РЕСПУБЛИКА НЕ СОЗДАЕТ ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РЫБНОПРОМЫСЛОВОМ БИЗНЕСЕ: ВИНОВАТО БРАКОНЬЕРСТВО, НЕУЧТЕНКА И ДОБЫЧА ПГС

Сегодня на заседании совбеза в казанском Кремле президент РТ прошелся по болевым точкам развития рыбного промысла в Татарстане. Его бич — браконьерство, недостаточное воспроизводство рыбных запасов, а также отсутствие предприятий по переработке 3,5 тыс. т официально добываемой рыбы.

«Республика не обладает инфраструктурой по переработке рыбы и не создает добавленную стоимость, отправляя сырье на переработку в другие регионы, — констатировал президент РТ. — Мы практически не располагаем информацией о реально добываемых водных ресурсах». По экспертным оценкам, теневой оборот рыбы превышает легальный в три-пять раз. Не помогают и карательные меры. В 2016 году в ходе операции «Нерест» на 30% до 3,1 тыс. выросло количество изъятых рыболовных сетей, на 37,5% до 1,6 тыс. человек стало больше оштрафованных. Заведено на одно уголовное дело больше, чем годом ранее, но всего таких дел было лишь 34.

«Проблема огромная, и она не решается, — сказал Минниханов. — На берегах рек продолжают появляться незаконные рыбацкие станы, которые служат и прибежищем лиц из криминальной среды. Одна из причин — наличие неконтролируемой сферы скупщиков, ведение неконтролируемой торговли рыбой вдоль оживленных трасс и в крупных городах».

Бич рыбного промысла - браконьерство. В 2016 году в ходе операции «Нерест» на 30% выросло количество изъятых рыболовных сетей, на 37,5% стало больше оштрафованных Бич рыбного промысла — браконьерство. В 2016 году в ходе операции «Нерест» на 30% выросло количество изъятых рыболовных сетей, на 37,5% стало больше оштрафованных Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Существенное влияние на состояние рыбных запасов оказывает добыча песчано-гравийной смеси и песка (привет флагману этой отрасли — «Татфлоту» Равиля Зиганшина), сбросы в реки отходов промышленных предприятий и не отлаженная система компенсационных мероприятий для восстановления экологического равновесия. Наконец, портит ситуацию и жаркая погода — буквально на этой неделе «солнечный удар» принес убыток в 35 млн. рублей Заинскому рыбхозу. Погибла вся выращенная в водохранилище Заинской ГРЭС рыба — 170 тонн. Хоть и не этот случай, по уверениям президентской пресс-службы, случай стал отправной точкой совещания, но уж совпадение — прямо в яблочко.

«В критической ситуации находится популяция стерляди, — отметил Минниханов. — С начала 90-х ее численность сократилась в 10 раз из-за добычи нерудных стройматериалов в местах нереста и бесконтрольного вылова». Краснокнижную рыбу прямо на совбезе решили защитить прекращением добычи ПГС в местах нерестилищ и созданием в этих местах ООПТ. Объявили и о планах установить запрет на продажу «китайских» лесочных сетей, а сам президент тут же поручил МВД организовать системную работу по поиску браконьеров и перекупщиков рыбы, а помочь в этом смогут пользователи системы «Народный контроль».

Наконец, зависла над пропастью и пятилетняя госпрограмма по развитию аквакультур с общим бюджетом в 550 млн. рублей.

Существенное влияние на состояние рыбных запасов оказывает добыча песчано-гравийной смеси и песка, сбросы в реки отходов промышленных предприятий Существенное влияние на состояние рыбных запасов оказывают добыча песчано-гравийной смеси и песка, сбросы в реки отходов промышленных предприятий Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«Требует совершенствования система компенсационного зарыбления, имеющиеся рыбные хозяйства не используют свой ресурс, — говорил Минниханов. — Принятая программа развития аквакультур практически не работает. Решением озвученных проблем занимается масса федеральных и республиканских контрольных органов — их более 20. Каждый на своем участке ответственности недорабатывает, нет координации».

