Хорошие вести привез накануне в Нижнекамск министр экономики РТ Артем Здунов: центры поддержки предпринимательства теперь будут при каждом МФЦ, заработает единый портал для поддержки бизнеса, независимо от того, по какой линии он получает господдержку. Но главная новость, как услышал корреспондент «БИЗНЕС Online», в том, что теперь нет никаких преград для того, чтобы и Нижнекамск вслед за Челнами и Зеленодольском приобрел статус ТОСЭРа.
БОЛЬШЕ НИКАКОЙ ЕЗДЫ В СТОЛИЦУ
На встречу с предпринимателями Закамья министр экономики РТ Артем Здунов опоздал. Причина, впрочем, сверхуважительная: министр задержался на заседании, где рассматривались новые заявки на резидентство в челнинской территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Правда, компании, получившие пропуск в «налоговый рай», министр так и не назвал, очевидно, решив приберечь важную новость до более подходящего случая (напомним, конкурсную комиссию по рассмотрению заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности в ТОСЭР уже прошли АПК «Камский», ООО «Хайер», Камский металлургический комбинат «ТЭМПО» и ООО «Техноанод»). Встреча с министром стала первым мероприятием проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор», которое прошло в столице нефтехимии республики. Главный бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов подчеркнул: «Поступило порядка 50 вопросов, но, объединив ряд из них, мы сегодня ответим на наиболее важные. Но это не значит, что остальные останутся без рассмотрения, мы работаем в этом направлении».
Первый же вопрос, который задала министру ИП Анна Липман, в сегодняшних реалиях показался фантастическим: «Могут ли предприниматели рассчитывать на субсидии и займы без залога и поручительства со ставкой до 5 процентов годовых?» Здунов, не задумываясь, порекомендовал предпринимательнице обратиться в гарантийный фонд РТ: «Если финансовое положение у предприятия устойчивое и ему можно дать оценку, то там можно будет получить гарантию, в этом случае для получения кредита в банке залоговая масса будет уже не нужна». Но Липман задала еще один вопрос: «Планирует ли министерство экономки создавать в каждом городе республики единый центр поддержки предпринимательства, где предприниматели смогли бы получать ответы на свои вопросы и поддержку, так как каждый раз ездить в Казань не очень удобно?» «Этот вопрос уже решен, — ответил Здунов. — Совместно с федеральной корпорацией по поддержке предпринимательства мы в каждом МФЦ будем открывать ЦПП. Там будут работать специалисты, которые будут заниматься вопросами поддержки предпринимательства. МФЦ у нас есть везде, они находятся на самоокупаемости, поэтому мы хотели бы, чтобы заявки на разные формы поддержки от предпринимателей принимались именно там. И что немаловажно, нам не нужно будет привлекать для организации этой работы какие-то дополнительные средства».
Он добавил, что в недрах министерства информатизации и связи РТ уже создан единый ресурс господдержки, который и вовсе избавит предпринимателя, желающего получить господдержку, от езды в столицу. По словам Здунова, все, что есть в системе госвласти в области межведомственного электронного взаимодействия, должно быть взято на вооружение. В минсвязи РТ уже создали единый ресурс господдержки, заявил Здунов, а Нагуманов добавил, что заработает он уже в ближайшее время и для предпринимателя не будет никакой разницы: по линии минэкономики или, к примеру, минсельхоза он хочет получить поддержку: «Зарегистрировались на сайте, зашли в личный кабинет, подали заявку — и ехать никуда уже не нужно».
МИЛЛИОНА НИ НА ЧТО НЕ ХВАТАЕТ
Предприниматель Булат Калимуллин, посетовав на то, что программы господдержки заточены в основном под производственную деятельность, а у его торговой компании ООО «Снабзаказ» не хватает оборотных средств, спросил: «Есть ли программы поддержки для пополнения оборотных средств торговых предприятий?»
— Такая программа совместно с московским МСП-банком будет, — заверил министр. — Получить поддержку можно будет для пополнения оборотных средств и на закупку ТМЦ.
— Примерно когда? — попытался уточнить Калимуллин. Здунов переадресовал вопрос Андрею Афонину — генеральному директору НКМО «Фонд поддержки предпринимательства РТ», сидевшему с остальными заместителями и помощниками Здунова в первом ряду. И тот пояснил, что МСП-банк уже выделил республике 50 млн. рублей на эти цели.
