Машины за госсчет будут обслуживать не только президента в отставке, но также экс-премьера и экс-спикера Госсовета РТ, а заодно их супругов и детей. Проект такого постановления кабмина появился на сайте минтранса РТ после протеста прокуратуры о пробелах в правовом регулировании. «БИЗНЕС Online» выяснил, какие еще льготы полагаются отставным функционерам высшего звена.
Кабмин РТ намеревается уточнить порядок предоставления персональных машин первым лицам республики. Соответствующий проект постановления предстоит подписать Ильдару Халикову
ВОДИТЕЛЬ — ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ СЕМЬИ
Кабмин РТ намеревается уточнить порядок предоставления персональных машин первым лицам республики. Соответствующий проект постановления, которое предстоит подписать премьеру Ильдару Халикову, опубликован на официальном сайте минтранса РТ в разделе «Независимая антикоррупционная экспертиза». Документ утверждает порядок транспортного обслуживания для премьер-министра и спикера Госсовета РТ, а также членов их семей. Причем не на время исполнения ими полномочий, а после отставки. Цель сформулирована просто: «Предоставление им дополнительных госгарантий».
Понятно, что на данный момент речь может идти только о семьях самого Халикова, чья подпись должна будет стоять под документом, и Фарида Мухаметшина. Им, а также их семьям проект постановления без каких-либо ограничений по срокам, то есть пожизненно, гарантирует «персональное закрепление легкового автомобиля с персональным водителем» от ГБУ «Хозяйственное управление при кабинете министров Республики Татарстан».
Как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минтранса РТ, проект постановления разработан в соответствии с законом «О государственных должностях Республики Татарстан», который был принят еще в 2006 году. Действительно, в этом законе есть ст. 13.1, где описаны гарантии лицам, прекратившим исполнение полномочий премьер-министра и спикера Госсовета РТ, а также членам их семей, где среди прочего есть и пункт о транспортном обслуживании. К слову, льготы распространяются только на тех отставников, кто пробыл на посту хотя бы один полный срок. Или же — по-своему трогательный момент — получающих пенсию по инвалидности. К числу членов семьи, имеющих право на льготы, в законе причислены супруги, несовершеннолетние дети и дети-инвалиды (независимо от возраста), а также дети-студенты, но не старше 23 лет.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» знакомый с ситуацией источник, проект постановления появился не в связи с планами об уходе кого-то в отставку, а по требованию прокуратуры РТ, где обратили внимание, что закон есть, а до конца прописанного механизма его исполнения не было. В прокуратуре РТ, впрочем, заметили: представление касалось многих пробелов. «В начале года прокуратурой республики в региональное министерство транспорта было внесено представление в связи с так называемой пробельностью в правовом регулировании, то есть отсутствием необходимых подзаконных актов, — пояснил «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. — Однако вопрос о транспортном обслуживании бывших чиновников надзорным ведомством в представлении не ставился».
Премьер-министру и спикеру, а также их семьям проект постановления без каких-либо ограничений по срокам гарантирует «персональное закрепление легкового автомобиля с персональным водителем»
ПЕНСИИ, ГОСДАЧИ, СПЕЦВЯЗЬ, VIP-ТЕРМИНАЛЫ
Отметим, что сама идея об отдельных дополнительных гарантиях премьер-министру и спикеру Госсовета РТ возникла не сразу. В первоначальном тексте закона 2006 года речь шла о носителях всех госдолжностей, которых в Татарстане около трех десятков. Тут и депутаты, и министры, и вице-премьеры, и аудиторы Счетной палаты, и глава ЦИК, и уполномоченные по правам человека, ребенка и предпринимателей.
И у них, к примеру, есть доплаты к пенсии, которые зависят от срока, который чиновник провел в своем кресле. Даже год работы дает право на пожизненную выплату 45% денежного вознаграждения по соответствующей должности. А труд высокопоставленного государственного мужа на благо населения в течение 3 - 15 лет дает право на 70%. И в любом случае сумма доплаты будет не меньше, чем фиксированная выплата страховой части пенсии по старости. Кроме того, они пожизненно имеют право на медицинское обслуживание себя и членов семей (этот порядок определяется кабмином РТ). Им выплачивают 10 окладов при увольнении на пенсию, и один раз за все время госслужбы чиновнику положена субсидия на покупку жилья.
В том же законе за подписью Минтимера Шаймиева отдельным разделом расписаны льготы для бывших президентов. Во-первых, им полагается пожизненное содержание в размере 80% от того, что получают на жизнь действующие главы республики. Также бывшему президенту полагается госдача, охрана, 10-кратное выходное пособие, спецсвязь и транспортное обслуживание, медицинское обслуживание, правовая защита, а также возмещение расходов при пользовании VIP-терминалами в аэропортах и на вокзалах. В случае его смерти родственникам полагается 12-кратный президентский оклад единовременно, а также ежемесячное денежное пособие. Плюс за ними сохраняется медицинское обслуживание и служебный транспорт.
