Набережная – часть амбициозного туристско-оздоровительного проекта «Изумрудный берег», который вошел в комплексный инвестиционный план модернизации Елабуги Набережная — часть амбициозного туристско-оздоровительного проекта «Изумрудный берег», который вошел в комплексный инвестиционный план модернизации Елабуги

«ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ТУТ СДЕЛАЛИ! ПРАВИТЕЛЬСТВО ЭТО НАШЕ!..»

Сегодня в министерстве природных ресурсов и экологии РФ решится судьба елабужской набережной: в ведомстве обсудят выделение муниципалитетам средств по целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012 - 2020 годах». В программу могут попасть и работы на реке Тойме. На берегоукрепление 1,6 км елабужского берега власти республики просят 420 млн. рублей. Между тем 341 метр первого этапа сейчас выглядит не очень-то аппетитно.

В апреле Тойма и Кама вышли из берегов, и нижняя часть Елабуги, от Старой пристани до Шишкинских прудов, оказалась под водой. И все бы ничего, но после того, как вода ушла, асфальтовое покрытие первой очереди набережной разрушилось, грунтовые откосы «поплыли», и место, где уже начали гулять горожане, пришло в запустение. С трудом верится, что берегоукрепление выполнено недавно. Такое можно увидеть кое-где как наследие советской эпохи — заброшенные бетонные недострои, на которых обычно собирается молодежь с баллончиками для граффити. В общем, выглядит все как стройка, которую бросили много лет назад, и сейчас удобнее все снести и сделать заново, чем ремонтировать.

Физических разрушений масса. К перилам (они легко наклоняются градусов на 20) подойти сложно из-за многочисленных ям в асфальте, кое-где покрытие настолько хрупкое, что его можно сломать простым нажатием ноги. Если не обходить провалы за метр, можно и провалиться. С другой стороны дорожки — грязь и мусор, который снесло с горы. Везде видны куски геотекстиля, которым укрывают грунт.

Сейчас сюда приезжают в основном рыбаки — им-то удобно, было бы откуда рыбачить. Но и они, увидев новые лица, изучающие берег, выражают недовольство: «А вы из комиссии? Посмотрите, что тут сделали! Правительство это наше!..» Между ямами ходит двухлетний мальчик, держа за руку деда, снимающего все это на камеру: «Сделаю ролик-сравнение. Как у нас и как красиво уже построили в Мамадыше, в котором 15 тысяч человек живут». К пенсионеру с активной гражданской позицией приехали родственники с Дальнего Востока, которые сильно удивлялись увиденному.

«МЫ НАПИСАЛИ ПРЕТЕНЗИЮ В ПСО «КАЗАНЬ»

О создании в Елабуге набережной объявили еще в 2011 году, когда минэкологии РТ, как говорится в докладе о деятельности министерства, было согласовано выделение федеральных средств на берегоукрепительные работы на ряде участков Куйбышевского водохранилища. Необходимость берегоукрепления в Елабуге обосновывалась «регулярным затоплением и подтоплением береговой полосы в черте города». На работы в 2011 - 2012 годах было выделено 202,8 млн. рублей, из которых 109,5 млн. — из федерального бюджета и 93,3 млн. — из бюджета республики в порядке софинансирования.

На выполнение работ минэкологии РТ объявило тендер, победителем которого стала компания Равиля Зиганшина ПСО «Казань». Субподряд, по данным исполкома Елабуги, получило некое ООО «СК Дорстрой». Проектирование оплачивал город: его за 470 тыс. рублей выполнило казанское ООО «УПТР «Гидроспецстрой» Василия Кульпановича.

В процессе выполнения контракта сменился заказчик — эти функции, в соответствии с отдельным постановлением кабмина РТ, 18 июля перешли от минэкологии к ГИСУ РТ. Согласно документам, размещенным на сайте госзакупок, все работы были выполнены без нареканий и в срок, со ссылкой на акты выполненных работ вся сумма была оплачена исполнителю еще в 2012 году. О завершении работ по объекту рапортует и госдоклад за 2012 год, размещенный на сайте минэкологии РТ. Шутка ли, ведь своевременное исполнение контракта гарантировалось обеспечением в размере 60,8 млн. рублей, да и зачем нервировать федеральный центр?

