Сегодня в Верховном суде РТ состоялось рассмотрение апелляционной жалобы адвокатов Рашида Аитова на продление ему ареста до 13 февраля 2017 года Сегодня в Верховном суде РТ состоялось рассмотрение апелляционной жалобы адвокатов Рашида Аитова на продление ему ареста до 13 февраля 2017 года

204-Я СМЯГЧИЛАСЬ, НО НЕ ДЛЯ АИТОВА

Сегодня в Верховном суде РТ состоялось рассмотрение апелляционной жалобы адвокатов Рашида Аитова на продление их подопечному ареста до 13 февраля 2017 года. Жалобу рассматривала судебная коллегия в составе трех человек, столько же представляли интересы самого Аитова. Выяснилось, что одна из его юристов, Тамара Овчинникова, находится в отпуске, зато на процесс пришли два новых защитника — Константин Рыбалов и Артур Макаркин. Они пояснили «БИЗНЕС Online», что представляют интересы главы фирмы «Свей» с сентября. Традиционно присутствовали также адвокат Галина Кайнова, следователь Таслия Шакирянова и прокурор. Сам Аитов общался с высоким собранием по видео-конференц-связи.

Несмотря на то, что к делу подключились новые юристы, аргументация осталась прежней. «Нет никаких доказательств того, что Аитов может скрыться», — зачитал судья письменное обращение Овчинниковой. В обосновании тезиса Макаркин представил суду полученное из московской гостиницы «Измайлово Бета» официальное подтверждение того, что с 17 по 31 октября глава фирмы «Свей» проживал там по своим документам. Человек, имеющий намерения скрыться, так поступать бы не стал, заметил он. Также защитники настаивали на том, что за время нахождения Аитова под стражей характер вменяемого ему преступления изменился с «особо тяжкого» на «тяжкое». При этом они ссылались на изменения в 204-й статье УК РФ «Коммерческий подкуп», внесенные за время содержания Аитова под стражей. Следователь этой информации не подтвердила, указав, что даже с учетом внесенных изменений действия Аитова подпадают под квалификацию новой редакции статьи от 3 июля 2016 по пункту ч. 8 статьи 204, которая является особо тяжким преступлением. Шакирянова также сообщила, что в декабре завершились следственные действия в отношении Аитова, материалы переданы адвокатам — теперь стороне защиты вместе с самим руководителем фирмы «Свей» предстоит ознакомиться с обновленной редакцией обвинения.

Была озвучена и новая информация. Так, защитники попросили суд обратить внимание на то, что пострадавшим по статье 204 является руководитель охранной фирмы ЧОП «Русь» Николай Солдатов. Фирма оказывала охранные услуги на объектах «Маг-Строя», за которые Аитов, судя по предъявляемому ему обвинению, так и не расплатился. Позже Кайнова озвучила подробности. Согласно обвинению глава «Свея» потребовал от Солдатова продолжить оказывать охранные услуги на строительных объектах «Маг-Строя», за которые обещал в будущем предоставить квартиру в строящемся доме. Судя по всему, фактической оплаты за работу «Свей» на тот момент не осуществлял. В случае отказа Солдатова охранять стройки Аитов якобы угрожал не согласовать акты выполненных работ и не оплатить уже фактически оказанные услуги. Кайнова при этом заметила, что договоры заключались не только с Аитовым, но и с другими менеджерами, упомянув фамилии неких Закирова и Давлетшина. «Я вынуждена об этом говорить, поскольку считаю, что суд обязан проверить обоснованность предъявленного обвинения», — резюмировала она, напомнив, что именно это обвинение является основанием для продления ему меры пресечения свыше года.

Кроме того, адвокаты отмечали, что Солдатов уже находится в реестре кредиторов «Свея» — с требованием о взыскании трехкомнатной квартиры, обещанной ему руководителем фирмы. Кайнова также заметила, что Арбитражный суд РТ уже взыскал с Аитова часть средств в адрес Солдатова, московский суд — еще часть суммы по договору с ЧОП «Русь». Общий объем взысканных средств составил около 4 млн. рублей, поэтому требование о получении с Аитова квартиры еще и в рамках статьи 204 в корне необоснованно, утверждали адвокаты.

