Руководители республиканских музыкальных каналов признаются, что предпочитают ставить в эфир клипы Асхата Дебер Шатыра поздним вечером, так как получают письма возмущенных зрителей, которые считают, что такой музыке не место на татарской эстраде. В интервью «БИЗНЕС Online» вице-чемпион СССР по бодибилдингу Асхат Дебер Шатыр рассказал об отношении к критике в собственный адрес, секрете своей молодости и тонкостях местного шоу-биза.
Асхат Дебер Шатыр
«ЕСЛИ БЫ ПОЯВИЛСЯ ЧИНОВНИК, КОТОРОМУ НРАВИЛИСЬ БЫ МОИ ПЕСНИ, ТО И Я ВХОДИЛ БЫ В ЭТУ МУЗЫКАЛЬНУЮ ЭЛИТУ»
— Асхат, практически под каждой публикацией о татарской эстраде в «БИЗНЕС Online» обязательно появляются комментарии, касающиеся вашего творчества. У наших читателей оно вызывает неоднозначную реакцию.
— Начнем с того, что я не певец. Я спортсмен, у которого есть творческое хобби. Кто-то собирает марки, кто-то рыбачит, а я пою. А так, конечно, хорошо, что вспоминают, упоминают, значит, вызываю эмоции, а это лучше, чем равнодушие. То, чем я занимаюсь, отличается от того, что привыкли видеть на татарской эстраде. Я не воспитывался на татарской музыке, я далек от татарской народной музыки, хотя сам татарин, рос в деревне. Я слушал группы «Воскресенье», «Круиз», Константина Никольского, поклонник Сосо Павлиашвили.
А вот когда был совсем молодым, то проводил все свободное время в спортзале, тогда слушать музыку и вовсе не удавалось. Видимо, поэтому нет у моей души потребности в так называемом татарском мон. Нет у меня его, я от него далек. Ну а нужен он или нет — это дело вкуса и потребности на конкретный момент прослушивания музыки.
— На татарской эстраде есть когорта тех, кто участвует в престижных фестивалях, правительственных мероприятиях, ездит за рубеж. И есть те, кто собирает Дома культуры в городах и селах республики.
— Я ни там, ни здесь не участвую. Читал, что те, кто выступает на правительственных мероприятиях, называют себя элитой. Ну если человек о себе такого мнения, то это, пожалуй, не очень-то хорошо. Я всю жизнь профессионально занимаюсь спортом, но при этом не могу назвать себя суперспортсменом. Мои достижения — это победы в различных соревнованиях не только в Татарстане, но и в СССР, в России. В музыке то же самое, ты должен участвовать и побеждать на конкурсах, выступать не только в Татарстане. Вот татарские звезды наши пусть попробуют в «Голосе» выиграть как минимум...
— Ну как же, в первом сезоне победила Дина Гарипова, финалисткой стала Эльмира Калимуллина. И дальше были певцы из Татарстана.
— Участвовать можно. И вы можете там поучаствовать, и я тоже могу. Я имею в виду певцов конкретно татарской эстрады. Дина и Эльмира не считают себя элитой татарского шоу-бизнеса и к татарской эстраде мало имеют отношения. Да и дело вовсе не в этом. Есть пять-шесть артистов, которым симпатизируют чиновники, вот они считают, что раз они поют для них, то они элита. Если бы появился чиновник, которому нравились бы мои песни, то и я входил бы в эту музыкальную элиту (смеется).
— Но вас не задевает, что критикуют ваши песни, нелестно отзываются, а клипы на музыкальных каналах показывают только поздно вечером?
— Я абсолютно не расстраиваюсь. Да, меня постоянно обсуждают, ругают: «Что за ерунда, что это такое?! Мы живем в Татарстане, а тут одни бикини на экране». Тут имеются в виду мои клипы: «Килче, килче яныма», «Мэхэббэт-бомба», «Безнен жэй», которые сняты на пляжах. Это летние видео, на которых люди отдыхают, загорают, купаются. Ну что я на пляж в фуфайке должен выходить, а девушек в паранджу заставить одеться? (Смеется.) Очень много задают вопросов об этом, особенно бабушки.
Но, извините, в сериалах, которые они смотрят, где порой показывают такие сюжеты и откровенные сцены, где плетутся интриги, заговоры, а у героев есть по несколько любовников. Это нормально? Я же не пропагандирую разврат. Люди отдыхают, это красивые тела, лето, воспоминания о нем. Не более того. В своих клипах я даже использую материал, отснятый во время семейного отдыха. Я снимаю красивые места, красивых людей и использую в видеоряде. При этом не претендую на звание татарского артиста, а просто пою современную танцевальную музыку на родном татарском языке. Да, в моей музыке не прослеживается татарский менталитет, нет мелизматики, мон, баянов и т. д. Просто пою так, как мне нравится, и ту музыку, которая нравится мне. А свое творчество я абсолютно никому не навязываю, если вам нравится — здорово, слушайте. Музыка — это моя отдушина, в процессе работы над которой я получаю огромное удовольствие.
