Альфия Когогина На реставрацию, по словам Когогиной, уйдет не один миллион рублей, но все деньги первая леди КАМАЗа взялась выплатить из своих личных средств

ШОЙГУ НАШЕЛ ДЛЯ ЧЕЛНОВ ТАНК — «ЖИВОЙ, НАСТОЯЩИЙ, БОЕВОЙ»

Сегодня разрешилась интрига с установкой в челнинском парке Победы легендарного танка — Т-34. Минобороны России предоставило официальный ответ на депутатский запрос Альфии Когогиной. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал помощник Когогиной Эдуард Жижимов.

«Ответ из минобороны сегодня пришел. Танк действительно найден, он есть — живой, настоящий, боевой. Мы сейчас связываемся с людьми, указанными в ответе из минобороны, и согласовываем предприятие, которое сможет провести демилитаризацию военной машины, чтобы в дальнейшем танк был передан Набережным Челнам. Как только мы завершим необходимые процедуры, мы сделаем дополнительное заявление», — сказал Жижимов, добавив, что пока и сам не знает о местонахождении танка. Пресс-секретарь гендиректора КАМАЗа Олег Афанасьев ясности о возможной реставрации военного артефакта также не внес. По его словам, реставрация танка если и возможна, то не на заводах КАМАЗа, а на ЗАО «Ремдизель», который, как известно, выведен из состава автомобильной корпорации именно ради того, чтобы дистанцировать автогигант от военных заказов. А на УралВагонЗаводе, где имеют большой опыт реставрации танков Т-34, на момент публикации на запрос «БИЗНЕС Online» ответить не успели.

Напомним, на специально созванном три недели назад брифинге Когогина заявила, что, воспользовавшись своими связями, лично вышла на министра обороны России Сергея Шойгу и попросила его изыскать в недрах военного ведомства знаменитую «тридцатьчетверку» — танк, ставший одним из символов победы советского народа в Великой Отечественной войне. Планировалось отреставрировать его и установить в мемориальной зоне реконструируемого сегодня парка. Новость об этом на сайте «БИЗНЕС Online» оказалась весьма обсуждаемой. По ее словам, департамент имущественных отношений минобороны после положительной резолюции Шойгу уже вроде бы даже пообещал предоставить если не танк целиком, то хотя бы шасси, которое затем необходимо будет доукомплектовать, отреставрировать и доставить в Челны. Главное, как рассказала Когогина, чтобы на постаменте стояла именно боевая машина времен войны, а не послевоенные ее модификации.

На реставрацию, по словам Когогиной, уйдет не один миллион рублей, но все деньги первая леди КАМАЗа взялась выплатить из своих личных средств. По словам Когогиной, самой идеей установки памятника в парке она прониклась после того, как к ней обратился ветеран — экс-инженер ПРЗ КАМАЗа Хафис Бедердинов. «Для челнинцев старшего поколения установка памятника символу Победы в Отечественной войне — это судьбоносный вопрос, а для юных горожан это еще и вопрос сохранения памяти о победе над фашизмом», — говорила Когогина.

Проект реконструкции парка Победы в Челнах (чтобы увеличить, нажмите)

«ОНА ПРОСТО УКРАЛА НАШУ ИДЕЮ. ПОНЯТНО, ЧТО СДЕЛАЛА ЭТО ОНА НЕ САМА...»

Интересно, что сам Бедердинов в разговоре с «БИЗНЕС Online» заявил, что он Когогину в глаза не видел. Письма он ей действительно писал, на прием записывался. Но через помощницу депутата ему однозначно дали понять, что тема с установкой танка в парке депутату не очень интересна и муссировать вопрос далее не стоит.

«Я действительно приходил к Когогиной в приемную. Меня выслушала ее помощница — пожилая женщина. Я ей все рассказал о своей идее с установкой танка в парке, спросил, сможет ли Альфия Гумаровна помочь в ее реализации. Но она, знаете, негативно так ответила, заявив, что этот вопрос Когогиной не так уж и интересен и встречу с ней она организовывать не станет. Она сказала, что «этот вопрос не для встречи с Когогиной и если я хочу ей что-то изложить, то должен написать свои предложения ей на электронный адрес». Я ответил, что я свои предложения ей писал уже дважды, но не получил от нее ни ответа ни привета. Вот и все», — рассказал Бедердинов о своих походах к Когогиной, добавив, что не стал писать после этого ей третьего письма, потому что понял, что тема ее не заинтересовала и это будет потраченным впустую временем, потому что, как заявила ему помощница Когогиной, «у нас в городе достаточно боевой техники возле мемориального комплекса «Родина-мать».