— Есть два варианта, — уточнил он. — Из выделенных республике 50 миллионов 15 процентов могут пойти на то, чтобы поддержать торговлю. А еще 15 миллионов рублей можно будет пустить на инвестиционные займы, из суммы которого 20 процентов могут пойти на пополнение «оборотки», а 80 процентов — на реконструкцию и развитие. Программа действует, деньги есть, приходите, подавайте документы, адрес: Московская, 55, — отчеканил чиновник.
Рамиль Фахретдинов, директор ООО «Рифэк» заявил, что 1 млн. рублей, который может быть выделен инновационным компаниям на старте их деятельности, как правило, ни на что не хватает.
— Чем руководствовались чиновники, когда принимали решение о том, что инновационным компаниям можно выделять до 1 миллиона рублей в течение года? — спросил он. — Нам для реализации нашего промышленного проекта на первом этапе нужно 15 миллионов.
— То есть ваш вопрос состоит в том, где вам взять стартовый капитал для реализации вашего инвестпроекта? — уточнил Нагуманов.
— Да, причем серьезный стартовый капитал. Потому что в миллион мы реально не укладываемся. Да и в 5 тоже, — ответил предприниматель.
Здунов и здесь направил инноватора в нужном направлении.
— Ключевое слово здесь «инновационный», — начал объяснять он. — Раньше действительно мы просили средства в минэкономразвититя, чтобы предоставить этот грант на миллион инновационным компаниям. Сейчас есть фонд поддержки субъектов малого бизнеса, там есть много программ: «Старт», «Старт1», «Оптимизация», «Кооперация», «Коммерциализация». Вам в них надо участвовать, позицией республики в фонде всегда интересуются: какие у нас проекты, что за предприниматели участвуют. И там, я уверяю вас, совсем другие цифры поддержки. По программе «Кооперация» — 20 милионов, «Коммерциализация» — 15 миллионов. А тот миллион, о котором вы говорите, планировался, скорее всего, для того, чтобы поддержать интеллектуальную собственность или субсидировать затраты, которые вы могли понести, или для того, чтобы закупить элементарное лабораторное оборудование. Больше этих денег ни на что не хватит. Поэтому я вас призываю заявляться в эти программы. Вы можете к нам обратиться напрямую, мы вас сопроводим и поможем, — пообещал министр, добавив, что минэкономики выгодно, чтобы доля инновационных продуктов на предприятиях Татарстана росла.
МИНЭКОНОМИКИ ОБРОСЛО ФИРМОЧКАМИ?
На этом вопросы по теме «Господдержка» были исчерпаны, и Нагуманов перешел к следующей, касающейся работы консалтинговых фирм и интеллектульной собственности.
Вадим Галеев, директор республиканского центра маркетинга, констатировал, что зачастую предприниматели, желающие получить какую-либо господдержку, не собственноручно разрабатывают свои бизнес-планы и пишут технико-экономические обоснования, а заказывают их на стороне, в разного рода, консалтинговых компаниях. Таким образом, по его словам, минэкономики «обросло фирмочками», зарабатывающими на таких бизнес-услугах неплохие деньги. И само их наличие, по его мнению, нивелирует сам смысл подготовки ТЭО, бизнес-планов в составе заявки, потому что подменяет собой работу предпринимателя: «Вам же эти ТЭО и заявки нужны для того, чтобы посмотреть, как предприниматель ставит цели, как он собирается их достигать, правильно? А вместо этого эти цели прописывает какая-то компания, которая подрывает эту деятельность. Вы не получаете обратной связи. Что с этим можно сделать?»
