КАМАЗ улучшил свои показатели почти по всем экономическим направлениям, а его доля на российском рынке грузовиков составила 35%. Впрочем, как выяснил «БИЗНЕС Online», в прибыль автогигант вышел только благодаря выросшим в два раза госсубсидиям и улучшенному балансу прочих статей. Поэтому за будущее КАМАЗа тревожно: эксперты полагают, что без форсированной господдержки завод вряд ли смог бы отработать с прибылью.
РАДУЖНОЕ НАСТОЯЩЕЕ, ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ
КАМАЗ, наконец-то, вышел в прибыль — такова главная новость отчетности автогиганта за три квартала нынешнего года. Как следует из опубликованного бухгалтерского отчета по РСБУ, за январь-сентябрь 2016-го валовая прибыль увеличилась на 2,7 млрд. рублей до 4,96 миллиарда. Чистая прибыль составила 279 млн. рублей против чистого убытка в 2,02 млрд. за январь-сентябрь прошлого года. Выручка тоже демонстрирует рост. Если в первом квартале текущего года она выросла на 23% до 17,2 млрд. рублей, то по итогам трех кварталов выручка увеличилась уже на 34,7%: с 52,7 млрд. рублей за 9 месяцев 2015 года до 71 млрд. за аналогичный период года текущего. Доходы КАМАЗа от участия в других организациях выросли на 391 млн. рублей до 653 миллионов. Правда, за это стоит благодарить совместные предприятия компании («Камминз Кама», «Кнорр Бремзе Кама» и др.), в том числе с Daimler, которые, к слову, стабильно показывают рентабельность на порядок выше, чем большой КАМАЗ.
Улучшились показатели почти по всем направлениям за счет наметившегося восстановления рынка тяжелых грузовиков, но в плюс выйти заводу удалось благодаря улучшению баланса прочих статей (реализация имущества, курсовые разницы и т. д.). Положительное сальдо прочих расходов и доходов удвоилось до 2,6 млрд. рублей. Тем не менее эксперты подчеркивают, что состояние рынка стабилизировалось, что и сказывается положительно на финансовой ситуации на КАМАЗе. Хотя от уровня собственно прибыли они особого восторга не испытывают. «Понятное дело, что такая прибыль — не лучший показатель, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ заместитель главного редактора московского журнала „Рейс“ Николай Мордовцев. — Но сам факт, что вышли в прибыль, — это очень хорошо. Это говорит о том, что сегмент российского грузового автопрома оживает, и КАМАЗ в том числе. В этом можно найти какое-то подтверждение того, что оживает и в целом экономика России. Но, понятное дело, без поддержки правительства этот плюс получить было бы невозможно».
Отметим также, что себестоимость продаж подскочила на 21,5 млрд. рублей. Здесь мы видим опережающий рост издержек в абсолютном выражении: они на 3,2 млрд. превышают рост выручки. Следовательно, реальная маржа просела. На рост издержек, по мнению руководителя ООО «Финам-Казань» Руслана Жукова, продолжает влиять низкий курс рубля при недостаточности локализации производства комплектующих. Вероятно, с запуском совместного с «Даймлер» производства кабин, а также большей локализации производства двигателей «Даймлер» издержки автопроизводителя будут в меньшей степени зависеть от валютных курсов. Также увеличились как коммерческие расходы компании (на 0,36 млрд. рублей до 2,46 млрд., что вполне адекватно росту оборота), так и управленческие — на 0,83 млрд. рублей до 4,25 миллиарда.
По данным аналитиков агентства «Автостат», в сентябре 2016-го объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 4,7 тыс. единиц, что на 13,4% больше, чем годом ранее. Таким образом, он показывает рост уже шестой месяц подряд. Лидером рынка грузовиков по-прежнему остается КАМАЗ, на долю которого в сентябре пришлось более 35% от общего объема. В количественном выражении это соответствует 1,7 тыс. штук — на 17,2% больше, чем год назад. На втором месте — ГАЗ, показатель которого составил 565 автомобилей (+25,3%). Замыкает первую тройку белорусский МАЗ (364 шт.; +13,8%). В пятерку лидеров также попали шведская Scania (320 шт.; +11,5%) и японский Isuzu (268 шт.; +36,7%).
В модельной структуре сентябрьского рейтинга лидером стал «КАМАЗ-4311», показатель которого составил 436 экземпляров, что вдвое больше, чем год назад. Следом идет еще одна модель камского автозавода — «КАМАЗ-6511» (368 шт.; -7,5%). В тройке лидеров находится и GAZ Gazon Next, сентябрь эта модель завершила с показателем 357 единиц, что вдвое больше, чем год назад. На 4-й и 5-й позиции — вновь продукция из Челнов: «КАМАЗ-6520» (315 шт.; +83,1%) и «КАМАЗ-5490» (209 шт.; +93,5%).
