«Законопроект не решает проблему, он помогает получить хорошую рекламу перед выборами, и это позволяет действительно сделать шаг в правильном направлении, но очень маленький»Фото: ©Алексей Даничев, РИА «Новости»

«ЧТО КАСАЕТСЯ СОТРУДНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ТО Я СТОРОННИЦА ТАРИФНОЙ СЕТКИ»

Фатих Сибагатуллин — депутат Государственной Думы РФ:

— Если будет соотношение 1/8, то будет очень хорошо. Будет большая, хорошая сумма. На сегодняшний день это была бы солидная помощь руководителю. Ведь среди госслужащих есть те, кто много получает, и те, у которых маленькая зарплата.

Хочу привести такой пример. Если взять министерство сельского хозяйства, к слову, одного из самых сложных министерств, то там зарплата замминистра 35 тысяч рублей. В настоящее время 35 тысяч рублей в месяц — это ничто! Мы говорим, что в Татарстане средняя зарплата 29 тысяч, а в заместители министра абы кого не ставят ведь. А если взять «Татспиртпром», то там 150 тысяч рублей у зама. Когда вышел этот закон — нужно особо уделить внимание этому. Говоря по правде, наши руководители наверху особо не уделяют этому вопросу внимание. За всем не уследишь. Если у замминистра только 35 тысяч, тогда сколько у начальника отдела, рядовых специалистов? У меня есть помощники, им выплачивается из общего фонда. Например, если это 120 тысяч рублей, то на троих по 40 тысяч, а вот основной помощнице платим 60 - 65 тысяч рублей. Во время кризиса зарплаты не повышали, наоборот, снизили на 10 процентов.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Средняя зарплата — величина лукавая. Помните, когда произошла трагедия на шахте Распадской, писали, что средняя зарплата там 80 тысяч рублей. И шахтеры собрались на площади, чтобы узнать, кто здесь такие счастливцы. Зарплата в среднем была 30 - 35 тысяч рублей, даже самые ударные стахановцы не могли получить больше 45 тысяч. Но с учетом топ-менеджмента средняя зарплата действительно была 80 тысяч рублей, так что все это очень условно. А разрыв в 8 раз от средней заработной платы может обернуться разрывом в 20 раз с зарплатой, которую получает основная часть работников предприятия чисто арифметически.

Второе. Нужно понимать, что помимо зарплат есть премии, материальные помощи и другие многочисленные выплаты, которые начальник может совершенно спокойно выписывать сам себе и своему окружению сверх заработной платы. Чтобы сделать это грамотно, нужна минимальная юридическая аккуратность. Можно выписывать, если коммерческая организация, себе бонусы и т. д. Поэтому законопроект не решает проблему, он помогает получить хорошую рекламу перед выборами, и это позволяет действительно сделать шаг в правильном направлении, но очень маленький.

Вообще, нужно регулировать не зарплаты, а доходы, получаемые на основном месте работы. Это первое. У начальника должны регулироваться все доходы. Какой должна быть разница? В разных сферах по-разному. Я подозреваю, что если это что-то, что требует от начальника действительно нестандартных решений, творческой работы, то там может быть побольше. Если это что-то совсем рутинное, то может быть поменьше. В принципе, в советской системе была так называемая тарифная сетка бюджетных организаций, когда были требования к 14 тарифным ставкам, начиная от уборщицы и заканчивая директором. Эту систему, приспособив к нынешним реальностям, следовало бы вернуть. Принцип 1/8 разумен, это даже может быть 1/10 в среднем, но не к средней заработной плате, а к среднему медианному доходу, то есть к тому, который получает основная часть занятых.

Оксана Дмитриева — член комитета Госдумы по бюджету и налогам:

— Что касается сотрудников бюджетных и муниципальных учреждений, то я сторонница тарифной сетки. В бюджетных учреждениях ее отменили, когда приняли закон о монетизации льгот. Но надо сказать, что она должна быть и там, и там. Между первым и последним разрядом должна быть разница 1:10 или 1:12. Более того, на тех предприятиях, где контрольный пакет принадлежит государству, заработная плата может быть привязана к оплате труда государственных служащих.

Дмитрий Потапенко — бизнесмен, управляющий партнер Management Development Group:

— Я вам могу рассказать четыре сравнительно честных способа, как все это обойти. Главное — чиновники о них знают. Это не очень сложно делается, такая двуходовочка. Сначала вы делаете ГУП и переводите туда людей с поднятием рядовой или нерядовой зарплаты, поэтому надо просто людей по печатям периодически перебрасывать и получать любые деньги, потому государственные и муниципальные учреждения легко это обходят: организация нового юридического лица и совместительство.