«Меня этот вопрос взволновал, как только я стал заниматься этой программой, — признал Здунов. — Конечно, предпринимателя надо обучать. И даже „Фабрика предпринимательства“ и „Бизнес-класс“, которые мы сейчас проводим, настроены на то, чтобы предприниматель был в состоянии сам поставить цели и задачи, сформировать бизнес-план и нормально его комиссии презентовать. Комиссия ведь состоит из членов общественных организаций, из предпринимателей, надо уметь быть убедительным. На рынке действительно много недобросовестных компаний. Они шулерят, обещают предпринимателю, что за дополнительную плату всю комиссию подкупят, уговорят пропустить его проект. Как они это только делать собираются? Там настолько разношерстная публика собирается. Там же не один человек принимает решения! Но зачастую предприниматели идут на это и оказываются затем обманутыми. Поэтому мы сразу заявили, чтобы ни одной такой компании при министерстве экономики, которая ссылается на нас, не было. Если это делается, мы сразу подаем документы в соответствующие органы. У нас есть только одна компания, которая уполномочена минэкономики, — центр поддержки предпринимательства, которая должна бесплатно оказать вам консультационную поддержку по подаче заявки, но не написать за вас бизнес-план». Министр добавил, что «консалтеры» должны сами сорганизоваться в какие-то гильдии или саморегулируемые организации и навести в своем хозяйства порядок самостоятельно. Потому как если на этот рынок пойдет его министерство, то появится коррупционная составляющая. Резюмируя сказанное, Здунов отметил, что министерству будет проще работать с объединением, где есть стандарты: «Я бы хотел, чтобы этот институт состоялся, сам себя регулировал и давал нам качественные услуги».
ОЧЕРЕДЬ В ЭТОТ ФОНД ОГРОМНАЯ!
Затем историю успеха, который стал возможен благодаря поддержке центров поддержки предпринимательства, центра кластерного развития и производственного центра МСП, поведал Ришат Галиуллин, директор ООО «Автокомпонеты-Трейд». По его словам, его компания, занимающаяся механообработкой и производством автозапчастей при поддержке вышеобозначенных помощников, сумела выйти на международный уровень, пройдя аудит одной очень известной европейской компании. И поэтому он уже не мыслит дальнейшую свою деятельность без поддержки этих структур. Но в то же время он слышал, что объемы господдержки, в частности, программа «Лизинг-грант», с 2017 года существенно урезаются. «Есть ли шанс на то, что эти программы будут в дальнейшем развиваться?» — спросил он.
«Федеральные программы поддержки бизнеса в последние пять лет действительно постепенно сдуваются», — признал Здунов. Министерству, по его словам, с каждым годом приходится применять все более изощренные способы и технологии для привлечения в республику федеральных средств на поддержку бизнеса. Более того, наметилась устойчивая тенденция, что невозвратные меры поддержки сейчас заменяются возвратными. «Федеральное финансирование составляет большую часть наших программ поддержки, — отметил он. — В прессе действительно звучат нотки о том, что и дальше будет это снижение. Мы к этому относимся очень болезненно. С инициативой о том, чтобы оставить поддержку как минимум на прежнем уровне, и руководство республики уже выходило к федеральному центру, а вообще, было бы правильнее, как в 2008 году, в разы ее увеличить. Чтобы она составляла бы 24 - 25 миллиардов рублей. Это понятная цифра, тогда мы смогли бы и инновационные инжиниринговые центры финансировать. Мы будем бороться за то, чтобы это все оставалось». Министр припомнил, что в ходе недавнего совещания у Игоря Шувалова, вице-премьера правительства России, было принято решение о дополнительном выделении на господдержку бизнеса 10 млрд. рублей. Это обстоятельство, по словам министра, позволяет надеяться на то, что обороты по программе «Лизинг-грант» снижены все-таки не будут.
Директор другой челнинской компании — «Виват» Евгений Новицкий поведал, что на реализацию первого этапа инвестпроекта с китайской компанией Haier, первым резидентом ТОСЭР (какого именно, он не уточнил — прим. авт.), его компании не хватает 25 млн. рублей. Но известные программы «Лизинг-грант» и 50/50 его компании не подойдут. «Мы слышали, что есть программа кредитования фонда развития промышленности под 5 процентов годовых. Можем ли мы через этот фонд получить поддержку?» — спросил предприниматель.
«Поддержку получить вы сможете, но вам сначала надо нам показать объем инвестиций, рабочие места, чтобы мы как минимум дали вам сопроводительное письмо и помогли отработать в фонде, — рассказал Здунов. — Очередь за деньгами в этот фонд по стране огромная! Средств, которые были выделены фонду развития промышленности, не хватает для развития промышленности Российской Федерации. Поэтому давайте все-таки брать тем, что у нас с вами есть уровень доверия к руководству Татарстана. Мы готовы сопроводить ваш проект и отработать его в министерстве промышленности и торговли. Но вы должны соответствовать предъявляемым ими критериям». Министр добавил, что нахождение компании в Набережных Челнах на территории Иннокама, создание которого было принято отдельным распоряжением правительства России, может дать приоритет для включения в программы министерств, госкорпораций и фондов.
А ЧТО С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ?
