Александр Дубровский, Виктор Рашников и Рустам Минниханов Александр Дубровский, Виктор Рашников и Рустам Минниханов заложили сегодня в ОЭЗ «Алабуга» первый в ПФО сервисный металлоцентр Фото: president.tatarstan.ru

КАК ДУБРОВСКИЙ ТАТАРСТАН С БАШКОРТОСТАНОМ ПЕРЕПУТАЛ

Сегодня в ОЭЗ «Алабуга» заложили первый в ПФО сервисный металлоцентр «Алабуга», рассчитанный на производство 40 - 60 тыс. т «бланков» для кузовных деталей. Это совместный проект Магнитогорского металлургического комбината (ММК) и турецкой компании «Джошкуноз», которая выпускает штампованные детали из стали для автомобильной промышленности. Один из активов турецкой компании — «Джошкуноз Алабуга» — расположен здесь же, в ОЭЗ «Алабуга», где фирма работает в основном на СП Ford-Sollers. Участие в торжественной церемонии закладки нового предприятия приняли президент Татарстана Рустам Минниханов, губернатор Челябинской области Александр Дубровский и председатель совета директоров Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников.

Планируется, что на новом производстве будет создано 72 рабочих места. Металлоцентр займется «раскроем» листового металла, который будут завозить в СМЦ «Алабуга» в рулонах на отдельные заготовки («бланки») под дальнейшую штамповку. В числе будущих потребителей не только Ford-Sollers, но и практически все основные автопроизводители — Nissan, GM-Avtovaz, КАМАЗ, УАЗ, ГАЗ, СП Daimler-КАМАЗ и СП Daimler-ГАЗ. Более того, рассматриваются и экспортные поставки. В частности, руководитель департамента Ford-Sollers по связям с органами власти Лилия Оболонская заявила «БИЗНЕС Online», что планируются поставки кузовных деталей, которые для Ford-Sollers производит «Джошкуноз Алабуга», и на румынский завод Ford. «Над этим проектом мы сейчас уже работаем», — приоткрыла завесу тайны Оболонская.

Минниханов, открывая церемонию и приветствуя гостей мероприятия, назвал Татарстан и Челябинскую область крупными партнерами, отметив при этом, что ежегодный товарооборот между регионами составляет порядка 35 млрд. рублей, однако доля уральцев в товарообороте существенно превышает долю Татарстана.

«Думаю, мы сегодня делаем еще один шаг к тому, чтобы товарооборот между нашими регионами был увеличен. От 40 до 60 тысяч тонн металла Магнитогорского металлургического комбината будет потреблять новое производство, которые мы сегодня здесь закладываем. Это обеспечение производства металлом и елабужской производственной площадки, а также поставки в другие регионы страны. Это и возможность поставлять штамповочные изделия из российского металла на экспорт. Это уникальный проект, где ОЭЗ „Алабуга“ строит и предоставляет резиденту производственную площадку, Магнитогорский металлургический комбинат является поставщиком и инвестором проекта, а „Джошкуноз“ будет главным потребителем этих изделий», — сказал президент. Он также отметил, что Татарстан будет поддерживать данный проект в дальнейшем и, посмотрев на гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, стоявшего на периферии президиума, добавил, что и КАМАЗ тоже присматривается к этому проекту.

Дубровский, когда слово для приветствия предоставили ему, сказал, что и время, и место для закладки первого камня в проект было выбрано очень правильно. «Сегодня День Конституции России. По крайней мере, мы точно не забудем, когда был дан старт этому проекту, — в шутку отметил губернатор. — Что касается самой ОЭЗ „Алабуга“, это лучшая на сегодняшний день инвестиционная площадка в России. Татарстан, безусловно, может гордиться ею. Я впечатлен тем, что сегодня здесь увидел, и тем, что вам удалось здесь сделать. А мы гордимся Магнитогорским металлургическим комбинатом — флагманом черной металлургии России и мира. Я уверен, что проект, который мы здесь начинаем, будет успешен. И это хороший практический результат соглашения, которое действует между Челябинской областью и Республикой Башкортостан».

... Металлоцентр займется «раскроем» листового металла, который будут завозить в СМЦ «Алабуга» в рулонах на отдельные заготовки («бланки») под дальнейшую штамповку
Фото: Асхат Идиятуллин

«Татарстана, — поспешил поправить Дубровского Минниханов. — Я понимаю, Башкортостан к вам ближе находится, но думаю, что теперь и мы к вам ближе будем тоже».

«Конечно, конечно... Татарстана», — смутился Дубровский, объяснив, что у его области есть соглашения о сотрудничестве практически со всеми регионами страны, чем мол, и объясняется оговорка. Он выразил пожелание, чтобы следующий совместный проект двух соседних регионов был реализован уже на территории Челябинской области.

«Будем надеяться и настаивать на этом», — заявил губернатор Челябинской области.

