В высокий курортный сезон в этом году Крым посетило порядка 5 млн. туристов, большинство из которых, конечно же, составили россияне. Кто из нас не делился собственными впечатлениями, не слушал рассказы друзей или не читал путевые заметки о лете на крымском побережье. Но как живет полуостров глубокой осенью? Об этом рассказывает сотрудник «БИЗНЕС Online» Алия Сафиулина, выбравшая для своего турброска на юг страны неожиданное время года.
Вид на Крымский полуостров из иллюминатора
ОБИДЧИВЫЕ СИМФЕРОПОЛЬСКИЕ ТАКСИСТЫ
Признаюсь сразу: увидеть Крым мне никогда особенно не хотелось, тем более пугала такая перспектива летом, поскольку жару моя северная натура совсем не переносит. Идея познакомиться с известным теперь на весь мир полуостровом пришла-таки полгода назад после восторженных отзывов друзей, да и частое упоминание Крыма в связи с последними событиями сыграло не последнюю роль.
Итак, дорога. Ехать было решено с пересадками: до Москвы — на поезде, а оттуда самолетом до Симферополя. Единый билет, включающий в себя проезд на поезде до Анапы, а дальше — переправу на пароме и автобус, показался слишком суетным и долгим. В итоге до места назначения — Ялты — добрались из Казани менее чем за сутки. Билеты стоят не так уж и дорого — 3,8 тыс. рублей в одну сторону.
Симферополь встретил нас пронизывающим холодным ветром и небольшим, но новеньким аэропортом. Внизу у трапа пассажиров ждал автобус, правда, непонятно зачем: от самолета до входа в аэропорт надо было пройти 100 метров. Хочешь попасть в город — прорвись через стаю местных «чаек», то бишь водителей-частников, жаждущих доставить тебя в Симферополь, Севастополь или Ялту. Вежливые отмашки типа «Нет, спасибо» действуют на них слабо, и приходится практически бежать до уже заказанного заранее такси, слыша брошенные в спину реплики о том, какие туристы, да и вообще люди, невежливые пошли.
Дорога из Ялты в Севастополь
Из Симферополя предстояло добраться в Ялту. Благо автовокзал столицы Республики Крым функционирует исправно, и добраться до Ялты не составило труда: для этого нужно было 150 рублей и полтора часа времени. В 5 - 6 вечера в Крыму уже темно, но трасса пролегает параллельно Черноморскому побережью: поверьте, зрелище завораживающее. В темноте лишь угадывается силуэт моря, покрытого туманом, а весь берег усыпан огоньками горящих окон и фонарей. Честно говоря, в этот момент Крым был больше похож на альпийскую деревеньку в канун Рождества, чем на южный полуостров-курорт.
И вот мы прибыли на ялтинский автовокзал. Там же нас встретил отряд таксистов: оказалось, что с ними вполне можно торговаться и сбить цену в два раза. Разговорчивый колоритный дядечка, сетовавший на дороговизну местных фруктов, примчал туристов к заранее заказанным апартаментам в 300 метрах от набережной, где нас встретил их хозяин. Жилье представляло собой небольшую 2-комнатную квартирку с санузлом. Сказать по правде, фотографии на сайте онлайн-сервиса для бронирования жилья для туристов были совсем другими, но ни желания, ни сил предъявлять претензии не было, да и в апартаментах было все, что нужно, тем более что за три дня проживания мы заплатили всего 4,6 тыс. рублей за двоих.
БЕЗ ЗАЛДОСТАНОВА НЕ ОБОШЛОСЬ
После трехдневного насыщенного пребывания в Ялте, о котором я расскажу в следующей части своего обзора, мы двинулись в Севастополь. Ехать на автобусе около двух часов, но время пролетает незаметно, потому что на этот раз за окном яркое солнце и прекрасные виды. Как уже было сказано выше, трасса идет вдоль берега: мы проехали и Ливадию, и Гаспру, и Симеиз, и Форос. Из автобуса панорама открывается просто замечательная: слева — зелено-синее побережье с отвесным берегом, на котором, собственно, и находятся поселения (блочные серые пятиэтажки притаились и здесь — нелепое зрелище на фоне яркого моря, буйной зелени и аккуратных маленьких домиков), в том числе и дворцы эпохи Российской Империи, справа же цепь Крымских гор сменяет огромные виноградники, которые, как мне сказали, очень серьезно охраняются в период плодоношения. По трассам Крыма расставлены билборды с фотографией Владимира Путина и какой-нибудь его цитатой о полуострове, возвещающей о его присоединении к Российской Федерации.
Набережная Ялты
Сюрпризом стала находившаяся на подъезде к Севастополю близ горы Гасфорта павильон-локация, где проходят известные байк-шоу (во славу России, конечно!), последнее носило название «Ковчег спасения», где выступали маститые рокеры, многие еще из 90-х (Ольга Кормухина, Вячеслав Бутусов, группы «7Б», «Кипелов» и другие). Сами организаторы характеризовали сие действо как «масштабный трюковой, пиротехнический, музыкальный экшн». А идейным вдохновителем и организатором этих мероприятий является основатель и лидер старейшего в РФ байкерского клуба «Ночные волки» Александр Залдостанов, более известный под прозвищем Хирург, с недавних пор ставший приближенным к олимпу власти.
