«Если я востребован, если я республике нужен, значит, республика попросит», — бодро заявил сегодня на своей последней в ранге начальника ГИБДД по РТ пресс-конференции Рифкат Минниханов. Свой уход он объяснил просто: лимит предельного возраста для полковников он и так пересидел на год. Следующий пост брата президента РТ пока что интрига, а вот его преемником, по всей вероятности, станет начальник ДПС Ленар Габдурахманов.
Сегодня Рифкат Минниханов собрал последнюю пресс-конференцию в статусе начальника республиканской Госавтоинспекции
«РАЗРЕШИЛИ ДОРАБОТАТЬ ДО 80-ЛЕТИЯ ГИБДД»
Сегодня начальник ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов собрал последнюю пресс-конференцию в статусе начальника республиканской Госавтоинспекции. В центральном зале официальной резиденции ГИБДД на Оренбургском тракте, 5 он появился с доброй и, кажется, слегка усталой улыбкой на лице.
— Ну, начнем с конца или с начала? — подтрунивал он над журналистами. — Кто-то «слил» уже для вас (информация об увольнении начальника республиканского ГИБДД появилась сегодня в СМИ в 13:00, а экстренная пресс-конференция была назначена на 14:00 — прим. ред.). Начнем работать.
И Минниханов начал, как начинал и 19 лет до этого, — со статистики. Цифры благоволили к безмятежному уходу начальника ГИБДД по РТ. За 7 месяцев этого года на дорогах республики погибли 227 человек, что на 32 участника дорожного движения меньше, чем в прошлом году. За 7 месяцев дорожные инспекторы составили более 15 тыс. административных материалов, совместно с приставами они наложили 140 арестов на транспортные средства водителей, которые не оплатили штрафы.
Покончив со статистикой, полковник полиции приступил к раздаче главного блюда, ради которого все собрались.
— Ну и, соответственно, то, что вы все сегодня ждете, — проговорил, глядя на своих пока еще подчиненных докладчик. — Вы знаете, что есть федеральный закон («О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», который определяет предельный возраст пребывания на военной службе полковниками полиции в 55 лет — прим. ред.). Мне 55 лет исполнилось, и нормы продления прошли. Так скажем, по ходатайству руководства разрешили еще доработать до 80-летия ГИБДД. Я благодарен руководству ГИБДД, Российской Федерации, министерству внутренних дел за то, то мне дали провести это грандиозное мероприятие со своей командой (1 июля 2016 года ГИБДД по РТ отметила 80-летие — прим. ред.).
Отметим, что 55 лет Минниханову исполнилось еще в 2010 году, после этого его срок пребывания на службе был продлен еще на предельные возможные по закону 5 лет. Получается, последний год Минниханов, которому 1 июня исполнился 61 год, мог занимать свой пост действительно в порядке исключения — такова оказалась сила уважения к нему у руководства.
И. о. главы ГИБДД по РТ назначен Ленар Габдурахманов (справа), ныне занимающий пост начальника отдела ДПС ГИБДД МВД по РТ
О своем преемнике Ленаре Габдурахманове, ныне занимающем пост начальника отдела ДПС ГИБДД МВД по РТ, Минниханов упоминал исключительно в статусе исполняющего обязанности, но так, будто это назначение — дело уже решенное.
— Принято решение, рапорт написан, но пока не удовлетворен, меня еще не уволили, — заметил докладчик. — Но я выведен за штат, моя просьба была, чтобы не мешать молодым работать. И на сегодняшний день и. о. назначен начальник отдела ДПС Габдурахманов Ленар Ринатович. Но кто будет конкретно начальником ГИБДД, здесь секрета нет, в любом случае документы будут готовиться на него. Я думаю, у него все получится. Преемник? Во-первых, он не преемник, а исполняющий обязанности. Преемник он, когда будет назначен. Я считаю, что не надо раньше времени об этом говорить. Он у министра должен получить поддержку, у президента республики.
Зато о будущем Габдурахманова на посту начальника ГИБДД он упоминал с сожалением.
