... 35-градусные январские морозы нельзя назвать аномальными для Татарстана. В январе 2014 года три дня температура колебалась от минус 32 до минус 39 градусов

«ПОЖАРЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ В ПРОШЛОМ ГОДУ... НУЖНО ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ»

С тревожным сообщением обратились к жителям Татарстана представители ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ». В соответствии с прогнозом, рождественские морозы, которые обострились в Татарстане ночью и днем 8 января (до 14 градусов мороза в южной половине республики и до 25 градусов в северной части региона), продолжают наступление. Сегодня ночью температура в отдельных районах республики может упасть до 32 градусов мороза. В Казани столбик термометра не поднимется выше 25, а местами и 29 градусов ниже нуля. Но самый серьезный удар, по мнению синоптиков, природа подготовила на завтра. «Ночью 10 января температура понизится до 24 - 29, в низких местах и при прояснениях — до 30 - 35 градусов мороза, — говорится в предупреждении предсказателей погоды. — Днем ожидается температура 15 - 20, на востоке — до 24 градусов ниже нуля, тогда как в Казани ночная температура местами опустится до 33 градусов мороза». В довершение ко всему морозы будут наступать вместе с туманом. Ночью и утром 10 января 2017 года местами на территории РТ и в Казани ожидается ухудшение видимости.

Серьезно морозную угрозу оценили в правительстве РТ. Сегодня на республиканском совещании в режиме видеоконференции президент РТ Рустам Минниханов попросил обратить особое внимание на жизнеобеспечение граждан. «Тепло, вода, газ — все службы должны работать. Низкая температура заставляет людей включать обогреватели, разного рода устройства, которые могут привести к непредсказуемым последствиям. Те пожары, которые были в прошлом году... Нужно делать выводы», — призвал Минниханов. По-видимому, глава республики имел в виду пожар в селе Старый Кувак Лениногорского района, который унес жизни пятерых малолетних детей и их матери. Причиной пожара стало использование самодельных электрообогревателей — от газа многодетную семью отключили еще в апреле 2013 года за долг в размере 16 тыс. рублей.

Премьер Ильдар Халиков также потребовал от собравшихся руководителей министерств и ведомств республики повышенной бдительности. «Достаточно серьезные морозы, при этом большие колебания температуры, поэтому, конечно же, [нужно усилить] работу коммунальных систем», — заявил премьер. Он дал задание минстрою РТ и Роспотребнадзору по РТ вести неусыпный контроль за ситуацией на наиболее сложных объектах. «При такой погоде очень быстро остывают помещения: и дома, и квартиры, и школы, и детские сады. Не заморозить систему — вот задача», — объявил Халиков.

В чем причины этого «поцелуя» от Деда Мороза? Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец причинами низкой температуры называет «ныряющий циклон», который за несколько дней до холодов прошел через всю европейскую часть России. «Причем он прошел не так, как обычно проходят циклоны, — с запада на восток и с отклонением на юго-восток, а по меридиану. Сорвался со Скандинавии через западные границы нашей страны через Среднерусскую равнину, подошел к Северному Поволжью, ушел в Западную Сибирь, — объяснил метеоролог „БИЗНЕС Online“. — Татарстан попал в его тыловую часть, где сформировался устойчивый северо-воздушный поток. Во всей толще тропосферы от нуля до 5 - 6 километров наблюдалась мощная струя, которая из акватории Карского моря несла очень холодный воздух. По сути, это холодное дыхание Северного Ледовитого океана. Это явление метеорологи также называют ультраполярным вторжением. Именно оно обеспечивает стремительное понижение температурного фона. Местами морозы достигли рекордных показателей. „Мешок“ холода проник и на юг страны».

Впрочем, Татарстан из этих холодов выйдет относительно «тепленьким». Такого рода экстремально низкие температуры все-таки нельзя назвать рекордными для Казани, тогда как в других регионах ожидаются 40-градусные морозы. Однако завтрашняя температура и без того будет на 15 градусов ниже климатической нормы. «Казани и Татарстану нужно пережить еще одни холодные сутки, — предупреждает Тишковец. — А затем наблюдается тенденция на потепление. В среду уже пройдет теплый атмосферный фронт, небо затянут плотные облака, выхолаживание воздуха исчезнет. Ожидается снег, ночью — минус 10 - 15 градусов, днем — минус 5 - 10». Уже через несколько дней температура вернется к климатической норме — 7 - 12 градусов ниже нуля ночью, днем потеплеет до минус 4 - 9 градусов, в республику придут снегопады различной интенсивности.