ПОЧЕМУ ВОЛНУЮТСЯ «ПРОДАЖНИКИ»
Возвращаясь к отчету КАМАЗа, стоит обратить отдельное внимание на полученные заводом субсидии, которые за 9 месяцев выросли в 2,1 раза: с 5,5 млрд. до 11,5 млрд. рублей. Причем темп прироста полученных субсидий в три раза опережает темп прироста выручки. Из этого следует, что улучшение состояния КАМАЗа во многом обусловлено непропорционально возросшей поддержкой государства, и в меньшей мере — восстановлением спроса на грузовые авто. Жуков твердо уверен: не будь государственных дотаций, не видать КАМАЗу и прибыли: «Фактически предприятие получило бы валовый убыток в размере 6,6 миллиардов, если бы не 11,5 миллиардов рублей субсидий, направленных на поддержку высокотехнологичного производства и на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. В плюс финансовые результаты завода также могла вывести переоценка валютных активов и обязательств: у предприятия имеются активы и обязательства, номинированные в долларах, евро и иенах, причем сальдо в пользу обязательств, а они в рассматриваемый период подешевели в связи с укреплением рубля. В результате КАМАЗ смог отчитаться о получении чистой прибыли».
Рост субсидий не помог автогиганту выйти на прибыль от продаж: операционный убыток сократился на 1,5 млрд. до 1,7 млрд. рублей, а убыток от реализации — в 1,9 раза до 1,71 миллиарда. Иначе говоря, результат основной деятельности все-таки отрицательный. Кроме того, не исключено, что в следующем отчете показатели продаж могут серьезно просесть — именно из-за госсубсидий. Сегодня камазовские «продажники» не могут не испытывать тревог по поводу реализации машин новой линейки, оснащенной двигателями стандарта «Евро-5». К ней относятся, в частности, магистральные тягачи «КАМАЗ-5490», сразу взявшие высокий старт и потеснившие на отечественном рынке модели «большой семерки» иностранных производителей.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из камазовских дилеров, пожелавший остаться неназванным, грузоперевозчики, переключившись на отечественную технику со Scania и Volvo, стали массово обновлять свои автопарки, обладая дополнительным стимулом — госпрограммой утилизации старой техники и 10-процентным субсидированием лизинговых механизмов. В сумме господдержка обеспечивала разницу в цене «КАМАЗа» и импортного грузовика на уровне 800 тыс. рублей. Но к началу сентября действие программ завершилось, а ценовая разница сократилась до 200 - 300 тыс. рублей. Привыкший к дешевизне потребитель, по словам дилера, в новых условиях пока не проявил никакой реакции — клиенты ждут решения правительства по поводу возобновления программ, а дилеры пока распродают автомобили, забронированные летом по старой цене. По сути, модели «Евро-5» — флагманы импортозамещения, именно они стали альтернативой предложениям «большой семерки» и позволили КАМАЗу нарастить свою долю на отечественном рынке до 59% (по итогам 8 месяцев 2016 года). Если программы не возобновятся, удержать взятый рубеж автогиганту будет непросто.
Впрочем, лоббистским навыкам генерала КАМАЗа Сергея Когогина, который в паре с супругой, депутатом Госдумы Альфией Когогиной, выбивает заводу все возможные льготы, можно только позавидовать. Напомним, международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service указало главным фактором и силы, и слабости КАМАЗа его чрезмерную зависимость от господдержки. Поддержка проявляется через компенсацию утилизационного сбора, через госгарантию займов, через заморозку старого японского долга и традиционно через субсидирование госзакупок техники для нужд коммунальных служб, МВД, ФСБ и других ведомств. В устойчивости этой помощи не приходится сомневаться, так как ее гарантировал Владимир Путин. Правда, на самом КАМАЗе всегда стараются сместить акцент поддержки с предприятия, заявляя, что правительство помогает всему автопрому.
«КТО ХОТЕЛ СДАТЬ СТАРЫЕ «КАМАЗЫ» ПО УТИЛИЗАЦИИ, УЖЕ ЭТО СДЕЛАЛ...»