— Наша служба активно и прогрессивно развивалась до 2012 года, в 1992 году я пришел, и до 2012 года было понятно, как и куда мы идем, а потом, к сожалению, нас передали под федеральный бюджет — ситуация стала намного сложнее, и моему преемнику будет очень тяжело, — предупредил Минниханов, и улыбку на его лице впервые сменил суровый прищур. — Ресурсов нет. Секрета нет — порядка 180 машин нам положено: 50 дала республика, 5 — федералы.
Докладчик отметил, что успехи республиканской ГИБДД тесно связаны с благосклонностью республиканских властей: «Как нам республика помогает — мы все на плаву».
Из грядущих задач перед и. о. начальника ГИБДД по РТ Минниханов обозначил сохранение достигнутых успехов.
— Единственное — мне жаль, что система поощрения наших сотрудников... Мы строили им дома, мы решали социальные вопросы, а сегодня я не могу это решить и иную схему оставить не могу, это нерешенный вопрос, и я его оставляю, к сожалению, преемнику, — заметил полковник и рассказал о своем нереализованном желании. — У меня мечта была — в Российской Федерации и в Татарстане создать интеллектуально-транспортные системы, создать структуру, которая этим занимается, и получить результат [По образу] той системы ИТС, которая есть в европейских странах. Она дает результат, а мы прозябаем на задворках и своими некоторыми решениями стараемся показать, что мы тоже ИТС занимаемся. Это была мечта, это будущее, этим все занимаются, кроме нас. Так что вот такой косяк.
«ЛУЧШЕ СЛЕД ОСТАВИТЬ, ГДЕ РАБОТАЕШЬ, ЧЕМ «РАЗМАЗАТЬСЯ» ПО ВЫШЕСТОЯЩИМ ДОЛЖНОСТЯМ»
Минниханов выразил слова благодарности СМИ, которые назвал «нашей основной силой», от которой «много зависит и в хорошее, и в плохое время».
— Я имею такую возможность — больше у меня ее не будет, это заключительная пресс-конференция, но с надеждой, что мы будем встречаться в жизни, будем востребованы, будем работать, — намекнул на свое сохранение на вершине Олимпа власти республики. — Я чувствовал ощутимую поддержку правительства, президента РТ, мне было комфортно работать. А на уровне Москвы, я надеюсь, что те позиции, которые у нас есть, мы не отдадим. Они ждут, наверное, когда мы сломаемся. Каждый хочет быть первым. У меня внутреннее удовлетворение. Спасибо за совместную работу.
На этих словах некоторые женщины в зале с погонами на плечах опустили головы, другие начали вытирать слезы. Минниханов тем временем рассказал, что из-за не потраченного в 2015 году отпуска он будет отдыхать до 8 ноября.
— Но если я востребован, если я республике нужен, значит, республика попросит, — намекнул на свою готовность продолжить работу в Татарстане Минниханов и дал понять, что готов занять не все вакансии. — Предложения уже были, я готов их принимать и рассматривать. Но много работы быстро нельзя принимать, возраст уже не тот. От каждого человека должны быть польза и результат. Я всегда вспоминаю своего отца — он был директором простого лесхоза. До сегодняшнего дня его все помнят. И когда мне предлагали работать на должностях, у меня была мысль: лучше след оставить, где работаешь, чем «размазаться» по вышестоящим должностям.
Возможные варианты трудоустройства Рифката Минниханова появились еще год назад, когда поползли слухи о его назначении на пост министра в МЧС по РТ. Логика проста: в отличие от поста начальника ГИБДД, где предел звания — полковник, должность Рафиса Хабибуллина генерал-лейтенантская, а на ней, в свою очередь, можно работать до 65 лет. Вакантным остается и кресло начальника территориального управления Росгвардии по РТ — в конце июня стало известно, что как раз началось формирование территориальных органов управления. Но представить, что после стольких лет спокойной службы Рифкату Нургалиевичу захочется пересесть в столь взрывоопасное кресло, сложно.
Так что интрига сохраняется. Поддерживает ее и сам Минниханов, завершивший свою пресс-конференцию словами: «Я еще раз всех искренне благодарю за совместную работу. Я не говорю «прощай», я говорю «до свидания».