Отметим, 35-градусные январские морозы нельзя назвать аномальными для Татарстана. По данным сайта «Погода и климат», 27 января 2016 года столбик термометра в столице Татарстана опустился до минус 27 градусов. При этом ощущаемая температура составила минус 31, достигнув уровня «опасность обморожения». Три года назад, в январе 2014 года, Казань на три дня была взята в «морозное оцепление», когда ощущаемая температура колебалась от минус 32 до минус 39 градусов мороза.

... Медики рекомендуют жителям республики одеваться по погоде, отдавая предпочтение многослойной одежде из натуральных тканей, а также легкой и свободной обуви, в которой ноги не зажаты

«ЛЮДИ СТАНОВИЛИСЬ ПЛЕННИКАМИ СТИХИИ ИЗ-ЗА НЕИСПРАВНОСТИ АВТО И ЕДВА ЛИ НЕ ЗАМЕРЗАЛИ НАСМЕРТЬ»

В режиме «всегда готов» морозы готовятся встретить пожарно-спасательные службы Татарстана. К слову, в режиме повышенной боевой готовности они работают с 20 декабря. «Усилены караулы, дежурства, введены из резерва дополнительные силы, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по РТ Андрей Родыгин. — Мы прекрасно все понимаем, что новогодний накал, может, и пропал, но обстановка все равно приводит к тому, что и в существующих погодных условиях этот режим сохраняется».

Необходимость быть начеку складывается из нескольких факторов. Прежде всего при наступлении мороза возрастает вероятность возникновения техногенных пожаров. В первую очередь это касается пожаров при неправильной эксплуатации отопительных печей, газового оборудования — то, о чем говорил сегодня Минниханов. «При использовании газовых баллонов нужно помнить, что в зимние время есть свои нюансы при их заправке, — предупреждает Родыгин. — Если на морозе этот баллон заполняется, а потом заносится в отапливаемое помещение, то происходит нагрев, сильное расширение этого газа, увеличение давления, в результате чего баллон лопается». По тем же причинам не менее опасно заправлять бытовые газовые баллоны на АГЗС, где специального оборудования для таких видов работ нет. В зимних условиях запрещено заправлять баллон сверх 85% его объема.

Еще один опасный фактор, который приносят с собой морозы, — эксплуатация печного отопления. «Очень много пожаров происходит из-за перенакала печи, из-за неправильной установки дымовой трубы», — отметил Родыгин, напоминая о том, что нельзя сушить одежду на отопительных приборах.

Опасность повышается и на дорогах республики. Известны случаи, когда люди, ставшие пленниками стихии из-за неисправности их авто, едва ли не замерзали насмерть. «Буквально позавчера в Мамадышском районе была спасена семья, у которой прямо на трассе сломался автомобиль, из-за чего те вынуждены были находиться на морозном воздухе, — предупредил собеседник издания. — Благо их вовремя успели доставить в ближайший пункт обогрева в гостинице. Но такие случаи единичны. В любом случае для оказания помощи на трассе все автодороги прикрыты нашими подразделениями, пока предпосылок для массовых заторов автомобилей нет».

... В боевую готовность приведены и службы скорой помощи

«ЕСТЬ ПОВЕРЬЕ: НЕМНОЖКО ВЫПИЛ — И СТАЛО ХОРОШО... НА САМОМ ДЕЛЕ НЕТ — АЛКОГОЛЬ ВЫЗЫВАЕТ СУЖЕНИЕ СОСУДОВ И ЕЩЕ БОЛЬШЕЕ ПОРАЖЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ НА МОРОЗЕ»

В боевую готовность приведены и службы скорой помощи. Врачи не исключают, что в связи с похолоданием увеличится число обмороженных. «Мы в первую очередь выезжаем по вызовам из общественных мест, — рассказала корреспонденту „БИЗНЕС Online“ заведующая оперативным отделением станции скорой медицинской помощи Казани Татьяна Ликотурнова. — Если кто-то лежит на улице — мы обязательно доставляем его в стационар, чтобы не замерз. В среднем переохладившихся бывает 5 - 7 человек за день, с обморожением 2 - 3 обращения в день, но иногда больше».

