Виталий Архипов: «Пока о выбросе точно говорить не можем, но это основная версия. Работа по установлению источника загрязняющих веществ начнется сейчас же»

«МЕРТВАЯ РЫБА, ПОВСЮДУ ОНА, ВОНЬ НЕИМОВЕРНАЯ!»

Экологический скандал разгорается в Казани. В интернете появилось видео, на котором рыбак бродит в камышах по правому берегу Казанки в районе так называемого «Солдатского пляжа» поблизости от парка имени Горького среди трупиков рыб и птиц.

— Да, селезень, но он мертвый, — прокомментировал он свою находку — зеленоватую тушку. — В руки я его брать опасаюсь, не знаю, чем отравили.

На видео, помимо всплывших кверху брюхом карасей, встречаются полуразложившиеся тельца птиц.

— Мертвая рыба, мертвая рыба, повсюду она, вонь неимоверная! — комментирует автор видео. — Мертвая рыба везде, нет ни метра, где бы ее не было!

На видео попали еще живые, но сильно ослабевшие утки. Одну из них рыбак все же решился взять в руки.

— Перьев почти нет, она умирает, — рассказал он, держа перед камерой еле живую птицу, которая едва могла держать голову. — Живой труп. Вот так мы боремся за природу.

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось связаться с автором видео, рыбаком Вадимом. Накануне утром он отправился на рыбалку в традиционное место около парка имени Горького.

«Я 20 лет там рыбачу и никогда такого не видел, — рассказал Вадим нашему изданию. — Там не только мертвые утки, там чайки, рыба, много животных. И, похоже, это происходит не первый день, запах разложения уже идет».

Вадим прихватил с собой трех уток, подающих признаки жизни, и отправился спасать их в расположенный поблизости на ул. Подлужной, 78 зональный поисково-спасательный отряд МЧС по РТ. Там, впрочем, помочь отказались — ветеринаров в штате нет.

«Рыба в такой воде начинает гибнуть, соответственно, гибнут и утки, которые питаются отравленной рыбой»

По оценке рыбака, в заливе он увидел около 20 погибших птиц. «А рыбу посчитать сложно — сотни, может быть, тысячи, — прикинул собеседник издания. — Только в том заливе, где я был, больше 200 - 300 штук. А если взять все побережье — у меня знакомый вчера по моей просьбе проезжал по «Ливадии», около поселка Торфяного. Там точно та же ситуация, говорит он. Мне кажется, что источник [сброса] находится около моста железнодорожного через Казанку. В верховьях что-то сбросили, а течение в сторону Волги. Это все в Волгу уходит, люди там плещутся, купаются».

«НА БЕРЕГУ МЫ ИСТОЧНИКА СБРОСА НЕ НАШЛИ»

В разговоре с «БИЗНЕС Online» Вадим добавил, что рассказал об увиденном сотрудникам минэкологии РТ, но это ни к чему не привело. И действительно, руководитель пресс-службы министерства экологии и природопользования РТ Айгуль Амирова узнала о произошедшем от корреспондента «БИЗНЕС Online». «Мы сейчас направим на место лабораторию, проведем экспресс-анализ воды, если действительно водные биоресурсы погибли, привлечем прокуратуру, Рыбнадзор и управление животного мира», — заверила Амирова нашего корреспондента.

Уже через час зеленоватую гладь Казанки рассекал катер МЧС, который «арендовали» сотрудники экологического ведомства. «На берегу мы не нашли источника сброса, поэтому решили осмотреть поверхность воды на близлежащей территории на предмет возможных источников сброса, — рассказала Амирова. — То есть если речь идет о сбросе, то это надо визуально все зафиксировать. Также они берут пробы воды на разных точках, в дальнейшем результаты анализов будут сопоставлены, после чего, возможно, будет определен источник сброса».

Пока же известна только судьба пострадавших уток, которых спас Вадим. «Утки находятся в межрегиональной ветеринарной лаборатории на улице Родина, 25а, которая специализируется на птицах, их отвезли туда, — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» заместитель директора ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория РТ» Галина Александрова. — Утки только сегодня поступили, поэтому результатов пока нет. Там же нужно делать посевы, „бактериологию“, на это нужно время. Позвоните в понедельник».

Информация об «утином геноциде» встревожила заместителя руководителя Средневолжского территориального управления федерального агентства по рыболовству Алексея Забурдаева. «Мы сейчас вышлем своих специалистов туда, но пока без изучения ситуации никаких комментариев дистанционно дать не можем», — заявил он корреспонденту «БИЗНЕС Online».