Рифкат Минниханов приходится старшим братом президенту РТ Рустаму Минниханову
ИЗ ВОЕННЫХ — В ГАИ
Теперь уже бывший глава ГИБДД по РТ Рифкат Минниханов родился 1 июня 1955 года в деревне Новый Арыш Рыбно-Слободского района Татарской АССР и приходится старшим братом президенту РТ Рустаму Минниханову. В 1977 году Минниханов окончил Казанское высшее военное инженерное училище (КВВИУ), после чего в течение ряда лет служил в составе группы Советских войск в ГДР. В 1982 году он возвращается в Казань, где проходит службу в Казанском высшем военном инженерном училище. Карьера Минниханова неожиданно взлетает вверх в 1992 году, когда он, военный до мозга костей, не державший в руке «полосатую палочку», становится сразу заместителем начальника УГАИ МВД по РТ.
Такое продвижение, по одной из версий, связано с теплыми отношениями, которые связывали первого президента РТ Минтимера Шаймиева с главой семьи Миннихановых. Нургали Минниханович в то время как раз возглавлял Сабинский леспромхоз, а его средний сын — Рустам Нургалиевич — с должности первого замглавы администрации Арского района чуть позже перебрался в главы Высокогорского района, чтобы в 1996 году возглавить минфин РТ, а затем и правительство РТ.
В 1997 году Рифкат Минниханов становится уже полновластным начальником управления ГИБДД МВД по РТ и главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по РТ. В общей сложности в руководстве ГИБДД он прослужил, таким образом, почти четверть века, или 24 года, из которых 19 лет возглавлял эту структуру — своего рода рекорд.
ОТ ВИДЕОФИКСАЦИИ ДО ЧИПИРОВАНИЯ АВТО
Госавтоинспекция в Татарстане всегда отличалась хорошей технической оснащенностью: в республике не жалели средств ни на новые светофоры, ни на самих гаишников. Основой финансового благополучия ведомства считается и фонд безопасности дорожного движения, куда централизованно стекаются собранные на дорогах штрафы, которые в других регионах поступают в муниципальные бюджеты.
Ярким событием в жизни ГИБДД по РТ в 2004 году стало новоселье в шикарном комплексе зданий на Оренбургском тракте, а в период подготовки Казани к 1000-летию инспекторов пересадили на служебные иномарки. Заботясь о личном составе, Рифкат Минниханов добился определенных успехов в борьбе с коррупцией.
В масштабах страны ГИБДД по Татарстану по праву считается передовым и инновационным. Одним из самых крупных проектов Рифката Минниханова стала система видеофиксации на дорогах. Система охватила «щупальцами» всю республику — в свое время Татарстана стал пилотным регионом по этому направлению. Сейчас опыт перенимают во всей России. Главным козырем для Минниханова, лоббирующего «Автодорию» (интересантом которой считается супруга министра связи РФ Николая Никифорова), стало то, что камеры позволяют исключить контакт инспектора с водителем на дороге, а значит, и возможность взять и дать взятку. В феврале этого года Минниханов и вовсе предложил ввести чипирование автомобилей. Благодаря RFID-идентификации машин планируется установить тотальное слежение за автомобилями.
Кстати, борьба со взяточничеством стала еще одной доминантой в работе татарстанской ГИБДД. Так, работникам инспекции предлагается сообщать руководству о фактах предложения взятки — за подобное служебное рвение им обещается премия в размере несостоявшегося «подаяния».
Существенно за эти годы изменился дорожно-транспортный ландшафт в Казани. В тесном партнерстве с исполкомом Казани ГИБДД развернула беспощадную борьбу с парковкой в неположенных местах, заездами на автобусные полосы. Была внедрена программа автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) и т. д. Вместе с тем городу не хватает средств на такие элементарные вещи, как установка необходимых дорожных знаков.
Довольно креативно Минниханов подошел к такому больному для ведомства вопросу, как собираемость штрафов. Используя увлечение современных жителей разного рода акциями и распродажами, Минниханов ввел правило 50-процентной скидки за оплату в 20-дневный срок.
