Минталип Минеханов

«В ФЕРМЕРСТВЕ НЕТ ТАКОГО, ЧТОБЫ ЗАДАНИЯ ПОДЧИНЕННЫМ РАЗДАВАТЬ»

Минталип Минеханов, ныне председатель ассоциации крестьянских и фермерских подворий Тукаевского района, пришел в фермерство не со стороны — у него два профильных образования. Сначала окончил Чистопольский техникум механизации сельского хозяйства, потом Самарский сельхозинститут (ныне академия). Так что Минеханов — дипломированный инженер-механик.

По окончании вуза ему предлагали поступать в аспирантуру, потом была возможность пойти и в чиновники. Но Минеханов решил вернуться к земле. «Были у меня возможности идти и в науку, и в чиновники. Можно было на хороший уровень выйти, занять ответственную должность, — рассказывает фермер нашему корреспонденту. — Но я предпочел все же вернуться на село. Это с детства заложено. Мы сельские ребята и работали уже со второго-третьего класса. Чем могли, тем помогали взрослым. Кроме того, мы же дети послевоенные, я 1950 года рождения. Времена тогда были голодные. Мать рассказывала, как, бывало, дома одна миска овсяной крупы на всех оставалась. И довольно продолжительное время люди достаточного количества зерна — тогда натуроплата была на селе — не получали. Поэтому внутри мой выбор — заниматься сельским хозяйством — был осознанным».

Начали, что называется, с нуля. По словам Минеханова, была у их семьи тогда малосемейка, пара гаражей. Все это продали. На вырученные деньги приобрели б/у технику: колесный и гусеничный тракторы и грузовик. Начинали работать, как говорится, в ручном режиме, так как не было ни спецтехники, ни конвейеров, ни сушилок. К слову, в КФХ Минеханова задействована вся его семья: супруга и сын с дочерью.

«Честно признаюсь, фермерство — это очень тяжело, — рассказывает предприниматель, — потому что тут не как в колхозе или совхозе, чтобы раздавать задания подчиненным. Фермерство в основном — семейный бизнес. И начинаешь с нуля, потому что нет стартового капитала. Уборочную технику покупать надо, складские помещения, оборудование. Нет ничего, а все нужно! Благо семья у нас сплоченная. Начали с сыном Рамисом потихоньку работать. Он уже тогда был управляющим в нашем хозяйстве и сейчас им остается, все серьезные производственные вопросы на нем. А также работают и дочь моя, и супруга».


«ТО, ЧТО ПТУ РАЗВАЛИЛИ, — ЭТО БОЛЬШОЕ УПУЩЕНИЕ»

Постепенно семья Минехановых, как он говорит, «наращивала мускулы». Из года в год удавалось и технически подрасти, и научно, и технологически. Сейчас ферма специализируется на картофеле и зерновых, где соблюдается полный зернооборот. Всего земли у КФХ 450 гектаров. Из этой площади от 50 до 160 га засаживается под картошку, остальное идет под озимые и яровые. В постоянном штате фермы 8 человек: кроме членов семьи это механизаторы и разнорабочие. В пик сезона нанимается до 20 сотрудников, которые занимаются уборкой урожая, очисткой, фасовкой и отправкой продукции в торговые точки.

«На сегодня мы достигли того, что ситуация стабильная. Мы можем позволить себе и рабочих нанимать. Правда, есть проблема с их квалификацией. Самая большая — по механизаторам. Потому что по всей России развалили некогда существовавшие профессиональные технические училища. Это очень большое упущение для народного хозяйства, что привело к очень большому ущербу. Эти ПТУ надо не только восстановить, но и дать им очень высокий статус, чтобы там подростков не только учили, но и кормили, чтобы соответствующее оборудование и техника были для изучения. Чтобы в итоге оттуда в сельское хозяйство пришли хорошо подготовленные кадры», — высказывает свое мнение Минеханов.

Но и на этом останавливаться нельзя, считает председатель ассоциации КФХ Тукаевского района. По его мнению, специалистам, которые после учебы реально приходят на село, должна быть оказана поддержка со стороны государства. «Но и руководители хозяйств тоже должны обратить на это очень серьезное внимание, — дополняет Минеханов, — потому что кадры на селе — один из ключевых моментов».