Татьяна Гурьева: «Власть мониторит ситуацию, понимает, что этот вопрос обустройства мемориальной зоны в парке очень актуален. И таким вот образом — установкой танка в парке — в предвыборной кампании в Госдуму решили повысить Когогиной ее рейтинг»

Напомним, вокруг идеи установки Т-34 в парке жаркие споры идут с 2013 года. Предложенный тогда впервые проект реконструкции парка Победы встретили в штыки «Коммунисты России», городское отделение которых возглавляет Татьяна Гурьева. Прознав о том, что городские власти, по сути дела, хотят перепрофилировать парк, установив там памятные знаки в честь первостроителей города и КАМАЗа, сторонники Гурьевой начали собирать подписи горожан за восстановление мемориальных элементов и за установку там легендарного танка, предложенного активистом «Коммунистов России» Бедердиновым. «Танк Т-34 будет стоять между двумя стелами, и поверьте, это будет исполнено. Вы увидите и еще вспомните эти слова», — утверждал Бедердинов два года назад на пресс-конференции, посвященной реконструкции парка, вступив в жаркую перепалку с Рафаром Шакировым — в то время заместителем руководителя исполкома города, который был не в восторге от идеи установить танк в парке. Гурьева рассказала «БИЗНЕС Online», что в свое время именно они, коммунисты (тогда еще городское отделение КПРФ, а позже «Коммунисты России», чьим активным сторонником является Бедердинов прим. ред.), приложили немало усилий для того, чтобы парк Победы остался все-таки парком Победы, каким и закладывался ветеранами войны к 30-летию победы над гитлеровской Германией.

«Парк Победы был заложен к 30-летию победы над фашизмом. Тогда еще участники войны при закладке парка привозили сюда землю с мест боевых действий из городов-героев СССР. Но при Василе Шайхразиеве власти Челнов захотели парк Победы перепрофилировать, говорили, что планируется посвятить его первостроителям города и КАМАЗа. Но ведь изначально он был заложен ветеранами в честь Дня Победы! И нам пришлось долго и упорно добиваться того, чтобы парк Победы сохранил за собой свое историческое название», — рассказала Гурьева. По ее словам, именно по настоянию местного отделения «Коммунистов России» остановка общественного транспорта «30 комплекс» была переименована в остановку «Парк Победы». Что же касается самой идеи установить в парке знаменитый Т-34, то, по словам главной коммунистки Челнов, этот вариант рассматривался ими от безысходности.

«Так как стелы в парке были разрушены, а денег на реконструкцию никто не выделял, сама установка знаменитого Т-34 рассматривалась нами как так называемый экономвариант. На танк нужно было найти всего 2 миллиона рублей. Но и этих денег никто не выделял. Мы написали порядка 1000 писем в адрес и президента России, и президента Татарстана, чтобы реконструкцию парка все же начать. В общей сложности на эту переписку ушел год. И вот через год Рустам Минниханов приехал в Челны, посетил парк, и после этого были выделены 100 миллионов рублей на его реконструкцию. Естественно, после этого уже стали говорить не просто об установке танка, а о том, что должна появиться полноценная мемориальная зона, где будет установлен памятник. Поскольку деньги на мемориальную зону уже выделены, установка танка в парке вполне логична, — рассуждает Гурьева. — Но мы все же считаем, что, поскольку у нас в городе нет памятников Победе в Великой Отечественной войне, в парке обязательно должен быть установлен памятник воинам-освободителям. Мы не настаиваем на том, чтобы памятник был именно таким, каким хотим его видеть мы, хотя и у нас есть свои варианты. Главное, чтобы было понятно и нынешнему поколению, и будущим, что именно это за памятник. Я знаю, что есть предложение установить в парке какую-то громадную стелу, которая ничего даже сегодняшнему поколению не скажет и не напомнит. Памятник должен быть понятным. Можно использовать и современные моменты, возможно, создать там интерактивный музей. Но одного танка теперь уже точно недостаточно».