Медики рекомендуют жителям республики одеваться по погоде, отдавая предпочтение многослойной одежде из натуральных тканей, а также легкой и свободной обуви, в которой ноги не зажаты. «Лучше надеть валенки или сапоги меховые, вместо перчаток — рукавицы, — формирует зимний гардероб горожанина Ликотурнова. — Советуем также закрывать лицо, носить закрывающую уши шапку, использовать капюшон, так как самое распространенное обморожение — кончика носа и ушей. Детям и пожилым людям в мороз лучше не выходить на улицу. Также дома лучше остаться лицам, страдающим хроническими заболеваниями, в частности стенокардией, перенесшим инфаркт миокарда, гипертоникам обязательно следить за давлением. Если все же приходится ждать транспорт на улице, нужно заходить погреться в близстоящие магазины, аптеки и пр. Кушать перед выходом на улицу, пить горячий чай».

Полезные советы выживания на морозе дала сегодня на пресс-конференции руководитель республиканского центра медицины катастроф ГАУЗ РКБ минздрава РТ Ирина Исаева. Как медик она посоветовала татарстанцам ни в коем случае не растирать кожу в случае обморожения — ни шерстяными, ни какими-либо другими вещами. «Потому что будет натираться и будет инфицирование этих участков кожи», — объяснила Исаева. Врач также предупредила, что во время морозов не следует злоупотреблять алкоголем. «У нас есть такое поверье: немножко выпил — и стало хорошо. Вовсе нет — алкоголь вызывает сужение сосудов и в результате еще большее поражение конечностей», — заметила врач.

СИБИРСКИЕ МОРОЗЫ ПОДАРЯТ ШКОЛЬНИКАМ ПРОДЛЕНИЕ КАНИКУЛ

В отличие от взрослого населения, которому приходится противостоять стихии, школьникам и «клиентам» детских садов светит продление рождественских каникул. Как сообщила «БИЗНЕС Online» начальник отдела дополнительного образования детей Жанетта Соркина, министерство образования и науки РТ рекомендует отменять учебные занятия для учеников начальной школы (1 - 4-й классы) при температуре 23 градуса ниже нуля в сельских школах и при минус 25 в городских школах. Также, согласно рекомендациям министерства, дома остаются учащиеся 5 - 9-х классов при температуре ниже минус 25 градусов (сельские школы) и минус 27 (городские школы). Учащиеся 10 - 11-х классов освобождаются от занятий при морозе в минус 30 градусов (сельские школы) и минус 32 градуса (городские школы).

В морозную погоду также ограничиваются занятия физкультурой на открытом воздухе (соответствующие правила прописаны в СанПиНе 2.4.2.2821-10) — в зависимости от возраста детей, скорости ветра и температуры воздуха. «В любом случае, если скорость ветра более 9 метров в секунду, занятия на открытом воздухе не проводятся», — пояснила Соркина. Она отметила, что эти рекомендации были направлены в школы республики еще в ноябре 2016 года. Впрочем, они стандартны и повторяются из года в год.

Также министерство образования и науки РТ рекомендует приостановить перевозку детей школьными автобусами и выезды детей за пределы муниципальных образований при температуре воздуха минус 25 градусов и ниже.

ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЕ МЕРЫ АЭРОПОРТОВ

После появления холодов стало известно и о сложностях в работе гражданской авиации. Сразу четыре рейса по маршруту Москва — Казань и обратно было отменено по инициативе авиакомпаний. Однако сами авиаперевозчики не связывают это с неблагоприятными погодными условиями. По словам директора авиакомпании «Тулпар» Азата Хакима, решения об отмене рейса авиакомпании принимают на самом деле из-за малой загрузки бортов. «Многие еще не вернулись из заграничных отпусков или путешествий по России, — пояснил Хаким. — Судя по нашему опыту, народ начнет раскачиваться на перелеты с 15 января. Поэтому рейсы и отменяются из-за низкой загрузки. Морозы тут ни при чем».

В самих аэропортах обозначенную синоптиками температуру также не считают угрожающей. «У нас сейчас особые подготовительные работы в связи с этим не проводятся и не планируются, при данной температуре мы работаем в штатном режиме, — заметил в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ пресс-секретарь аэропорта „Казань“ Адель Гатауллин. — Изменение технического регламента происходит, только когда температура падает до минус 50 и ниже».

