ПРОТЯЖЕННОСТЬ — 8,8 ТЫС. КМ, ИЗ НИХ 4 ТЫС. КМ — СКОРОСТНЫЕ УЧАСТКИ

Все четыре экипажа команды «КАМАЗ-Мастер» входят в Топ-7 генеральной классификации ралли-рейда «Дакар-2017» перед 7-м этапом. Омрачает данную статистику лишь одно: первое место — не за россиянами. Впрочем, впереди еще полгонки, ситуация может кардинально измениться.

Но начнем по порядку. «Дакар» образца нынешнего года — это маршрут протяженностью более 8,8 тыс. км, из которых 4 тыс. км — скоростные спецучастки. 6 дней гонки пройдет на высоте свыше 3 тыс. метров. Маршрут «Дакара-2017» проложен по территории трех стран — Парагвая, Боливии и Аргентины. Парагвай станет 29-й по счету страной, через которые когда-либо проходила гонка за всю историю соревнований. На старт ралли вышли 316 экипажей, максимальное представительство имеют мотоциклисты, которых 146. Кроме того, в гонке участвуют 83 джипа, 50 грузовиков и 37 квадроциклов. При этом 80 человек являются дебютантами «Дакара». Всего среди спортсменов представители 59 стран, больше всего — 15% — приходится на Францию. На каждом бивуаке, где кроме гонщиков присутствуют журналисты, обслуживающий персонал, организаторы, собираются более 2,8 тыс. человек. Телетрансляции ведутся на 190 стран мира.

В зачете грузовиков одним из претендентов на победу, как, впрочем, и всегда, является команда «КАМАЗ-Мастер». В этом году челнинцы выставили четыре экипажа, ведомых пилотами Айратом Мардеевым (№501), Эдуардом Николаевым (№505), Дмитрием Сотниковым (№513) и Антоном Шибаловым (№515). Но и соперники у нас сильные: традиционно это Iveco, MAN, Renault, Ginaf, Tatra, Scania, LIAZ.

«Гонка будет интересной и непростой, — приводил прогноз Мардеева перед стартом пресс-атташе команды Эрик Хайруллин. — У нас есть хороший спортивный азарт, но в то же время присутствует чувство большой ответственности за результат. Нам нужно найти золотую середину: ехать надежно, но в то же время быть в темпе, а порой даже задавать его. Надеюсь, погода не подведет. Мы видели, что Аргентина залита дождями. Но все ждут, что основная спортивная борьба развернется на высокогорье Боливии».

Также среди участников ралли есть и другие российские спортсмены: Равиль Маганов и Кирилл Шубин (зачет «мотовездеходы», №378), Сергей Шихотаров и Олег Уперенко (зачет «авто», №380), Анастасия Нифонтова (зачет «мото», №59), Александр Иванютин (зачет «мото», №60), Сергей Карякин (зачет «квадроциклы», №254).

КАК СЫН ГЕНЕРАЛА «ТАТНЕФТИ» ПОКОРЯЕТ ДАКАРОВСКИЕ ДЮНЫ

Примечательно, что из упомянутых россиян, стартовавших на «Дакаре», еще один, помимо прославленной команды челнинских раллийщиков, представляет Татарстан. Речь идет о Равиле Маганове — сыне гендиректора ПАО «Татнефть» Наиля Маганова. 27-летний гонщик не новичок в мире автоспорта — на своем багги Polaris RZR 1000 он постоянно участвует в гонке Can-Am Trophy Russia, в прошлом году пытался покорить баху «Россия — Северный лес 2016» в Карелии и Sealine Cross-Country Rally 2016 в Катаре. Однако фортуна не была благосклонна к молодому спортсмену, получившему, между прочим, в прошлом году звание кандидата в мастера спорта.

Именно с 2017 года на «Дакаре» была выделена в отдельный класс техника UTV — так называемые тюнингованные утилитарные мотовездеходы, куда органично вписался и магановский Polaris. Вместе со штурманом Шубиным альметьевец представил на ралли единственную российскую команду в этом классе. Помимо нашего экипажа в данной подкатегории были заявлены три китайских мотовездехода, два экипажа из Испании, один — из Бразилии, один — из Андорры. Но, учитывая, что в строю на данный момент осталось лишь пять багги, российские дебютанты имеют весьма высокие шансы стать лидерами. В техническом плане соревноваться между собой вообще будут лишь два представителя этого быстроходного мотосемейства — Polaris и Yamaha.