И вообще говоря, все эти вещи искусственны, все должно определяться спросом и предложением. Поэтому задача государства — формировать рынок, то есть не феодальный рынок, который у нас есть, когда все сватья и братья, а хотя бы наметки на рыночную обстановку. Неважно, какой перепад между рядовым и топовым составом, все зависит от количества звеньев. Что является перепадом? Является ли зарплата уборщицы? Какая единица берется за минимальную оплату?

«И ВСЕ ЖЕ НЕЛЬЗЯ ЗАРПЛАТЫ ДИРЕКТОРА СРАВНИВАТЬ С ЗАРПЛАТОЙ РЯДОВОГО СОТРУДНИКА»

Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис»:

— Я думаю, что важен не коэффициент, а отдача от сотрудника. И ключевым в определении заработной платы должна быть не должность и не место в иерархической лестнице, а эффективность работника. Другое дело, что сложность заключается в том, чтобы посчитать эту эффективность, особенно на чиновничьих постах. Я сторонник дифференциации зарплат, то есть эффективные сотрудники должны получать больше, причем на любой работе. Но, как всегда, дьявол кроется в нюансах. Как подсчитать эту эффективность? Если это удается сделать, то оплата должна отличаться.

Если говорить о нашей компании, то в рамках одной и той же должности у нас очень дифференцированные зарплаты. Конечно, продавцы автомобилей меньше 20 тысяч рублей не получают, но могут получить и значительно больше 100 тысяч рублей. У нас все-таки очень много подразделений. В одном и том же автосалоне зарплата сотрудников на одной и той же должности может отличаться в разы. И что касается разрыва заработных плат между руководителями и рядовым сотрудниками у нас, конечно, она отличается, но не в сотни и не в десятки раз. В рамках своего предприятия мы постоянно пытаемся решить эту задачу и постоянно решаем, улучшаем, это процесс непрерывный. Тем не менее на сегодняшний день я недоволен, система требует совершенствования. Но лучше несовершенная система, чем уравниловка. Таков мой подход, то есть я считаю, что зарплата должна отличаться и должна отличаться сильно, но прежде всего это вклад. Если человек на своей должности, пускай рядовой, например профессор, мировое светило, который двигает науку вперед, то он должен получать больше руководителя.

Виктор Дьячков — генеральный директор ОАО «ICL — КПО ВС»:

— В отношении всего, что касается бюджетных выплат, а чиновники получают оплату труда из бюджета, государство должно проводить единую политику по строго определенным нормативам расчета. Не берусь судить, какими именно должны быть эти нормативы, но совершенно точно они должны быть единообразными и понятными для всех.

В акционерных же обществах без государственного участия вся система стимулирования руководства должна быть направлена на то, чтобы предприятие было конкурентоспособным, росло и развивалось. В этом отношении основным параметром определения роста заработной платы должен быть рост производительности труда, который для успешного развития бизнеса должен опережать рост оплаты труда. У себя в компании мы стараемся отслеживать этот критерий и выдерживать грамотное соотношение этих параметров. В период кризиса оклады руководства не повышались, а их премиальные выплаты находятся в прямой зависимости от результатов труда возглавляемых ими подразделений. При этом средняя зарплата в группе компаний в 2015 году в целом выросла, но этот рост произошел на фоне 12 процентов роста объема продаж и существенного увеличения прибыли. В условиях кризиса мы особенно тщательно следим за тем, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста заработной платы.

Хотел бы обратить внимание еще на один момент, который имеет место в бизнес-среде, — на предприятиях, которые не отслеживают базовый принцип зависимости размера зарплаты от производительности труда, случаются разного рода перекосы. Во многих машиностроительных предприятиях существующая в республике система субконтрактации не дает должного эффекта, так как система мотивации персонала на многих предприятиях не заинтересовывает руководителей подразделений, цехов, служб в увеличении объемов работ и повышении производительности труда.

Азат Хаким — председатель совета директоров ГК «Тулпар»:

— Смотря о каких компаниях идет речь. Есть корпорации, где размер заработных плат, конечно, зашкаливает. В частности, газпромовские структуры, «Роснефть». Ну а бюджетные предприятия, насколько я знаю, там заработные платы не очень высокие и ограничивать особо нечего. И все же нельзя зарплаты директора сравнивать с зарплатой рядового сотрудника. Это абсолютные разные меры ответственности. Руководитель за все отвечает, в том числе отвечает перед законом, за действия всех своих работников. И потом, чтобы стать руководителем, необходимо иметь соответствующее образование, опыт, квалификацию, уровень заинтересованности. Если не будет заинтересованности, то и отношение к работе будет соответствующее.

