«КОМПАНИИ, КОНЕЧНО, ВСЕГДА ХОТЯТ ИМЕТЬ ЦЕНЫ ВЫШЕ»

В ближайшие дни в Татарстане может произойти повышение цен на моторное топливо. Об этом накануне в кабмине РТ заявил начальник управления по обеспечению рационального использования и качеству топловно-энергетических ресурсов в РТ Роберт Гилязиев. Он пояснил, что ряд компаний, реализующих в республике бензин и дизтопливо, обратились в рабочую группу при управлении, в задачи которой входит регулирование топливного рынка в республике. Гилязиев не стал называть конкретных дат, но не исключил, что цены могут повысить уже в оставшиеся до Нового года дни.

«К нам обращаются субъекты нефтепродуктобеспечения с предложением рассмотреть возможность изменения розничных цен в сторону, естественно, увеличения», — рассказал Гилязиев. В ответ на вопросы «БИЗНЕС Online» он пояснил, что в числе подписавшихся все крупные компании: «Татнефтепродукт», «Автодорстрой» (обе принадлежат ТАИФу), а также «Лукойл» и ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения РТ. «Компании, конечно, всегда хотят иметь цены выше», — пояснил он и добавил, что пока не будет пугать журналистов «хотелками» заправщиков. «Обет молчания» чиновник объяснил логично: ведь на рабочей комиссии при управлении ТЭР рассмотрят целесообразность такого повышения, выработают рекомендации по повышению цен. Но он подчеркнул, что повышение в любом случае не должно быть выше установленной на год инфляции (напомним, это примерно 6,5%).

.

Гилязиев не упустил момента подметить, что, несмотря на рекомендательный характер устанавливаемой ценовой планки, АЗС ее не нарушают. Напомним, перед выборами автозаправки по рекомендации управления ТЭР вслед за плавным понижением цен на оптовом рынке топлива слегка скинули цену. К прежним значениям значения вернулись ближе к декабрю. Гилязиев вспомнил только один случай, когда в августе этого года «Татнефтепродукт» вдруг неожиданно «взбрыкнул» и «без разрешения» задрал ценник. Так вот, сейчас с этим бензиновым демаршем разбирается УФАС.

По данным на 14 декабря, цена на АИ-95 в РТ самая низкая — 37,3 рубляНажмите, чтобы увеличить

ПОВЫШЕНИЕ ВСЛЕД ЗА СОСЕДЯМИ?

Уровень цен в РТ сегодня один из самых низких в ПФО, констатировал Гилязиев. По данным на 14 декабря, цена на АИ-95 в РТ самая низкая — 37,3 рубля. Для сравнения: самая высокая в Оренбурге — 38,8 рубля. 92-й бензин у нас стоит 34,5 рубля за литр, тогда как самый дорогой в ПФО бензин — в Кирове — продается за 36 рублей. АИ-80 у нас можно купить в среднем за 33,4 рубля, тогда как в Удмуртии — за 35 рублей. Дизельное топливо (зимнее) в РТ стоит 36 рублей за литр, а в Кирове — 38 рублей.

92-й бензин у нас стоит 34,5 рубля за литр, тогда как в самый дорогой в ПФО бензин — в Кирове — продается за 36 рублейНажмите, чтобы увеличить

За 2016 год цены на бензин в РТ повышались четыре раза, при этом дважды они снижались. В итоге, согласно данным, предоставленным «БИЗНЕС Online» управлением ТЭР, оптовая цена на бензин АИ-95 производства ОАО «ТАИФ» с декабря 2015 года выросла на 12% (с 36,6 до 41 тыс. рублей за тонну). Однако розничная цена на АЗС такого же бензина повысилась только на 3%. Оптовая цена 92-го бензина повысилась на 18,1% (с 32,6 до 38,5 тыс. рублей), но автовладельцы почувствовали на своих кошельках только 5-процентное повышение. Соответственно, цена на АИ-80 и дизтопливо выросла на 6,7 и 2,6%. Кто покрывал эту ценовую разницу, осталось не до конца ясным. Но эксперты из сферы автозаправочного бизнеса не раз и не два рассказывали «БИЗНЕС Online», что высокомаржинальность в продаже бензина давно уже канула в Лету. И хорошо, если цена литра оправдывает работу заправки. Компании вынуждены развивать прочий сервис, чтобы к бензиновому «хлебу» заработать маржинальный слой «маслица».

Дизельное топливо (зимнее) в РТ стоит 36 рублей за литрНажмите, чтобы увеличить

Скорее всего, именно накопленные убытки заправщиков от основной деятельности и стали причиной грядущего повышения. По словам Гилязиева, владельцы АЗС, настаивая на переписывании ценников, объясняют это ростом транспортных расходов, трат на энергоресурсы и проч. Также Гилязиев отметил, что за последние две недели около 10 соседних регионов повысили цены на моторное топливо (рост составил от 20 копеек до 1 рубля). Так что повышения не миновать. По крайней мере, такое впечатление неизбежности сложилось у побывавших на брифинге.