«РЫБА ДНЯ ТРИ-ЧЕТЫРЕ ЛЕЖИТ. СВЕЖЕЙ УЖЕ НЕТ»

Прибрежная зона у моста «Миллениум» недалеко от ул. Подлужной выглядит загрязненной, передает корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший на месте событий. В камышах и под деревьями отходы после досуга горожан — бутылки, пластиковые тарелки, целые пакеты с мусором. Экологи приехали с журналистами практически одновременно и начали осматривать берег Казанки. На нем и в воде виднеется мертвая крупная рыба — карась. Уток, которые также пострадали, судя по видео, уже нет.

Когда корреспондент «БИЗНЕС Online» обходил территорию, горожане сами указывали на мертвую рыбу, интересуясь, что случилось. Однако купаться в реке это им не мешало. Один из отдыхающих заявил, что мор рыбы начался еще 5 - 6 дней назад. «Сейчас эта рыба уже почти сгнила, а это свежая. Такого я давно не видел, наверное, дело в экологии. Даже в советские времена видел в меньших количествах», — сказал мужчина.

Лаборатория, которая должна была проверить содержание кислорода в воде, подъехала через полчаса. Они сделали забор воды с берега, а также ультрамариновых пятен на песке. Ведущий специалист центральной специализированной инспекции экологического контроля Артур Вильданов смешал воду с раствором (цвет изменился), затем подключил оборудование.

«В данном случае мы видим, что содержание кислорода в норме, то есть не меньше 6 миллиграммов на литр», — провозгласил он. Аппарат показал цифру 12, что в два раза выше критического порога. Более глубокий количественно-химический анализ будет готов на следующей неделе.

Через 1,5 часа, как и обещал замначальника центрального территориального управления минэкологии РТ Алмаз Исмагилов, подоспел катер. Из судна вышел старший госинспектор Рыбнадзора Сергей Шныриков. Он выразил сомнение в том, что рыба погибла от химического отравления. «Рыба дня три-четыре лежит. Свежей уже нет. На химическое отравление это не похоже. Тогда вся гибла бы — и щука, и судак. Щука охотится, рыбаки ловят мелкую рыбу. А погиб карась», — отметил Шныриков. По его мнению, дело может быть в каком-то заболевании, а утки погибли, поскольку ели больную рыбу.

После осмотра водоема на катере очаг загрязнения так и не удалось найти. Мертвая рыба плавает в разных местах и в разных количествах. Старший помощник казанского межрайонного природоохранного прокурора Виталий Архипов разъяснил, что минэкологии РТ произвело отбор проб, отдел Росрыболовства подсчитает возможный ущерб, нанесенный окружающей среде. «Вся рыба будет отловлена, сделаем замеры, занесем вид, будем считать ущерб. По уткам то же самое. Кроме того, будем устанавливать возможные организации и предприятия, которые произвели выброс в воду. Хоть пока о выбросе точно говорить не можем, но это основная версия. Работа по установлению источника загрязняющих веществ начнется сейчас же», — заявил Архипов. Мог ли так сказаться на природе засып Казанки, прокурор судить не взялся.

Результаты анализов воды появятся не раньше чем через 5 - 10 дней. В случае если виновником экологической катастрофы окажется предприятие или другое лицо, то ему грозит штраф до 100 тыс. рублей.

МАССОВУЮ ГИБЕЛЬ ЖИВНОСТИ КАЗАНКИ СПРОВОЦИРОВАЛ РАВИЛЬ ЗИГАНШИН?

Завкафедрой природообустройства и водопользования Института управления, экономики и финансов КФУ Нафиса Мингазова охарактеризовала произошедшее как «очень печальное событие». Собеседница «БИЗНЕС Online» заявила, что гибель животных в Казанке можно было спрогнозировать еще месяц назад, когда река начала сильно цвести. «Все мелководье реки в районе «Миллениума» находится в условиях сильного цветения воды за счет сине-зеленых водорослей, или цианобактерий, а они токсичны, могут привести к отравлению и поражениям кожи», — заметила Мингазова.

Эколог рекомендует искать причину массового мора животных в комплексе причин. Возглавляет этот печальный список искусственный намыв территории. «В течение нескольких лет естественные зоны мелководья превращались в бетонные набережные, Казанка сильно заиливалась, и зоны самоочищения, которые восстанавливают качество воды, все сейчас отсутствуют, они просто замыты, — рассказала Мингазова. — Последняя зона самоочищения в этой части реки оставалась как раз на участке у парка имени Горького. Сложилась эта взрывоопасная ситуация как раз из-за намыва в районе Советского моста у дворца Вагиза Мингазова (на этом участке ПСО «Казань» производит укрепление берега прим. ред.). Там два года идет строительство очередной набережной. По каким разрешающим документам, я не знаю».