Что касается нашей компании, то, скажем, руководитель у нас получает меньше, чем летчик. У них зарплаты высокие, у руководителей чуть меньше, а вот с остальными разрыв приличный. И я считаю, что это справедливо. Ну а по поводу увеличения оплаты труда в период кризиса, то на 6 процентов мы ее увеличили всем. И себе, и сотрудникам.

«НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ОЧЕНЬ СЛОЖНО УДЕРЖАТЬ КАДРЫ, ОСОБЕННО МОЛОДЫЕ»

Айрат Хайруллин — глава Альметьевского района:

— Я считаю, что привязка заработной платы руководителя к зарплате трудового персонала — это правильное решение. Это доказывает и мировой опыт, где во многих развитых зарубежных странах, в международного уровня компаниях, концернах эти правила уже давно установлены и проверены временем. И этот опыт дает возможность избегать больших разрывов между топ-менеджерами компаний и рядовыми сотрудниками.

Каким должно быть соотношение зарплат руководства и рядовых сотрудников? Каждому по способностям. Есть люди, которые принимаются на контракт, топ-менеджеры также могут привлекаться на работу, первые лица, и их зарплата может быть не привязана к средней зарплате сотрудников. Хотя в целом решение правильное. Я хочу сказать, что заработная палата у муниципальных служащих невысокая, и это является определенной проблемой в смысле привлечения талантливых профессиональных кадров на муниципальную службу. На самом деле зарплата чиновников в Татарстане одна из самых низких во всем Приволжском федеральном округе — это данные госстатистики.

Алексей Мухин — гендиректор центра политической информации:

— В последнее время очень часто чиновники, топ-менеджеры госкомпаний пытаются и выписывают себе не только высокие зарплаты, но и премиальные с нарушением правил корпоративной этики. Это не противоречило закону, но, мягко говоря, выглядело странно. Конечно, это было серьезным демотиватором в социальной сфере. Принятие этой нормы позволит регламентировать себе начисление зарплат, премиальных и иных выплат со стороны начальства. Я думаю, это окажет благотворное влияние на социально-политическую обстановку в стране. Я не думаю, что соотношение 1/8 было взято с потолка. Я не знаю методику, по которой это было рассчитано, поэтому оценить не могу.

Александр Тыгин — глава Зеленодольского муниципального района:

— На самом деле вопрос справедливости должен исходить из возможностей. Есть много учреждений, где такая возможность есть. Например, сфера, где предоставляются платные услуги, допустим образовательные учреждения, здравоохранение. Когда действительно руководитель точно может, так или иначе, влиять на бюджет учреждения, на своих подчиненных и себя, вот тогда эта кратность понятна, она мотивирующая. А если это учреждение казенного типа или где совершенно точно, допустим, деятельность этого учреждения не подразумевает никаких услуг, то вот тут кратность может оказаться очень серьезным тормозом в привлечении сильного менеджмента. Почему в таком направлении, как экономика труда, в ней квалификация предопределяет доходность? Ведь реально, что от одного хорошего менеджера может зависеть судьба учреждения. И вот директор должен быть как раз тем удачным менеджером, который обеспечит его эффективность, и он реально должен получать кратно больше. Поэтому как таковой законопроект скажется на практике для учреждений, где никакой доходности нет, где стимулы могут отсутствовать, тогда это может оказаться катастрофой, и сильный менеджмент уйдет в другие места.

Каким должно быть соотношение зарплат руководства и рядовых сотрудников? Здесь нет никаких рецептов универсальных. Даже внутри отрасли есть совершенно разные учреждения, возьмем уже упомянутое здравоохранение, там ведь такое направление, как реабилитация. Вот нет реабилитации, нет инфарктов, никого не вылечишь, и в то же время какая там доходность.

Что касается повышения зарплат у нас, даже и в период кризиса, мы старались делать это всегда. Это у нас постоянно действующий мотиватор, потому что на муниципальной службе очень сложно удержать кадры, особенно молодые. Получается год-два человек отработал, как правило, состоялся, реализовался, показал себя, блеснул, и его тут же переманивает бизнес, который в состоянии платить ему в разы больше. И молодежь убегает, остается слабо мотивированный возрастной состав. С одной стороны, у них уже и выслуги, опыт, все остальное, а вот каши-то с ними не сваришь большой.