Льготами для экс-премьеров и бывших спикеров законодатели РТ озаботились позднее — в 2011 году, то есть уже при Рустаме Минниханове. В отличие от бывшего первого лица, премьеру и спикеру не полагается госдача, спецсвязь и охрана. В остальном льготы те же — ежемесячная прибавка к пенсии в размере 80% прежнего оклада, а при выходе на пенсию — 10-кратная зарплата, телефонная связь, служебный транспорт. Возмещаются расходы по пользованию залами для официальных лиц в аэропортах и на вокзалах. Льготы членам семьи — те же, что и у президента.
В последний раз закон уточняли не так давно — на сессии Госсовета РТ в мае 2016 года. Тогда разделы о допгарантиях ужесточили, лишив бывших функционеров льгот, если они теряют кресло при отрешении от должности в связи с должностными преступлениями.
В законе за подписью Минтимера Шаймиева отдельным разделом расписаны льготы для бывших президентов
СКОЛЬКО СТОИТ АВТО С ВОДИТЕЛЕМ?
Во сколько обходится бюджету транспортное обслуживание одного отставного VIP'а? Для сравнения приведем, к примеру, рынок аренды автомобилей (каршеринг). Взять напрокат машину класса Volkswagen Tiguan в Казани можно примерно за 60 тыс. рублей в месяц — правда, без водителя, бензина и техобслуживания. Суточная аренда стоит 4 тыс. рублей.
С водителем же цены исчисляются миллионами. Напомним, что, кроме собственно чиновников, транспортом обеспечивают депутатов Госдумы РФ. Во время их работы в Татарстане для депутатов арендуют автомобили.
Например, экс-депутат Госдумы, коммунист Виктор Пешков в 2014 году пользовался услугами ООО «ТСК «Дизель» на сумму 1,9 млн. рублей. В том же году фирма выиграла контракт на обслуживание для коммуниста Василия Лихачева на 1,9 млн. рублей. А Альфия Когогина в 2015 году прибегла к услугам не чужого ей предприятия ПАО «КАМАЗ», которое за 1,9 млн. рублей обеспечило ей аренду 272-сильного автомобиля Mercedes-Benz S 350 4Matic. В марте 2016 года в госзакупках обнаружился тендер на транспортное обслуживание депутата Госдумы от Татарстана Александра Сидякина — за 100 тыс. рублей в месяц его возит Mercedes. ООО «Лайфтур» возит также депутата Марата Бариева на ту же сумму — 1,2 млн. рублей за BMW X5 в год.
Понятно, что такие суммы депутаты не выкатывают — оплата производится по факту поездок, и ежемесячная сумма может оказаться в разы ниже — она почасовая. Например, 10 февраля минюст опубликовал заявку на аренду машины для депутата Госдумы, ныне главы комитета по делам национальностей Ильдара Гильмутдинова. ООО «Капитал» предоставил депутату Госдумы от Татарстана в аренду на год автомобиль Mitsubishi Pajero 3,0 LWB с мощностью двигателя 178 л. с. Стоимость аренды в час — 750 рублей. А казанское ООО «Роял Хаус» выполняет 8 госконтрактов, и все заключены с минюстом РТ на аренду легковых автомобилей на общую сумму 15,2 млн. рублей.
Кроме собственно чиновников, транспортом обеспечивают депутатов Госдумы РФ. Во время их работы в Татарстане для депутатов арендуют автомобили
«БЫЛО ВРЕМЯ, КОГДА РУКОВОДИТЕЛИ ГОВОРИЛИ: «ВЫБЕРИТЕ — БУДУ НА ТРАМВАЕ ЕЗДИТЬ»
Надо ли обеспечивать «золотой парашют» для чиновников пониже президента и почему этот вопрос возник сейчас? С этим вопросом «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.
Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор КНИТУ-КАИ:
— Не знаю, значит ли это то, что кто-то собрался на пенсию! Мухаметшину 70 лет еще нескоро, тем более Минниханову... А насчет автомобилей с водителем — президенту — да, можно, а вот премьеру и спикеру, я считаю, не нужно личных автомобилей. Сейчас не номенклатурное время, сейчас каждый из членов номенклатуры имеет право на частный автомобиль, собственный. Каждый сам может купить и ездить за рулем, кто-то из родных их может подвозить. Зачем им водитель?
