Под арестом на два месяца оказался владелец и директор сгоревшего в Нижнекамске «Интехпрома» Вадим Фахрутдинов. Ни наличие маленьких детей и престарелой матери, ни действенное желание помочь семьям погибших и пострадавших не перевесили того, что в деле 11 пострадавших. Эксперты «БИЗНЕС Online», знакомые с технологией, которой пользовалась компания, отмечают, что она не взрывоопасна, и склоняются к версии утечки газа.
СКРОМНЫЙ ПАРТНЕР «НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМА»
Накануне в СИЗО Чистополя этапировали арестованного накануне в Нижнекамске директора компании «Интехпром» Вадима Фахрутдинова (11 декабря на этом предприятии в результате взрыва и пожара погибли 5 человек). Об этом сообщил старший помощник руководителя СУ СКР по РТ Андрей Шептицкий: «Продолжается расследование уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 217 УК РФ („Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах“) по факту гибели в городе Нижнекамске 5 человек на предприятии ООО „Интехпром“. По подозрению в совершении преступления задержан собственник и директор ООО 59-летний Вадим Фахрутдинов».
Уточняется, что причастности к совершению преступления мужчина не признал. Как сообщает сайт телекомпании НТР, на суде адвокат подозреваемого просил не заключать своего подзащитного под стражу. Скрываться 59-летний бизнесмен не собирается, говорил защитник. Более того, на иждивении Фахрутдинова двое несовершеннолетних детей, одному из которых всего два месяца, а также ребенок-инвалид и 90-летняя мать. Как выяснилось, в момент ЧП директора не было в Нижнекамске — он направлялся в Башкортостан. Узнав о произошедшем, он срочно вернулся в город. Сам Фахрутдинов также просил судью не арестовывать его, объясняя это тем, что сейчас ему нужно оказывать всяческую поддержку семьям погибших и пострадавших работников. Но суд внял аргументам гособвинения: бизнесмен арестован на два месяца, в СИЗО ему придется оставаться минимум до 11 февраля.
Фахрутдинов — единственный владелец и руководитель предприятия. Оно специализируется на изготовлении изделий из пластмассы для народного потребления. «Для нас важнее сделать прочное, но в то же время красивое изделие, чем тонкостенное и более дешевое, — говорится на странице компании в соцсети. — Наша продукция пользуется большим спросом по всей России и в странах ближнего зарубежья (Казахстан, Украина, Белоруссия). Контингент потребителей разнообразен — от домохозяек, до больших производств. На предприятии работают квалифицированные специалисты, многие из которых с нами с самого основания предприятия. В производстве используется современное оборудование и сырье высокого качества, прошедшее все испытания и сертификации. Рядом с нами находится наш партнер, крупнейшее в Восточной Европе химическое производство пластических масс ПАО «Нижнекамскнефтехим»». По информации собственных источников газеты, начинал свой бизнес Фахрутдинов еще лет 20 назад с маленькой мастерской. Потихоньку наращивал объемы, закупал оборудование. Ему удалось войти в экологическую программу утилизации пластиковых отходов медицинского назначения (шприцев). Их на производстве переплавляли в тазики и прочую пластиковую тару. Так постепенно мастерская расширилась до объемов завода.
За прошлый год компания сработала с убытком в 5,2 млн. при общей выручке в 31,6 миллиона. Причем по сравнению с предыдущим финансовым периодом выручка уменьшилась на 25%. «Человек скромный, но доход имел стабильный, при этом особенно нигде не светился», — рассказал о Фахрутдинове источник «БИЗНЕС Online». Попытки связаться с компанией успехом не увенчались: телефоны, указанные в разных источниках как контакты «Интехпрома», либо неактуальны, либо там никто не брал трубку.
Взрыв и последовавший за этим пожар произошел ранним утром в воскресенье, 11 декабря, на окраине города
ДВЕ ВЕРСИИ: «ГАЗЕЛЬ» ИЛИ ОБОРУДОВАНИЕ
Напомним, взрыв и последовавший за этим пожар произошел ранним утром в воскресенье, 11 декабря, на окраине города — в поселке Строитель. Жители ближайшего к производству микрорайона писали в соцсетях, что «от взрыва у многих стены сотрясались, дома еле устояли», а на место ЧП приезжали специалисты газовой службы. Площадь пожара составила 100 кв. м, при этом кровля обрушилась внутрь строения. От производственного цеха остались только балки. Все остальное было полностью разрушено. Сила взрыва была достаточно мощной, чтобы пострадало и стоящее рядом одноэтажное здание офисного помещения компании. Из-под завалов сотрудники МЧС достали тела пятерых погибших. Позже в СМИ появился и список жертв ЧП: Карабанова Ольга Ивановна 1968 г. р., Староверов Вадим Юрьевич 1973 г. р. Хуснутдинов Ильнар Шамсутдинович 1979 г. р., Новичкова Инна Владимировна 1985 г. р. Муртазин Ильнар Рафисович 1985 г. р.