— Вы можете сказать, что нужно сделать, чтобы угодить татарскому слушателю?
— Только теоретически. К великому сожалению, сегодня татарскому народу в основной своей массе не нужна культура в классическом ее понимании, я понял это давно. Ему нужны развлечения, нужны шутки ниже пояса. Почему у нас востребованы некоторые эстрадные артисты, успеха которых многие не понимают? Потому что они дают народу именно то, что народ хочет, — взрывных шуток и эмоций.
«У МЕНЯ ЗА ПЛЕЧАМИ БЫЛ ХОРОШИЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ, Я ВЫИГРЫВАЛ ОДНИ СОСТЯЗАНИЯ ЗА ДРУГИМИ»
— Вы действительно профессиональный спортсмен, вице-чемпион СССР по бодибилдингу...
— Да, я посвятил свою жизнь спорту. Я двукратный чемпион СССР по самбо и бронзовый призер России по бодибилдингу, мастер спорта. На днях, кстати, я был в судейском составе на открытом турнире сети фитнес-клубов по пляжному бодибилдингу. Так вот когда меня объявляли, мастер спорта СССР, на меня все так, недоумевая, смотрели, мол, что за бабай там сидит, он что, еще в Советском Союзе жил.
Вообще, я занимаюсь не только бодибилдингом, это направление довольно новое. С третьего класса я занимаюсь борьбой, занимался этим профессионально 18 лет. И, как в любом виде спорта, в борьбе есть предел, когда возраст не позволяет бороться и ты переходишь на что-то другое, на поддержание физической формы, в частности, на бодибилдинг. Правда, раньше это называлось атлетической гимнастикой, затем культуризмом, ну а потом уже красиво — бодибилдинг, строительство тела.
— Есть примеры, когда спортсмены становятся актерами, причем их немало. А вот чтобы спортсмен запел, я знаю только одного — вокалиста немецкой группы Rammstein Тиля Линдеманна, который был профессиональным пловцом.
— Есть еще примеры. Если вы смотрите «Голос», там участвует Торнике Квитатиани — мастер спорта по вольной борьбе, член сборной России. И он уверенно идет к победе на шоу. Он сам из Грузии. Мне он очень нравится.
Что касается меня, пожалуй, все так отвечают, но пел я всегда. Когда был совсем молодым, средств и времени заниматься пением не было. Начал петь на публику 15 лет назад. Я записал песню «Айгуль», которая была написана для моей супруги ко дню свадьбы. Мне посоветовали отдать песню на «Татар радиосы», и она пошла в эфир. После меня стали приглашать на концерты, но какие выступления с одной-единственной песней?
— Помните свою первую спортивную победу?
— Все началось с секции борьбы в третьем классе в деревне Долгий Остров в Чувашии. Спортзал был достаточно маленький, но я практически жил там. С утра школа, потом домой помогать родителям, а после спортзал. Я знал, что там меня ждет мой тренер, уже покойный Араев Гилячетдин. Я очень и очень ему благодарен. Он возил меня по всем соревнованиям, и к седьмому классу я уже выступал на молодежных соревнованиях и спартакиадах школьников Советского Союза, где впервые и стал чемпионом союзного уровня. Для мальчишки из деревни, в которой всего 200 - 300 домов, поездка в большие города была чем-то невероятным.
А далее, когда меня призвали в армию, попал в пограничные войска на Дальнем Востоке. Ну а в армии как, если занимался спортом до этого, то участвуешь во всех соревнованиях. И так как у меня за плечами был хороший соревновательный опыт в вольной борьбе, я выигрывал одни состязания за другими, в том числе и чемпионат Дальнего Востока и Сибири. Потом в Москве на всесоюзном турнире я стал вторым, и меня оставили служить в спортроте «Москва-Динамо». Я там был единственный иногородний, остальные все москвичи. Вот говорят, что сейчас такая коррупция, в то время было не лучше. В этой спортроте служили одни сыновья генералов, полковников и чиновников.
— Я знаю, что многие удивляются, когда узнают, сколько вам лет — 54 года.
— Да. У меня и мама, несмотря на возраст, 77 лет, очень молодо выглядит. Она слушает танцевальную музыку, слушает мои песни, пляшет и не грустит. Я думаю, это из-за внутреннего состояния, из-за молодости души. Я всегда искренне подхожу к тому, что делаю, в том числе и к своему творчеству, пою то, что нравится мне, не подстраиваясь ни под кого. Петь про деревни, березы, сосны и про увядающую жизнь под баян я не хочу, пока не дорос, видимо, еще. У меня жена часто спрашивает: «Ты когда вырастешь, уже дети тебя переросли» (смеется). Я ей отвечаю: «Мне всегда 25». И мне нравится этот возраст. Внутреннее состояние отражается и на внешности. Надеюсь долго оставаться молодым и бодрым.