Перед гонкой Маганов рассказал о своем настрое и подходе к выступлению в ралли-марафоне. «Я уважаю всех своих соперников и не хочу никого недооценивать. Мы активно готовились к „Дакару“, и сейчас я абсолютно спокоен. Наверное, сейчас для меня самое сложное — сохранить самообладание и не перегореть на старте, удерживая темп. Надо ехать стабильно. Я выступаю на багги, открытом автомобиле. Конечно, из-за этого сложнее: придется напрямую сталкиваться с дакаровской погодой, плюс стесненное внутреннее пространство. Никакой конкретной цели перед собой пока не ставлю — первые этапы покажут. Для начала надо финишировать», — рассказал гонщик в интервью корреспонденту «Чемпионата».

Надо отметить, старт ралли Маганову удался. На первом этапе их багги пришел третьим, пропустив вперед голландцев — братьев Коронел — на Suzuki. Однако позже жюри признало, что они были включены в зачет по ошибке, и Маганову присудили лучший результат. Второй и третий этап татарстанец прошел с шестым показателем. После четырех этапов Маганов занимал пятое место в общем зачете, а на пятом этапе экипаж вновь стал быстрейшим с результатом 3 часа 48 минут 38 секунд, опередив на полчаса бразильца Леандро Торреса и на 40 минут 34 секунды — китайца Ли Дуншэна. К сожалению, к этому моменту у экипажа Маганова уже был трехчасовой штраф, потому в общем зачете россияне пока занимают четвертую позицию, уступая лидирующему бразильцу Торресу без малого шесть часов.

Кстати, несколько слов и о самой технике. Спортивный Polaris RZR 1000 в продаже в России появился в октябре 2013 года. По заявленным характеристикам это самый мощный аппарат среди аналогов. На новый Polaris RZR установлен четырехтактный двигатель ProStar 1000 объемом 999,6 куб. см и способностью выдавать по максимуму на выходе 107 л. с. мощности. Машина разгоняется и достигает 50 и 100 км/час за 2,26 и 5,33 секунды соответственно. Мощному квадроциклу Polaris RZR 1000 соответствует и усиленная ходовая часть. При этом его цена 3 года назад не превышала $20 тысяч.

У КАМАЗОВЦЕВ ДВЕ ПОБЕДЫ НА ЭТАПАХ И ВТОРОЕ МЕСТО В ТОТАЛЕ

Но вернемся к камазовцам. Первый спортивный день пришелся на 2 января, когда гонщикам пришлось преодолеть 454 км от столицы Парагвая Асунсьона до аргентинского города Ресистенсия. Из этой дистанции спецучастком были лишь 39 км — своего рода разминка. Но уже тогда многие гонщики оказались в шоке: их ждал не парадный проезд, а вполне боевой — с бездорожьем, грязью, крутыми опасными поворотами. А победил в зачете грузовиков Мартин Коломы на Tatra. Впрочем, отставания остальных гонщиков от него были чисто символическими. Пролог на то и пролог.

Основными трудностями второго этапа стали 40-градусная жара, пыль и... стада коров. Практически всю вторую половину гонки темп задавали Мартин ван ден Бринк на капотном Renault Sherpa и следовавший за ним Сотников. Так они и финишировали — с разрывом в 2 минуты. В таком же порядке заняли места и в тотале. Хорошо шел по дистанции экипаж Мардеева, но за 100 км до финиша на автомобиле лопнул шланг ГУРа. Остановка по техническим причинам привела к тому, что Мардеев в генеральной классификации был отброшен на 18-ю позицию, Шибалов — 15-й, Николаев — 9-й.

«Очень жаркий день, трудно было понять, в каком режиме мы идем, — прокомментировал после финиша Сотников. — Сегодня многие имели проблемы с пылью. Типичный для первых дней этап, где было много деревень, ограничений. Не сказать, что требовался высокий пилотаж, не было особой „рулежки“, скорее требовалось вовремя остановиться и потом быстро разогнаться. При этом было важно не поймать штрафов. Рад, что удалось стабильно проехать».

Третий этап (Тукуман — Жужуй) стал первым реальным внедорожным тестом для участников ралли. Спецучасток в 199 км состоял из двух отрезков, разделенных 300-километровой зоной нейтрализации. Проложенная в предгорьях Анд трасса была гораздо интереснее как в плане пилотирования, так и в плане решения навигационных задач. Вторая часть дистанции проходила на высотах более 3,8 тыс. м среди гор и каньонов, по руслам пересохших рек и по узким горным серпантинам. Лучшим временем на финише отметился камазовец Николаев — первая победа «КАМАЗ-Мастера» на этапе. Совсем немного от него отстали Коломы и Федерико Виллагро на Iveco.