Олигарх Рашников был немногословен. Он рассказал, что за несколько последних лет на ММК были проведены масштабные инвестиции в модернизацию производства, результатом которых стала работа комплекса холодной прокатки — «стан 2000», продукция которого и используется теперь на многих автомобилестроительных предприятиях страны. В эксплуатацию первая очередь этого комплекса, как писали СМИ, была введена в 2011 году в присутствии в то время премьер-министра Владимира Путина. Инвестиции металлургов в импортозамещающий проект составили около $1,5 миллиарда. В год «стан 2000» способен выпускать 2 млн. т высококачественного холоднокатаного и оцинкованного проката для производства внешних и внутренних деталей автомобилей.

«ММК производит продукцию и холоднокатаную, и оцинкованную. Качество нашей продукции удовлетворяет абсолютно всем запросам как отечественных, так и зарубежных автопроизводителей. В этом году мы поставили порядка 450 тысяч тонн металла для автопроизводителей нашей страны. Это больше на 10 процентов, чем годом ранее. Мы на 100 процентов удовлетворяем потребности АвтоВАЗАа, УАЗа и Ford, на 50 процентов — ГАЗа и КАМАЗа. В Татарстан в этом году мы поставили порядка 500 тысяч тонн металла — и на трубные заводы, и на автомобилестроительные, и на предприятия, занятые в строительной отрасли», — заявил Рашников, выразив уверенность, так же как и остальные спикеры, в том, что проект ждет большой успех.

Виктор Рашников Виктор Рашников: «Качество нашей продукции удовлетворяет абсолютно всем запросам как отечественных, так и зарубежных автопроизводителей» Фото: Асхат Идиятуллин

«ПОЛНОСТЬЮ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ЕМУ ДИВИДЕНДОВ...»

Рашников, которого Forbes вполне обоснованно причисляет к богатейшим людям России, по всей видимости, ОЭЗ «Алабуга» посещал впервые. В мае 2016 года он был в очередной раз переизбран на пост председателя совета директоров ММК.

Напомним, что выручка этого предприятия за прошлый год составила почти $6 миллиардов. Состояние самого Рашникова, по оценкам все того же Forbes, составляет порядка $3,8 млрд., за последний год он смог подняться с 30-го на 23-е место в рейтинге самых богатых людей России. Все элементы красивой жизни миллиардера у Рашникова имеются. У него в собственности в подмосковном элитном поселке Риита 118-комнатный дворец, стоимость которого эксперты рынка оценивают в $70 - 90 миллионов (4,6 - 5,9 млрд. рублей). Владел он, по некоторым данным, яхтой Ocean Victory длиной 76 м — буквально на позапрошлой неделе лодку арестовали в Нидерландах по запросу прокурора Женевы. Причиной ареста оказалось расследование отмывания денег в отношении покупателей этих яхт из клана бессменного президента Экваториальной Гвинеи Обианга Нгема Мбасого, которого считают одним из самых коррумпированных в Африке. Но это детали, потому что теперь у бизнесмена, судя по данным открытых источников, новая Ocean Victory, длиной уже 140 метров. Но вообще, если сравнивать Рашникова с самим собой, то с 2011 года он немало потерял в доходах. Тогда он находился на 11-м месте рейтинга самых богатых с заработком в $11,2 миллиарда.

Правда, Рашникову не чужд и сознательный отказ от благ земных. Ресурс FB приводит в пример нестандартное решение, которое миллиардер принял в 2009 году: он полностью отказался от принадлежащих ему дивидендов в размере 1,86 млрд. рублей. Руководитель посчитал, что данные средства следует направить на поддержку и различные нужды предприятия. В целом же с 1994 по 2013 год Рашников получил от ММК $2,9 млрд. дивидендов.

Любопытно, но гостей «Алабуги» — Дубровского и Рашникова — связывают давние дружеские отношения. В 2014 году Рашников активно поддерживал Дубровского, когда тот был еще врио губернатора. Местные оппозиционеры и общественность вполне обоснованно переживали за то, что Дубровский станет активным лоббистом финансовых интересов Рашникова. А все потому, что губернатор до избрания на пост всю жизнь был под крылом олигарха на металлургическом комбинате. Ходили слухи, что он не только вливал деньги в предвыборную кампанию Дубровского, но и оплачивал очень дорогостоящий досуг своего протеже. Было известно, что Дубровский отдыхал в самых дорогих отелях планеты, в том числе и в единственном семизвездочном Burj al Arab. В связи с этим для многих стало очевидно, что деньги из казны региона могут начать течь в структуры, принадлежащие Рашникову.

