. Парковка у станции метро «Козья слобода», которую сейчас использует только КГЭУ, этим летом будет открыта для всех, но станет платной

ПОД ФЛАГОМ БОРЬБЫ С ЗАГАЗОВАННОСТЬЮ КАЗАНЬ ПРИРАСТЕТ ПЯТЬЮ НОВЫМИ ПАРКОВКАМИ

Обоснование организации муниципальных платных перехватывающих парковок в пяти местах Казани заказал комитет по транспорту исполкома города. Соответствующий тендер размещен на портале госзакупок. Исполнителю контракта за 1,76 млн. рублей предстоит также проанализировать возможность стимулирования использования общественного и велосипедного транспорта, сокращение выбросов парниковых газов и так далее. В списке адресов, где разместятся новые парковки, улицы Вахитова, 18А (у здания Казанского государственного энергоуниверситета), Назарбаева, 8 (у МУП «Метроэлектротранс», Сибгата Хакима (у чаши «Казана»), проспект Победы (напротив жилого дома №43) и Ямашева (на перекрестке с Адоратского), кадастровый номер 16:50:110601:14.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» председатель комитета по транспорту исполкома Айдар Абдулхаков, первая перехватывающая парковка будет организована уже к концу лета. Она появится взамен существующей стоянки Энергоуниверситета — здесь на муниципальной земле разметят 150 машино-мест (сегодня на площадке перед метро могут парковаться только преподаватели КГЭУ). Отличительная особенность: оставивший машину автомобилист может уехать с парковки на велосипеде под залог автомобиля. Казань станет пилотным в России городом, где обкатают схему бесплатной выдачи двухколесных мускулоходов взамен авто. Первоначально велосипедов здесь будет 20, и они, к слову, будут куплены по тендеру специально в рамках этого проекта. Плюс на парковке появится зона для частных велосипедов, где 50 железных друзей можно будет оставить под присмотром совершенно бесплатно.

«Пока речь идет лишь о разработке проектов, — пояснил Абдулхаков судьбу четырех других парковок. — Они будут реализовываться после получения соответствующего финансирования. В перспективе число платных парковок в рамках Малого казанского кольца Казани будет расширено согласно комплексной схеме организации дорожного движения (КСОДД), предполагающей развитие улично-дорожной сети до 2020 года».

Пока же будущий подрядчик (на участие в конкурсе подана одна заявка от ООО «Научно-производственный центр эколого-геологических и геодезических исследований», компания принадлежит четырем физлицам) проанализирует существующее дорожное движение вблизи платных парковок, привяжет их к транспортным узлам пассажирского транспорта, улично-дорожной сети, к пешеходной и велосипедной инфраструктуре. В числе задач — изучение транспортных и пешеходных потоков в районе предложенной посадки парковок. Все это нужно сделать за 30 дней с момента подписания договора, а до 31 января 2017 года на парковке у КГЭУ подрядчик будет мониторить уровень загазованности.

Айдар Абдулхаков Айдар Абдулхаков: «Пока речь идет лишь о разработке проектов. Они будут реализовываться после получения соответствующего финансирования. В перспективе число платных парковок в рамках Малого казанского кольца Казани будет расширено»

ТАРИФЫ: ДО 100 РУБЛЕЙ ЗА ДЕНЬ СТОЯНКИ МАШИНЫ И ВЕЛОСИПЕД В КАЧЕСТВЕ БОНУСА

Запуск первого паркинга типа «велосипед в обмен на машину» обойдется в 15,5 млн. рублей. 10 млн. рублей — это средства программы ООН, направленной на снижение выбросов парниковых газов. Напомним, что в 2013 году Казань и Калининград стали двумя пилотными российскими городами-участниками этой программы. Сотрудничество рассчитано на пять лет. За это время в Казани разработали КСОДД (по линии ООН на эти цели городу выделили 12 млн. рублей), устроили велодорожки в центре города. И теперь берутся за перехватывающие парковки. По словам Абдулхакова, Казань станет первым городом в РФ, где опробуют систему парковок нового формата с велосипедами. У Калининграда такого нет, хоть он и участник программы ООН.

