Сегодня минприроды РФ решит вопрос о выделении 420 млн. рублей на продолжение строительства набережной в Елабуге, на которую завязан местный туристический мегапроект. Между тем итоги первого этапа неутешительны — повсюду многочисленные просадки. Работы, как выяснил «БИЗНЕС Online», оплачены еще в 2012 году, но фактически завершены лишь год назад.
Набережная — часть амбициозного туристско-оздоровительного проекта «Изумрудный берег», который вошел в комплексный инвестиционный план модернизации Елабуги
«ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ТУТ СДЕЛАЛИ! ПРАВИТЕЛЬСТВО ЭТО НАШЕ!..»
Сегодня в министерстве природных ресурсов и экологии РФ решится судьба елабужской набережной: в ведомстве обсудят выделение муниципалитетам средств по целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012 - 2020 годах». В программу могут попасть и работы на реке Тойме. На берегоукрепление 1,6 км елабужского берега власти республики просят 420 млн. рублей. Между тем 341 метр первого этапа сейчас выглядит не очень-то аппетитно.
В апреле Тойма и Кама вышли из берегов, и нижняя часть Елабуги, от Старой пристани до Шишкинских прудов, оказалась под водой. И все бы ничего, но после того, как вода ушла, асфальтовое покрытие первой очереди набережной разрушилось, грунтовые откосы «поплыли», и место, где уже начали гулять горожане, пришло в запустение. С трудом верится, что берегоукрепление выполнено недавно. Такое можно увидеть кое-где как наследие советской эпохи — заброшенные бетонные недострои, на которых обычно собирается молодежь с баллончиками для граффити. В общем, выглядит все как стройка, которую бросили много лет назад, и сейчас удобнее все снести и сделать заново, чем ремонтировать.
Физических разрушений масса. К перилам (они легко наклоняются градусов на 20) подойти сложно из-за многочисленных ям в асфальте, кое-где покрытие настолько хрупкое, что его можно сломать простым нажатием ноги. Если не обходить провалы за метр, можно и провалиться. С другой стороны дорожки — грязь и мусор, который снесло с горы. Везде видны куски геотекстиля, которым укрывают грунт.
Сейчас сюда приезжают в основном рыбаки — им-то удобно, было бы откуда рыбачить. Но и они, увидев новые лица, изучающие берег, выражают недовольство: «А вы из комиссии? Посмотрите, что тут сделали! Правительство это наше!..» Между ямами ходит двухлетний мальчик, держа за руку деда, снимающего все это на камеру: «Сделаю ролик-сравнение. Как у нас и как красиво уже построили в Мамадыше, в котором 15 тысяч человек живут». К пенсионеру с активной гражданской позицией приехали родственники с Дальнего Востока, которые сильно удивлялись увиденному.
«МЫ НАПИСАЛИ ПРЕТЕНЗИЮ В ПСО «КАЗАНЬ»
О создании в Елабуге набережной объявили еще в 2011 году, когда минэкологии РТ, как говорится в докладе о деятельности министерства, было согласовано выделение федеральных средств на берегоукрепительные работы на ряде участков Куйбышевского водохранилища. Необходимость берегоукрепления в Елабуге обосновывалась «регулярным затоплением и подтоплением береговой полосы в черте города». На работы в 2011 - 2012 годах было выделено 202,8 млн. рублей, из которых 109,5 млн. — из федерального бюджета и 93,3 млн. — из бюджета республики в порядке софинансирования.
На выполнение работ минэкологии РТ объявило тендер, победителем которого стала компания Равиля Зиганшина ПСО «Казань». Субподряд, по данным исполкома Елабуги, получило некое ООО «СК Дорстрой». Проектирование оплачивал город: его за 470 тыс. рублей выполнило казанское ООО «УПТР «Гидроспецстрой» Василия Кульпановича.