Берегоукрепительные работы в Елабуге проводила компания Равиля Зиганшина ПСО «Казань». Субподряд получило некое ООО «СК Дорстрой» Берегоукрепительные работы в Елабуге проводила компания Равиля Зиганшина ПСО «Казань». Субподряд получило некое ООО «СК Дорстрой»

По факту же работы были завершены лишь осенью 2015 года — как без подробностей пояснили в исполкоме Елабуги, из-за технических и финансовых проблем. Легко предположить, что в 2011-м и тем более в 2012 году ПСО «Казань» было попросту не до Елабуги — все силы и деньги были нужны в Казани, где надо было «вырвать» к сроку объекты Универсиады. И никто бы и слова не сказал Зиганшину и его «субчикам», если бы качество было на высоте. Однако вышло иначе. «Как только паводок сошел и стали видны следы разрушения, мы написали претензию ПСО «Казань», — говорит замруководителя исполкома Елабужского района по строительству Шавкат Саффаров. — В Елабугу приехал представитель предприятия. Был произведен осмотр, составлен совместный протокол. ПСО «Казань» обязалось исправить все недоработки… Хорошо, что это произошло в начале строительства».

По мнению Саффарова, паводок стал проверкой на прочность, экзаменом на качество выполненных работ, который ПСО, увы, не прошло. «Если бы паводок в этом году был обычным и вода бы не поглотила набережную, это обязательно случилось бы после, — уверен Саффаров. — Тогда и потери были бы многократно выше. Теперь же есть возможность исправить ошибки малой ценой».

После весеннего паводка асфальтовое покрытие первой очереди набережной разрушилось, грунтовые откосы «поплыли», и место, где уже начали гулять горожане, пришло в запустение После весеннего паводка асфальтовое покрытие первой очереди набережной разрушилось, грунтовые откосы «поплыли», и место, где уже начали гулять горожане, пришло в запустение

«В ЭТОМ МЕСЯЦЕ ИХ ДОБЬЕМ»

Что думает руководство ПСО «Казань» о требованиях елабужского исполкома — неизвестно: объяснять причины своего прокола в компании не стали, на запрос корреспондента «БИЗНЕС Online» ответ так и не пришел, а пресс-секретаря у нее с недавних пор, к сожалению, нет. Довольно часто в похожих случаях компания грешит на проектировщиков. И действительно, как рассказал «БИЗНЕС Online» главный инженер ФГУ «Средволгаводхоз» Ирек Фатхуллин, они должны были просчитать вероятность появления паводка того или иного уровня. Как уточнил в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор ООО «Камский инженерный центр «Синергия» Ильдус Камалов, проектировщик просчитывает несколько типов укрепления берегов. К примеру, три года тому назад при разработке «Концепции инженерной защиты берегов Мелекесского залива в Челнах» было предусмотрено применение 8 типов берегоукрепления с учетом гидрологических, геологических, геоморфологических и гидрогеологических условий каждого конкретного участка.

Однако у исполкома Елабуги к проектировщикам претензий нет, они, по словам Саффарова, «сделали все по технологии». Отметает претензии и начальник проекта «Гидроспецстроя» Татьяна Петрова. В беседе с «БИЗНЕС Online» она указала, что проект согласован экспертизой. «Была просто нарушена технология выполнения работ», — уверена она. Сбой, по ее словам, произошел из-за отсутствия контроля. Как говорит Петрова, заказчик попросту не заключил с «Гидроспецстроем» договор на оказание авторского надзора: «Поэтому регулярного контроля за производством работ мы не выполняли. Разве что в Елабуге иногда проходили совещания, и меня приглашали как проектировщика, я не могла не заехать — совесть не позволяла». Почему ГИСУ не заключило договор — непонятно, на момент выхода публикации в ведомстве не ответили на запрос «БИЗНЕС Online».