Сказать, конечно, что они не заслужили, нельзя. Они заслужили, работали много же лет. Никто не спорит. Вот только автомобиль с водителем — очень большие расходы. Я считаю, что нужно закрепить в законе все их не привилегии, а права и ответственность после ухода на пенсию. Не нужно им автомобиля. Было время, когда руководители говорили: «Выберите меня в депутаты — буду на трамвае ездить». Представляете, как наш бывший ректор будет ездить с Большой Красной на Карла Маркса? Трамвайную ветку к нему подведут, и он будет ездить на трамвае. Так что никто не спорит, что им нужно, пока они работают. А потом на частном автомобиле пусть ездят. То же самое и с дачами, они тоже могут быть своими.
Рушания Бильгильдеева — председатель ТРО «Справедливая Россия»:
— Не думаю, что эти предложения как-то связаны с возможным выходом Фарида Мухаметшина и Ильдара Халикова на пенсию в ближайшее время. И, честно говоря, на сегодняшний день я не вижу альтернативы Фариду Хайрулловичу, не вижу человека, который мог бы быть именно таким эффективным спикером и организатором в Государственном Совете Республики Татарстан. Я сама присутствую на заседаниях и вижу, как он порой «вытаскивает» эти заседания, помогает решать острые вопросы...
По поводу же закрепленных персональных автомобилей я категорически против. Я думаю, что за время работы у первых лиц наверняка появились свои личные автомобили. И, наверное, на пенсии они сами смогут сесть за руль, съездить на рынок, а заодно посмотреть, какова ситуация на дорогах. А может быть, и воспользоваться общественным транспортом, как это я иногда делаю. Потому что мне интересно, как люди ездят в автобусах, о чем говорят. И в метро посмотреть, насколько сегодня востребован общественный транспорт, поэтому я против этого предложения. Наши люди этого не поймут. Уровень жизни сегодня низкий, люди обозлены. Такое решение вызовет только негативные эмоции в адрес столь уважаемых людей нашей республики.
Руслан Зинатуллин — председатель регионального отделения партии «Яблоко» в РТ:
— К такого рода предложениям я отношусь негативно. В условиях кризиса, когда сокращаются рабочие места и зарплата, делать это просто некорректно. Я еще понимаю, когда за президентом Российской Федерации, который уходит в отставку, может быть сохранен персональный автомобиль с водителем. Но сохранять транспорт за спикером Госсовета и за премьер-министром одного из регионов России уже излишество. Тем более что и пенсии у них будут достаточно неплохие. Это просто полное бесстыдство.
Чем все это вызвано, я могу предположить. Во-первых, наша власть на себе никогда не экономила и вряд ли будет экономить в дальнейшем, если только ее не заставлять, в том числе и на выборах, голосуя за кандидатов, предлагающих, чтобы чиновники зависели от народа. Вопрос же выхода на пенсию Мухаметшина обсуждается уже давно. Насколько я знаю, его хотели отправить на пенсию перед последними выборами в Госсовет РТ. Было соглашение, что если Мухаметшин уходит, его сына ставят главой Нацбанка. Но наш Нацбанк стал филиалом Поволжского банка, не стал таким зависимым от республиканских властей. Тогда сына Мухаметшина захотели сделать одним из зампредов банка, но количество замов было сокращено и места ему не досталось. История кончилась тем, что сына Мухаметшина не поставили руководителем, а самого Мухаметшина в качестве компромисса оставили в спикерах еще на один срок. Поэтому я думаю, что у Мухаметшина это последний срок в должности председателя Госсовета РТ, ведь он уже достаточно пожилой. И вообще, средний возраст в нашем республиканском парламенте достаточно велик, надо омоложать наш депутатский корпус.
Марсель Шамсутдинов — экс-лидер регионального отделения партии «Парнас»:
— Может, мы их просто пожизненно оставим председателями Госсовета и президентами (смеется)? Ну что я могу сказать, это, наверное, неполиткорректно, но маразм крепчает. Это если без матерных выражений. Чиновники и дальше хотят оставаться во власти и пользоваться всеми благами за наш с вами счет, за счет налогоплательщиков. Это касается машин, квартир, персональных водителей, служанок, секретарей, и что там еще положено?
Жил я как-то в одном доме с одним высокопоставленным родственником при хорошей должности. Замечательный человек, очень демократичный. Я свой джип самостоятельно чистил от снега, а его выезжал из теплого гаража с двумя водителями, так что он этим не страдал. Я свою квартиру купил за приличную сумму долларов в 98-м году. У меня на четвертом этаже была квартира, а у него на первом и втором, то есть в два раза больше. У меня было 174 квадратных метра, а у него — 348. Он получил это бесплатно, вот все за власть и держатся. Чиновники хотят вечно быть у власти, хотят не только формально этой властью обладать, но и неформально. Нехорошо. Я как налогоплательщик не согласен.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 264
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.