Начальник управления по охране и использованию объектов животного мира РТ Федор Батков коротко сообщил, что запасы рыбы находятся в стабильном состоянии, что подтверждается научными исследованиями, но «зарыблять» тем не менее есть что: «В среднем за три года объем промыслового запаса составляет 30,7 тысячи тонн, — сказал Батков. — С учетом огромной водной акватории считаем, что потенциал водной отрасли используется не более чем на 25 процентов».

Портит ситуацию в рыбном хозяйстве и жаркая погода Портит ситуацию в рыбном хозяйстве и жаркая погода Фото: архив «БИЗНЕС Online»

ПРЕЗИДЕНТ ВЫВЕСИЛ КИРПИЧ НАД ПРОГРАММОЙ АКВАКУЛЬТУР — ЕЕ ПРЕДСТОИТ ДОРАБАТЫВАТЬ

На этом открытая для СМИ часть заседания завершилась. Но, по информации опрошенных «БИЗНЕС Online» участников совещания, стало известно о том, что высказанное Миннихановым недовольство программой развития аквакультур РТ на 2016 - 2020 годы переросло в ее приостановку.

«У нас в свое время была своя мини-программа по развитию аквакультур, но пока она вообще скромная и средства очень скромные, — сказал в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ вице-премьер, министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов. — Федералы помогают только лишь на субсидирование процентов по кредитам». На вопрос о недовольстве президента программой развития аквакультур Ахметов сообщил, что «работать надо, вот так и пиши».

Марат Ахметов (слева): «У нас в свое время была своя мини-программа по развитию аквакультур, но пока она вообще скромная и средства очень скромные» Марат Ахметов (слева): «У нас в свое время была своя мини-программа по развитию аквакультур, но пока она вообще скромная и средства очень скромные» Фото: prav.tatarstan.ru

Речь идет о приостановке принятой в конце декабря 2015 года госпрограммы республики по развитию товарной аквакультуры. Ожидалось, что за 5 лет 111 млн. рублей выделит бюджет РТ, еще порядка 438 млн. должны были инвестировать частные инвесторы. Информацию о том, что принятая программа приостановлена, подтвердил нашему изданию депутат Госсовета РТ, глава комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев. Он подчеркнул, что решение о приостановке временное и программа вступит в силу с 1 января 2017 года после корректировки.

«Ее [программу] надо расширить. Создан межведомственный совет (его возглавил заместитель премьер-министра РТ Василь Шайхразиевприм. авт.), и совместно с ним будем дорабатывать, — сказал Хадеев. — Программу надо было начать, и последовательно вести работу. Где-то начали, где-то нет. Президент сказал, что надо не только декларировать и говорить — нужна предметная работа. Это первая часть. Вторая часть: для того, чтобы ловить рыбу, ее нужно производить, надо уделять внимание племенным рыбопосадочным материалам. Мы их сейчас завозим со стороны. В Татарстане рыбу потребляют где-то в два раза меньше нормы, нужно где-то 22 килограмма на человека в год, а мы только около 10».

Тахир Хадеев: «В Татарстане рыбу потребляют где-то в два раза меньше нормы, нужно где-то 22 килограмма на человека в год, а мы только около 10» Тахир Хадеев (справа): «В Татарстане рыбу потребляют где-то в два раза меньше нормы, нужно где-то 22 килограмма на человека в год, а мы только около 10» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

По данным Татарстанстата, официальный оборот организаций, занимающихся в РТ рыболовством и рыбоводством, за июнь 2016 года составил жалкие 7,9 млн. рублей. В первом полугодии 2016 года оборот показал 41,7 млн. рублей, что на 7,3% больше аналогичного показателя прошлого года. Всего в РТ на 1 июля 2016 года числится 70 рыболовных и рыбоводческих организаций, 68 из них частные. Если говорить о занятости населения в сфере рыбоводства РТ, то данные не опубликованы «в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных». При этом известно, что в первом квартале 2016 года из этой сферы выбыло 20% работников.

«НА ЗАКУПКУ РЫБЫ ДЕНЬГИ ДАЮТ, А НА УСЛОВИЯ ДЛЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ — НЕТ»

В чем основные проблемы отрасли и почему было решено приостановить действие программы аквакультур? Об этом «БИЗНЕС Online» поинтересовался у участников рынка.