Тот факт, что идею об установке танка на постамент на протяжении нескольких лет «пробивали» коммунисты, а установить его взялась все-таки представитель партии власти, она назвала не более чем предвыборным ходом первой леди КАМАЗа, с помощью которого Когогина хочет повысить свой рейтинг.

«Она просто украла нашу идею. Понятно, что сделала это она не сама. Власть мониторит ситуацию, понимает, что этот вопрос обустройства мемориальной зоны в парке очень актуален. И таким вот образом — установкой танка в парке — в предвыборной кампании в Госдуму решили повысить Когогиной ее рейтинг. Это организуется властями, но имя к этой акции пришлепали Когогиной», — высказала свое отношение к затее первой леди КАМАЗа Гурьева. По некоторым данным, она и сама планирует баллотироваться на выборах в Госдуму в сентябре этого года. Впрочем, не исключено, что публичную пикировку дам, борющихся за доверие электората, в предстоящей предвыборной кампании мы увидим еще не раз.

За реконструкцию многострадального парка Победы в Челнах плотно взялись лишь тогда, когда мэром города стал Наиль Магдеев

ТАНК ПОСТАВЯТ НА АЛЛЕЕ ВЕТЕРАНОВ ТЫЛА

Что касается реконструкции многострадального парка и разработки в нем мемориальной зоны, то за ее реализацию плотно взялись лишь тогда, когда мэром города стал Наиль Магдеев.

Работники компании «Евростиль», выигравшей тендер на реконструкцию парка, всю прошлую осень ударными темпами укладывали брусчатку, осваивая выделенные президентом РТ деньги. Даже саму брусчатку, как заявил на одном из деловых понедельников мэр автограда, пришлось заказывать в Белгороде, дескать, в Челнах подходящей по качеству и цене не нашлось. В декабре прошлого года был объявлен конкурс по разработке концептуального проекта мемориальной зоны, а итоги подвели уже 12 февраля этого года. Причем и сами участники конкурса, и представители СМИ узнали о его победителях лишь на предпоследнем состоявшемся в Челнах градсовете, когда на вопрос одного из архитекторов сити-менеджеру Ринату Абдуллину о том, почему, дескать, до сих пор не оглашены победители конкурса, он лишь с удивлением переадресовал вопрос главному архитектору города Алмасу Идрисову. Как выяснилось чуть позже, итоги конкурса действительно были подведены, но до широкой общественности по какой-то причине доведены не были. Исправляя ошибку своих подчиненных, уже на следующем заседании градсовета Абдуллин лично вручил диплом победителя за разработку мемориальной зоны парка архитектору из Казани Алие Фахрутдиновой, которая там же впервые и презентовала свой проект. По ее замыслу, в парке должно быть две аллеи: одна из них — это аллея героев, где будет расположено оружие победы, маленький музейный павильон, стела памяти городам-героям и венок, куда можно приносить цветы, а вторая зона должна быть посвящена ветеранам тыла, где планируется обустроить зону отдыха и установить бронетехнику, в том числе и танк Т-34, идею об установке которого вынашивали коммунисты. Однако и проект Фахрутдиновой Гурьева тоже забраковала из-за «обстановки кулуарности», в которой были определены победители конкурса.

«Мы требовали, чтобы проект мемориальной зоны в парке Победы обсуждался публично. По сути, видимость публичности была создана, но в итоге все-таки был выбран проект, который никто не видел и никто не обсуждал. Поэтому общественность города и не знает, каким будет проект. Мы с таким кулуарным проектом не согласны. И мы будем настаивать на том, чтобы проект был для людей, а не для того, чтобы кто-то просто заработал деньги. Мы не навязываем свой проект. Но нам нужно, чтобы этот памятник служил своему предназначению и оставался бы таким на десятилетия и на века. Председатель союза художников города (Факиль Гайфутдиновприм. ред.) сделал композицию, посвященную труженикам тыла. Это тоже правильно. Без тыла победы не было бы. Считаю, что его работу тоже можно было бы использовать в дополнение к идее с памятником воину-освободителю», — заявила Гурьева.