«Были очень опасные обгоны, чудом проскакивали, чтобы не задеть джипы, — рассказал Николаев после финиша. — Вторую часть ехали на высокогорье. Это сразу почувствовали и машины, и люди. Но в этом году мы специально готовили моторы к высотам, видно, что есть улучшение. Кроме того, вторая часть маршрута была довольно быстрой и извилистой. Здесь нам помогла перекомпоновка в целях улучшения развесовки, например, мы поменяли размещение запасных колес, это пошло на пользу».

С неожиданно большим отставанием — более 34 минут — закончил дистанцию Жерар де Рой из этой же команды. На бивуаке голландец пояснил, что было два прокола и из-за проблем с системой подкачки колес пришлось дважды их менять.

Вообще, этот день был полон приключений практически для всех участников. Не обошли они и челнинцев. У машины Сотникова случился обрыв заднего амортизатора. Автомобиль Мардеева сначала влетел в пыль и провалился в колею, после чего машина уже не тронулась, пришлось выдергивать грузовик на буксире, выручил Матиас Беренгер. А затем экипаж попал в кучу-малу из джипов и грузовиков, искавших навигационную точку на 20-м километре. Приходилось много объезжать застрявшие машины. Опять потеря времени. Экипажу Шибалова, как и де Рою, пришлось менять колесо. Первые потери у команды Renault. Сначала на старт не вышел Герт Хузинк, грузовик которого накануне столкнулся с джипом, а уже на этапе возникли проблемы с двигателем на машине ван ден Бринка.

По итогам трех дней гонки Николаев возглавил таблицу генеральной классификации грузового зачета, Сотников — на 6-й позиции (+00:11:12), Шибалов — 10-й (+00:21:16), Мардеев — 14-й (+00:35:02).

Однако уже после 4-го этапа Николаеву пришлось уступить первую строчку в генеральной классификации. Занял ее его товарищ по команде Сотников. В этот день основной сложностью для гонщиков была зона дюн — их было немного, но они были высокими и с очень рыхлым песком. Сотников на одной из дюн потерял порядка 7 минут, так как ему пришлось сдавать назад, дабы не увязнуть в глубокой песчаной ловушке. Экипаж Николаева допустил навигационную ошибку, а затем подсел в рыхлом песке и потерял на этом около 20 минут.

А вот де Рой и Мардеев, не блиставшие в предыдущие дни, прибавили в темпе и выиграли этап, заняв 1-е и 2-е места соответственно. С учетом этого результаты в Топ-5 грузового зачета заметно уплотнились — разрыв во времени минимальный. Всего лишь 1 минуту 55 секунд уступает Сотникову Виллагра, 3-я позиция у Николаева (+04:40), Шибалов — 4-й (+05:34), за ними следуют де Рой и Мардеев.

Пятый этап на данный момент является последним из завершенных. Боливию, до этого страдающую от засухи, залило дождем. В результате организаторы приняли решение сократить спецучасток пятого этапа, а шестой (Оруро — Ла Пас) и вовсе отменить. Тем не менее даже укороченный доп принес немало неожиданностей, которые привели к очередной смене лидера в генеральной классификации грузовиков. Им стал де Рой на Iveco, выигравший отчетный этап. А вот экипаж Мардеева допустил навигационную ошибку, которая стоила ему 15 минут. Сотников засел в рыхлых песках, благо вовремя на помощь поспел Николаев — достаточно быстро продолжили движение и дальше двигались уже вместе. Потерял время и экипаж Шибалова, разыскивая контрольную точку, с этой же проблемой столкнулся и соперник россиян Виллагра.

В результате перед началом второй половины ралли лидирует де Рой. Николаев уступает ему менее 2,5 минут. Далее идут Сотников (+00:06:36) и Мардеев (+00:16:32). Наша быстрая техничка, ведомая Шибаловым, седьмая (+00:42:39). Впереди — 6 этапов, и можно с уверенностью сказать, что ситуация еще много раз изменится.

