«Тимер банк» в феврале подал иск с требованием признать компанию «ФОН-Ривьера» банкротом. На днях процедура банкротства начата «Тимер Банк» в феврале подал иск с требованием признать компанию «Фон-Ривьера» банкротом. На днях началась процедура банкротства

КАК «ТИМЕР БАНК» РАЗГРЕБАЕТ АВГИЕВЫ КОНЮШНИ

В одной из компаний ГК «Фон» — «Фон-Ривьера» — все-таки началась процедура банкротства — наблюдение. Такое решение на днях принял Арбитражный суд Татарстана, иск с требованием признать компанию банкротом в феврале подал «Тимер Банк». Временным управляющим утвержден Марат Шарипов, член НП ОАУ «Авангард», которого предлагал назначить банк. Теперь директор компании Диана Ахметзянова должна передать Шарипову все документы, следующее заседание назначено на март 2017 года. Тогда же и должен решиться вопрос о том, признавать компанию банкротом или наблюдение пошло на пользу. Примечательно, что «Фон-Ривьера» попыталась оспорить решение суда, но апелляционную жалобу подала слишком поздно, все сроки прошли, и вышестоящая инстанция ее отклонила.

Газета «БИЗНЕС Online» дозвонилась до главы «Фона» Анатолия Ливады, но он пообещал прокомментировать суд по банкротству позднее.

«Фон-Ривьера» известна как застройщик ЖК «Симфония» на улице Павлюхина в Казани. Как следует из материалов дела, в августе 2012 года «Фон-Ривьера» и «Тимер Банк» договорились о кредитовании строительной компании в объеме 250 млн. рублей. Проценты по договору составляли 15% годовых. Хотя ЖК строится в Казани, в залог «Фон-Ривьера» передала 102 квартиры в доме 65/03 и 9 квартир в 65/05 микрорайона «Яшлек» Набережных Челнов. Однако вернуть долг компания не смогла, и в настоящее время долг к банку насчитывает 93,2 млн. рублей. Из них тело основного долга — 68 млн. рублей, остальное — неустойка и проценты.

Отметим, что в судебном заседании представитель «Фон-Ривьеры» просил приостановить производство по делу, поскольку в Ново-Савиновском суде Казани проходит другой процесс, в котором Ливада и Ахметзянова потребовали расторгнуть возобновляемый договор с «Тимер Банком» от 2012 года и признать недействительными некоторые его положения. Таким образом, спор «Фона» с «Тимер Банком» напоминает противостояние банка с другим печально известным застройщиком — «Свеем». Компания Рашида Аитова считает, что вернула часть или полностью всю сумму в 500 млн. рублей, взятых на строительство домов по улице Чистопольской, и в суде пыталась откреститься от поручительства. Отметим, что «Тимер Банку» недавно не удалось обанкротить лично Аитова. Вообще, похоже, что команде Роберта Мусина еще долго предстоит разбирать авгиевы конюшни за завалами строительных кредитов, оставленных предыдущим менеджментом во главе с Мударисом Идрисовым. И, поскольку сам банк находится в процедуре санации, судиться за возврат средств он обязан — за этим надзирают ЦБ и АСВ. Впрочем, в данном случае охота, быть может, пуще неволи.

Ранее Азат Нигматзянов и Диана Ахметзянова говорили о том, что вопрос банкротства под контролем республиканских властей и компанию обанкротить не дадут Ранее Азат Нигматзянов и Диана Ахметзянова говорили о том, что вопрос банкротства под контролем республиканских властей и компанию обанкротить не дадут

«ЛИБО ТАК ЗАДУМАНО, ЛИБО СИТУАЦИЯ ВЫХОДИТ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ?»

Дольщики в разговоре с «БИЗНЕС Online» предположили, что вопрос с банкротством идет в рамках какого-то сценария, но их в планы не посвящают. Во всяком случае, о том, что некоему Шарипову передадут все «хозяйство» в «Симфонии», среди дольщиков ходили разговоры еще месяца три назад, рассказали они сами нашей газете.