.

«НА НЕФТЕБАЗЕ МОГУТ ПРОИСХОДИТЬ ПРОЦЕССЫ СМЕШИВАНИЯ...»

Второй важной темой встречи стало качество. С начала года 2016 года в республике было проверено моторное топливо на 970 автозаправочных станциях и 11 нефтебазах. Из отобранных специалистами управления более 1,9 тыс. проб выявлены 63 (3,2%) с нарушениями требований ГОСТа и технического регламента. Из них 27 нарушений — по бензину и 36 — по дизельному топливу. Что интересно, впервые за многие годы среди нарушителей не оказалось крупных компаний, таких как «ТАИФ-НК», «Татнефть» или «Лукойл». Топливом ненадлежащего качества в 2016 году торговали только небольшие заправочные станции, принадлежащие ЗАО, ООО, ИП. Фамилии нарушителей из года в год мелькают с экранов: ООО «Мустанг Ойл», ООО «КФХ «Агропродукт», ИП Миронова А. А., ООО «Зай сервис», ООО «Фортуна» и многие другие.

Как пояснил Гилязиев после брифинга корреспонденту «БИЗНЕС Online», у его управления нет полномочий закрывать АЗС с паленым топливом. Все материалы передают в прокуратуру, и только людям в синих мундирах под силу принять решение — направлять ли дело в суд или помиловать. Но, как правило, дело ограничивается штрафами, и АЗС продолжает работать, как прежде. Говорят, отчасти в этом виноваты и СМИ, которые везде трубят про поддержку малого бизнеса, грустно попенял Гилязиев и с тоской вспомнил советские времена, когда существовала нефтяная инспекция, которая была вправе «казнить» заправки вплоть до закрытия.

Нажмите, чтобы увеличить

Естественно, Гилязиев видит решение проблемы некачественного бензина в уходе от частников из заправочного бизнеса, так как именно они теперь портят всю статистику: «Любой [нефтеперерабатывающий] завод будет продавать только хороший бензин или дизтопливо, не будет завод продавать плохой товар со своим „паспортом“, он не будет на этом деньги зарабатывать. Качество топлива портится на этапе перевозки и перевалки. С завода в Уфе взяли бензин — привезли на нефтебазу, на нефтебазе могут происходить процессы смешивания с бензином худшей марки или добавляют какие-то составляющие».

«КРУПНЫЕ КОМПАНИИ ОЧЕНЬ ДОРОЖАТ ИМИДЖЕМ»

Так что с одобрения чиновников в РТ продолжается процесс консолидации АЗС в руках крупных игроков рынка. «Трем крупным компания, таким как „Татнефть“, „ТАИФ“ и „Лукойл“, принадлежат 42 процента автозаправочных станций и нефтебаз», — отметил Гилязив и добавил, что при этом они реализуют почти 75% всего бензина в республике. Напомним, в этом году ТАИФ приобрел сеть заправок «Татнефтепродукт» и «Автодорстрой». «Таким образом, ТАИФ становится самым крупным владельцем сети автозаправочных станций и нефтебаз», — не без радости отметил Гилязиев. «Крупные компании очень дорожат своим имиджем, они боятся попадать под наши [санкции], — удовлетворенно сказал начальник управления. — Бывают случаи, что мы отобрали пробу, и вдруг там какой-то показатель вышел, мы пишем письмо владельцу АЗС. Если это ТАИФ или кто-то другой — они сразу прибегают: давайте делать анализ арбитражной пробы. Бывают случаи, что лаборатория ошиблась».

.

Гилязиев сообщил также, что в РТ продолжается работа с АЗС, торгующими печным и судовым топливом. На открытой продаже печного топлива попались АЗС «Магистраль», «Ирбис», «Танкер Трейд» и другие. Напомним, год назад президент РТ призвал заправщиков прекратить торговлю печным и судовым топливом на АЗС, поскольку из-за его дешевизны им начинают заправлять автомашины. В итоге страдают как двигатели дорогостоящих авто, так и экология республики. Однако не все прислушались к настойчивым советам главы республики. Гилязиев отметил, что компании, которым были выписаны строгие предписания, в этом году на печном и судовом топливе больше не попадались, а вот в числе заправок, вошедших в график проверок на 2016 год, снова нашлись АЗС, которые наливали топливо «кораблям» прямо посреди трассы М7.

Всего в республике за 2016 год было реализовано 2,5 млн. т моторных топлив всех видов, из них 1,3 млн. т — дизельного, 1,1 млн. т — бензин и 100 тыс. т — сжиженный газ. Если ДТ в республике производится даже в избытке — его продают в другие регионы, то с бензином пока напряженка — нехватающие 500 тыс. т завозят из Уфы, Самары, Нижнего Новгорода. Но Гилязиев верит, что во второй половине 2017 года собственный бензин пойдет уже с завода «ТАНЕКО, а в 2018-м республика закроет внутренние потребности своим собственным бензином.