«ЕСЛИ КТО-ТО МНЕ СКАЖЕТ, ЧТО ЕГО ПЕСНИ КРУТЯТСЯ В ЭФИРЕ БЕСПЛАТНО, Я ПРОСТО ПОСМЕЮСЬ»
— А кто ваш слушатель?
— Мне интересно делать танцевальную музыку, которая дает хороший настрой. Мне часто в соцсетях пишут, что, когда нет настроения, включают мою музыку и танцуют, что ее очень приятно слушать в момент занятий спортом или уборки по дому. В жизни и так много поводов для раздумий или грусти, думать еще и при прослушивании песен не всегда хочется. Я вижу свое творчество как легкое, позитивное сопровождение по жизни, которое дает энергию для движения. А грустные композиции, от которых хочется рыдать, и без меня споют.
Знаете, за прошедшие 15 лет я выпустил всего 4 альбома и несколько клипов. Объездил практически всю Россию, выступая там, где есть татарская диаспора. Меня, как правило, приглашают в ночные клубы, на татарские тусовки, вечеринки. На концерты — крайне редко. Я не концертный исполнитель, если честно, мне не очень-то и нравится на них выступать. Потому что сидящий зритель — это не для меня. А когда приходишь в клуб, выходишь на сцену, делишься своими эмоциями, то получаешь отдачу в два раза больше. Хочется прыгать, веселиться.
— Псевдоним Дебер Шатыр как появился?
— Дебер Шатыр вообще не литературное слово, и переводить его можно по-разному. Как правило, его используют, когда в жизни происходит нечто необычное, например, когда человек громко говорит, танцует или что-то делает шумно. 15 лет назад все песни с моего первого альбома считались ну очень танцевальными, и — что самое страшное — без баяна, но с серьезными на тот момент ударными и басами, одним словом — дебер-шатыр-музыка. Так и появился псевдоним Дебер Шатыр (смеется).
— Вероятно, вам часто говорят, что вы неформат?
— Да, постоянно. Наши радиостанции «Болгар радиосы», «Курай», «Татар радиосы», когда я только начинал, всегда говорили: «Это неформат». Понимаете, медиаструктуры — это бизнес. И если кто-то мне скажет, что его песни крутятся в эфире бесплатно, я просто посмеюсь. За это время хорошо изучил принципы работы татарской эстрады вплоть до мелочей. Тогда еще продюсер «Барс Рекордс» Фарид Таишев говорил мне: «Ты знаешь, твою музыку будут слушать три процента населения». А я отвечал, что мне будет приятно, даже если ее послушают эти три процента. Буквально через полгода-год, после успешных татарских дискотек, которые я устраивал в «Арене» и «Пирамиде», практически вся татарская эстрада начала переходить на танцевальную музыку.
Знаете, бесплатного сыра в шоу-бизнесе не бывает. Есть два варианта: первый — ты платишь, второй — если не можешь платить, отрабатываешь неоплачиваемыми концертами, голодный, холодный, ездя в автобусах по всей России. Сам через это проходил, из интереса, еще в начале, будучи в составе группы «Дебер Шатыр» с Ильназаром, помню, каково это.
— В начале интервью вы сказали, что не участвуете в сборных татарских концертах. Значит, вы не нуждаетесь в активной концертной деятельности и зарабатываете не музыкой?
— Нет, не нуждаюсь, так как действительно этим не зарабатываю. Поэтому я свободен в творческом выражении, свободен от кассовых сборов. Доход мне приносит другое дело, которым я тоже занимаюсь с душой — я основатель и руководитель студии «Здоровый позвоночник». Я разработал авторскую методику по реабилитации и профилактике заболеваний костно-мышечной системы человека. Проще говоря, восстановление функций позвоночника и опорно-двигательного аппарата после травм, различных заболеваний и операций, а зачастую и вместо операции.
Например, у меня есть клиентка, которую муж привел накануне операции ко мне, поговорив со мной, они приняли решение не идти на операцию, о чем впоследствии не пожалели. На сегодняшний день эта девушка абсолютно здорова, совсем недавно родила очаровательного малыша и забыла о боли в спине совсем. В этой сфере я тоже испытываю огромное удовольствие от благодарностей людей за восстановленную полноценную жизнь. Так как на сегодняшний день 80 процентов населения имеют проблемы с позвоночником, а межпозвонковая грыжа и другие заболевания не приговор. А что касается татарской эстрады, концертами зарабатывают только несколько человек, которые прочно заняли свою нишу на несколько лет вперед.