В процессе выполнения контракта сменился заказчик — эти функции, в соответствии с отдельным постановлением кабмина РТ, 18 июля перешли от минэкологии к ГИСУ РТ. Согласно документам, размещенным на сайте госзакупок, все работы были выполнены без нареканий и в срок, со ссылкой на акты выполненных работ вся сумма была оплачена исполнителю еще в 2012 году. О завершении работ по объекту рапортует и госдоклад за 2012 год, размещенный на сайте минэкологии РТ. Шутка ли, ведь своевременное исполнение контракта гарантировалось обеспечением в размере 60,8 млн. рублей, да и зачем нервировать федеральный центр?
Берегоукрепительные работы в Елабуге проводила компания Равиля Зиганшина ПСО «Казань». Субподряд получило некое ООО «СК Дорстрой»
По факту же работы были завершены лишь осенью 2015 года — как без подробностей пояснили в исполкоме Елабуги, из-за технических и финансовых проблем. Легко предположить, что в 2011-м и тем более в 2012 году ПСО «Казань» было попросту не до Елабуги — все силы и деньги были нужны в Казани, где надо было «вырвать» к сроку объекты Универсиады. И никто бы и слова не сказал Зиганшину и его «субчикам», если бы качество было на высоте. Однако вышло иначе. «Как только паводок сошел и стали видны следы разрушения, мы написали претензию ПСО «Казань», — говорит замруководителя исполкома Елабужского района по строительству Шавкат Саффаров. — В Елабугу приехал представитель предприятия. Был произведен осмотр, составлен совместный протокол. ПСО «Казань» обязалось исправить все недоработки… Хорошо, что это произошло в начале строительства».
По мнению Саффарова, паводок стал проверкой на прочность, экзаменом на качество выполненных работ, который ПСО, увы, не прошло. «Если бы паводок в этом году был обычным и вода бы не поглотила набережную, это обязательно случилось бы после, — уверен Саффаров. — Тогда и потери были бы многократно выше. Теперь же есть возможность исправить ошибки малой ценой».
После весеннего паводка асфальтовое покрытие первой очереди набережной разрушилось, грунтовые откосы «поплыли», и место, где уже начали гулять горожане, пришло в запустение
«В ЭТОМ МЕСЯЦЕ ИХ ДОБЬЕМ»
Что думает руководство ПСО «Казань» о требованиях елабужского исполкома — неизвестно: объяснять причины своего прокола в компании не стали, на запрос корреспондента «БИЗНЕС Online» ответ так и не пришел, а пресс-секретаря у нее с недавних пор, к сожалению, нет. Довольно часто в похожих случаях компания грешит на проектировщиков. И действительно, как рассказал «БИЗНЕС Online» главный инженер ФГУ «Средволгаводхоз» Ирек Фатхуллин, они должны были просчитать вероятность появления паводка того или иного уровня. Как уточнил в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор ООО «Камский инженерный центр «Синергия» Ильдус Камалов, проектировщик просчитывает несколько типов укрепления берегов. К примеру, три года тому назад при разработке «Концепции инженерной защиты берегов Мелекесского залива в Челнах» было предусмотрено применение 8 типов берегоукрепления с учетом гидрологических, геологических, геоморфологических и гидрогеологических условий каждого конкретного участка.
Однако у исполкома Елабуги к проектировщикам претензий нет, они, по словам Саффарова, «сделали все по технологии». Отметает претензии и начальник проекта «Гидроспецстроя» Татьяна Петрова. В беседе с «БИЗНЕС Online» она указала, что проект согласован экспертизой. «Была просто нарушена технология выполнения работ», — уверена она. Сбой, по ее словам, произошел из-за отсутствия контроля. Как говорит Петрова, заказчик попросту не заключил с «Гидроспецстроем» договор на оказание авторского надзора: «Поэтому регулярного контроля за производством работ мы не выполняли. Разве что в Елабуге иногда проходили совещания, и меня приглашали как проектировщика, я не могла не заехать — совесть не позволяла». Почему ГИСУ не заключило договор — непонятно, на момент выхода публикации в ведомстве не ответили на запрос «БИЗНЕС Online».