«Мы крайне удивлены! — говорит дольщик дома №1 ЖК „Симфония“ Альберт Камалиев. — Ранее Азат Нигматзянов и Диана Ахметзянова говорили о том, что вопрос банкротства под контролем республиканских властей и компанию обанкротить не дадут. Не понятно, что произошло: либо так было задумано, либо ситуация выходит из-под контроля». При этом Камалиев напоминает, что у «Фон-Ривьеры» на балансе не так много домов. Изначально ЖК «Симфония» на улице Павлюхина в Казани должен был состоять из 7 домов. В настоящее время дом №2 сдан, дом №1 стоит в высокой степени готовности, и для доведения его до ума нужно меньше всего средств. Дома №5, 6 и 7 были переданы «Бризу», так как дольщики согласились на доплаты. В настоящее время решается вопрос по домам №3 и 4, где дольщики обсуждают возможность доплат, и если большинство из них согласится, то дома, возможно, будут также переданы «Бризу». Правда, теперь вопрос — согласится ли на это новый управляющий?

Пока же получается так, что фактически у «Фон-Ривьеры» может остаться только дом №1 — единственный во всем ЖК, где квартиры приобретались по договорам долевого участия. Дольщики дома продолжают исправно оплачивать ипотечные кредиты и надеяться на ранее обещанную помощь со стороны городских и республиканских властей. Явно это не то имущество, которое можно реализовать с торгов. Остается залог в виде квартир в двух челнинских домах, но, во-первых, они до сих пор не сданы, а во-вторых, отсудить их в пользу банка можно было и без процедуры банкротства.

«Нас банкротят все кому не лень», — говорил ранее Анатолий Ливада «Нас банкротят все кому не лень», — говорил ранее Анатолий Ливада

БАНКРОТНЫЕ АТАКИ ОТБИВАЛИ, ДА НЕ ВСЕ

«Нас банкротят все кому не лень», — говорил ранее Ливада газете «БИЗНЕС Online». Действительно, банкротные атаки предпринимаются с завидной регулярностью. Только на ту же самую «Фон-Ривьеру» подавали иски о банкротстве две компании — «Пензастройсервис» и «ТензоТехСервис» — и федеральная налоговая служба. Но не удалось.

Другого основного участника ГК «Фон» — ЗАО «Фон» — с марта прошлого года требовали обанкротить 6 компаний: банки «Сбербанк» и «Открытие», налоговая инспекция, «СтройКапитал», Генерирующая компания, «Комфортное жилье» и ТИГП. Причем две последние компании дважды подавали на банкротство. ООО «Фон» отбивает атаки «СтройКапитала» (эта же компания требует банкротства ЖК «Молодежный») и нескольких физлиц. Компанию «Царицынский бугор» требовали обанкротить «Открытие» и ФНС.

«Где-то мы отбиваемся от атак, где-то сами компании до конца не идут», — комментировал Ливада банкротные иски. Он дал понять: с введением банкротства процесс может пойти неконтролируемым образом, что никому не выгодно. Отметим, после того как стало известно о претензиях следственного комитета к Ахметзяновой из-за неуплаты налоговой, Ливада заявил «БИЗНЕС Online», что дал команду рассмотреть вопрос банкротства предприятия. И хотя долг был оперативно погашен, сам факт такого заявления был расценен как некое предупреждение: меня трогать не стоит.

Однако похоже, что постепенно ГК «Фон» закрывает активы. В сентябре была введена процедура наблюдения в компании «Фон-Строй». Иск в арбитраж подал некто Радик Юсупов, которому компания задолжала 1,6 млн. рублей. В реестр требований уже выстроилась очередь из потенциальных участников, среди них банк «Открытие», компании из Краснодара, Челябинска и Москвы. Впрочем, видимо, процедура проходила подконтрольно. Во всяком случае, этот же человек (ФИО сходятся полностью) является директором ООО «ЖК «Молодежный», а дольщики данного жилого комплекса и вовсе считали, что он — подставная фигура.

