464-я годовщина взятия Казани стала поводом для нескольких сотен человек собраться на традиционный траурный митинг. Сегодня у театра им. Камала было немало людей, которых относят к цвету национальной культуры: Ринат Тазетдинов, Ркаиль Зайдулла, Асгар Шакиров, Зульфат Хаким и другие. О том, почему события 1552 года по-прежнему актуальны для нации, участники рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online».
«ЭТО ВЕДЬ ПАМЯТЬ НАШИХ ПРЕДКОВ, КОТОРАЯ НАС ОБЪЕДИНЯЕТ»
В этом году «Хәтер көне» — День памяти защитников Казани от войска Ивана Грозного — прошел на удивление для последних лет многочисленно. Хотя все это и довольно относительно. Особенно если сравнивать с 1989 годом, когда первый раз массово помянули участников событий 1552 года, и началом 90-х, когда на траурные шествия собирались до 25 тыс. неравнодушных. Однако сегодняшние 200 - 300 участников, пришедших к Камаловскому театру, — это примерно в два-три раза больше, чем было на аналогичном действе год назад у НКЦ «Казань». Возможно, это объясняется тем, что на этот раз никто не стал чинить препятствий желающим поучаствовать в мероприятии.
Один из многолетних лидеров национального движения в Татарстане Фаузия Байрамова вспоминает: «В прошлом году нашу машину, где были я, Айдар Халим, Раиф Галеев, не выпустили из Набережных Челнов, продержали возле КПП, и мы опоздали в Казань. В этом году я основательно подготовилась. Вчера поехали к маме в Сабинский район, там переночевала и сегодня приехала к Камаловскому театру. В Сабинском районе не стали тормозить. Я дала себе слово: даже если пойдет каменный дождь, все равно должна приехать. Это ведь память наших предков, которая нас объединяет».
Небольшое напряжение создавало то, что вчера со странных аккаунтов «ВКонтакте» многим жителям Казани приходили приглашения на «Хәтер көне». Кто-то даже заподозрил в этом вероятность провокаций, но таковых, слава богу, не случилось.
На митинг, запланированный в час дня, люди стали приходить за полчаса до начала. Для многих майдан — площадка для общения. И здесь оказалось немало представителей татарской интеллигенции. Так, увидев известного каллиграфа Наджипа Наккаша, известная мусульманская активистка, председатель общественной организации «Муслима» Альмира Адиатуллина радостно подошла к нему, заявив, что рада видеть того в добром здравии, ведь встречаются они по сути раз в году — на Дне памяти.
ЗУЛЬФАТ ХАКИМ: «ПАМЯТЬ НИКОГДА НЕ ВЫВЕТРИТСЯ ИЗ НАРОДА, ЭТОТ ДЕНЬ ОЧЕНЬ ВАЖЕН ДЛЯ НАС»
«Память никогда не выветрится из народа, этот день очень важен для нас», — говорит известный драматург Зульфат Хаким в разговоре с «БИЗНЕС Online». По его словам, не важно, сколько здесь людей, главное — что события 1552 года остались в сердце татар. А историк, профессор Дамир Исхаков напоминает, что отношение к произошедшему 464 года назад захвату Казани московским царем Иваном IV не изменилось. Хотя сейчас это стараются преподнести исключительно как борьбу за власть татарского истеблишмента в середине XVI века.
«Это не так, восприятие осталось тем же самым, как и было. Потому что это исторический факт, — рассказывает Исхаков нашему корреспонденту. — Факты не меняются, трактовки могут меняться. Что касается того, что татары тоже участвовали в завоевании Казани, то надо учитывать тот факт, что пришли касимовские татары во главе с Шах-Али, и надо знать, что он был наследником большеордынских ханов, который к этому времени потерял свое престольное место. Большую Орду разгромили крымцы, увели с собой, Шах-Али был без трона. Русские ему обещали казанский трон. Сохранилась историческая песня, когда Шах-Али перед смертью сидит и плачет, и говорит, что русские обманули, что нет юрт, чтобы детям передать ...»
Как оказалось, здесь, на площади перед театром, были не только жители республики. Владимир Тимофеев из Новочебоксарска каждый год 15 октября приезжает на «Хәтер көне». Не стал исключением и год нынешний. «Как не восхищаться татарским народом, у них была своя страна, своя государственность. Пришли сюда, говорят на-татарском, помнят предков, а значит, у них есть будущее. Я за родной чувашский язык, чтобы он был равноправным у нас в республике», — сообщил Тимофеев «БИЗНЕС Online».
Кстати, из известных представителей бизнеса здесь были замечены исполнительный директор всемирной ассоциации мусульман-предпринимателей Фарит Уразаев и известный бизнесмен и политик Марсель Шамсутдинов.
РИНАТ ТАЗЕТДИНОВ: «ЭТО НЕ ПРОТЕСТНАЯ АКЦИЯ, НО МЕНЯ ВОЛНУЕТ ТО, ЧТО ДО СИХ ПОР НЕТ ПАМЯТНИКА ЗАЩИТНИКАМ КАЗАНИ»
Начался митинг под дождем. По толпе пошел одобрительный гул. Это символично, говорит стоящий возле корреспондента «БИЗНЕС Online» пожилой мужчина в шляпе, как будто сама природа скорбит о погибших защитниках Казани. Первым делом пришедшие на площадь перед театром им. Камала возвели молитвы за упокой душ мучеников за веру.
После этого слово по традиции дали «матери татарского суверенитета» Байрамовой, которая вспомнила, как проводили первый «Хәтер көне». «Тогда мы молились за упокой душ наших предков, после этого требовали восстановления государственности. К сожалению, за эти 26 лет идеи государственности, с одной стороны, наши руководители, с другой, национальная интеллигенция подняли вредную идею: зачем нам государственность, давайте согласимся с федерализмом! Но и этого тоже не произошло», — сетует писательница. Ее коллега, драматург Ркаил Зайдулла считает, что нужно не только поминать наших предков, но и намечать ориентиры на будущее: «День памяти не потерял своего значения. Сейчас все зажали, нет никаких митингов, выступлений. А здесь есть возможность выразить свои мысли по текущей политической обстановке».
Наиболее эмоциональными было, наверное, выступление народного артиста РСФСР Асгара Шакирова, который со слезами на глазах призывал нацию к объединению. Его спичу внимали и коллеги по Камаловскому театру — Халим Залялов и Ринат Тазетдинов. Обладатель «Золотой маски» за вклад в отечественный театр Тазетдинов, к слову, старается не пропускать ни одного Дня памяти погибших при взятии Казани. «Надо сюда ходить, ведь наши предки погибли здесь, защищая свою государственность. Хочу послушать выступления других. Это не протестная акция, но меня волнует то, что до сих пор нет памятника защитникам Казани», — сказал он «БИЗНЕС Online»
Ораторы сменяли друг друга. Здесь были и представители Марий Эл, Чувашии, Кировской области, городов Татарстана. Периодически на площади звучал призыв, характерный для перестроечных лет: «Азатлык».
Не было в этом году и шествия, памятного по прошлым годам, когда многотысячная толпа шла по перекрытым заранее улицам по направлению к Кремлю, чтобы около башни Сююмбике после полуденного намаза в мечети «Кул Шариф» почтить память последней царицы Казанского ханства. Сейчас этого делать не разрешили, поэтому желающие направились к нынешнему символу столицы Татарстана в частном порядке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 461
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.