«Это нормальная ситуация. По лимитам температуры наружного воздуха у земли для выполнения взлета и посадки большая часть импортной техники работает до минус 40 градусов, — говорит коммерческий директор международного аэропорта Бегишево Феликс Козлов. — Иностранные воздушные суда напичканы электроникой, которая на низкую температуру реагирует как ноутбук или телефон. Поэтому при ночных стоянках воздушных судов мы используем шведские электрические подогреватели AH-42, они поддерживают плюсовую температуру в салоне воздушного судна, что позволяет избежать проблем с авионикой. Сообщений от авиакомпаний об отмене рейсов по метеоусловиям у нас нет, сейчас установилась ясная погода, нет ни туманов, ни сильного ветра, ни осадков. Вместе с тем службы аэропорта готовы и к ухудшению погоды: в достаточном количестве имеются жидкий и гранулированный реагенты для обработки ВПП и перрона, а также жидкости для противообледенительной обработки воздушных судов».

По данным Козлова, за первую неделю аэропорт Бегишево показал рост трафика в связи с увеличением числа рейсов и снижением цен на авиабилеты (так, в Москву из Бегишево можно улететь за 1 тыс. рублей). «С 1 по 8 января мы обслужили 11 923 пассажира, — отметил коммерческий директор аэропорта. — Для сравнения: в прошлом году за аналогичный период времени было обслужено 6 584 пассажира».

... В большие холода рекомендуют избегать лишних телодвижений с автомобилем и не стараться насильно заводить машину

«ЕЗДА НА КОРОТКИЕ РАССТОЯНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ СМЕРТЕЛЬНА В ТАКИЕ МОРОЗЫ»

Гораздо больше проблем стихия принесет наземному транспорту, полагают эксперты «БИЗНЕС Online». Владельцы автосервисов рекомендуют в большие холода избегать лишних телодвижений с автомобилем и не стараться насильно заводить машину. «В такую погоду кратно увеличивается износ двигателя, — заметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор группы компаний „Маяк“ (сеть автосервисов и магазинов запчастей) Фаниль Фахритдинов. — Это грозит массой неприятностей. И даже если вы завели автомобиль, но чувствуете, что он не „тянет“, идет с натугой, это значит, что „перескочила“ цепь газораспределительного механизма (ГРМ). Не думайте, что что-то там замерзло, не пытайтесь газовать, потому что это говорит о неисправности двигателя, и нужно ехать в автосервис. Само по себе это не пройдет, это серьезная поломка».

Еще один совет от управляющего сетью автосервисов звучит так: не «таскайте» автомобиль на буксире, делать это можно только в крайнем случае. «Лучше переждать день-два, поехать на такси или на общественном транспорте, — рекомендует Фахритдинов. — Езда на короткие расстояния, когда автомобиль едет, потом остывает, потом снова едет, вообще смертельна в такие морозы. Если вы проехали 100 километров такими „перебежками“, то считайте, что проехали тысячу километров. Длительные прогревы также исключены — достаточно прогреть авто минуту-полторы, чтобы двигатель вышел на нормальный режим работы. После этого нужно начать движение на небольшой скорости, не повышая ее, пока температура двигателя не повысится до 50 - 60 градусов. Перед запуском можно ненадолго включить фары, чтобы „разбудить аккумулятор“, после чего запускать машину».

Рекомендации чаще пользоваться такси и не «насиловать» личный автомобиль жители Татарстана уже приняли к сведению. Начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим» (ООО «Инфосервис») Павел Стенников в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» признал, что желающих воспользоваться услугами частных извозчиков значительно прибавилось и последние не преминули этим воспользоваться. «Безусловно, с наступлением холодов количество заказов увеличивается, и мы под увеличение спроса привлекаем больше перевозчиков, — рассказал Стенников. — 9 января из-за морозов сервис заказа такси „Максим“ и перевозчики приняли решение с 6 до 9 часов утра увеличить минимальную цену поездки на 40 рублей. Изменение тарифа носит временный характер, решение принимается по обстоятельствам, но это необходимая мера для нормальной работы такси, ведь в холодную погоду затраты на топливо и амортизация автомобиля увеличиваются. Повышение цен компенсирует водителям расходы на оказание услуги, стимулирует выполнять заказы, а для клиентов сокращает время ожидания автомобиля».

В работе общественного транспорта видимых перемен не наступит. «В эти дни будут работать дежурные бригады, чтобы обеспечить более высокий коэффициент технической готовности автопарка, но наши пассажиры вообще не должны почувствовать, что в нашей работе что-то изменилось из-за холодов, — рассуждает заместитель директора казанского ПАТП-2 Рамиль Исмагилов. — Мы будем работать в штатном режиме, так же, как обычно».