По данным центра медицины катастроф минздрава РТ, с места пожара были госпитализированы четыре человека, еще двое обратились за помощью самостоятельно. Все они поступили в Нижнекамскую центральную районную больницу. Затем двух пострадавших, получивших 30% и 15% ожогов кожи, после подготовки к транспортировке в отделении реанимации переправили в ожоговый центр БСМП Набережных Челнов. Трое других пострадавших получили комбинированные травмы. По словам пресс-секретаря минздрава РТ Айгуль Салимзяновой, медики диагностировали у них травму позвоночника, закрытую черепно-мозговую травму, а также многочисленные переломы. Министр здравоохранения республики Адель Вафин взял под личный контроль ситуацию с пострадавшими в результате пожара.
Муниципалитет принял решение выплатить семьям погибших помощь в размере 500 тыс. рублей. Кроме того, материальную поддержку обещало выплатить и само предприятие: по 50 тыс. рублей — пострадавшим, по 100 тыс. — семьям погибших. В соцсетях тоже кинули клич для помощи семье Староверова: как выяснилось, он был многодетным отцом. Нижнекамцам предлагается помочь финансово или в виде продуктовой корзины.
На сегодня рассматриваются две версии произошедшего, о них на деловом понедельнике рассказала замглавы Нижнекамска Эльвира Долотказина: «Первая, что в это помещение на ночь загоняли „газель“, которая работала на газовом оборудовании и, возможно, произошла разгерметизация баллона, и весь газ вытек, что повлекло впоследствии взрыв. Вторая версия рассматривает причиной аварии само оборудование, которое работает с полиэтиленом, с пластиком».
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ НА ТАКОМ ПРЕДПРИЯТИИ — ЭТО НОНСЕНС»
Экспертам «БИЗНЕС Online» наиболее вероятной причиной взрыва представляется газовый автомобильный баллон, нежели оборудование производства.
Элман Гасанов — гендиректор НПО «Полимер», схожего производства в Набережных Челнах, поясняет, что производство готовой продукции из пластмассы просто не подразумевает ничего взрывоопасного: «Я не знаю ни Фахрутдинова, ни его предприятие, но технологический взрыв на таком производстве — это нонсенс. В наших технологиях ничего взрывоопасного нет. Скорее причины частного характера — может быть, газовый баллон взорвался, сварка, может, была. Мы же крекингом не занимаемся, только экструзией. Взрывоопасность возможна при полимеризации, а ею занимаются крупные предприятия — «Оргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», они получают гранулы, это связано с газом. Кто выпускает готовую продукцию, тот не связан с подобными рисками».
Стоит обратить внимание, что автомобиля, о котором говорила Долотказина, на месте ЧП, судя по всему, не было, только во дворе обнаружен остов легкого коммерческого грузовика. Тем не менее заместитель генерального директора по новым проектам АО «РариТЭК Холдинг» (компания занимается переводом техники на газомоторное оборудование нового поколения) Александр Малюга считает, что мощный взрыв возможен и через некоторое время после утечки. Эксперт поясняет, что пропан-бутан — это попутный нефтяной газ, который в жидкой фазе тяжел. При утечке он ложится на горизонтальное основание — пол или грунт. «Взрыв возможен даже после того, как газ растекся и автомобиль уехал, — уточняет он. — Разумеется, для этого нужен какой-то детонатор — искра например. Рынок газового пропан-бутанового оборудования для автомобилей очень насыщенный. Если метановых заправок сегодня в России около 260, то пропановых — около 3800, техники переведено очень много, но оборудования заводского исполнения не существует. Установку ведут частники, рынок не контролируется. По закону пропановые баллоны должны проходить освидетельствование ежегодно, но частники этого не делают. И неправильная эксплуатация временами приводит к подобным последствиям».
По мнению конструктора «РариТЭКа», описанная мощность взрыва в Нижнекамске (учитывая, что человека выбросило из помещения в соседний двор) также теоретически вероятна при взрыве жидкого пропана. Сила взрывной волны, по его словам, зависит в первую очередь от концентрации газа.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.