Были некачественно выполнены работы по отсыпке разгружающей призмы за трубной стенкой, которая является фасадом берегоукрепления
Что в итоге? «Были некачественно выполнены работы по отсыпке разгружающей призмы за трубной стенкой, которая является фасадом этого берегоукрепления, — разъясняет Петрова. — При высокой воде произошел вымыв сооружения. Когда разгружающая призма отсыпается, поверх нее укладывается материал — гермокрон. Его уложили очень некачественно. И получилось, что через этот крупноразгружающий пакет вымылась мелкая фракция».
Теперь заказчик должен заставить подрядчика вскрыть асфальтовое покрытие, выполнить засыпку с уплотнениями, проложить фильтрующий материал и потом снова восстановить асфальтобетонное покрытие. Завершить восстановление ПСО обязалось до конца июля. «Мы в этом месяце их добьем», — надеется Саффаров. И добивать будет не только Елабуга. Как стало известно «БИЗНЕС Online», 13 июля в город приезжали замминистра строительства РТ Юрий Аляшев, замминистра экологии РТ Марат Бакаев, а также представители ГИСУ. По словам Саффарова, уже 19 июля ПСО должно начать вскрывать поверхность и восстанавливать объект. Он утверждает, что компания обязана это сделать по гарантии, хотя, заметим, согласно контракту, срок гарантии — 12 месяцев со дня подписания акта о приемке объекта.
Сейчас сюда приезжают в основном рыбаки — им-то удобно, было бы откуда рыбачить
ПУТЬ К ПРИЧАЛУ ГЕННАДИЯ ЕМЕЛЬЯНОВА
Стоит заметить, что набережная, которая ныне находится в столь жалком виде, — часть амбициозного туристско-оздоровительного проекта «Изумрудный берег», который вошел в комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Елабуги. Это создание пассажирского речного порта, городского пляжа, яхт-клуба, рыболовного и охотничьего станов и так далее. На реализацию проекта необходимо 4,8 млрд. рублей.
В этом году петербургское ООО «Конт» заявило о намерении вложить 80 млн. рублей в строительство причала на месте старой пристани (там как раз проведены берегоукрепительные работы). Сейчас дебаркадер, к которому пристают теплоходы с туристами, находится в 10 км от города, что создает определенные неудобства. «В ближайших планах строительство причальной стенки: пристань будет возвращена на историческое место, — рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе мэрии Елабуги, подчеркнув, что городу, ориентированному на речной туризм, необходимо обустроить прежде всего эту часть. — Очень значимый элемент в плане туристического развития города», — объясняют в пресс-службе Елабуги. В этом году мэр Геннадий Емельянов заявил о том, что городской пляж перенесут на остров напротив новой набережной, туда будет ходить речной трамвайчик, а в будущем, может быть, даже проведут канатную дорогу.
Паводок стал проверкой на прочность, экзаменом на качество выполненных работ, который ПСО, увы, не прошло
Проект набережной поделен на три этапа. Первый — описанное выше берегоукрепление 341 метра в устьях Тоймы и Камы. Второй — берегоукрепление 1,6 км от Тоймы до Шишкинских прудов, планировалось начать работы в этом году, тем более «Гидроспецстрой» разработал проект (2 млн. рублей) еще в 2012-м. Между тем запрашиваемая сумма с 2011 года, когда все затевалось, выросла на 13%: с 365 млн. до 420 млн. рублей. Третий этап подразумевает облагораживание территории: асфальт, лестницы, лавочки и так далее. Подробности держатся в секрете, или их пока и вовсе нет: известно, что проект отберут из дипломных работ выпускников КГАСУ в сентябре 2016 года. Предполагается, что завершающий этап строительства город будет оплачивать самостоятельно.
Теперь для мэрии Елабуги главное — убедить федералов дать деньги на то, чтобы «туристоносные» реки не подмывали изумрудные берега.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 99
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.