Характерная черта работы Минниханова — громкие кампании, в ходе которых акцент делается на те или иные виды нарушений. Вот он объявляет борьбу тонировкам и ксеноновым фарам, вот ратует за использование детских удерживающих устройств и объявляет войну разговору по сотовому телефону за рулем и т. д. Еще свежа в памяти скандальная история противостояния ГИБДД с байкерами в Казани, которая вызвала шумный конфликт. Такой метод дает эффект — у водителей вырабатывается рефлекс.
Наконец, большим плюсом Минниханова всегда была его открытость и откровенность в общении с прессой, чего не скажешь, впрочем, о ведомстве в целом.
Большим плюсом Минниханова всегда была его открытость и откровенность в общении с прессой, чего не скажешь, впрочем, о ведомстве в целом
«ОН МОГ БЫ РАБОТАТЬ РЕКТОРОМ В ЛЮБОМ ВУЗЕ, РАБОТАТЬ БИЗНЕСМЕНОМ И БАНКИРОМ»
Итоги работы Рифката Минниханова на посту начальника ГИБДД по РТ подводят эксперты «БИЗНЕС Online».
Рафил Нугуманов — депутат Госсовета РТ, заместитель председателя правительственной комиссии Республики Татарстан по профилактике правонарушений:
— Рифкат Нургалиевич может занять любую должность. Он ученый, доктор наук, профессор. И доктор наук с не купленной диссертацией. Он мог бы работать ректором в любом вузе, но сейчас в высших учебных заведениях ректора живые-здоровые, а он мог бы руководить любым вузом, он бы ему тонус дал, ввел бы там новшества.
Кроме того, он бизнесмен, он мог бы быть банкиром. Но, я думаю, надо человеку и отдыхать. Я не исключаю, что он откроет какой-нибудь не очень трудоемкий собственный бизнес. Без миллиардов, чтобы для души. Но он везде сможет работать, где бы он ни был. Я его видел и депутатом Госдумы, но понял так, что он отказался, не захотел быть политическим деятелем.
Мне лично Рифкат запомнился тем, что, когда он пришел, я работал его руководителем. Мы были где-то по золотой середине по работе ГАИ. В то время блистали нижегородцы — они были факелом, маяком, светочем. В течение 4-5 лет этот светоч остался позади. Народ злили работники ГАИ, когда останавливали за нарушения, штрафовали, составляли протоколы. И вдруг ввели видеорегистраторы! Народ наказывают в два раза больше, но уже никто не обижается. Отмечу и профилактику ДТП: если бы не было системы видеофиксации, мы бы имели на десятки жертв больше. Мне понравилась его забота о подрастающем поколении. В каждом детском штабе, школе уголки ГИБДД — это мощная профилактика. Не один раз выбирали лучшего госавтоинспектора. Детская команда Минниханова и в России, и в Европе первые места занимала. Это яркий след! Жалко, что уходит. Он профессор, не купленный доктор наук. Он себя и в науке спокойно найдет, и в бизнесе. Этот человек не потеряется, удачи ему в перспективе. У Рифката мощная команда, если она продолжит работать, будет здорово. Следующему руководителю лишь бы не упустить достигнутое, а потом время покажет. Хотелось бы, чтобы он шел вверх, чтобы перерос своего учителя, если это будет сотрудник ГИБДД.
«НЕДОВОЛЬНЫЕ ЕСТЬ ВСЕГДА, НО РИФКАТ МИННИХАНОВ МНОГОЕ СДЕЛАЛ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ»
Вячеслав Зубарев — гендиректор ООО «ТрансТехСервис»:
— Период, в течение которого Рифкат Нургалиевич руководил республиканским управлением сначала ГАИ, а потом ГИБДД, очень большой. И как-то сразу его оценить полностью очень сложно. Но в любом случае, я считаю, что Рифкат Нургалиевич руководитель очень ответственный и такой позитивный, с высоким чувством справедливости. А ГИБДД — это не та «пушистая» служба, которая однозначно вызывает позитивные эмоции. За это время у автолюбителей к службе была целая масса претензий, зачастую эти претензии имели под собой серьезные основания. Этот участок работы очень непопулярный среди автолюбителей, да и остального населения. Но однозначно, что за период руководства Рифкатом Нургалиевичем очень много сделано для обеспечения безопасности на дорогах. И он, как никто другой, наверное, понимает, что не все удалось сделать, что хотелось бы. Считаю, что влияние Рифката Нургалиевича на ситуацию было позитивным.
