Дамир Фаттахов: «Впервые мы хотим проговорить все это с бизнесом до того, как выносить эти лоты на аукционы. Подробно можно каждый парк обсудить, они смогут задать все оставшиеся вопросы, чтобы скорректировать все эти моменты» / Фото: Ирина Ерохина

ИСПОЛКОМ И КОМАНДА ФИШМАН СФОРМИРОВАЛИ ПАКЕТ «ПАРКОВЫХ АКТИВНОСТЕЙ» НА ПРОДАЖУ БИЗНЕСУ

Сегодня на суд общественности представлена схема размещения торговых и развлекательных точек в парках и скверах Казани. Это базовый документ, видение того, где должны появиться кафе, где — точки проката, кинотеатры и даже... воздушные шары, если кто-то захочет катать казанцев таким образом. Скачать его можно здесь. Схему разрабатывали районные администрации Казани, комитет внешнего благоустройства, управление архитектуры и градостроительства. И, конечно, команда помощника президента РТ Наталии Фишман — уже на титульной странице документа видны бело-зеленые очертания логотипа программы парков и скверов.

«Важно понимать, что это не конкурс на сезонную торговлю, которая ведется параллельно. Это совсем другая история, — подчеркнул в разговоре с «БИЗНЕС Online» первый замруководителя исполкома Казани Дамир Фаттахов. — Жизнь заставляет подходить к паркам и скверам индивидуально. Это показывает сам процесс реконструкции парков и скверов. В том виде, как это было ранее — без единого стиля, без понимания, сколько и чего нужно: одна, две мороженщицы в парке или пять — это уже невозможно».

Это понимание пришло в том числе и благодаря весенней встрече с бизнесом. В мае этого года концепция бизнес-активности в парках обсуждалась в рамках совета по предпринимательству с участием бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова и Фишман. Тогда бизнес попросил чиновников обрисовать, где, сколько и чего должно быть. Где кафе, где лотки с мороженым, где прокат, где кинотеатр под открытым небом, где аттракцион с машинками? В каком стиле их оформлять? А главное — есть ли там точки подключения, какова их мощность? «А мы, как бизнес, скажем, с какими предложениями мы можем выйти», — описал Фаттахов состоявшийся диалог. Причем разместить бы все это желательно, с одной стороны, там, где есть пеший трафик, но и так, чтобы люди не стонали от назойливости продавцов. Кому захочется гулять в парке так, чтобы твои карманы буквально пылесосом «обнесли» собственные детишки, глаза которых разбегаются при виде воздушных шаров, мороженого, газировок и поп-корна?

Все желающие вправе вносить замечания. «Впервые мы хотим проговорить все это с бизнесом до того, как выносить эти лоты на аукционы. Подробно можно каждый парк обсудить, они смогут задать все оставшиеся вопросы, чтобы скорректировать все эти моменты, — добавил Фаттахов. — Это стратегический документ. И мы не ограничиваем бизнес одним сезоном — можно арендовать площадки на год, на три, на пять. Все зависит от предложений».

При этом исполком не исключает и того, что предложение окажется таким «вкусным», что потенциальный арендатор захочет взять все профильные точки. Это рынок, и от этого никто не застрахован. «Если нам кто-то из мороженщиков скажет, что он готов взять точки на оставшийся летний сезон, но в будущем сможет на 3 - 5 лет, оборудовав 20 - 30 точек на весь город, мы рассмотрим эту идею», — пояснил Фаттахов. Но это предложение тоже будет выставлено на аукцион, как того требует законодательство. Может быть, в этом году это не будет идеально, но в перспективе город к идеалу будет стремиться, регламентируя внешний вид, площадь, стилистику, фирменный стиль каждого парка.

ПЕРВЫЕ ЛОТЫ В ЗЕЛЕНЫХ ЗОНАХ КАЗАНИ МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ БЛИЖЕ К ИЮЛЮ

Эта схема, пользуясь лексиконом премьера РФ Дмитрия Медведева, отнюдь не отлита в граните. Она будет «живой». После получения предложений по схеме (их можно отправлять на адрес kpr.kazan@tatar.ru, а также kazantorg@yandex.ru) и обсуждения в ходе встречи с бизнесом исполком намерен в сжатые сроки сформировать лоты и выставить их на торги уже в начале июля. Все зависит от того спроса, который будет.

«До конца мы схему «цементировать» не будем. В нашем понимании мы сейчас ее сформулировали. Но если мы увидим в процессе переговоров, что есть конкретный интерес, допустим, предприниматель предложит разместить кинотеатр, мы будем это рассматривать», — добавил Фаттахов.

Напомним, что в целом схема дислокации нестационарных объектов сезонной торговли в 2016 году включает 574 точки. С учетом парков она расширяется до 650 объектов. В этом году КЗИО Казани провел 26 аукционов — на них выставлено 530 лотов сезонной торговли.

ГДЕ ПОЯВЯТСЯ МЕСТА ДЛЯ БИЗНЕСА?

Документ состоит из двух частей. Первая — оформление собственно точек, их внешний вид, стилистика. Картинка показывает, как это может выглядеть с учетом опыта европейских и лучших российских образцов. Вторая часть — карты-схемы самих парков и скверов с учетом точек подключения коммуникаций. Сразу видно, где можно поставить ларек с мороженым, где видится сцена, где — пункт проката велосипедов или роликов. И где для этого есть, допустим, электричество, а его нет в 11 парках из 25.

