По концентрации VIP-публики фестиваль «Yзгәреш җиле», который прошел в выходные в театре им. Джалиля, можно было сравнить лишь с мероприятием неподалеку, когда в ГБКЗ им. Сайдашева зачитывается послание главы республики. Сам Рустам Минниханов, недавно публично призвавший к радикальному обновлению татарской эстрады, уже объявил о продолжении проекта. За первыми шагами на этом тернистом пути наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Партер на премьерном концерте «Yзгәреш җиле» пестрил знакомыми лицами
«ЖИТЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ ТОЧНО БЫЛО НЕЛЬЗЯ»
Партер на премьерном концерте «Yзгәреш җиле» («Ветер перемен») пестрил знакомыми лицами. Это не значит, что среди публики не было обычных зрителей, которые пришли на татарский концерт. Однако внимание, конечно, было приковано к разнообразным VIP'ам. Вот по фойе прохаживается депутат Госдумы РФ Фатих Сибагатуллин с очаровательной супругой. «Мы говорим, что потраченные 70 миллионов рублей — это много, только потому, что у нас нет денег. Но искусство не ограничивается национальными границами. И дело не в стоимости билета или в затратах на мероприятие... Может, в дальнейшем артисты, которые сегодня будут выступать, будут выступать на мировой арене и покажут, кто мы такие, кто такие татары и Татарстан. Меня радует начало, я посмотрел на участников сегодняшнего вечера».
Фатих Саубанович имел в виду, что ознакомился с биографиями артистов, которые были представлены в холле театра на стендах. Кстати, сюда татарский The Wind of Change (на программке название проекта было написано и по-английски, что, конечно, не могло не напомнить о знаменитой песне группы Scorpions) пока так и не добрался, все тот же вечный скрипач Захар Штейнберг сотоварищи исполняли перед началом и в антракте произведения по принципу «и вальсы Шуберта, и вкус французской булки». Одним из слушателей оказался Марат Галеев. «Жить по-прежнему точно было нельзя, об этом говорилось много лет. Сейчас делается, я думаю, серьезная попытка что-то изменить, и, однозначно, это будет эксперимент... Что получится, посмотрим. Но перемены действительно нужны. И я, конечно, жду чего-то хорошего», — поделился своими мыслями об «Yзгәреш җиле» с «БИЗНЕС Online» один из самых авторитетных республиканских парламентариев.
Рауфаль Мухаметзянов (слева) совершенно по-хозяйски раздавал программки фестиваля Рустаму Минниханову, Минтимеру Шаймиеву, Фариду Мухаметшину и Ильсуру Метшину (слева направо)
VIP-КВАРТЕТ В ДИРЕКТОРСКОЙ ЛОЖЕ
Рустам Минниханов уже прибыл на место, об этом свидетельствовала суета возле двери в директорскую ложу, из которой минут за 10 до начала президент Татарстана вышел в сопровождении главного продюсера шоу Рауфаля Мухаметзянова, который совершенно по-хозяйски периодически приобнимал Минниханова, сопровождая его в прогулке возле тех самых стендов, возле которых уже побывал думец Сибагатуллин.
Вслед за президентом шел квартет: госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, мэр Казани Ильсур Метшин и министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин.
Метшин ранее был замечен в любви к рок-музыке, но оказалось, что и фестиваля татарской музыки он ждет с интересом. «Я жду шага вперед, и, я уверен, он будет сегодня сделан. Несмотря на то, что мы только в ожидании концерта, мы уже видим современный стиль подачи артистов, промоушен, хороший ажиотаж. Мы знаем, сколько готовились артисты: ставили хореографию, работали над сценическим мастерством, занимались вокалом. В любом случае сегодняшнее мероприятие — это большой шаг вперед, и я очень рад, что внимание этому уделил лично президент», — рассказал нашему корреспонденту мэр Казани. Но добавил, что «чуда ждать не стоит». «Мы все вместе работаем над этим, но завтрашний день не должен оставаться только тем, что этот фестиваль подготовили — и все. Этим нужно заниматься постоянно. И все в республике должно соответствовать высокому статусу Республики Татарстан: и эстрада, и театры, и спорт», — уверен Метшин.
Корреспонденты «БИЗНЕС Online» в результате расположились совсем близко к главной VIP-ложе и ловили взгляды, которые периодически направляли в эту сторону те, кто оказался в партере. Кажется, чаще всего, причем с надеждой в глазах, туда посматривал генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов, видимо, желая удостовериться в позитивной реакции первых лиц по поводу происходящего на сцене. Ведь именно ТНВ станет обладателем телеверсии «Yзгәреш җиле». А вот самым собранным и строгим был, пожалуй, министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, словно прокручивавший во время концертных номеров мысль о том, сколько же придется предусматривать средств на фестиваль «Ветер перемен» в бюджете 2017 года. То, что это придется делать, особо никто не сомневался и до начала шоу, учитывая решительный настрой Минниханова в реформировании татарской эстрады и деловую хватку Мухаметзянова, который периодически возникал возле уха то одного, то другого зрителя из VIP-ложи.