«Я НЕ УРЕЗАЛ ПОЛУЧКИ, НО И НЕ МОГУ УВЕЛИЧИТЬ»

Ярослав Лисоволик — главный экономист Евразийского Банка:

— Я думаю, что такого рода мера может быть основана на том, что действительно есть фактор неравенства доходов, который у нас в России в последние годы, 10 - 15 лет, имеет достаточно интенсивный рост. И, наверное, есть смысл в том числе посмотреть на возможность, скажем так, отразить рост и улучшение положения работников на предприятии в соответствующих показателях и оплате руководителя. Если этого не происходит, соответственно, и для руководителей предприятия такого рода повышение в реальности может быть обосновано. Но я думаю, что помимо этого фактора надо учитывать и ряд других параметров, в том числе эффективность работы компании, ее финансовые результаты, то есть по возможности весь спектр мер, которые учитывают результативность работы предприятия, и то, каким образом развиваются и человеческие капиталы, и социальное положение занятых на предприятии.

Павел Евдокимов — гендиректор ООО «Инжиниринг Плюс»:

— Честно говоря, работая в бизнесе, не владею подробной аналитикой в том, какие зарплаты у наших госчиновников. Но я думаю, что в любом случае зарплата чем-то должна регулироваться, не только желанием руководства, а какими-то государственными соображениями. Это вполне логично. В 8 раз или в сколько-то еще раз должна быть разница, сказать достаточно сложно. Тут другой каверзный вопрос, стандартный для нашей страны: это реализация мудрых решений,потому что решение есть, а как оно будет реализовываться? Не исключаю, что сейчас начнут повышать зарплату рядовых сотрудников, чтобы и у руководителя повыше была, а так как все это будет идти из налогов и бюджета, то сомнительно, насколько это здорово. Можно, конечно, порадоваться за тех рядовых сотрудников, у которых вырастет зарплата, но насколько это обоснованно?

По нашей компании не смогу навскидку сказать, какое у нас соотношение зарплат руководителей и рабочего персонала. Но она точно поменьше, чем 1/8. У нас уже довольно давно зарплата большинства сотрудников, так или иначе, привязана к сделке или другим показателям эффективности. И в этом случае человеку никто не может запретить зарабатывать больше. Понятно, что кризис этому активно мешает, но есть куда приложить усилия, поэтому у кого-то зарплата выросла, у кого-то, конечно, упала. Однозначно, что повышения расценок, процентов или чего-то еще у нас не было — не то время, чтобы повышать, но и принципиального понижения не было.

Захид Махмуди — издатель и главный редактор татарских газет:

— 1/8 — это, конечно, перебор. Мне кажется, в бюджетной организации достаточно того, что начальник будет получать зарплату в четыре раза больше, чем подчиненный. Все это относится к государственной работе. Что касается частников, то здесь непредсказуемо, тяжело ставить фиксированную сумму. Заработал — заплатил, а ведь можешь и вообще остаться без прибыли. Бизнесмен в корне отличается от госруководителя. Он ночами не спит, думает, как заработать деньги. Я сам, чем больше вкладываю в свое дело, тем меньше у меня денег. Я стараюсь хорошо платить своим сотрудникам. Не понравилось бы — ушли бы. Ну и вообще это близкие мне люди — зять, дочь, сын, сноха — мы все вместе. Это семейный бизнес. До этого я регулярно поднимал им зарплату, неплохие деньги получали. Но сейчас кризис, хвосты поджались. Я не урезал получки, но и не могу увеличить.

Владимир Васев — депутат горсовета Набережных Челнов от КПРФ:

— К сожалению, нас не информируют о зарплатах руководителей государственных и муниципальных учреждений. Но по тому, как многие из них живут, на каких машинах ездят, можно с уверенностью сказать, что их зарплаты явно завышены, справедливым это не назовешь. В то же время зарплаты людей, которые реально работают, трудяг, безусловно, занижены. Именно поэтому в нашей стране рабочие специальности не пользуются спросом. Не скажу, что такая ситуация везде и всюду, но есть факты слишком высоких зарплат государственных начальников.

То, что сейчас вводится некое ограничение, это неплохо. И соотношение 1/8, наверное, можно назвать в какой-то мере правильным. Но, к сожалению, у нас же зачастую законодательство сырое. И в данном случае, я думаю, будет так, что чиновники начнут изобретать какие-то пути, чтобы не начать получать меньше. Например, можно же просто сократить клетки с низкой зарплатой — дворников, уборщиц, охранников. Если их ликвидировать, то средняя зарплата по учреждению повысится. Соответственно, возрастет и зарплата руководителя. Можно также поднять ставку для работников с низкой квалификацией. Эффект будет такой же. При этом, заметим, подняв кому-то оклад на рубль, руководитель себе поднимет зарплату на 8 рублей. Поэтому, я считаю, прежде чем принимать законы, нужно все такие моменты проработать и заткнуть всевозможные дыры и коррупционную составляющую. К сожалению, в нашей стране это не очень-то успешно делается.