«ФОН-Ривьера» известна как застройщик ЖК «Симфония» на ул. Павлюхина в Казани «Фон-Ривьера» известна как застройщик ЖК «Симфония» на улице Павлюхина в Казани

ДОСТАНЕТСЯ ЛИ ЧТО-ТО БАНКУ?

Отметим, что суд установил особенности банкротства застройщика, приписав, что процедура наблюдения введена «с применением положений параграфа 7 главы IX ФЗ от 26.10.2002 года №127-ФЗ». «Данный раздел предусматривает некоторые отличия от обычной процедуры, связанные со спецификой осуществления строительства за счет привлеченных средств граждан и организаций, — пояснил „БИЗНЕС Online“ Тимур Сабитов, директор департамента юридического агентства «Юнэкс». — В частности, при банкротстве компании-застройщика предусмотрено формирование отдельного реестра требований о передаче жилых помещений, предусмотрен порядок погашения требований путем передачи недостроенного дома и так далее».

Арбитраж включил требования «Тимер Банка» в состав третьей очереди реестра требований кредиторов. Как пояснил газете «БИЗНЕС Online» Рамис Музипов, руководитель практики юридического агентства «Юнэкс», в случае продажи имущества банкрота сначала вырученные средства пойдут на погашение задолженности граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации сверх возмещения вреда. Затем производятся расчеты по выплате зарплаты сотрудникам компании по трудовому договору. В третью очередь производятся расчеты по денежным требованиям граждан — участников строительства, то есть дольщиков. В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами, то есть непосредственно с банком. Так что достанется ли что-то банку — большой вопрос. Другое дело, что, получив в свои руки возможности управления, профессиональные банкиры способны преподнести массу сюрпризов.

Дольщики предположили, что вопрос с банкротством идет в рамках какого-то сценария, но их в планы не посвящают Дольщики предположили, что вопрос с банкротством идет в рамках какого-то сценария, но их в планы не посвящают

«ФОН-РИВЬЕРА» МОЖЕТ СТАТЬ БАНКРОТОМ, ДИРЕКТОР КОМПАНИИ ПОКА ДЕРЖИТСЯ

Добавим, что и сама Ахметзянова находится под ударом — заявление на ее личное банкротство в арбитраж подал некто Дмитрий Жуков. Как стало известно «БИЗНЕС Online», сначала, в ноябре 2015 года, Жуков обратился в Вахитовский суд Казани с иском о взыскании с Ахметзяновой 5 млн. рублей долга и процентов. Сама директор «Фон-Ривьеры», как следует из материалов дела, на процесс не явилась, и суд, изучив договоры займа и расписки, иск удовлетворил. После этого решения Жуков с заявлением на банкротство пошел уже в арбитраж, чтобы суд признал ее банкротом.

На одной из стройплощадок после совещания корреспондент «БИЗНЕС Online» спросил Ахметзянову о возможном банкротстве и та кратко ответила: «А зачем мне это?» — пояснив, что не знает, о каком именно иске идет речь. А затем обратилась в тот же Вахитовский суд, чтобы отменить прежнее решение — о взыскании 5 млн. рублей.

Поэтому на процессе о банкротстве в арбитраже юрист Ахметзяновой сразу же заявила ходатайство об отложении рассмотрения дела. «Дело в том, что мы чисто случайно узнали, что было заочное решение [о взыскании долга]. Решение принималось в отсутствие Ахметзяновой, она не знала о нем до момента подачи заявления о признании ее банкротом. На данный момент мы направили заявление о его отмене», — заявила юрист, добавив, что никаких документов о необходимости уплаты денежных средств Ахметзянова не получала.

«Вы предъявляли ей исполнительный лист?» — обратилась судья к Жукову. Получив отрицательный ответ, ожидаемо поинтересовалась почему. «Не считал необходимым», — лаконично высказался мужчина. Затем, впрочем, все же решил пояснить. «Были переговоры с должником на предмет урегулирования задолженности мирным способом. Переговоры ни к чему не привели, и мы решили подать на банкротство».

Теперь Вахитовский суд будет решать, быть ли долгу Ахметзяновой в 5 млн. рублей или нет.