Радик Салахов — директор ООО «Заинский рыбхоз» :

— Я знаю, что представители республики ездили в Москву. Отрасль же должна была по 111 миллионов осваивать ежегодно, основная часть денег — федеральная. Федералы отказали, а теперь получается, что и республика заморозила свою часть программы. Значит, совсем никакой поддержки не будет...

Если говорить о рыбоводческих хозяйствах, то главная проблема отрасли — в заиленности водоемов. Водорослями зарастают огромные площади — у нас, например, водохранилище сокращается на глазах. Уменьшается и глубина, и, соответственно, объем воды. Эти факторы сказываются и на температуре воды — она моментально нагревается, если приходит аномальная жара. В нашем случае есть и еще один фактор — именно в период чрезмерной жары останавливаются ТЭЦ, потому что им не хватает охлаждения. Из-за этого автоматически на полную мощность начинает работать Заинская ГРЭС, и температура воды повышается до критического уровня, содержание кислорода падает, рыба гибнет. На режим работы ГРЭС, конечно, повлиять сложно — дома без электричества не оставишь, но водоемы надо чистить от ила, углублять дно.

Пятилетняя госпрограмма в любом случае не учитывала эти проблемы. 500 миллионов закладывались на поддержку рыбхозов — модернизацию оборудования, закупку рыбы и рыбопосадочного материала, но не на чистку водохранилищ. Финансировать содержание водоемов должны экологи. Но пока что получается, что на закупку рыбы деньги эта программа предусматривает, а на условия для ее содержания — нет.

Динамика производства товарной прудовой рыбы в рыбхозах РТ Динамика производства товарной прудовой рыбы в рыбхозах РТ Фото: president.tatarstan.ru

Евгений Редькин — директор Зюзинского рыбного хозяйства:

— В свое время, до 2001 года, существовала государственная программа, по которой крупным рыбным хозяйствам выделялись деньги на посадочный материал или на корма. Воспроизводством нужно заниматься. А крупные рыбные хозяйства — Сокуровский рыбопитомник, Кайбицкое рыбное хозяйство, рыбное хозяйство «Ушня», Арское рыбное хозяйство — занимались воспроизводством с государственной поддержкой до 2001 года. Каждый год осенью выпускались в реки Волгу и Каму рыбная молодь растительноядных и сазаньих. Это было обязательно. Потом рыбные хозяйства начали продаваться... Сейчас все перечисленные мною крупные рыбные хозяйства, которые могли производить до 100 и выше тонн товарной рыбы, у которых очень большие площади, являются частными. Может быть, что-то они и делают, но уже не в таких объемах, как раньше.

Программа 2016 года меня не коснулась, но у нас в Татарстане была очень большая программа по ремонту мелиоративных прудов. Мое рыбное хозяйство, которое представляет собой мелиоративный пруд на территории 35 гектаров, находилось в плачевном состоянии до того, как государство капитально его не отремонтировало. Я фермер-рыбовод и просто не смог бы потратить 7 миллионов рублей на подобные работы.

Марина Калайда — заведующая кафедрой водных биоресурсов и аквакультуры Казанского энергоуниверситета, профессор, доктор наук:

— Товарное рыбоводство — это получение взрослой товарной рыбы, которую можно употреблять в пищу. Выращивать рыбу можно с разной степенью интенсификации. Если мы возьмем любой малый водоем, то без кормления в таком водоеме мы можем получить до 200 килограммов рыбы с гектара. А если мы возьмем высокоинтенсивное рыбоводное хозяйство с установкой замкнутого водоснабжения, то в такой установке мы можем получить рыбы до 100 килограммов с кубического метра.

Мировая наука говорит, что в передовых хозяйствах получают уже и 300 килограммов с кубического метра. Понятно, что только такое комплексное решение этих проблем может быть успешным. Это означает, что в Татарстане мы должны развивать не просто товарное рыбоводство, а в комплексе решать проблемы сохранения нужных для нас ценных видов рыб. Например, такого ценного объекта, как стерлядь. Она занесена в Красную книгу, требует охраны и одновременно требует работ по воспроизводству. Достижения аквакультуры таковы, что сейчас существуют методы воспроизводства и методы получения пищевой икры с сохранением жизни самок. В Татарстане эти методы пока не используются вообще.