ОТЛИЧИЯ ЗАБОЯ В МОДНОМ И НАМОЛЕННОМ МЕСТЕ

Вот уже два года подряд самое популярное, можно даже сказать, модное у казанцев место для заклания жертвенного животного, — это комплекс «Аль-Халяль» при мечети «Юлчы», что в селе Сокуры Лаишевского района. До столицы Татарстана рукой подать — 20 минут на машине. Предоставляется весь комплекс услуг: режут, обрабатывают, если надо, и домой отвезут. В этом году стоимость баранов начинается с 7 тыс. рублей. В отличие от прошлых лет свежевать корову или верблюда не будут. Овечка и барашек — самые популярные в городе животные для Курбан-байрама. В Сокурах с 12 сентября можно будет приобрести нетрадиционную для Татарстана курдючную овцу.

Мясо какого животного вкуснее и как его выбрать? Какого-то четкого правила нет. Опытный овцевод определяет это на глаз. Местный житель Ильдар Гильманов, например, советует не брать слишком упитанную особь, ведь, как правило, это старое животное. В остальном надо полагаться на жизненный опыт и интуицию. А вообще, как повезет.

Популярное, можно даже сказать модное у казанцев место для заклания жертвенного животного, это комплекс «Аль-Халяль» при мечети «Юлчы» Популярное, можно даже сказать, модное у казанцев место для заклания жертвенного животного, — это комплекс «Аль-Халяль» при мечети «Юлчы»

Что касается самой Казани, то самое, скажем так, намоленное место — это, пожалуй, мечеть Аль-Марджани. Жертвенными животными здесь торговали даже в эпоху развитого социализма. В этом году вся скотина привезена из Бавлинского района. По словам директора комплекса мечети Рамиля Мингараева, есть и курдючные бараны. Оказывается, на юго-востоке республики фермеры, несмотря на климат, умудряются их разводить.

«У нас все бараны пришли. 600 голов. Ветврачи проверили кровь, все нормально, — рассказывает он. — Сейчас едят, для них приготовили сено, овес. Люди в живом виде тоже забирают. У нас четыре точки около мечети Аль-Марджани. Цены начинаются с 7 тысяч рублей. Есть большие особи — живым весом 100 - 110 килограммов. Они достигают 12 тысяч рублей. Те, кто записался ранее, будут иметь приоритет. Им мы даем квитанции с указанием времени. Например, написано, что нужно прийти в 10:00, именно в это время начнется забой. Одна из точек будет работать для тех, кто не записался: например, для тех, кто придет на намаз и после этого захочет заклать барана. Но придется в очереди постоять. 40 резчиков — хазраты. Кто хочет, может оставить у нас мясо, его можем сами передать нуждающимся».

БАРАНЫ «ДЛЯ ВСЕХ», «ТОЛЬКО СВОИХ» И ИНОСТРАНЦЕВ

Если в старейшем мусульманском храме Казани все животные свои, то мечеть «Казан Нуры», которой фактически рулит экс-мэр столицы Камиль Исхаков, в этом году лишь предоставит свою площадку, оборудованную для забоя, в аренду. Ответственный за организационные вопросы — имам Алмаз Мухлисов.

По словам муллы, все уже готово для часа икс. «Бараны не наши, мы только предоставляем в аренду места. 14 мест для загона, 12 мест для машин, в 30 местах будут резать животных, в 94 местах будут разделывать и обрабатывать тушки. Думаем, что привезут порядка 1 тысячи голов. Цены точно не знаем, но думаю, что начинаются с 6 тысяч рублей. Предварительной записи нет. Человек сам приходит, выбирает животное», — отмечает он.

Коллега Алмаза хазрата — имам Азимовской мечети Сибгатулла Миназетдинов — говорит, что их баранов разберут в основном прихожане. Те, кто ходит на намаз не только в праздничные дни. «Накануне праздника баранов должны привести из Буинского района. Точного количества не могу сказать. Но почти все будут по предварительной записи. Их заказывали в основном наши прихожане. Цены, наверное, такие же, как в прошлом году. И 5, и 6, и 7 тысяч рублей. Режем скотину в специально отведенном месте», — рассказывает имам.

Впрочем, возможность покупки баранов людьми со стороны тоже не исключается.