Тему коммерциализации интеллектуальной собственности поднял предприниматель Виктор Быстраков: «Я занимаюсь инновационным бизнесом на протяжении последних 24 лет. Недавно зарегистрировал новое предприятие. На основе собственного патента я оценил свою интеллектуальную собственность. Правда, не с первого раза, но это предприятие в Татарстане все-таки зарегистрировали с уставным капиталом в 19 миллионов рублей в виде интеллектуальной собственности. Я полагал, что этот актив в дальнейшем я введу в оборот, но у меня ничего не вышло, потому что вводятся в оборот машины, земля, строения, здания, сооружения, но актив в виде интеллектуальной собственности никто не рассматривает. Что делается вашим министерством, чтобы актив интеллектуальной собственности в уставном капитале работал наравне с другими?»
«Тема, связанная с интеллектуальной собственностью, — это тема нашей культуры, — ответил Здунов. — Когда мы вовлекаем в оборот оборудование, ни у кого не возникают вопросы. Когда мы хотим использовать в качестве актива свою интеллектуальную собственность, они почему-то начинают возникать. Пока в стране такой культуры нет. Поэтому вы и не можете пока использовать этот свой актив — перекредитоваться или войти с ним, образно говоря, в СП». Он добавил, что пока помощь можно оказать только класическими методами: «У нас есть программа развития интеллектуальной собственности. На следующий год мы заложили средства, президент нас поддержал. Они пойдут как раз на поддержку таких направлений. Но пока культуры нет, мы сможем вам оказывать содействие в области субсидирования или помочь через центр кластерного развития в части продвижения вашей продукции. Но вообще, вы подняли очень серьезную проблему! Многие наши предприятия серьезно недооценены, если смотреть на них по объектам интеллектуальной собственности, которые поставлены на баланс. Мы недооцениваем и наш ВВП, и наш ВРП, потому что пока не умеем с этим работать. Вы посмотрите, что у крупных зарубежных корпораций на балансе есть из материальных активов и что из нематериальных, у той же IBM? И сколько они стоят, и как котируются их акции? Не могу дать полный ответ на ваш вопрос, но мы эту проблему видим и ею занимаемся. Если вы придете в банк и вашу интеллектуальная собственность будет принята в качестве залоговой массы, вот тогда мы сможем говорить о том, что вопрос решен, что культура такая у нас состоялась и мы живем в цивилизованном обществе, где соответствующим образом ценится интеллектуальная собственность».
Затем длинной тирадой о недостаточности мер поддержки, которая оказывается сельхозтоваропроизводителям республики по линии миниэка, разразился Минталип Минеханов — фермер и по совместительству председатель ассоциации крестьянских фермерских хозяйств Тукаевского района: «Я уже не раз на предыдущих встречах говорил о том, что возмещать затраты на покупку сельскохозяйственной техники по программе „Лизинг-грант“ нужно в большем объеме. Техника очень дорогая — зерноуборочный комбайн стоит 10 миллионов рублей! 30 процентов первоначального взноса в лизинговую компанию за комбайн мы заплатить сразу не в состоянии. Компания нам идет на уступки, мы платим сначала 10 процентов, но в итоге мы после сбора урожая все равно эти 30 процентов вносим, но по программе „Лизинг-грант“ нам возмещают только 10 процентов. Далее, второй вопрос — переработка сельскохозяйственной продукции. Линия по мойке и расфасовке картофеля стоит минимум 25 миллионов. В окрестностях крупных городов такие линии должны быть, чтобы можно было нашу же продукцию поставлять в наши же супермаркеты. Предлагаю, чтобы 60 процентов поддержки на покупку таких линий выделял федеральный бюджет, 20 — региональный и оставшиеся 20 процентов изыскивал сам фермер. Третье, Тимур Дмитриевич, возьмите, пожалуйста, на контроль весовой контроль. КАМАЗ выпускает самосвалы грузоподъемностью 15 тонн, мы возим в них в период уборки урожая 10 - 12 тонн зерна, и получается, что на задних осях у нас перегруз, а на передней недогруз. Но я же сыпучий груз — зерно — не могу туда-сюда передвигать. И в кабину его засыпать тоже не могу! — негодовал фермер. — В итоге после весового контроля грузовик ставят на штрафстоянку, пока находишь компанию, где нужно платить штраф, и забираешь машину, у тебя уже и зерно может испортиться. Пожалуйста, возьмите на заметку и это. Четвертое. Мы для перевозки сенажа делаем на стандартные борта грузовиков надставные высотой всего 40 сантиметров. Нас останавливает ГИБДД и начинает тебя из-за этого мутузить. Сначала весовой контроль, а потом из-за бортов. С каким патриотизмом после этого я должен возить это зерно в государственные закрома? Тахографы в период уборочной страды и весенне-полевых работ на машинах совсем не нужны. На эти вопросы обратите, пожалуйста, свое внимание».