А МОГЛИ И ВОВСЕ НЕ ПОЕХАТЬ НА «ДАКАР»

Напомним, что в последний год тема участия в «Дакаре» команды «КАМАЗ-Мастер» была неоднократно овеяна скандалами. Первый разразился перед стартом гонки «Шелковый путь». Тогда Внешэкономбанк, будучи одним из генеральных спонсоров «КАМАЗ-Мастера», прекратил его финансирование из-за смены руководящего состава и, соответственно, приоритетов организации. Потеря ключевого спонсора грозила команде пропуском ралли «Дакар-2017».

Объясняться тогда пришлось лично гендиректору автогиганта Сергею Когогину в кулуарах петербургского международного экономического форума. Он пояснил, что из годового бюджета команды в $10 млн. КАМАЗ брал на себя больше половины финансовой нагрузки, а остальная часть ложилась на спонсоров и рекламодателей.

Тогда же источники «БИЗНЕС Online» сообщали, что вопрос обсуждается на уровне самого президента РФ Владимира Путина и что якобы бремя спонсорства повесят на Сбербанк. Но в итоге внешних меценатов не нашлось, спасать главный имиджевый проект КАМАЗа империи Сергея Чемезова пришлось собственными силами. Команда подписала договор о сотрудничестве с госкорпорацией «Ростех».

Несмотря на брошенный спасательный круг, позже стало известно, что команде все равно не хватает порядка четверти от общего годового бюджета. «РБК-Татарстан» со ссылкой на руководителя команды Владимира Чагина сообщил, что спонсоры помогли подготовить к «Дакару» машины и выставить четыре состава гонщиков. Однако в 2016 году из-за недостатка финансирования не удалось реализовать планы команды на год. «Сейчас не хватает около 20 - 25 процентов от общего годового бюджета команды для успешного выступления на соревнованиях в 2017 году. Годовой бюджет команды „КАМАЗ-Мастер“ составляет около 11 миллионов евро, объем недофинансирования — около 2,5 миллионов евро», — приводит слова Чагина издание.

К слову, Чагин и ранее говорил о финансовых трудностях команды. В частности, в октябре в рамках пресс-тура, проведенного «КАМАЗ-Мастером» для блогеров, гонщики организовали пресс-конференцию. Тогда Чагин рассказал, что недостаток средств затормозил работу и над капотной версией гоночного грузовика, которая хорошо себя зарекомендовала на ралли «Шелковый путь-2016». Впрочем, еще одной причиной того, что капотник не поехал на «Дакар», называли и то, что руководство КАМАЗа недовольно рекламным эффектом от использования такого автомобиля: якобы он не совсем ассоциируется с образом серийного «КАМАЗа», который все привыкли видеть именно бескапотным.

Что же касается разговоров Чагина о недостаточности финансирования, то Когогин называет бюджет команды «сытой жизнью», которая закончилась. «Постоянные стенания господина Чагина на нехватку финансирования, конечно, имеют под собой основания, но просто у них совсем сытая жизнь закончилась, — довольно резко высказался Когогин. — Это однозначно. Потому что КАМАЗ сегодня не может себе позволить удовлетворить все потребности команды. Но у них достаточно финансирования, чтобы поддерживать себя на хорошем, высоком уровне».

Как бы то ни было, совсем незадолго до старта нынешнего «Дакара» тот же Когогин заявил, что КАМАЗ может на пару лет вовсе отказаться от участия в самом престижном ралли-рейде. Об этом он сказал ТАСС, дав при этом понять, что речь идет только об этой гонке и что окончательное решение не принято. «Я допускаю то, что может быть сделан перерыв какой-то по участию именно в „Дакаре“ года на два, — сказал он. — Из гонок уходить не будем — в этом случае будем участвовать во всех соревнованиях, кроме „Дакара“. Нас же никто не ограничивает. „Африка“ — пожалуйста, мы едем».

При этом Когогин подчеркнул, что дело не в деньгах. Основная, по его словам, причина — поведение организаторов «Дакара», чемпионами которого гонщики «КАМАЗ-Мастера» становились 13 раз, неоднократно занимая весь пьедестал. Такое доминирование одной команды, видимо, не по душе организаторам гонки, поэтому они периодически меняют регламент, чтобы усложнить жизнь челнинской команде и облегчить ее соперникам россиян. И вот терпение Когогина лопнуло.