Нижнезареченская дамба (чтобы увеличить, нажмите)

В Кировском и Московском районах предложены парк Рыбака, Сосновая роща (у ДК Химиков), Нижнезареченская дамба, парки у ДК им. Урицкого, Железнодорожников, а также центр семьи «Казан». Схема затрагивает зоны отдыха озер Глубокое, Изумрудное и Лебяжье. В Вахитовском районе торговые точки появятся в парке Тысячелетия, им. Горького, Тинчурина, Лядском саду, у НКЦ Казань, на пляже «Локомотив» и набережной озера Кабан. Точкой притяжения для предпринимателей в Ново-Савиновском районе станут парк «Континент» и парк Победы, в Авиастроительном — «Крылья Советов». В Советском районе в схему включили реконструируемый в этом году за 115 млн. рублей Горкинско-Ометьевский лесопарк и детский парк по улице Мира. В Приволжском районе это сквер Славы, парк при филармонии, детский парк по улице Гарифьянова-Сыртлановой, сквер «Елочный городок».

Парк «Крылья Советов» (чтобы увеличить, нажмите)

Большая часть включенных в программу парков и скверов прошла в прошлом году глубокую реновацию с учетом мнений местных жителей. Обсуждения проектов реконструкции в прошлом году прошли в парке Тинчурина, сквере Славы, парке им. Урицкого, благоустройство которого продолжилось и в этом году. Живые обсуждения были по парку у ДК Химиков и «Крылья Советов». На реконструкции и создании зон отдыха в 2015 году в республике освоили 1 млрд. бюджетных рублей, причем 310 млн. рублей выделили на реконструкцию только казанских парков и скверов (всего благодаря меценатам расходы в Казани оценили в 600 млн. рублей).

Однако в схему не попал ряд реконструированных в прошлом году парков и скверов. Среди них сквер на Гвардейской, которым занялся один из королей госзаказа Татарстана Леонид Анисимов, сквер на Даурской, который оставил без премий 350 рабочих ЖБИ-3, за превращение из помойки в сквер Листопадный взялся тоже один из «королей госзаказа» РТ Газинур Ахметов. В числе обделенных торговлей сквер Аксенова, озера Чишмяле и Харовое.

Нужны ли там такие точки и какие — тот самый вопрос, который можно обсудить, пока чиновники готовы «гнуть» схему под нужды бизнеса и общественности.

Парк «Континент» (чтобы увеличить, нажмите)

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ?

В документе подробно прописали типологию стационарной и нестационарной торговли в парках — это кафе, рестораны, киоски, павильоны, торговые ряды (стилизованные/сезонные/постоянные), тентовые конструкции. Есть деление на тележки, фуд-траки, холодильники под снеки и мороженое, вендинговые аппараты по продаже кофе, попкорна, напитков, сахарной ваты и прочего. А также парки аттракционов (механические, электрические, батуты, карусели и т. д.), кинотеатры (временные под открытом небом, постоянные или сезонные), воздушные шары, спортпрокат (спорт/лодки/катамараны, лошади, детские паровозы), эстрады (временные под открытым небом/постоянные/сезонные).

Все это разработчики решили оформить едино, ограничив тремя стилевыми направлениями: ретро, современный или советский. Каждый объект — павильон ли это, тележка или киоск, сцена или фуд-трак — должен подчиняться принятой стилистике.

Парк им. Горького (чтобы увеличить, нажмите)

В частности, торговые объекты парка «Крылья Советов» будут оформлены в ретростиле. На постоянной основе разместят 3 киоска, для которых по аллее подведено электричество мощностью 5 кВт (всего 12 точек для электропитания). Среди других объектов аттракционы, сцены, вендинговые аппараты, фуд-траки, воздушные шары, спортпрокат, кинотеатр. Все они находятся на основном транзите пешеходов через парк, в зоне детской площадки и центральных аллей.

В «Сосновой роще», которой выбрали современный стиль, намерены разместить 16 постоянных киосков вдоль аллеи от ДК «Химиков» к пешеходному переходу на основном транзите. Единственный объект парка «Континент» в Ново-Савиновском районе — точку по продаже мороженого в современном стиле — разместят на основном транзите от остановки к жилому массиву. Поместить иные аттракционы в парке невозможно из-за его габаритов и интенсивности потоков.

В парке им. Горького (есть три точки подключения к электричеству) разрешат размещать объекты в современном или ретростиле. Зона отдыха пополнится кинотеатром, эстрадой, двумя точками спортпроката, фуд-траками, аттракционом, киосками, кафе/рестораном. В современной или ретростилистике проект парка Победы с 6 точками подключения к электричеству для киосков, фуд-траков, парка аттракционов, временных или постоянных эстрад, воздушных шаров, спортпроката. Всего две точки для бизнеса выделяют в парке Тысячелетия — под современные или ретрокафе и рестораны, фуд-траки.

Парк центра семьи «Казан» (чтобы увеличить, нажмите)

У центра семьи «Казан» выделят 11 точек для предпринимателей, включая два воздушных шара и столько же кинотеатров. Надо сказать, точки сезонной торговли у «Казана» уже есть. В этом году бизнесмен, получивший право вести сезонную торговлю у центра, заплатил в бюджет города 464 тыс. рублей — в ходе торгов стоимость подскочила в 46 раз с начальных 10 тыс. рублей.