Леонид Штейнберг — гендиректор ООО «Кама-Тракс»:
— Рифкат Нургалиевич, наверное, сделал для ГИБДД больше, чем все руководители, которые были раньше. Во-первых, он поднял материально-техническую базу службы до очень высокого уровня. Во-вторых, он старался сделать, чтобы ГИБДД стала в некоторой степени социальной структурой. Сотрудники принимали участие и организовывали различные конкурсы, очень серьезно поставлена работа с детьми как с совсем малыми, так и с теми, кто является юным инспектором движения. Ну и в заслугу ему можно записать внедрение технических средств на дорогах для обеспечения безопасности. Кто-то, наверное, недоволен этим, но здравый человек понимает, что если требование справедливое, оно может вызывать только уважение, потому что это предупреждает дорожно-транспортные происшествия. В значительной степени ему удалось поднять и престиж работы сотрудника дорожной инспекции.
Про личные его качества я бы сказал, что он порядочный, честный и преданный делу офицер. Наверное, есть что-то, что ему не удалось. Но ведь у человека, который все время делает что-то доброе, как правило, так и остается что-то, что не успел. Я думаю, что на своей новой должности он это реализует.
«У РИФКАТА МИННИХАНОВА ЕСТЬ ХОРОШАЯ ЧЕРТА — ОН ВСЕГДА ОБЩАЕТСЯ САМ И С ЖУРНАЛИСТАМИ, И С ОБЩЕСТВЕННИКАМИ»
Асфан Галявов — директор «Метроэлектротранс», депутат Государственного Совета РТ:
— Я помню, как он пришел 20 лет назад в ГИБДД по РТ, начинал свою трудовую деятельность каждый день в 5 утра. Наверное, для ГИБДД уход такого руководителя будет большой потерей. Оцениваю его работу положительно, потому что всегда идет в ногу со временем, происходит реконструкция, идет обновление техническими средствами и новыми идеями. То, что он внедрял, — это очень здорово. Мы всегда шли впереди по сравнению с другими регионами. Фотофиксация, измерители скорости, штрафы... То, что он взял на себя ответственность в связи с сокращением сотрудников ГИБДД из-за контроля техническими средствами, тоже его достижение. Взял на себя ответственность, не побоялся сократить сотрудников. Знаю его больше 20 лет, сегодня это стало ударом. Думаю, что новому руководителю надо продолжить идеи Рифката Минниханова и внедрять инновации.
Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России в РТ:
— Смотрел вашу трансляцию в «Перископе» , очень неожиданно! («БИЗНЕС Online» вел трансляцию пресс-конференции Рифката Минниханова в прямом эфире — прим. ред.). Минниханов запомнился, конечно, внедрением камер фотофиксации в громадном количестве. Через сайт госуслуг было много технических внедрений. Если смотреть со стороны общественников, то быстро был налажен контакт, в отличие от других регионов, где присутствует ФАР. При этом камеры вытеснили инспекторов, а хочется, чтобы и те, и другие были на дорогах, немного критически к ним отношусь поэтому.
Мы очень хорошо работали не только с Рифкатом Нургалиевичем, но и с Рустамом Ибрагимовым, бывшим начальником ГИБДД Казани. Нам бы хотелось видеть дальше его на этом посту. Кто станет новым руководителем, не знаю. С Ленаром Габдрахмановым мы пока не сталкивались. У Рифката Минниханова есть хорошая черта — он всегда сам общается и с журналистами, и с общественниками. Хочется, чтобы новый глава придерживался такой же политики — доносил все сам из первых уст, проводил встречи с теми же мотоциклистами. Бросать их нельзя, потому что логического завершения нет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 82
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.