Новым директором по коммерции ПАО «Казаньоргсинтез» стал Тимур Сультеев (справа) Новым директором по коммерции ПАО «Казаньоргсинтез» стал 33-летний Тимур Сультеев (справа) Фото: архив «БИЗНЕС Online»

ДВА ТИМУРА — ДВА САПОГА ПАРА?

Новым директором по коммерции ПАО «Казаньоргсинтез» (КОС) стал Тимур Сультеев — 33-летний сын председателя совета директоров ТАИФа Рустема Сультеева, чье состояние, по оценке Forbes, составляет $650 миллионов. Он заменил на этом посту своего ровесника Тимура Шигабутдинова — сына гендиректора ТАИФа Альберта Шигабутдинова, обладателя, по тем же данным, ровно такого же состояния.

Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердили сразу несколько источников как внутри самого КОСа, так и среди бизнес-партнеров предприятия. Точную дату перестановок нам выяснить не удалось, но произошло это не позже 10 июня, когда полномочия исполнительной дирекции были продлены решением совета директоров. Интересно, что на официальном сайте предприятия изменения никак не отражены. Однако оперативнее оказались админы сайта ОАО «ТАИФ». Дело в том, что с 2012 года Тимур Рустемович входит в состав совета директоров холдинга, в соответствующем разделе под его фамилией уже есть титул замдиректора «Казаньоргсинтеза». Пресс-служба предприятия на запрос «БИЗНЕС Online» по поводу кадровых перестановок не ответила.

Для Сультеева-младшего приход в «Казаньоргсинтез» будет своего рода возвращением. Именно здесь выпускник экономфака КФУ и Роттердамской школы менеджмента начинал карьеру в 2005 году, в 22 года возглавив департамент зарубежной торговли. Интересно, что в августе 2012 года Сультеев перешел в ТАИФ-НК на пост коммерческого директора, который до него занимал... Тимур Шигабутдинов. Таким образом, их нынешняя рокировка вторая по счету.

Сультеев-младший (на фото он второй справа в верхнем ряду) с 2012 года входит в состав совета директоров «ТАИФ», председателем которого является его отец Рустем Сультеев (первый справа в нижнем ряду) Сультеев-младший с 2012 года входит в состав совета директоров ТАИФа, председателем которого является его отец Рустем Сультеев (первый справа в нижнем ряду) Фото: president.tatarstan.ru

С мая 2015 года Сультеев-младший продолжал перемещения по «улусам» империи ТАИФа и стал первым заместителем генерального директора ОАО «ТГК-16». Однако уже в конце июля 2016 года на заседании совета директоров ТГК-16 было объявлено о кадровых перестановках. Новым генеральным директором компании стал Эдуард Галеев, ранее занимавший должность директора филиала ОАО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Республики Татарстан». А смещенный со своего поста Рамиль Хусаинов стал замом, заняв кресло Сультеева. Тут-то, по всей видимости, он и вернулся в «Казаньоргсинтез».

О Тимуре Шигабутдинове, в свою очередь, известно, что в 2005 году он окончил юрфак КФУ и, как уже было сказано, занимал должность коммерческого директора ТАИФ-НК — с 2010 по 2012 год, откуда и перешел на Казаньоргсинтез», совет директоров которого в августе 2013 года возглавил его старший брат Руслан. В СМИ Тимур Шигабутдинов фигурирует прежде всего как страстный автогонщик — ведущий пилот татарстанской команды «ТаифМоторСпорт». Кстати, здесь снова прослеживается связь младших поколений отцов-основателей ТАИФа — в число соучредителей общественной организации «Спортивно-Технический Клуб «ТаифМоторСпорт» входят и оба сына Альберта Шигабутдинова, и Тимур Сультеев. Отметим, что в сферу интересов Шигабутдинова-младшего входит и футбол: с 2011-го он занимает пост президента нижнекамского «Нефтехимика».

ТРАНЗИТ ДИСТРИБЬЮТОРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ?

По нашим данным, уйдя с «Казаньоргсинтеза», Тимур Шигабутдинов без высокой должности не останется и возглавит коммерческое направление в «Нижнекамскнефтехиме» (НКНХ). Что самое интересное, едет он в Нижнекамск не просто на теплое местечко, а с довольно суровой миссией, которую якобы уже исполнил на КОСе.

По словам наших источников на рынке, за четыре года своей работы в качестве директора по коммерции КОС Шигабутдинов-младший сумел провести настоящую революцию в системе продаж, исключив из цепочки крупных дистрибьюторов и перейдя на прямые продажи конечным потребителям. Кампания проходила под лозунгом повышения рентабельности продаж и улучшения финансовых результатов. Отчасти ускоренному переходу на прямые договоры, по-видимому, помог и высокий спрос на продукцию КОСа, которому способствовал и пожар на лукойловском «Ставролене» летом 2014 года. Зачем делиться с дистрибьюторами, когда на рынке полиэтилена дефицит и покупатели сами идут косяком?