Кстати, импортозамещающий спич Рашникова вполне оправдан. По версии центра мониторинга и анализа СМИ «Смимонитор», Магнитогорский металлургический комбинат признан лидером по импортозамещению наряду с крупнейшими госкорпорациями и компаниями с госучастием. Как пишет газета «Магнитогорский металл», последний проект ММК в этой сфере — строительство агрегата непрерывного горячего цинкования, который позволит выпускать продукцию, предназначенную для замены на внутреннем рынке импортной оцинковки. Группа ММК за несколько лет реализовала ряд крупнейших импортозамещающих проектов. Из недавних разработок по импортозамещению — собственная линейка сталей высокопрочных и износостойких марок под брендом Magstrong, за которую ММК получил звание лауреата национальной премии в области импортозамещения «Приоритет-2016». Кроме того, сейчас предприятие производит более 50 различных марок стали, соответствующих европейским стандартам.

Тимур Шагивалеев (в центре): «Мы расширяем инфраструктуру «Алабуги», и это позволяет инвесторам сокращать их собственные капитальные затраты на создание производства» Тимур Шагивалеев (в центре): «Мы расширяем инфраструктуру «Алабуги», и это позволяет инвесторам сокращать их собственные капитальные затраты на создание производства» Фото: Асхат Идиятуллин

«ОЭЗ «АЛАБУГА» ОБКАТЫВАЕТ НОВЫЙ ПРОЕКТ ПАРТНЕРСТВА С ИНВЕСТОРАМИ»

Возвращаясь, собственно, к самому мероприятию, следует отметить, что потенциал выпуска автомобилестроительных предприятий РТ и Поволжья партнеры по СП оценивают более чем в 1,2 млн. автомобилей в год. А ближайшие аналогичные сервисные металлоцентры находятся в Калужской и Ленинградской областях. Поэтому главным движущим фактором в создании нового предприятия именно в «Алабуге» стали именно логистическое преимущество и возможность синергетического партнерства ММК и «Джошкуноз Алабуга».

Генеральный координатор проекта с турецкой стороны — член совета директоров «Джошкуноз Холдинг А.Ш» Атач Эмин — заявил, что появление такого предприятия продиктовано самой жизнью. Для его компании сейчас важно, имея в партнерах такие солидные предприятия, как ММК и Ford-Sollers, что называется, застолбить место на рынке.

«В нашей компании принято „отбивать“ инвестиции в реализуемые проекты за 3 - 4 года. Но даже если на это уйдет 7 или 8 лет, я не вижу в этом ничего страшного, так как главный аспект, благодаря которому и было принято решение о создании данного предприятия, — это повышение нашей конкурентоспособности. Поволжье — это крупнейшая концентрация автомобилестроительных предприятий в стране, а сервисного металлоцентра наподобие тех, что функционируют в Калужской или Ленинградской области, в Татарстане до сих пор не было. Поэтому создание такого центра продиктовано самой жизнью. СМЦ „Алабуга“ будет единственным подобным предприятием в регионе. Создание сервисного металлоцентра сократит расстояние на транспортировку стальных заготовок с 3100 до 500 километров», — заявил Эмин нашему изданию.

Инвестиции в новый проект, как выяснил на мероприятии корреспондент «БИЗНЕС Online», партнеры решили разделить в соотношении 65/35. Причем бóльшую часть берут на себя турецкие штамповщики металла. Всего же в проект будет вложено 349 млн. рублей. Из них собственные средства инвесторов — 278 млн. рублей, заемные средства — 71 млн. рублей. А здание для производства будет построено и вовсе за счет ОЭЗ «Алабуга», которая вложит в строительство 670 млн. рублей.

«На примере создания этого СП „Алабуга“ обкатывает и новый проект партнерства, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ Михаил Миронов, руководитель пресс-службы ОЭЗ „Алабуга“. — Созданное предприятие станет первым СП с участием действующего резидента ОЭЗ „Алабуга“. Заказчиком строительства производственного корпуса для будущего производства „бланков“ стала особая экономическая зона. Из соглашения с инвестором вытекает, что производственную площадку для проекта отстроит „Алабуга“, на что будет потрачено 670 миллионов рублей, и затем сдаст ее в аренду партнерам».

Тимур Шагивалеев, гендиректор ОЭЗ «Алабуга», в свою очередь, комментируя принятую схему сотрудничества, заявил, что выбранная форма является важным конкурентным преимуществом особой зоны. «В условиях высокой ключевой ставки, «дорогих» денег возможность размещать производство на готовых производственных площадях — это важное конкурентное преимущество нашей особой экономической зоны, — подчеркнул Шагивалеев. — Мы расширяем инфраструктуру «Алабуги», это позволяет инвесторам сокращать их собственные капитальные затраты на создание производства. Особенную гордость для нас представляет тот факт, что ОЭЗ впервые строит готовые производственные площади в соответствии с требованиями и для нужд крупнейшего мирового автопроизводителя — компании Ford. Подобное доверие со стороны компании с мировым именем мы считаем высокой оценкой методов корпоративного управления «Алабуги».

После того как торжественные речи были произнесены, Минниханов и компания, взяв в руки заготовки капотов автомобилей в миниатюре, «впечатали» их в подготовленную растворную массу, что таким образом символизировало начало строительства производства.