В дополнение к нынешним успехам минехановского КФХ можно сказать, что оно еще и социально ориентированное. Когда в городах проходят ярмарки, Минеханов заключает договоры с дилерами по продаже картофеля по низкой оптовой цене. При этом фермер контролирует, чтобы те торговали именно по оговоренной ставке, не выше. «Так и мы свою продукцию сбываем, и наши дилеры зарабатывают, и население может заготовить картофель по низким ценам», — комментирует Минеханов. К слову, он как патриот Татарстана в первую очередь поставляет свою продукцию в районы республики. И только потом, если есть излишки, выходит в другие регионы страны.

К социальной ориентированности бизнеса фермера можно отнести и спонсорскую помощь при строительстве религиозных сооружений. Есть и такой любопытный «проект»: когда в КФХ убрано поле, землю несколько дней не обрабатывают. Тем самым дают возможность местным жителям и горожанам бесплатно собрать картофель или солому, которая осталась после уборки.

.

«САМ СЕБЕ И СВАРЩИК, И ТОКАРЬ, И АГРОНОМ, И ИНЖЕНЕР, И ГРУЗЧИК…»

Минеханов особо подчеркивает, что для фермера очень важна универсальность. Ведь он, во-первых, предприниматель, а значит, должен знать многое из законодательства. Во-вторых, если на каждую работу на участке нанимать специалиста, никаких денег не хватит. В-третьих, в сельском хозяйстве часто время важнее, чем деньги. «Говорят, что нормальному мужчине для жизни надо освоить около 70 специальностей, — поясняет Минеханов. — А у фермера этот показатель в два с лишним раза выше: надо 150 профессий освоить! Потому что в нашем деле очень важно рационально использовать рабочее время. Что нужно сделать сегодня, на завтра откладывать нельзя! Сельское хозяйство — это не машина, которую можно отключить и включить в любое время по вашему желанию. Взять технологию хотя бы по картофелю. Колорадский жук садится на ботву, ты день-два не обрабатываешь, он все съест, и урожая не будет. Так же и лечебные процессы, и технические, и технологические.

А если ты идешь в фермеры, ты должен быть универсальным. Сварной шов надо, например, на технику наложить. Да, можно вызвать специалиста из города. Но пока он приедет, пока все сделает, время уходит. Да и деньги ему заплатишь. А техника стоит. Поэтому сам взял — заварил. Деталь какая-то нужна, сам на станке выточил — и техника сразу пошла. Так что сам себе и сварщик, и токарь, и агроном, и инженер, и грузчик и… в общем, по всем направлениям. Даже если ты найдешь хорошего специалиста, наймешь его на высокую зарплату, он в любом случае так душу в работу не будет вкладывать, как ты».

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ — ЭТО РЕАЛЬНО

Одним из важных моментов в работе фермера Минеханов называет то, что никогда нельзя останавливаться в развитии. Раньше работали в ручном режиме, сейчас практически все процессы механизированы. Следующий шаг: автоматизация хозяйства. «Жизнь подводит к тому, что надо внедрять автоматизацию, — комментирует наш собеседник, — чтобы мы поставляли продукцию напрямую в супермаркеты. Но без поддержки государства справиться будет невозможно. Мы по своему хозяйству посчитали: нам нужно оборудование приемки, мойки, чистки, сушки и фасовки. Оно стоит минимум 25 миллионов. У фермера таких денег нет».

Минеханов считает, что если автоматизированное оборудование фермерам по льготным программам предоставить, то там и до импортозамещения в сельском хозяйстве, о котором много говорят на разных уровнях, недалеко. «Такие линии должны быть не только по картофелю, но и по другим видам овощей. Надо в республиканском масштабе к этому приготовиться. Особенно это касается хозяйств, расположенных в пригородной зоне, как наше. Они в первую очередь должны поставлять чистую, сухую и расфасованную продукцию напрямую в магазины. Мы тогда сможем сказать, что обеспечили импортозамещение и нам санкции нипочем. Думаю, что жизнь заставит, и республиканские, и местные власти именно так к этому вопросу и подойдут».

Подготовлено при содействии министерства труда, занятости и социальной защиты РТ