А вот в конноспортивном клубе, что расположен в поселке Мирном, купить овечку, в принципе, невозможно. Там режут скотину, деньги на которую дали мусульмане из вновь дружественной нам Турции. В этой стране баран стоит как минимум 600 лир, то есть более 13 тыс. рублей (в два раза дороже, чем в Казани), поэтому турки предпочитают отдавать деньги в специальные фонды, которые передают их за границу, там, где бараны дешевле. По словам «главного по забою» в клубе Эмиля Нурулова, мясо жертвенного животного полностью пойдет на благотворительные цели. «У нас обязательства перед турками: нужно зарезать энное количество животных, деньги на которых они нам прислали. Мы мясо по тюрьмам, детским домам повезем. Здесь около 700 баранов», — отмечает он.

Но Нурулов отмечает, что могут быть и исключения. Возможно, баранов захотят купить и наши люди, у которых нет турецких паспортов.

На территории открытого еще в 2009 году комплекса по забою жертвенных животных, что расположен на улице Братьев Петряевых, предварительной записи нет. «У нас будет порядка 600 голов. Можно в тот же день прийти, оплатить, получить барана, там же его и будут резать. Цены — от 5,5 до 15 тысяч рублей. КРС у нас нет, только бараны. Оборудование обновили, усовершенствовали», — говорит директор Мурат Галеев.

Примерно такие же цены и в мечети «Ризван». Ее имам Алан Панарин, ко всему прочему, планирует организовать праздник. Он говорит: «На территории мечети у нас есть специально оборудованная площадка. Там будет происходить забой животных. Цены начинаются с 6,5 тысяч рублей. У нас порядка 600 голов. Полтора месяца назад началась запись. Режут у нас хазраты, а разделывают другие люди. В день Курбан-байрама организуем праздник, будем плов варить и угощать всех. Мясо планируем в тот же день начать раздавать неимущим. Какой-то подтверждающей справки из собеса не надо».

«СТОИМОСТЬ ОДНОЙ ДОЛИ В КОРОВЕ — 9 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»

Народ в основном будет резать мелкий рогатый скот. Так уж повелось. Даже сам Курбан-байрам ассоциируется с бараном. Некоторые люди по ошибке называют праздник другим созвучным названием — «Курбан-баран». Но все же есть те, кто режет и корову. Согласно шариату, ее нужно поделить максимум на семь долей. Данное правило распространяется и на верблюдов. Но есть одно «но». Если хоть один их семерки людей вошел в долю лишь ради мяса, то и остальным это как курбан не засчитывается. Впрочем, те, кто предпочитает баранине говядину, это хорошо знают, и в Казани есть места, где предоставят буренку. Например, в мечети «Сулейман». Ее имам и одновременно заместитель муфтия Татарстана Ильдар Баязитов говорит, что корова на праздник будет подороже барашка: «Прием заявок шел в мечетях «Ярдэм» и «Сулейман», площадка для заклания находится в «Сулеймане». Но запас баранов имеется. То есть все желающие смогут их приобрести. Стоимость баранов — 7 тысяч рублей. Есть и корова. Как известно, если один человек должен принести в жертву одного барана, то КРС делят на семерых. Так вот стоимость одной доли в корове — 9 тысяч рублей».

Крупным рогатым скотом не гнушаются заниматься и в мечети «Рамазан». По словам ее имама Султана Мурадимова, желающие есть, но все же их меньше, чем в прошлые годы: «Чтобы не было столпотворения, чтобы все не в один час пришли, мы заранее составляли списки. Резать будем два дня, на третий, думаю, не будет народа, но если люди найдутся, то и на третий сможем организовать. У нас около 550 баранов. Цены начинаются от 5,8 тысячи. КРС тоже есть, пока набрали людей на одну корову, но если найдутся желающие, то можем две коровы взять. Большинство людей хотят традиционное животное — барашка. На территории мечети есть курбанница, там и будем совершать обряд».

Главной особенностью этого года является то, что были выдвинуты дополнительные требования к площадкам, где осуществляется забой скота на Кубан-байрам. Так, представитель исполкома города Ильнура Шакирова отмечает: «В Казани отходят от стихийного совершения обряда, наблюдается тенденция более организованного заклания жертвенных животных. В частности, в этом году площадки должны быть огорожены и оборудованы контейнерами для биологических отходов завода со специальными лестницами из поддонов, обеспечены отдельными контейнерами для стекол, пакетов, веревок и других примесей, должны быть назначены ответственные в специальной униформе за засолку и сбор шкур, за транспортировку, за соблюдение условий утилизаций».

На сегодняшний день этим требованиям отвечают площадки в 17 местах столицы Татарстана. На всех этих площадках заклание жертвенных животных будет осуществляться все три дня праздника — 12,13 и 14 сентября — с раннего утра и до захода солнца.