— На «Татар жыры» вас тоже не приглашают?
— Это коммерческий проект, нацеленный на зарабатывание денег. Я очень хорошо знаю, как формируется «Татар жыры» и сколько стоит, чтобы выступить там, если нет контракта с продюсерским центром «Барс Медиа». Они их, как правило, с певцами заключают на 7 лет. Я не заключал, всегда был самостоятелен, поэтому меня и не было в «Татар жыры», да и цели там выступить никогда не ставил себе. У меня немного другие амбиции, нежели быть лауреатом этого фестиваля именно в такой форме, в какой он существует. Я до сих пор соревнующийся спортсмен, поэтому мне нужны настоящие победы, а не фейковые.
Так вот, заключив такой рабский контракт, певцы имеют мало прав и много обязательств, выступают бесплатно на концертах, организованных продюсерским центром, ездят по всей России, грызя в автобусах «Дошираки» и ночуя в спортзале на матах (смеется). Зато певец становится популярен. Задача «Барс Рекордс» — продвигать своих артистов, чтобы максимально заработать на них. Надо понимать, что это бизнес. В артиста вкладываются деньги, значит, артист должен эти деньги как минимум отрабатывать. Может быть, сейчас немного форма поменялась, но суть все равно одна. Я в последнее время не очень-то интересуюсь этими вопросами.
«ЕСЛИ БЫЛА ПОСТАВЛЕНА ЗАДАЧА ДОНЕСТИ ТАТАРСКУЮ МУЗЫКУ ВСЕМУ МИРУ, ТО ПОКАЗЫВАТЬ НАДО НИКАК НЕ ТО, ЧТО БЫЛО НА «УЗГЭРЕШ ЖИЛЕ»
— Что вы думаете о проекте по обновлению татарской эстрады «Угэреш жиле»?
— «Узгэреш жиле» — проект, на который был выделен немалый бюджет, и если говорить откровенно, то мне абсолютно не понравилось то, что я увидел, кроме нескольких исполнителей. Но они и без «Узгэреш» были отличными певцами, ни лучше, ни хуже из-за проекта они не стали. Я не совсем понял замысел организаторов: что хотел донести этот проект до зрителя? Вывести татарскую эстраду на новый уровень? Но, надев на исполнителей несвойственные для них полукостюмы, полурубашки и кожаные брюки и сделав внушительные декорации, невозможно создать новую татарскую эстраду. Чтобы что-то изменить, нужен более основательный подход, нужны специалисты, преподаватели по вокалу, актерскому и сценическому мастерству, нужны новые песни, уровневые аранжировки, новое звучание. А классические и народные татарские произведения нужно сохранять в первозданном виде, передавая из поколения в поколение, а не портить до неузнаваемости.
Лично у меня сложилось впечатление, что этот концерт был сделан лишь для того, чтобы отбить деньги, вот и все. А где душа, где тот мон? Если была поставлена задача донести татарскую музыку всему миру, то показывать надо никак не то, что было на «Узгэреш жиле», за исключением нескольких исполнителей. Талантливых певцов много, только шансов у них мало, потому что все выходят как из инкубатора, друг на друга похожие. Как можно вывести на сцену нелепо одетых, пусть и талантливых певцов, изменить аранжировку уже давно известных песен и вывести при таком раскладе татарскую эстраду на мировой уровень? Нужно создавать что-то новое, придавая этому современное звучание.
— Почему не создается что-то новое? Может, это никому не надо?
— Потому что нет развития. У нас до сих пор поют песни, которые пели еще 15 лет назад, когда я начинал. Ну сколько можно? На концертах играют одно и то же, полторы ноты поменяли у песни, все, готова новая. Нужно уже вносить что-то новое, при этом сохраняя истоки исполнения татарской народной и классической музыки, возможно, изменения нужны на государственном уровне.
Вот, например, казахи выглядят очень убедительно. У меня контракты с телевизионным центральным каналом «Алма-Ата-ТВ» и телеканалом «Буль-Буль», причем они сами вышли на меня с просьбой разрешить ротировать мои клипы у себя на канале. Также и московская радиостанция «Восток FM» вышла на меня с такой же просьбой, и сейчас мои песни в их плей-листах звучат ежедневно. Хочу заметить, я не плачу им денег, как я делаю это в Казани, если хочу, чтобы песню услышали. Я общаюсь со многими казахскими певцами. Среди них много исполнителей, которые выигрывают и в мировых конкурсах. У них эстрадная вокальная школа на европейском уровне. Даже узбекская эстрада, как мне кажется, опережает татарскую. У нас есть хорошая народная классика, но на этом все.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 161
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.