Севастополь — город-трудяга, город военной славы, город-порт. Это видно сразу, как только въезжаешь в него: тут нет праздности и неторопливости Ялты, никто назойливо не предлагает сфотографироваться с шиншиллой. Авто- и железнодорожный вокзалы находятся, как и в Симферополе, совсем рядом. По городу ездят автобусы, маршрутки и троллейбусы, и цена проезда везде разная. Больше всего порадовал троллейбус, проезд в котором стоит 10 рублей, да еще и сам билетик выглядит как маленькая сувенирная открытка. Маршрутки и автобусы примчат вас в нужное место по цене от 15 до 20 рублей, проезд оплачивается по принципу «передайте, пожалуйста», от чего в Казани мы уже успели давно отвыкнуть.
«По трассам Крыма расставлены билборды с фотографией Владимира Путина и какой-нибудь его цитатой о полуострове, возвещающей о его присоединении к Российской Федерации»
10 ЧАСОВ В АВТОБУСЕ СЕВАСТОПОЛЬ — КРАСНОДАР
Пробыв в Севастополе два дня (прекрасных два дня!), я отправилась в Краснодар погостить к родственникам. У меня было два варианта: на самолете примерно за 4 тыс. рублей и 2 часа или на автобусе за 1,6 тыс. и 10 часов. Выбрала второй вариант, лелея надежду напоследок насладиться видами из окна, пускай и ночными, да и чего уж там, чтобы сэкономить, предвкушая все «прелести» ночного сидячего путешествия. Итак, я еще раз прогулялась по Севастополю и отправилась на автовокзал. К слову, при покупке билета обязательно нужен был паспорт. Как выяснилось, это обязательное условие для тех, кто едет на Украину или большую землю России, и условие это не для галочки: при посадке на автобус и паром, стоимость которого включена в проездной документ, контролеры с фонариком в руке сверяли данные паспорта и билета.
«Севастополь — город-трудяга, город военной славы, город-порт»
Из Севастополя наш автобус выехал в 17:30, делая остановки на автовокзалах Бахчисарая, Феодосии и Керчи. В последней мы оказались в 12 ночи, и мирно спящий автобус разбудил водитель, зычным голосом попросив достать документы. Когда мы подъехали к переправе, у нас забрали паспорт для получения талона на паром (было немного неуютно, правда, через 5 минут водитель хорошо поставленным голосом военного, как на плацдарме, нарек меня СафиулИной и отдал паспорт), нас вытрясли из автобуса с абсолютно всеми вещами, с которыми мы должны были пройти досмотр. И вот, представьте: глубокая ночь, ледяной морской ветер, падающие пакеты и сумки и сонные пассажиры, не совсем понимающие, что происходит и куда идти.
Честно, в очереди на досмотр, в которой, вопреки мрачным настроениям, пришлось простоять всего 20 минут (несмотря на то, что работники продолжали славные традиции «Пятерочки», и вместо пяти пунктов работало 1,5), я ощущала себя беженцем на границе с какой-нибудь европейской страной. Благо в заветном пункте быстро и слаженно работают вежливые женщины, так что вся процедура заняла каких-нибудь пару минут. Потом нас снова погрузили в родной автобус и завезли на паром. По технике безопасности пассажиры должны подняться на закрытую палубу, которая оказалась вполне уютной, с мягкими сидениями и столами. Там же работал буфет, где можно было попить чай вприкуску с каким-нибудь пирожком. Особо любопытные вышли на открытую палубу, чтобы посмотреть на ночное море, и я в том числе. За паромом, как рыбы-прилипалы, почему-то летела довольно большая стая чаек — непонятно, на что они рассчитывали, но зрелище было странное и необычное. Долго простоять на палубе не смог никто, потому ветер сбивал с ног и заставлял держаться за любые железки, но уходить совсем не хотелось: бездна ночного холодного моря не отпускала.
«В Севастополе нет праздности и неторопливости Ялты, никто назойливо не предлагает сфотографироваться с шиншиллой»
Наконец мы погрузились назад в автобус и выехали из парома. Первое, что мы увидели, — (о, цивилизация!) Сбербанк. Сразу почувствовала себя дома, потому что никаких российских банков на территории Крыма нет, а снять в местных терминалах можно лишь с комиссией 100 рублей, причем любой крымский банкомат нагло врет и утверждает, что никакой мзды за свою услугу не возьмет. Увидев эту милую сердцу картину, я счастливо заснула и проснулась уже в Краснодаре в 5:30, ощутив облегчение, которое испытывает путник, оказавшийся на родине.
В следующей части своего обзора я расскажу о самом интересном гастрономическом чуде последнего времени, встретившемся в столовой города Севастополя, чем труден подъем на гору Ай-Петри, о прекрасном Херсонесе и что можно из него вынести.
Алия Сафиулина
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.