиеся разрушенных приходских храмов например, или репрессий в отношении священнослужителей. Эта информация находится в музее, и мы, так сказать, имеем широкое поле для взаимодействия. С другой стороны, объекты, которые принадлежат православной церкви, являются также объектом осмотра для обычных посетителей, которые тоже таким образом получают эстетическое удовлетворение, а кто-то и начинает глубже интересоваться религией.

— Вокруг Свияжска мелководье, и туристические корабли не могут сюда заходить. Эта проблема может как-то решиться?

— Эта проблема решается проведением углубительных работ, но, поскольку, это связано с гидроресурсами, с экологией, с достаточно большими затратами, эта работа небыстрая, она ведется. Надо понимать, что эти работы относятся к компетенции министерства строительства и министерства транспорта. Но ведутся работы, составляют сметы, занимаются финансированием, то есть это просто длительный процесс.

Другое дело, что наша республика, как и все поволжские субъекты федерации, страдает от отсутствия нового отечественного речного пассажирского флота. Но эта проблема, которая может быть решена только путем принятия серьезной долгосрочной федеральной программы возрождения речного судоходства. На любой судоходной европейской реке за день проходят десятки, а иногда и сотни пассажирских теплоходов — у нас, к сожалению, пока единицы...

Вокруг Свияжска — мелководье, и туристические корабли не могут сюда заходить (фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru) «Вокруг Свияжска мелководье, и туристические корабли не могут сюда заходить» (фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru)

«ПОНИМАЮ ТЕХ КАЗАНЦЕВ, КОТОРЫЕ ИСПЫТЫВАЮТ НОСТАЛЬГИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА ПО ТОМУ СВИЯЖСКУ, КОТОРЫЙ БЫЛ ЕЩЕ В РУИНАХ»

— Ходит много разговоров вокруг Болгара о том, что там много красоты, но исчезает дух старины. У Свияжска есть такая проблема?

— Не секрет, что в отношении Свияжска существуют разные мнения по поводу того, что там, как там сделано и т. д. Но вы знаете, даже самая разная публика, приезжающая сюда, в основном довольна увиденным. На самом деле до принятия программы возрождения вообще говорить о массовом посещении Свияжска не приходилось, народу там бывало немного, было, конечно, гораздо тише и спокойнее. Поэтому я, в общем, понимаю тех казанцев, которые испытывают ностальгические чувства по тому Свияжску, который был еще в руинах. Я это уже говорил, просто повторюсь, нового ничего добавить не могу. Мне самому нравится эстетика старых зданий и заброшенных мест, это часть нашей культурной традиции — любить руины, я это все прекрасно понимаю, это и часть мировой культуры, любование Венецией, которая медленно тонет, и все это, конечно, прекрасно — фактура разрушающихся зданий, краски, полынью заросшие просторы — мне это все тоже нравится.

Просто на начало XXI века вопрос-то стоял ребром. Либо это просто разрушается, разрушается навсегда и безвозвратно, либо совершаются какие-то инвестиции, которые позволяют этому месту элементарно выжить. Возрождение — это что такое? По сути дела, как я это понимаю, это создание предпосылок для устойчивого существования и развития какого-то объекта, в данном случае культурного наследия, потому что это же комплексный процесс. Можно восстановить, но если там не будет условий для туризма создано, это опять все разрушится в течение не 500 лет, а в течение, мне кажется, даже 50 лет все бы пришло в негодность. Если механизма доходности никакого не существует, любой объект будет разрушаться. Это азы, признанные во всем мире. Поэтому другого пути просто не было, а какие-то ошибки, которые там были совершены при этом процессе, неизбежны при реализации таких проектов. Никто у нас ничего подобного не делал никогда. А если у кого-то есть другие способы, как это сделать, лучше — то и сейчас есть шанс — включайтесь в работу, помогайте делами или хотя бы советом — это никогда не помешает.

«На начало XXI века вопрос-то стоял ребром. Либо это просто разрушается, разрушается навсегда и безвозвратно, либо совершаются какие-то инвестиции, которые позволяют этому месту элементарно выжить» «На начало XXI века вопрос-то стоял ребром. Либо это просто разрушается, разрушается навсегда и безвозвратно, либо совершаются какие-то инвестиции, которые позволяют этому месту элементарно выжить»

— Какие-то следы от пребывания в Свияжске Ивана IV остались?

— Надо понимать, что он был там проездом. И если какие-то следы и остались, непосредственно его отпечаток ноги или монетка, которую он нищему подал, мы их вряд ли найдем. Может быть, в коллекции нумизматики нашей, конечно, есть какая-то копеечка, которую Иван Грозный в свое время кому-то подал, но это достоверно не установлено. Непосредственно предметов личных, принадлежащих Ивану IV, у нас не сохранилось. На начало XX века, кстати, сохранялись в Рождественском соборе, например, иконы, которые, по преданию, пожертвовал лично Иван IV в этот собор. Но все эти артефакты, к сожалению, утрачены на сегодняшний день, уж слишком жестко прошелся прошлый век по Свияжску. Может быть, где-то они и есть, наверняка даже присутствуют в каких-то коллекциях — все-таки это были неординарные предметы, но мы сейчас не знаем, где они, возможно, были проданы за границу в 20-е годы, поскольку это массово тогда делалось.

«Я СУЩИЙ РЕТРОГРАД И ПОБОРНИК ИНОГДА И ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ КЛАССИКИ»

— Вы говорили о дополнительных услугах для туристов из близкой вам сферы искусства: устраивать регулярные театральные показы, детские спектакли... Насколько это может превратится в реальность?