Вместе с намывом в реку попадают отходы, биогенные и органические вещества, что приводит к резкому ухудшению качества воды, предупреждает эколог.

Вторая возможная причина — сбросы загрязняющих или отравляющих веществ, которые тоже возможны. Третья причина — аномальная жара — усугубляет две первые. «На видео мы видим мертвых рыб, отсутствие перьев у птиц и пораженную кожу, — описала Мингазова. — Это отравление в условиях жары. Я думаю, что результаты анализов покажут дефицит кислорода в воде, избыточное содержание аммония, нитратов, нитритов, органических веществ. Может быть, что-то еще найдут».

Вода в Казанке вредит не только животным, но и самим людям. «Рыба в такой воде начинает гибнуть, соответственно, гибнут и утки, которые питаются отравленной рыбой. Людям в этой воде купаться также нельзя», — подчеркнула эколог.

На месте локальной экокатастрофы накануне побывал заместитель начальника управления по охране и использованию объектов животного мира РТ Юрий Матвеев. «Специалисты минэкологии взяли заборы воды, ждем анализов, нам должны сказать, было отравление или нет. Конечно, удивительно, потому что утка — такой выносливый вид. Среди погибших именно все хлопунцы, то есть молодые утки, которые еще не встали на крыло. Также есть рыба погибшая — карась довольно-таки крупный. Но видимых следов [причин гибели] никаких нет», — рассказал Матвеев «БИЗНЕС Online».

«ЭТО ГРУБЫЕ, ЖЕСТКИЕ, НЕЭКОЛОГИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВРЕМЕН СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА, СТЫДНО В XXI ВЕКЕ ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online» утверждают, что невозможно только рублем оценить потери водного мира Казанки, но для восстановления среды мэрии Казани придется изрядно потратиться.

Михаил Горшков — научный сотрудник Татарского отделения государственного НИИ озерного и речного рыбного хозяйства:

— Мы прошлись от Сарапула до Тольятти на прошлой неделе. Вода, конечно, очень теплая, до 27 градусов доходит на мелководьях. В низовьях — очень сильное цветение воды, бурное развитие сине-зеленых водорослей, а они, как известно, поглощают кислород. Такие явления могут, конечно, привести и к локальным заморам. На уток это, конечно, никак не повлияет.

Что произошло в этом случае — ответят специалисты. Можно только предполагать, что имел место локальный сброс, который в такую жару в теплой воде троекратно увеличивает последствия. Сейчас и течение очень слабое, все это тоже может усугубить. Но во время нашей поездки мы не встречали массовых заморов рыбы на Волге, встречались единичные особи погибшие — окунь, судак, да и то не в Татарстане, а в Ульяновской области, на Жигулевском море, к тому же бывает, что молодняку просто в жабры сине-зеленые водоросли забиваются. У нас же достаточно хорошая картина.

Нафиса Мингазова — завкафедрой природообустройства и водопользования Института управления, экономики и финансов КФУ:

— Нашим градостроителям и муниципальным органам надо развивать пляжный отдых на территории Казанки не за счет бетонных набережных, а за счет естественных берегов, которые способствуют самоочищению реки. Никто в мире при создании рекреационных зон не уничтожает береговые зоны и акватории, везде их создают на естественных водных участках. Бетонирование набережных — это политика 20 - 30-х годов советского периода, когда создавались такие каналы, как Москва-река, которые сейчас стараются разрушать.

Последствия происходящего в Казанке невозможно оценить только рублем. То, что мы видим, это сигнал об уничтожении последнего участка зоны самоочищения реки Казанки между Советским мостом и Кировской дамбой. На Кировской дамбе тоже много намывов, полностью намыта Федосеевская дамба, намыт участок в районе спортивных объектов. Самое печальное, что этот мор идет в зоне памятника природы «Русско-немецкая Швейцария». Если на этом участке встанет бетонная набережная, от памятника природы ничего не остается.

Казанка сейчас находится в подпоре (повышение уровня воды, возникающее из-за преграждения или стеснения русла рекиприм. ред.), движения практически нет. Чтобы исправить эту ситуацию, нужно убрать песчаные дамбы, установить мощные аэрационные системы, прекратить все намывы в этой части реки, а лучше вообще перестать их делать. Это грубые, жесткие, неэкологичные технологии времен советского периода, стыдно в XXI веке этим заниматься.