«Вы можете получить обратно и 10, и 45, даже 70 процентов, — ответил Минеханову Дилюс Шавалиев, директор ГБУ „Центр поддержки предпринимательства РТ“. — Но федеральное требование таково, что субсидироваться может только авансовый платеж. Сама субсидия подразумевает факт понесенных затрат, поэтому надо сначала потратить свои деньги, а потом возместить через поучение субсидии». Сидевший и вникавший в суть проблемы министр внезапно вставил: «Мы подумаем, как сделать так, чтобы сельхозтоваропроизводителям было легче», — заявив о том, что на уровне республики было принято решение 50% средств, предусмотренных на программу «Лизинг-грант», направлять на субсидирование покупки именно сельскохозяйственной техники. А Нагуманов проинформировал Минеханова, что тема весового контроля и так уже находится под его пристальным взлядом. И одним из возможных решений проблемы, по его словам, является внедрение электронной оплаты за перевес. А вторая проблема, которую пока не удается решить его службе, заключается в отсутствии по федеральной норме законодательства контрольного взвешивания после прохождения весового контроля.
НИЖНЕКАМСК МОЖЕТ СПОКОЙНО ПОДАВАТЬ ЗАЯВКУ
Но самую главную новость, претендующую если не на сенсацию, то на новость дня совершенно точно, корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал, когда министр экономики проводил рабочее совещание в администрации Нижнекамска «По вопросу реализации концепции территориально обособленного инновационно-производственного центра «Иннокам». На нем представители министерств транспорта и дорожного хозяйства, образования и экологии и природных ресурсов Татарстана докладывали ему об инфраструктурных проектах, находящихся на территории «Иннокама» в высокой степени готовности к реализации. Цель — получить под них финансирование из федерального бюджета, которое стало возможным после распоряжения правительства России от 17 июня 2016 года о создании «Иннокама». Более того, сейчас, после того как изменилось федеральное законодательство, перед Нижнекамском открылись поистине радужные перспективы. Город сможет и получать поддержку по линии фонда развития моногородов, и как и Набережные Челны с Зеленодольском получить статус территории опережающего социально-экономического развития.
«Мне бы хотелось, Айдар Раисович, обратиться к вам и к вашей команде, — обратился к мэру Нижнекамска Айдару Метшину Здунов. — Приняты соответствующие изменения в законодательстве по фонду развития моногородов. Теперь инвестиционные проекты по обеспечению инфраструктурой может обеспечиваться не только первая категория моногородов, где наблюдалась наиболее сложная ситуация — у нас это Набережные Челны и Зеленодольск, но и вторая и третья категории. Нижнекамск тоже моногород, и теперь он совершенно спокойно тоже может подавать заявки на финансирование своих инфраструктурных проектов. Это первая хорошая новость. Нам нужны конкретные заявки, подкрепленные разрешительной документацией и экспертизами... Никаких ограничений теперь нет, вы стоите в том же ряду, что и другие моногорода! И второе: мы на территории Нижнекамска можем создать территорию опережающего социально-экономического развития. Если это вам необходимо, мы тогда пойдем вместе с вами в Москву и вместе с вами будем добиваться этого статуса. Это должно быть особенно важно для малых и средних предприятий Нижнекамска, потому как ТОСЭР создается не для градообразующего якорного предприятия, а в первую очередь для тех, кто связан с ним менее чем на 50 процентов».
«Нам, безусловно, нужно увеличивать долю малого и среднего бизнеса, — заявил явно обрадованный Метшин. — Она у нас в структуре не превышает 18 процентов. Мы видим в этом точку приложения. Бизнес мог бы заниматься переработкой сырья, которое производится на наших промпредприятиях, поэтому я, конечно же, просил бы вас и минпромторг Татарстана включиться в эту работу по приданию Нижнекамску статуса территории опережающего социально-экономического развития, мы в этом очень заинтересованы».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.