— Дело в том, что жизнь всегда вносит коррективы в наши планы: мы что-то придумаем, а оказывается, что людям удобнее по-другому. Мы планировали, что театральные постановки будут каждое лето несколько сезонов подряд и каждые выходные. Но есть такая существенная проблема: Свияжск — это маленький населенный пункт, свой артистический потенциал у нас небольшой, а те люди, которые занимаются в Казани этим, не могут ориентироваться на два летних месяца в Свияжске, всю свою жизнь строить под это, поэтому кто-то уезжает, кто-то меняет профессию. Но у нас практически каждый месяц что-то происходит, хоть и нет постоянного репертуара: в июне будет детский театр из Петербурга, потом ижевчане приедут, потом начинается «Свияжская АРТель», то есть получается такая гастрольная площадка. Нехватка есть, может быть, в каком-то центральном театральном событии и в площадке, приспособленной для его показа, да и автобус бы не помешал для более успешной логистики, но ничего, все будет со временем. Мы знаем, что какие-то театральные инициативы в городах тоже начинались с каких-то небольших активностей, а потом это перерастало в нечто большее.

У нас в этом году будут две мини-оперы. Интересно, когда это происходит в таком пространстве, не оборудованном для зрителей. Эти вещи все равно будут происходить, но для системной театральной работы все равно не хватает технически оборудованной площадки, потому что это сразу накладывает жесткие ограничения. Поскольку мы лишены возможности сделать технически особенные постановки, мы пытаемся с точки зрения интерпретации, смыслов сделать их более интересными — так сказать, голь на выдумки хитра. В этом году основной темой театральной лаборатории «Свияжск АРТель» будет тема острова.

Артем Силкин руководит фондом поддержки современного искусства «Живой город» вместе с Инной Ярковой и Дианой Сафаровой Артем Силкин руководит фондом поддержки современного искусства «Живой город» вместе с Инной Ярковой и Дианой Сафаровой

— Лабораторию «Свияжск АРТель», как известно, проводит фонд поддержки современного искусства «Живой город», которым вы руководите вместе с Дианой Сафаровой и Инной Ярковой. Какое это место занимает в вашей жизни профессиональной?

— Я, в принципе, и пришел в музейную профессию из очень похожего проекта — галереи «Аврора» и сейчас уделяю время независимым проектам в области культуры. Это такой образ жизни. Не знаю, почему занимаюсь, как-то уже привык, да и все время кто-то просит помочь, проконсультировать просто, иногда как уж тут бросишь, если это нужно кому-то.

— Какие-то задачи перед собой фонд ставит?

— Вообще, есть стратегия развития, и один из основных ее пунктов — работа с живой современной городской культурой. Я сам никаких вершин не намечаю, просто делаю то, что мне интересно, и если кому-то это нравится, то мне доставляет удовольствие. А стремиться, чтобы во всех СМИ были рецензии про наш «Угол», о том, чтобы что-то обо мне писали, давно моей целью не является. А так, по секрету скажу, что заниматься творчеством, развитием культуры — это постоянное состояние счастья, когда ты в этом процессе внутри.

— Пространство современного искусства в Казани развивается, расширяется?

— Настолько спекулятивная тема, что рассуждать на нее крайне тяжело. Конечно, обучающих, развивающих кругозор программ недостаточно, и это порождает фобии в отношении современного искусства у части обывателей. Я согласен с руководством министерства культуры абсолютно в этом вопросе: современное искусство — это то искусство, которое современное и никакое более. И, кстати, для меня (тут со мной не все коллеги даже согласятся) современное искусство хорошо, когда оно понятно. Не всегда сразу, может, с объяснением куратора, но оно на самом деле ничем не отличается от просто хорошего искусства — форма просто другая иногда.

И его развитие в Казани как идет, так и идет, это тоже естественный процесс, хорошо, что мы, «Смена», государственные музеи многие, например Музей изобразительных искусств, центр «Эрмитаж-Казань», какие-то знания по этому поводу пытаемся передать людям. Слышит это кто-то или не слышит, зависит от многого. Мне кажется, это тоже такая наша добрая татарстанская, суфийская, что ли, традиция: важно сказать то, что для тебя лично важно — если есть условия, кто-то услышит, если нет условий, значит, когда-нибудь в другом месте услышат, а может, и не надо было слышать никого и никому. Все как надо идет, я не переживаю.

«Свияжску «досталось» за годы советской власти, хочется, хотя бы, сохранить, показать то, что там было, чем оно являлось, что там делали» «Свияжску досталось за годы советской власти, хочется хотя бы сохранить, показать то, что там было, чем оно являлось, что там делали»

— При этом Свияжск... Мне кажется, ваши вкусы, именно интерес к современному искусству там не проявляется.

— Есть же Казань, где эти вкусы можно более усиленно реализовывать, в Свияжске немного другие стоят задачи, потому что ему и так досталось за годы советской власти, хочется хотя бы сохранить, показать то, что там было, чем оно являлось, что там делали. То есть там столько всего местного, что «нахлобучивать» туда, например, музей современного искусства — это просто нелепо. И потом, к счастью, мои вкусы несколько шире просто современного искусства — у меня не меньший интерес вызывают и вещи совершенно традиционные, особенно если говорить о литературе — я сущий ретроград и поборник иногда и тысячелетней классики, которая потому и классика, что удивительно современна всегда.