«Самая основная проблема для нас — это действия организаторов ралли-рейда, которые направлены, в общем-то, на ущемление наших интересов, — отметил гендиректор КАМАЗа. — Это, в частности, связано с двигателем... Создание спортивного мотора — это не 1 миллион евро. Мы только с Liebherr сделали спортивный мотор, получили эффективный грузовик — тут же изменили регламент, с января 2018 года мы будем обязаны выставить минимум два грузовика с 13-литровыми моторами (ранее порог был снижен с 18 до 16 литров прим. ред.). При всем желании у нас сегодня нет возможности это сделать».

Получается, как ни крути, преодоление козней организаторов соревнований все же упирается в финансы. А у КАМАЗа пока дела не идеальны — после долгого периода работы в убыток он лишь по итогам 9 месяцев 2016 года вышел в прибыль, которая составила символические 276 млн. рублей.

«АФРИКА ЭКО РЕЙС»: ГАЗОВЫЙ «КАМАЗ» ПРОТИВ ЧЕМПИОНА «ДАКАРА»

Отметим также, что и в команде «КАМАЗ-Мастер», и на автогиганте все чаще задумываются о том, что южноамериканский «Дакар» в перспективе может потерять былую популярность, а больший престиж обретет ралли «Африка Эко Рейс», которое в этом году стартовало в один день с «Дакаром». Связаны такие убеждения с тем, что некоторые страны-участницы уже задумываются об экономии, так как с каждым годом «Дакар» становится все более затратным. Кроме того, участники гонки отмечают, что трасса «Дакара» все больше походит на скоростное ралли, а не гонку с препятствиями.

В ралли «Африка Эко Рейс», маршрут которого проходит через Марокко, Мавританию и Сенегал, команда «КАМАЗ-Мастер» нынче участвует в четвертый раз. На этой гонке ее представляют экипаж победителя «Дакара-2014» Андрея Каргинова и команда Сергея Куприянова, который выступает на газовой версии гоночного грузовика «КАМАЗ». Каргинов, рассказывая в одном из интервью о некоторых особенностях ралли-рейда и подготовке грузовиков, сообщил, что, в отличие от южноамериканского «Дакара», где в этом году будет еще больше высокогорных участков, в Африке — трасса традиционная. В Марокко, например, много каменистых участков, где нужно стараться как можно меньше крутить рулем, срезая изгибы «дороги», так как велик риск пробить колесо.

Однако пока газодизельный «КАМАЗ» отстает от своего бензинового собрата. Первый этап гонки завершился победой Каргинова, «газовый» «КАМАЗ» Куприянова на финише был лишь шестым. Каменистые дороги как раз и преподнесли неприятный сюрприз: в пути пилоту пришлось менять колесо. На втором этапе, правда, Куприянов уже пришел вторым, а Каргинов упрочнил лидерство. На третьем этапе Куприянова продолжали преследовать неудачи. Около полутора часов экипажу пришлось потратить на починку радиатора, вышедшего из строя. Правда, на четвертом этапе Куприянов реабилитировался, впервые на этой гонке выиграв заезд в категории «грузовики» и сократив разрыв с конкурентами. В своем «Инстаграме» он радостно сообщил болельщикам, что 4-й этап гонки прошел на одном дыхании, без остановок, без замены колес, хотя он был очень сложный — 409 км каменных и песчаных дорог в марокканском стиле.

Зато Марокко задало мороку Каргинову. По дороге к финишу он пробил две шины. «Сейчас достается экипажам, достается машинам. День сложился для нас не очень хорошо. Сначала мы ушли не в ту сторону. Решили проверить, убедились, что едем не туда, вернулись, потеряли минут 10. Потом механик сказал, что задето одно колесо. Сначала „подкачка“ справлялась, потом начало спускать второе колесо. И снова „подкачка“ до определенного момента справлялась, потом одно колесо взорвалось, мы его поменяли, продолжили движение, и тут взорвалось второе. Оставшись без „запасок“, продолжили движение к финишу очень аккуратно», — объяснил свое «неудачное» второе место на этапе пилот Каргинов.

Пятый этап гонки «Африка Эко Рейс» в зачете грузовиков завершился двойной победой российских гонщиков из команды «КАМАЗ-Мастер»: первым к финишу пришел экипаж Каргинова, вторым — Куприянова. На утро воскресенья после прохождения экватора гонки расклад был таков: Каргинов с результатом 16 часов 22 минуты 26 секунд возглавил гонку. Ему в затылок дышат чехи на Таtra Ярослав Валтр, отстающий более чем на полтора часа, и Томаш Томичек с отставанием в 2 часа 20 минут. Куприянов пока на четвертом месте.