Были некачественно выполнены работы по отсыпке разгружающей призмы за трубной стенкой, которая является фасадом берегоукрепления Были некачественно выполнены работы по отсыпке разгружающей призмы за трубной стенкой, которая является фасадом берегоукрепления

Что в итоге? «Были некачественно выполнены работы по отсыпке разгружающей призмы за трубной стенкой, которая является фасадом этого берегоукрепления, — разъясняет Петрова. — При высокой воде произошел вымыв сооружения. Когда разгружающая призма отсыпается, поверх нее укладывается материал — гермокрон. Его уложили очень некачественно. И получилось, что через этот крупноразгружающий пакет вымылась мелкая фракция».

Теперь заказчик должен заставить подрядчика вскрыть асфальтовое покрытие, выполнить засыпку с уплотнениями, проложить фильтрующий материал и потом снова восстановить асфальтобетонное покрытие. Завершить восстановление ПСО обязалось до конца июля. «Мы в этом месяце их добьем», — надеется Саффаров. И добивать будет не только Елабуга. Как стало известно «БИЗНЕС Online», 13 июля в город приезжали замминистра строительства РТ Юрий Аляшев, замминистра экологии РТ Марат Бакаев, а также представители ГИСУ. По словам Саффарова, уже 19 июля ПСО должно начать вскрывать поверхность и восстанавливать объект. Он утверждает, что компания обязана это сделать по гарантии, хотя, заметим, согласно контракту, срок гарантии — 12 месяцев со дня подписания акта о приемке объекта.

Сейчас сюда приезжают в основном рыбаки - им-то удобно, было бы откуда рыбачить Сейчас сюда приезжают в основном рыбаки — им-то удобно, было бы откуда рыбачить

ПУТЬ К ПРИЧАЛУ ГЕННАДИЯ ЕМЕЛЬЯНОВА

Стоит заметить, что набережная, которая ныне находится в столь жалком виде, — часть амбициозного туристско-оздоровительного проекта «Изумрудный берег», который вошел в комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Елабуги. Это создание пассажирского речного порта, городского пляжа, яхт-клуба, рыболовного и охотничьего станов и так далее. На реализацию проекта необходимо 4,8 млрд. рублей.

В этом году петербургское ООО «Конт» заявило о намерении вложить 80 млн. рублей в строительство причала на месте старой пристани (там как раз проведены берегоукрепительные работы). Сейчас дебаркадер, к которому пристают теплоходы с туристами, находится в 10 км от города, что создает определенные неудобства. «В ближайших планах строительство причальной стенки: пристань будет возвращена на историческое место, — рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе мэрии Елабуги, подчеркнув, что городу, ориентированному на речной туризм, необходимо обустроить прежде всего эту часть. — Очень значимый элемент в плане туристического развития города», — объясняют в пресс-службе Елабуги. В этом году мэр Геннадий Емельянов заявил о том, что городской пляж перенесут на остров напротив новой набережной, туда будет ходить речной трамвайчик, а в будущем, может быть, даже проведут канатную дорогу.

Паводок стал проверкой на прочность, экзаменом на качество выполненных работ, который ПСО, увы, не прошло Паводок стал проверкой на прочность, экзаменом на качество выполненных работ, который ПСО, увы, не прошло

Проект набережной поделен на три этапа. Первый — описанное выше берегоукрепление 341 метра в устьях Тоймы и Камы. Второй — берегоукрепление 1,6 км от Тоймы до Шишкинских прудов, планировалось начать работы в этом году, тем более «Гидроспецстрой» разработал проект (2 млн. рублей) еще в 2012-м. Между тем запрашиваемая сумма с 2011 года, когда все затевалось, выросла на 13%: с 365 млн. до 420 млн. рублей. Третий этап подразумевает облагораживание территории: асфальт, лестницы, лавочки и так далее. Подробности держатся в секрете, или их пока и вовсе нет: известно, что проект отберут из дипломных работ выпускников КГАСУ в сентябре 2016 года. Предполагается, что завершающий этап строительства город будет оплачивать самостоятельно.

Теперь для мэрии Елабуги главное — убедить федералов дать деньги на то, чтобы «туристоносные» реки не подмывали изумрудные берега.