ПОД КАКУЮ ПЕСНЮ «РУБИЛСЯ» АЙРАТ ЗАРИПОВ
Сама сцена до появления на ней музыкантов и вокалистов выглядела довольно аскетично, но сразу вспоминалось о художнике по свету Иване Виноградове, которого организаторы фестиваля представляли как настоящего кудесника. В центре находилась конструкция, напоминающая полураспустившийся бутон татарского символа — тюльпана.
Бесспорной удачей фестиваля стал выбор конферансье. В дуэте с Мариной Ясельской выступил заслуженный Ходжа Насреддин всех времен, легенда театра им. Камала Равиль Шарафеев
Прозвучали позывные — вступление к песне «Туган жирем — Татарстан» Александра Ключарева — и без лишних вступительных речей больших начальников концерт начался. А перед этим по краям сцены свои места заняли соответственно симфоджаз-оркестр Вадима Эйленкрига и внушительная струнная группа, позаимствованная у оркестра театра им. Джалиля. Бесспорной удачей «Yзгәреш җиле» стал выбор конферансье. В дуэте с молодой, но уже опытной ведущей подобного рода мероприятий Мариной Ясельской выступил заслуженный Ходжа Насреддин всех времен, легенда театра им. Камала Равиль Шарафеев. 78-летний актер своим безграничным обаянием придал мероприятию неформальности и теплоты. Шарафеев и Ясельская не тянули одеяло на себя, их диалоги были короткими, но чаще всего удачными, разве что бегущая строка с русским переводом того, что говорили ведущие, отрицала любую возможность импровизации с их стороны.
Вряд ли есть смысл пересказывать содержание каждого концертного номера, их всего было аж 29, а солистов — немногим меньше. Звучали татарские народные песни, композиции Салиха Сайдашева, Рустема Яхина, Джаудата Файзи и других в ярких современных аранжировках в исполнении молодых и талантливых певцов, большинство из которых — ученики Венеры Ганеевой, без которой, как известно, этого проекта не было бы.
Участница второго сезона «Голоса» Румия Ниязова, пожалуй, была одной из самых привлекательных участниц «Yзгәреш җиле»
Слухи о том, что татарская классика будет «обезображена» до неузнаваемости музыкальным руководителем проекта Эйленкригом и его командой, к счастью, не нашли подтверждения. Хотя кого-то и могла удивить, к примеру, песня «Көтәм сине» («Жду тебя») Сары Садыковой в исполнении Илюсы Хузиной, сделанная в стиле танго. В эти минуты выручал знаменитый баянист Айдар Гайнуллин, который на проекте, очевидно, был главным хранителем «татарского моң» и уже в следующем номере своими красивыми соло возвращал все на круги своя.
Впрочем, у каждого из зрителей были свои фавориты. Например, глава «Татмедиа» Айрат Зарипов буквально «рубился» на своем месте в партере во время зажигательного выхода Раяза Фасихова с народной песней «Ашхабад». А мэр Казани был явно впечатлен участницей второго сезона «Голоса» Румией Ниязовой. После ее номера «Утыр эле яннарыма» Метшин по-молодецки подсвистнул и закричал «браво», пожалуй, одной из самых привлекательных участниц «Yзгәреш җиле». Кстати, Шаймиев здесь же, в VIP-ложе, редко выпускал из рук листочек с программой фестиваля, с интересом изучая имена артистов. А вот Мухаметшина после перерыва здесь уже не было
Впрочем, свидетелем абсолютного триумфа в первом отделении Алины Шарипжановой был и глава республиканского парламента. Одна из самых известных артисток проекта исполнила татарскую народную песню «Гөлҗамал», показав настоящие чудеса вокальной техники.
Алина Шарипжанова (на фото с Ильнаром Мирановым) исполнила татарскую народную песню «Гөлҗамал», показав настоящие чудеса вокальной техники
«У меня были большие сомнения, когда я шел на концерт. Потому что были разные мнения в СМИ и вообще. И это хорошо. Значит, люди думают, размышляют, это очень положительный момент. Но то, что я видел в первом отделении, оказалось лучше, чем я ожидал, — рассказал в антракте „БИЗНЕС Online“ депутат Госсовета РТ Разиль Валеев. — Особенно мне понравилась песня Алины Шарипжановой».