«КТО ТЕПЕРЬ ОТВЕТИТ ПЕРЕД ДОЛЬЩИКАМИ? В БАНКЕ УЖЕ САНАЦИЮ ВВЕЛИ»

Сам Аитов большую часть заседания простоял, держась обеими руками за прутья металлической решетки. Получив право высказаться, он заявил, что «Солдатов по этой статье получает уже вторую квартиру», а наличие какой-то задолженности перед руководителем ЧОП «Русь» категорически отверг. «Следствие продолжает говорить о том, что акты между Солдатовым и Аитовым не были подписаны, а они уже представлены и на прошлом заседании были приобщены к материалам дела», — продолжил Рыбалов, попросив суд проверить обоснованность подозрений.

«Аитова посадили в тюрьму в тот момент, когда он строил, — вернулся к прежним доводам защиты адвокат. — Кто теперь ответит перед дольщиками? В банке уже санацию ввели — это публичная информация».

Макаркин поддержал коллегу, вернув обсуждение к мере пресечения. Он напомнил, что в деле не фигурирует ни одного заявления о том, что Аитов или кто-то из его коллег оказывал давление на потерпевших, предлагал им материальные ценности или пытался скрыться. В связи с этим юрист просил отправить главу «Свея» под домашний арест, аргументируя просьбу, в частности, тем, что Аитову будет проще знакомиться с материалами обвинения. «Учитывая, что при избрании такой меры пресечения, как домашний арест, на человека надевается электронный браслет, сотрудники УФСИН смогут в режиме реального времени отслеживать его местоположение. А учитывая те запреты, которые предусмотрены действующим законодательством, это также оградит его от общения с кем-то, кроме адвокатов. Это позволит ему получать необходимую медицинскую помощь, потому что в условиях следственного изолятора это невозможно», — заключил Макаркин.

Доводы следствия о том, что Аитов может скрыться и оказывать давление на потерпевших не являются голословными Доводы следствия о том, что Аитов может скрыться и оказывать давление на потерпевших не являются голословными

«ПРИСЛАЛ ПИСЬМО С ПРОСЬБОЙ ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОПРОСИТЬСЯ В ОКТЯБРЕ, НО НЕ ПРИЕХАЛ»

Но тут слово взяла другая сторона. Следователь первым делом заявила, что доводы о том, что Аитов может скрыться, не являются голословными. Она рассказала, что 20 октября руководитель фирмы «Свей» был объявлен в розыск, и спустя несколько дней в ГСУ МВД поступило заявление Аитова с просьбой дать ему возможность приехать на допрос до конца месяца. «Поскольку следователь удовлетворил его ходатайство, назначил день проведения следственных действий в октябре, он в назначенное время не приехал. В последующем сотрудниками полиции было установлено его местонахождение в Москве, и в дальнейшем он был задержан. Не оттого, что он сам своим ходом пришел в отдел полиции и в правоохранительные органы. Это все в материалах дела имеется. Сам обвиняемый Аитов это знает прекрасно», — резюмировала она.

Также некоторыми показаниями подтверждается возможность давления на потерпевших, продолжила следователь. Судя по всему, она была готова их озвучить, однако судья заметил, что это уже не имеет прямого отношения к рассматриваемому вопросу. Доводы о том, что Аитову противопоказано находиться в условиях следственного изолятора по состоянию здоровья, опровергаются медицинскими справками, подытожила Шакирянова.

«Письма этого я не писал. Оно сфабриковано», — категорически опроверг сам Аитов заявление следователя. «Заказным пришло. Посмотрите, почитаете», — пояснила та на немой вопрос адвокатов.

«Вот я здесь сижу год, и я бы больше пользы принес под домашним арестом — дома бы достроил и дольщикам отдал бы квартиры. Эта возможность у меня есть, если суд позволит. Под домашним арестом я бы все это мог сделать, — продолжил настаивать на своем обещании глава фирмы „Свей“ и неожиданно добавил. — Слышали, СМИ?» Корреспондент «БИЗНЕС Online» эту реплику пропустить мимо ушей не могла. А вот ответа на главный вопрос — где найти многомиллионные средства на стройку — увы, так и не услышала.

В результате судебная коллегия определила жалобу адвокатов удовлетворить частично, постановление Верховного суда РТ от 9 ноября в отношении Аитова отменить, а материалы дела направить на новое рассмотрение в этот же суд. Меру пресечения Аитову продлили на 15 суток, то есть до 31 декабря 2016 года. За это время дело будет рассмотрено повторно. То есть у руководителя фирмы «Свей» теоретически появляется возможность встретить Новый год дома. Судя по всему, решение стало неожиданным даже для самих адвокатов, пояснивших «БИЗНЕС Online»: «Не отказали, уже хорошо».