Напомним, что создание парковки у Энергоуниверситета и станции метро «Козья слобода» анонсировали еще прошлой осенью, но только теперь проект вошел в стадию реализации. Что входит в расходы? На первый взгляд, смета слишком велика для парковки на 150 мест, учитывая, что ранее исполком на вдвое большую сумму создал систему парковок в историческом центре на 1,3 тыс. машин. Однако парковку на Вахитова придется достраивать — не вся территория здесь заасфальтирована, пояснил Абдулхаков. Будут установлены фонари освещения, шлагбаумы с контролем въезда-выезда. Разработчики доработают программное обеспечение казанского паркинга, чтобы он поддерживал эти функции. Платить можно будет всеми предусмотренными системой способами: пластиковой картой, СМС или с помощью приложения на планшете или телефоне. Кроме того, научные изыскания по мониторингу уровня загазованности и разработка проектов других парковок также «сидят» в этом 15-миллионном бюджете.

Тариф для перехватывающей парковки будет сильно отличаться от цены стоянки на муниципальном паркинге в историческом центре. Первый час стоянки — 30 рублей, три часа — 50 рублей, 8 часов — 100 рублей. Абдулхаков не исключил, что в перспективе будет и суточный тариф, так что эта сетка не жесткая. Очевидно, что перехватывающий паркинг должен иметь свою логику работы. Если в историческом центре задача — обеспечить максимальную ротацию транспорта на парковках, чтобы всегда были свободные места, то здесь все иначе. Человек должен оставить машину и передвигаться общественным транспортом, пешком или на велосипеде. Делать паркинг совсем бесплатным смысла в исполкоме не видят. Нужно, чтобы на парковке всегда были свободные места, этой цели и служит ценовое регулирование.

А вот в историческом центре о скидках мечтать не приходится — цена в 50 рублей снижаться не будет точно. «Скорее всего, не о снижении цены пойдет речь, а об увеличении платы, — сказал глава транспортного комитета. — Когда у нас заполняемость парковочных мест дойдет до 85 процентов, тогда и встанет вопрос о повышении тарифа». Фактическая заполняемость парковок с начала запуска проекта в апреле 2015 года составляла 14%, к декабрю 2015 года этот показатель достиг 41%. Самая востребованная зона для парковки — улица Нужина, которая дает в 200 раз больше дохода на одну машину, чем самая невостребованная парковка по улице Камала. На конец апреля этого года проект муниципальных парковок принес в городскую казну почти 7 млн. рублей, а штрафов выписали на 16,6 миллиона. Деньги обещали направить на дорожную разметку. По итогам 2015 года оплата парковочных мест составила 11 млн. рублей, штрафы выписали на 25,4 млн. рублей, из которых оплачено 6,6 млн. рублей.

. Казань станет первым городом в РФ, где опробуют систему парковок нового формата: оставивший машину может уехать с парковки на велосипеде под залог автомобиля

«МЫ, КОНЕЧНО, БЛАГОДАРНЫ МЭРИИ... НО ЗАЧЕМ РЕШАТЬ ОДНУ ПРОБЛЕМУ И СОЗДАВАТЬ НОВУЮ?»

В самом Энергоуниверситете обеспокоены планами исполкома, подчеркивая, что невозможность свободного проезда может идти вразрез с требованиями безопасности. Тем более что в Казани уже были громкие истории с пожарами. Начальник отдела по связям с общественностью Казанского государственного энергетического университета Николай фон Эссен в качестве примера привел пожар на улице Пушкина, когда из-за чужих машин выгорела приличная часть здания.

«Энергоуниверситет и его преподаватели, конечно, благодарны мэрии и районным властям, что долгое время они могли ставить свои автомобили на территории перед Казанским энергоуниверситетом, — говорится в ответе пресс-службы вуза на запрос „БИЗНЕС Online“. — Однако многие с тревогой узнали о том, что здесь, перед вузом, собираются создать платную парковку. Не только потому, что лишаются места на парковке преподаватели, но и потому что данная территория находится в непосредственной близости с учебным зданием».

На территории перед КГЭУ сейчас стоят машины только преподавателей, известно поименно, кто является владельцем той или иной машины. Руководство в любой момент в случае ЧП может вызвать владельца и убрать машину для подъезда пожарной или иной спецтехники, подчеркивают в пресс-службе. Помимо этого причин для аварий может быть очень много, например, аварии канализации. «На территории перед КГЭУ находятся люки канализации, которая нуждается в постоянном доступе. Если понадобится производить срочный ремонт, припаркованные машины будут мешать. Тем более что предполагается оставлять там машины на весь день. В таких условиях может быть парализована работа всего вуза», — считают в пресс-службе.

