«СЕГОДНЯ ВЕДЬ ЦЕЛОМУДРИЕ СТОИТ ВО ГЛАВЕ УГЛА...»

Сегодня соцсети активно обсуждают словесную пикировку, которая произошла накануне между президентом организации «Мисс Татарстан» Изольдой Сахаровой и заместителем директора журнала «Сююмбике» Рамзией Кашаповой в ходе пресс-конференции на площадке ИА «Татар-информ». В частности, Кашапова спросила у Сахаровой, хотела бы та в будущем поменять правила своего конкурса, «ведь сегодня целомудрие стоит во главе угла, может, не стоит показывать выходы в бикини», после чего рядовая встреча с журналистами, на которой президент «Мисс Татарстан» рассказывала об очередных успехах республиканских красавиц, едва не обернулась скандалом.

«Надеть паранджу на девушек мы не планируем. Целомудрие — это не то качество, о котором сейчас идет речь. Разве культура тела не является достоянием? Я считаю, что красота связана и с культурой тела. Мы не выставляем девушек в неприглядном виде. Ни у кого, кто видел конкурс „Мисс Татарстан“, не возникает вопросов по поводу непристойности. Проводя конкурс, я в первую очередь задумываюсь о целомудрии и стараюсь сделать так, чтобы об этом задумалось как можно больше девушек», — решительно ответила Сахарова.

Корреспондент журнала для женщин на татарском языке, издающегося с 1913 года, привела другой аргумент против конкурса красоты и заявила, что подобные мероприятия пришли из-за границы, а в Советском Союзе, мол, такого никогда не было. «Это совершенно слизанная вещь с Запада. Может быть, сюда добавить что-то свое, чтобы выглядеть индивидуально?» — выдвинула аргумент Кашапова.

Сахарова, которую явно задела эта риторика, отметила, что приоритетом «Мисс Татарстан» является то, что «красоты без понятия чистоты не бывает». Именно этот принцип, по ее словам, делает конкурс особенным и непохожим на другие.

«Красота — это народное достояние, часть культуры любого народа, во все времена это ценилось. Давайте не будем возвращаться к тому моменту закостенелого Средневековья. Тогда можно вернуться и к периоду, когда шкуры набедренные носили. У нас общая цивилизация, и совершенно некорректно говорить о веяниях Запада... Это такая демагогия! У нас общий мир, общие ценности, мы развиваемся и двигаемся вперед. И руководство нашей республики всегда говорит о том, что мы не какая-то отсталая третья страна, мы цивилизованные люди. Можно закрыться полностью, надеть паранджу, оставив только глаза, и эти глаза будут пошлыми. А при взгляде на Венеру Милосскую ни у кого не возникает плохих мыслей. Может быть, у вас они возникают?» — торпедировала оппонента «хозяйка» «Мисс Татарстан». Напомним, что последняя фраза — один из постоянных аргументов Сахаровой, который она приводила и в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online». В этом году, к слову, конкурс «Мисс Татарстан» отметил 18-летие.

Впоследствии модератор пресс-конференции остановил спор и попросил журналистов задавать другие вопросы. Благо сделать это было нетрудно: судя по видеозаписи, в ИА «Татар-информ» было лишь два журналиста. Впрочем, в кадр помещается не весь зал — возможно, на галерке были и другие участники.

Изольда Сахарова: «Разве культура тела не является достоянием? Я считаю, что красота связана и с культурой тела. Мы не выставляем девушек в неприглядном виде»Фото: Сергей Елагин, архив «БИЗНЕС Online»

«ПОД ХИДЖАБОМ У НЕЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТОННА ЦЕЛЛЮЛИТА!»

«Меня немножко озадачил агрессивный тон, а в целом это полемический вопрос, — объяснила сегодня „БИЗНЕС Online“ свою позицию Сахарова. — Сейчас в культуру привнесли несвойственные татарскому народу традиции. Речь о хиджабах. Идет передергивание, и эти обсуждения мне не близкие. Некорректно мне задавать вопрос про альтернативу нашему конкурсу. Я считаю, что наш конкурс сильный и любая альтернатива может быть, но на здоровой почве. Что касается конкурса татарского народа, то я их всегда приветствую и способствую проведению».

По словам Сахаровой, чтобы быть конкурентоспособными и иметь выход на всероссийский конкурс «Мисс Россия» и международные конкурсы, необходимо следовать международным требованиям, а «не каким-то указаниям отдельной, небольшой части нашего общества».