ТРУБА ВАДИМА ЭЙЛЕНКРИГА РАСТРОГАЛА РАЗИЛЯ ВАЛЕЕВА
При этом Валеев оказался единственным из наших собеседников, высказавшим и критические соображения: «Если бы все песни были на таком уровне (как у Шарипжановой — прим. ред.), я бы поддержал это двумя руками. К сожалению, некоторые артисты занимаются самопиаром. Они хотят показать не песню, а себя, свою одежду, свою походку, свою красоту. Это тоже неплохо, но на первом месте должна стоять песня, ее глубина, ее философские мысли. К тому же, некоторые исполнители ударения неправильно ставят, татарское произношение не очень четкое...». И добавил: «В основном здесь выступают выпускники Института культуры и искусств. Это говорит о том, что у нас консерватория должна более активно работать в вопросе подготовки татарских певцов...»
Впрочем, что касается одежды, то тут вряд ли можно винить артистов. Показалось, что не всем концертные костюмы из дорогих бутиков Курбановых были подобраны удачно
Впрочем, что касается одежды, то тут вряд ли можно винить артистов. Показалось, что не всем концертные костюмы из дорогих бутиков Лины и Рамиля Курбановых были подобраны удачно. Так, образ звезды Голливуда откуда-то из 30-х со шляпой в придачу отчасти отвлекал от яркого и очень индивидуального вокала Максуда Юлдашева, а особенно не повезло Ильнару Миранову. Насколько блестяще он пел — сначала сольно, а потом в дуэте с Шарипжановой, настолько же несуразно выглядели его кожаные штаны и куртка.
Впрочем, автор слов песни «Зәңгәр томан» Ренат Харис, напротив, остался очень доволен: «Что касается исполнения моей композиции, по сути дела, я впервые услышал ее так, как сам задумывал. Это мужская песня, а до сих пор ее исполняли только дамы, они думали, что это их песня. А я писал ее от мужского имени. „Синең хисең — зәңгәр томан“ — „Твои чувства для меня как синий туман“. Женщина не может так откровенно признаваться. Поэтому мне показалось, что это весьма интересно, неожиданно и по-мужски».
Сольный номер трубача Эйленкрига в инструментальной версии «Адриан дингез» — высший пилотаж
Главным же триумфатором фестиваля можно назвать симфоджаз-оркестр и его руководителя Эйленкрига. Кому-то не нравилось, что московский джазмен получил немалые деньги за участие в проекте, кому-то — что за музыкальную часть фестиваля отвечает человек с нетатарской фамилией. Но в данном случае на «Yзгәреш җиле» можно было прийти только ради роскошных музыкантов, которые вытягивали номер, даже если вокалист, да и сама песня не были столь блистательны. А сольный номер трубача Эйленкрига в инструментальной версии «Адриан дингез» — это был просто высший пилотаж. «Мне очень понравился последний номер перед перерывом „Адриатическое море“ Салиха Сайдашева. Прекрасная интерпретация, очень хорошая аранжировка», — растаял даже суровый Валеев.
Что же мы имеем в сухом остатке? «Yзгәреш җиле» уже сейчас можно считать успешным «проектом Минниханова», который будет продолжаться. «На самом деле хотелось, чтобы не только в пределах Татарстана нашу музыку знали, нашу эстраду знали, наших артистов знали. И мне кажется, вот эта задача решается. Здесь, конечно, наш оперный театр и его руководитель Рауфаль очень много сделали, и я уверен, что это движение „Yзгәреш җиле“ будет и дальше продолжаться. Я сам оцениваю очень позитивно, мне пока все нравится. Продолжение обязательно будет», — сказал он в перерыве.
Чем ответят на эстетический вызов нынешние влиятельные деятели из мира татарской эстрады? Спишут успех «Yзгәреш җиле» на большие вложенные деньги или все-таки задумаются над самими подходами?
Должно ли это продолжение быть вновь в духе «Старых песен о главном»? Думается, что нет. Как заметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» уже после концерта один высокий татарстанский чиновник, имеющий вес в культурном мире, теперь, после того как публика увидела талантливых молодых татарских певцов, нужно показать миру и талантливых местных авторов. Другой вопрос, чем ответят на эстетический вызов нынешние воротилы. Спишут успех «Yзгәреш җиле» на большие вложенные деньги или все-таки задумаются над самими подходами?
Породит ли «Ветер перемен» заказанную Миннихановым «культурную революцию» или так и останется качественным, хорошо сделанным, но локальным концертом? Тут многое зависит от того, как будет использовано наследие фестиваля, уйдет ли оно, что называется в народ? Трех концертов в Казани и Москве (в Кремлевском дворце шоу можно будет посмотреть 4 декабря), как и обещанной трансляции на ТНВ, для этого, конечно, не достаточно. Для начала хотелось бы, чтобы хотя бы один номер набрал энное количество просмотров в YouTube (пока что ни одного полноценного видео в соцсети даже не запущено). Пока же можно констатировать, что Мухаметзянов получил колоссальный кредит доверия, а «Yзгәреш җиле» вполне может стать третьим полновесным брендом оперного театра наряду с выдыхающимися Шаляпинским и Нуриевским фестивалями.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 249
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.