Впрочем, еще в апреле 2014 года Тимур Шигабутдинов, по сообщению журнала «Полимерные трубы», говорил на одной из профильных конференций, что на заводе создается отдел активных продаж, а также группы технической поддержки, в задачи которых будет входить работа непосредственно с переработчиками. По его словам, внедряется «система индивидуального подхода к клиенту, гибкой схемы оплаты и быстрого реагирования на запросы и отзывы потребителей». С другой стороны, он обещал сохранение равных объемов между четырьмя направлениями продаж — экспортом, электронной площадкой, поставками переработчиков и на склады партнеров, но уже тогда предупредил: в случае необходимости приоритеты изменятся.

За 4 года своей работы в качестве директора по коммерции КОС, Шигабутдинов-младший сумел провести настоящую революцию в системе продаж За четыре года своей работы в качестве директора по коммерции КОС Шигабутдинов-младший сумел провести настоящую революцию в системе продаж Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Так и случилось. В нескольких опрошенных «БИЗНЕС Online» компаниях, ранее входивших в список официальных дистрибьюторов КОСа, подтвердили, что с начала 2015 года они потеряли этот статус, перейдя в разряд прямых поставщиков. При этом в компаниях пожаловались на ухудшение условий для бизнеса. «У нас договор закончился — и нам его не продлили. Сейчас у нас скидок нет, у нас такие же цены, какие можно получить на самом КОСе. Проблема в том, что нам теперь сложнее планировать свою деятельность. Все зависит от объемов наработки на самом КОСе, какие объемы они нам смогут предложить», — рассказали «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности в службе маркетинга одной казанской компании. По их словам, «Казаньоргсинтез» им на реализацию дает фактически только то, что сам не смог реализовать. Эту же информацию подтвердили в одной из московских компаний. «Крупным потребителям полиэтилена или пластиковых труб нужны отсрочки по платежам. Сам КОС отсрочек не предоставлял, и поэтому клиенты обращались к дистрибьюторам, с которыми они могли договориться о более щадящих условиях оплаты. Но сейчас, после потери статуса дистрибьютора, стало тяжелее работать. В сезон, бывает, КОС нам не дает необходимых объемов. КОС не дает никаких скидок: для него что перепродавец, что конечный потребитель — все равно», — рассказали там.

Впрочем, есть и противоположные мнения. Так, президент компании «Данафлекс» Айрат Баширов считает, что новая модель сбыта пошла на пользу как потребителям, так и самому КОСу. Что касается отсутствия отсрочки платежей, то, по мнению Баширова, это вопрос выбора: отсрочка платежа подразумевает более высокие цены для потребителя, и им ничто не мешает взять кредит в банке, чтобы сделать предоплату и получить сырье по более низкой цене.

Генеральный директор «Данафлекс» Айдар Баширов (в центре) считает, что новая модель сбыта пошла на пользу как потребителям, так и самому КОС Президент компании «Данафлекс» Айрат Баширов (в центре) считает, что новая модель сбыта пошла на пользу как потребителям, так и самому КОСу Фото: prav.tatarstan.ru

Все это действительно можно было бы рассматривать как курс на прозрачность и окончательное освобождение от «прилипал», высасывавших соки из КОСа в 90-е, но смущает один момент. Оказалось, что не все дистрибьюторы «Казаньоргсинтеза» остались у разбитого корыта. Сразу в нескольких компаниях «БИЗНЕС Online» пожаловались, что основные объемы реализации сейчас по-прежнему проходят через крупнейшего московского посредника — компанию «Центрополимер», которая принадлежит кипрскому офшору «Миратек Лимитед» (Miratec Limited). Разумеется, злые языки приписывают это неформальным отношениям с менеджментом КОСа. Интересно, что на этом фоне у фирмы появились клоны с названием, отличающимся на одну букву (об этом «Центрополимер» предупреждает крупными буквами на своем сайте).

Впрочем, сама компания существует с 1991 года, а заметным игроком полимерного рынка стала еще в начале 2000-х годов. Причем среди ее партнеров не только КОС, но и его конкурент «Ставролен», а также «Уфаоргсинтез» и др. По итогам прошлого года компания, возглавляемая Алексеем Завьяловым, сделала мощный рывок, увеличив выручку в 1,5 раза с 12,6 до 19,1 млрд. рублей, а чистую прибыль — в 9,3 раза до 786 млн. рублей. В самом «Центрополимере» категорически отказались пояснять формат своих отношений с КОСом. «У нас есть с ними договор, согласно которому запрещено раскрытие такого рода экономических данных», — пояснили «БИЗНЕС Online» в маркетинговой службе компании-посреднике.

Ситуация в «Нижнекамскнефтехиме» в области продаж сейчас значительно более запутанная и неоднозначная по сравнению с КОСом Ситуация в «Нижнекамскнефтехиме» в области продаж сейчас значительно более запутанная и неоднозначная по сравнению с КОСом Фото: prav.tatarstan.ru

ПОДВИНУТ ЛИ «ЕВРОПЛАСТИК» И КО?