«Есть европейские стандарты. Если мы сейчас будем пропагандировать хиджаб и выходить на молодежную аудиторию, то это не будет поддержано и все устремления к нравственности сведутся к нулю. Что касается какой-то моды, привычек. Это все очень индивидуально, игнорировать какие-то мировые тенденции просто невозможно. Не надо скатываться в эту пропасть. Вы видели на пляжах Татарстана людей, купающихся в хиджабах? Я не видела. Спортсмены плавают в купальниках — и зазорным это никому не кажется. Под хиджабом может быть тонна целлюлита, и мы ее можем называть красавицей», — уверена президент конкурса «Мисс Татарстан».

... Рамзия Кашапова: «Моя позиция по отношению к таким конкурсам заключается в том, что я не приемлю показа открытых частей женского тела» Фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

Журналистка Кашапова призналась «БИЗНЕС Online», что ответ Сахаровой в ходе пресс-конференции ее не удовлетворил. «Мы, когда идем на пресс-конференции, вопросы с руководством редакции не согласовываем, — объяснила она. — Поэтому я задала такие вопросы, которые посчитала нужным задать. Ответ Сахаровой меня не удовлетворил, но я не стала с ней спорить, потому что поняла: в рамках этой пресс-конференции мы не найдем истины».

По словам Кашаповой, журнал «Сююмбике» уже в течении пяти лет освещает татарский конкурс красоты и таланта «Татар кызы». Этот конкурс в Челябинской области был общероссийским, но при поддержке правительства Республики Татарстан приобрел международный уровень. Именно этот конкурс Кашапова считает примером. «Моя позиция по отношению к таким конкурсам заключается в том, что я не приемлю показа открытых частей женского тела. То, как госпожа Сахарова ведет подготовительную работу, как они работают с девочками, мне в целом импонирует. Они занимаются культурой речи, учат девочек красиво двигаться, занимаются с ними литературой и поэзией. Но выход девушек на сцену в бикини... Это отдает рабовладельческим строем!»

НЕ НАДО СМЕШИВАТЬ ВСЕ В ОДНУ КУЧУ

События конкурса «Мисс Татарстан» всегда вызывают противоречивые отклики — достаточно почитать комментарии к одной из публикаций «БИЗНЕС Online». Эксперты, опрошенные редакцией, считают, что не стоит впадать в крайности: мир прекрасен в своем разнообразии, и не стоит делать его одинаковым во всех проявлениях.

В частности, не стала вставать на чью бы то ни было сторону дизайнер одежды Надежда Аюпова. Однако, по ее словам, мужчины уже устали от открытых женских вещей. «Я не говорю о парандже — из крайности в крайность шарахаться не нужно, — предостерегает Аюпова. — Женщина должна быть скромной, это ее украшает. Да, мы можем вернуться к советскому прошлому, все запретить, перерезать всю свободу, но я за золотую середину».

Победительницы конкурсов красоты строят успешную карьеру моделей, и такая карьера просто не подходит для мусульманкиФото: Сергей Елагин, архив «БИЗНЕС Online»

Конкурсы, подобные «Мисс Татарстан», созданы для поддержания индустрии моды, отмечает первый заместитель председателя ДУМ РТ Рустам Батров. Победительницы строят успешную карьеру моделей, и такая карьера просто не подходит для мусульманки. «Не думаю, что для мусульманок перспектива стать моделью является привлекательной. Все-таки многие верующие мусульманки ассоциируют себя с другими измерениями в жизни», — заметил Батров.

Если говорить о хиджабе, то мусульманские богословы выделяют хиджаб внешний и внутренний. Глобальный смысл хиджаба в том, чтобы помочь женщине следовать своему природному естеству, не привлекать досаждающего внимания мужчин, разъясняет священнослужитель. Когда женщина выходит на подиум, то действует в корне другая логика, совершенно другие цели. «Мне сложно представить, что мусульманка, которая стремится спрятаться от назойливых взглядов посторонних мужчин, будет выходить на подиум и попадать в центр внимания. Такого рода конкурсы рассчитаны для других слоев населения, не надо все смешивать в одну кучу», — резюмировал Батров.

Эксперт в комитете Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Наиля Зиганшина замечает, что везде своя культура: «Приближаясь к ценностям Запада, копируя их во всем, мы теряем свою индивидуальность, свою культуру. Когда женщина участвует в конкурсе красоты и предстает в одном купальнике полуголой, мне кажется, что ее унижают». При этом Зиганшина оговорилась, что она лишь против дефиле в купальниках — в целом конкурс, возможно, и хорош, но, избавившись от этого элемента, стал бы только лучше.