Скорее всего, отмеченные в отчетности тенденции будут прослеживаться до конца года. Жуков полагает, что в годовом отчете по РСБУ компания вновь отчитается о чистой прибыли. Однако аналитик отмечает, что для корректной оценки положения дел компании необходимо дождаться отчетности по МСФО. Напомним, что по итогам первого полугодия 2016-го КАМАЗ так же отчитался в получении чистой прибыли по РСБУ (27 млн. рублей), в то время как в консолидированной отчетности по МСФО показан чистый убыток в размере 1,93 млрд. рублей.
Эксперты «БИЗНЕС Online» также уверены, что КАМАЗ и впредь будет получать помощь государства в том или ином виде. Так что, считают они, без субсидий автогигант не останется. «Надо сказать, что почти в любой стране стараются поддерживать свой автопром, да и вообще свою продукцию, — говорит Мордовцев. — Можно вспомнить, например, как в США всяческими способами поддерживали производство мотоциклов Harley-Davidson, хотя мотоциклы-то так себе, средненькие, японцы и немцы их „давили“ очень сильно. Но в конечном счете за счет рекламы, грамотной маркетинговой стратегии и того, что надавили на патриотические чувства, Harley выплыл, сохранился и стал предметом гордости американцев. А можно вспомнить обратный пример: как загибался автопром Великобритании без господдержки. Поэтому, конечно, надо отечественный автопром поддерживать. Ведь не зря говорят, что одно рабочее место на заводах автопрома позволяет содержать еще десяток мест в смежных отраслях — химии, шинной промышленности, автокомпонентах и так далее. Ну и потом, Россия должна иметь свой грузовик, хороший грузовик. И КАМАЗу удается такие делать. И говорить о том, выживет ли КАМАЗ, если прекратятся субсидии, не стоит. Сейчас времена тяжелые. И правительство правильно делает, что его поддерживает».
Мордовцев подчеркивает: нельзя сказать, что полученные из федерального центра субсидии расходуются КАМАЗом неэффективно. Наоборот, он считает, что автогигант движется в правильном направлении, уходя от импортной составляющей. Кроме того, эксперт предлагает помогать КАМАЗу путем приоритетной поставки его техники на глобальные стройки типа крымского моста, космодрома Восточный и так далее: «Да, тендеры там надо задействовать. Но, наверное, надо преимущественно поставлять туда отечественные автомобили. Тем более КАМАЗ в различных исполнениях делает очень неплохие, конкурентоспособные автомобили. Конечно, там велика доля импорта, но КАМАЗ от этого уходит. Я говорю не про семейство 5490, которое просто называют „КАМАксор“ — „КАМАЗ“ и „Аксор“, я про семейство 6520. Там коробки стоят немецкие, но выпускающиеся в Набережных Челнах. И хорошие мосты там ставят. Раньше они были импортные, но сейчас запускается свое производство модернизированных мостов. Так что машины станут еще лучше. Останется на них только старая кабина. Но в Челнах сейчас строят завод по производству кабин. И не просто старых мерседесовских, второго поколения, а строят завод кабин „Мерседес-Бенц Актрос“. То есть это флагман, это самые свежие, самые последние кабины. И под такие машины, конечно, можно субсидирование получать. Так что все, что делается, делается абсолютно в правильном векторе. И поддержка правительства нужна, потому что КАМАЗ нужен стране, и страна нужна КАМАЗу».
Региональные дилеры, в свою очередь, высказывают опасения по поводу возврата клиентов на иностранную технику «Евро-5» в том случае, если программы утилизации и субсидирования лизинга не будут продлены. В частности, технический директор ЗАО «Чебоксарский автоцентр «КАМАЗ» Сергей Степанов указывает, что реванш «большой семерки» на отечественном рынке вполне возможен, хотя эффективность госпрограмм с точки зрения продаж снижается: «Тягач 5490 уже подорожал. Что будет дальше — непонятно. Да, КАМАЗ вышел в прибыль, но у него же все равно остаются большие кредиты, долгов много. С другой стороны, те, кто хотел сдать старую технику по утилизации, уже от нее избавились. Остальные предпочитают, видимо, продать свои старые грузовики самостоятельно, поэтому КАМАЗ, думаю, уже не так сильно зависит от программ. Если бы утилизация была без обязательства покупки, тогда бы сдавали, а поскольку надо покупать новые — залезать в кредиты или в лизинг, то люди уже не будут ими пользоваться. В Чувашии к этим программам, по-моему, равнодушны, потому что в этом году по республике продано «КАМАЗов» около 60 штук. В продажу идут в основном «Евро-4» и «Евро-5. Госпрограммы, конечно, сыграли свою роль в выходе КАМАЗа на прибыль, а с другой стороны сыграло и подорожание машин, и санкции, действующие на Россию, — кто-то из дилеров иномарок сворачивается».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.