Ситуация в АО «Нижнекамскнефтехим» в области продаж сейчас значительно более запутанная и неоднозначная по сравнению с КОСом. Действующая система была выстроена еще бывшим теперь гендиректором НКНХ, а ныне заместителем генерального директора ТАИФа по управлению и стратегическому развитию НКНХ Владимиром Бусыгиным. В центре этой системы находятся несколько крупных дистрибьюторов, имеющих эксклюзивные полномочия по разным типам продукции НКНХ. Вокруг них вертятся множество мелких перепродавцов, которые уже работают непосредственно с небольшими потребителями. Представитель компании «Химпродукт-НКНХ» пояснил «БИЗНЕС Online», почему существующая схема продаж устраивает небольших перепродавцов и производителей. «У НКНХ есть несколько крупных привилегированных дистрибьюторов, которые выкупают у предприятия сразу большие объемы и получают значительные скидки. А мы покупаем у них по хорошей цене. Если мы будем покупать сырье напрямую у НКНХ, то для наших небольших объемов скидки будут маленькими, к тому же придется брать на себя обязательства по гарантированному выкупу заранее оговоренных объемов. Для нас это дополнительные риски», — рассказал представитель «Химпродукт-НКНХ».

Одним из крупнейших дистрибьюторов НКНХ является АО «Европластик» (Химки), принадлежащий кипрской компании «Донемо Трэйдинг Лимитед». Получить комментарий гендиректора АО «Европластик» Сергея Арбузова о возможных изменениях в политике НКНХ по работе с контрагентами не удалось — он находился в командировке. На своем сайте компания сообщает, что работает не только с НКНХ, но и с ОАО «Газпром нефтехим Салават», ОАО «Сибур», Туркменбашинским комплексом НПЗ и т. д. Однако в интервью «Химическому журналу» Арбузов называл нижнекамское предприятие основным поставщиком. Также он подчеркивал, что маржа «Европластика» минимальна: «Основная прибыль от реализации полимеров идет нашему поставщику. Даже по оценочным нормам налоговых органов мы зарабатываем в несколько раз меньше, чем аналогичный дистрибьютор не „нижнекамского“ товара», — сообщал Арбузов. По итогам 2015 года выручка компании составила 15,5 млрд. рублей, а чистая прибыль — 791 млн. рублей. Отметим, что «Европластик» входит в число спонсоров патронируемого Бусыгиным ХК «Нефтехимик», впрочем, их список довольно обширен.

Так или иначе, можно прогнозировать, что с приходом Тимура Шигабутдинова у дистрибьюторов НКНХ начнется новая жизнь, как до этого у дистрибьюторов КОСа. Видимо, именно для этого высшее руководство ТАИФа в лице Шигабутдиновых, Сультеевых и Шаймиевых посылает доверенные (куда уж ближе), но в то же время не связанные старыми политическими договоренностями кадры на «зачистку» старых схем.

Засылая своего сына в Нижнекамск, Альберт Шигабутдинов (слева), как ни крути, демонстративно усиливает свой надзор за делами на НКНХ, который он довольно нехотя возвращал Владимиру Бусыгину (справа) Засылая своего сына в Нижнекамск, Альберт Шигабутдинов (слева), как ни крути, демонстративно усиливает свой надзор за делами на НКНХ, который он довольно нехотя возвращал Владимиру Бусыгину (справа) Фото: prav.tatarstan.ru

Как предвестие собирающихся над менеджментом НКНХ грозовых туч можно рассматривать и резкое сокращение состава правления в 2015 году. В два приема его сократили с 22 до 10 человек, причем ни директор департамента продаж Владислав Багаев, ни коммерческий директор Ирина Максимова в обновленный круг высшего руководства не вошли, хотя должности у них на любом предприятии одни из ключевых.

Насколько бескомпромиссно возьмется за дело Тимур Шигабутдинов, покажет время. Интересно в этом смысле понаблюдать за оборотами компании «Кама-Пластик». Она, судя по сайту, специализируется только на поставках с НКНХ, но объемы пока не такие большие — 2,5 млрд. рублей за 2015 год. Интересно другое: ее, как и «Центрополимер», возглавляет Завьялов, тесно работающий с КОСом. Ему же принадлежит 15% долей, остальное — в кипрской компании «Астрачем Лимитед» (до марта 2016 года — у кипрской компании IPCG Protek Limited).

Засылая своего сына в Нижнекамск, Альберт Шигабутдинов, как ни крути, демонстративно усиливает свой надзор за делами на НКНХ, который он довольно нехотя возвращал Бусыгину в 2013 году, передав ему полномочия председателя совета директоров. «Я никуда не ухожу, — сказал он тогда журналистам. — Нагрузку, которую сегодня несет председатель совета директоров и гендиректор ТАИФа, ни один человек не может вынести, и эффективности нет. Сначала несли 50 килограммов, сейчас груз — 500 килограммов. Вот мы его разделили. Половину Бусыгину — 250 килограммов, половину — мне. Весь смысл. Если бы было 500, я бы умер». Что ж, слава богу, для того, чтобы нести часть отцовской ноши, подрастают сыновья.