Согласно плану организации платной парковки власти намерены перекрыть и въезд к вузу со стороны улицы Вахитова, что может мешать вывозу ТБО. Также планируется сделать въезд на эту территорию, что может создать сложности для подъезда пожарных машин к другим зданиям КГЭУ. Кроме того, в вузе обеспокоены и другими возможными проблемами, например, аудиосистемами в машинах. «Сейчас на многих машинах устанавливаются такие аудиосистемы, что можно вещать на целые площади. Мы ранее с этим сталкивались, когда разрешали ставить студентам перед корпусами машины. Аудиосистемы иных автолюбителей-студентов просто срывали занятия, они включали громко музыку, да еще и с использованием низких частот», — говорится в ответе.

«Многие из преподавателей недоумевают: «Зачем решать одну проблему, создавая новую?» — заключили в пресс-службе.

. На территории перед КГЭУ сейчас стоят машины только преподавателей, известно поименно, кто является владельцем той или иной машины

НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ДЕКАБРИСТОВ — ВАХИТОВА ТАКИЕ СТОЯНКИ ПРОСТО ОБЯЗАНЫ БЫТЬ

Оценить нововведение «БИЗНЕС Online» попросил экспертов-автомобилистов и общественников, градостроителей и политиков.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:

— Я считаю, что там не должно быть платной парковки. Там надо убрать шлагбаум и сделать территорию общей для всех. Я не вижу смысла собирать там деньги, потому что площадка уже существует, за что платить? А если уж брать за это плату, то пусть сам Энергоуниверситет сам это и делает, беря чисто символически по 10 рублей в час. И он сам бы и следил за порядком на этой стоянке.

Что же до цены... Чем дальше от центра — тем должно было быть дешевле. Все-таки и в Москве есть зональные тарифы: в центре — 100 рублей, чуть подальше от центра — дешевле, чем у нас, по 20 - 30 рублей. Если бы пошли по такому пути, если бы сделали такую зону и если бы цена парковки перед Энергоуниверситетом была ниже, чем в центре, как минимум раза в два, тогда я уже готов рассматривать ее как платную парковку.

Сергей Саначин — градостроитель и краевед:

— Вообще-то говоря, пересечение Декабристов, проспекта Ибрагимова и улицы Вахитова — это транспортный узел, где просто должны быть перехватывающие стоянки. Сама идея очень хорошая. У нас вообще нет перехватывающих парковок. И я за то, чтобы не наращивать стоимость оплаты стоимости стоянки в центре города, а за запрет въезда автомобилей в центр, как это сделано во всем цивилизованном мире.

Ильдус Янышев — депутат Казанской городской Думы, председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр»:

— То, что в Казани можно и нужно ездить на велосипеде, у меня сомнений не вызывает, потому что есть города даже с более плотной застройкой и с более неблагоприятным климатом, где уровень велосипедизации в разы больше. Реальное количество людей, пользующихся велосипедами, в Казани можно довести до 10 - 15 процентов. Этот процесс займет от трех до семи лет, в один год привычки горожан не поменяются. И для того, чтобы пересадить людей на велосипеды, нужно не только строить велодорожки или ограничивать движение автомобилей — нужно создать комплексную программу велосипедизации Казани, а еще лучше — всей республики.

Я считаю, что в городе уже есть бесплатная парковка — около Центрального стадиона. Ею люди будут пользоваться больше. Если им нужно будет в центр, они поставят машину у стадиона, и в этом случае лучше раздавать велосипеды. Если нужно отсечь поток автомашин, который едет из Московского, Кировского районов, то лучше всего это делать на стадионе.

Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ, второй секретарь рескома КПРФ:

— Комплексной схемой организации дорожного движения предусмотрено создание перехватывающих бесплатных парковок около станций метро, в том числе и в этом месте — у «Козьей слободы». Но перехватывающая парковка подразумевает, что автомобиль остается там бесплатно и человек пересаживается на общественный транспорт.

То, что парковка на муниципальной земле сейчас используется только студентами и преподавателями Энергоуниверситета, меняет лишь детали ситуации. От того, что она станет платной, но для всех, лучше не становится. Один вариант плохого меняется на другой вариант плохого. Оптимальный, на мой взгляд, вариант — бесплатная стоянка при условии оплаты проезда в общественном транспорте.

По международной практике покупка билета на общественный транспорт и является оплатой парковки. Но если вводить везде платные парковки — это не решение транспортных проблем города, как нам пытается объяснить глава комитета по транспорту. Это политика поиска прибыли. В краткосрочной перспективе это, может быть, и выглядит хорошо, но стратегическому развитию города наносит серьезный ущерб.