«СНИМАЙТЕ ВСЕ СВОИ ПЛАТКИ, ШАРФЫ...»

Одно из крупных татарских сел России — Белозерье, что расположено в Республике Мордовия, — сотрясает конфликт вокруг ношения в школе мусульманских платков. История эта началась еще три года назад и уже тогда вышла за пределы региона. За татарских учениц вступились и всемирный форум татарской молодежи, и известные российские общественные деятели, после чего тамошнее министерство образования пошло на некоторые уступки. Была достигнута договоренность о том, что девочки младших классов ходят в школу без платков, а учителя, большинство из которых — это жители того же села, перевязывают свои платки назад в виде косынок. Но если тогда в основном говорили о проблемах школьниц, то сегодня под давлением оказались прежде всего педагоги.

Накануне Нового года в Белозерьевской школе прошло собрание учителей с представителями министерства образования республики и администрацией села. Так, заместители министра образования Мордовии Галина Явкина и Елена Солдатова в очень жесткой форме потребовали учителей снять мусульманские платки под угрозой увольнения. Аудиозапись того собрания вскоре появилась в сети. «Еще раз. Педагоги после праздников выходят все в светской форме без головного убора! Сегодня принимайте решение! Сегодня здесь, в этой аудитории! И нигде по-другому!» «Не нравится, кто-то хочет жаловаться? Пожалуйста, жалуйтесь, куда хотите, пишите, куда хотите, подавайте в суды, куда хотите. Но здесь будет работать тот коллектив, который нужен для Белозерьевской школы, который нужен для молодежи, за которым пойдут дети!» «Хватит! Снимайте все свои платки, шарфы, потому что мы не пришли к тому, о чем мы с вами договаривались!» Эти ультимативные заявления на аудиозаписи принадлежат одному из руководителей минобраза Мордовии, поручившему только что назначенному директору Вере Липатовой навести в школе соответствующий порядок.

«Вчера я перед главой республики был. Стоял 45 минут, меня вот так держали: почему у вас такой бардак? Почему учителя ходят в платках? И все там: глава и силовики — я стоял 45 минут. И глава республики сказал четко: если не снимают платки — прямо заявление пишут и уйдут. Министр дал задание: после праздников выходят другие учителя. Церемониться не будем, говорит... Сегодня силовики выступали, нам не дали слова сказать — все, отмашки не будет. Заявление на стол — до свидания! Министр дал задание подготовить резервы... И думайте, это очень серьезно. У меня слов нет...» — добавляет мужской голос, судя по всему, принадлежащий главе Белозерьевского сельского поселения Рясиму Салихову.

Как оказалось, жители татарского села попали под раздачу в связи с действиями властей Мордовии по борьбе с возможными экстремистскими проявлениями. Напомним, что столица региона Саранск — это один из городов, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу-2018.

«ЖЕНЩИН ПРОДЕРЖАЛИ БОЛЕЕ ЧЕТЫРЕХ ЧАСОВ, НЕ ВЫПУСКАЛИ ИЗ КАБИНЕТА, НЕ ДАВАЛИ ДАЖЕ ВЫСКАЗАТЬСЯ»

Адвокат, представляющий интересы педагогов, Марат Ашимов рассказал «БИЗНЕС Online» всю подоплеку конфликта: «С 2013 года руководством республики делались неоднократные попытки снять платки с девочек-мусульманок, учащихся в школах Мордовии. В 2014/15 учебном году давление достигло максимума. После заседания Общественной палаты РФ в феврале 2015 года противоборствующие стороны достигли компромисса, и проблема, можно сказать, сошла на нет, дети продолжили учиться в школах. Во всех школах республики мусульманки были в меньшинстве, так как классы в основном состоят из детей русских и мордовских семей. Но особо выделялась Белозерьевская школа, в которой учится более 300 детей, и практически все девочки носили платок».

Однако в канун Нового года события стали разворачиваться стремительно. 23 декабря в Ромодановском районе глава Мордовии Владимир Волков провел совместное заседание республиканских антитеррористической комиссии и оперативного штаба. Участники заседания обсудили, в частности, комплекс мероприятий по противодействию угрозам радикализации мусульман региона. Особое внимание было обращено на необходимость более предметной работы по профилактике радикализма в образовательных учреждениях республики. «Хотелось бы отметить, что не имелось ни одного случая радикализма, экстремизма и прочих подобных моментов в образовательных учреждениях Мордовии, в том числе и в Белозерье», — уверяет Ашимов.

23 декабря в Ромодановском районе глава Мордовии Владимир Волков провел совместное заседание республиканских антитеррористической комиссии и оперативного штаба 23 декабря в Ромодановском районе глава Мордовии Владимир Волков провел совместное заседание республиканских антитеррористической комиссии и оперативного штаба Фото: kremlin.ru

Однако уже 24 декабря комиссия с участием заместителей министра образования республики выехала в школу, где экстренно собрала всех учителей, большинство из которых были дома, так как дети были отпущены на зимние каникулы, и предъявила учителям, носившим платок, ультиматум: или они снимают платки, или уходят из школы по собственному желанию. Был издан приказ за подписью директора школы, вносящий изменения в правила внутреннего распорядка школы, о запрете ношения платков в школах и денежном наказании за это. «Учительский коллектив был назван виновником радикализации молодежи и объявлен чуть ли не ячейкой экстремизма в селе. Женщин продержали более четырех часов, не выпускали из кабинета, не давали даже высказаться», — рассказывает адвокат педагогов корреспонденту «БИЗНЕС Online»

Часть учителей под давлением написала заявление об уходе, часть согласилась «раздеться». «Уже 26 декабря 2016 года от учителей, отказавшихся переступить через свои моральные принципы, потребовали написать объяснительные. 27 числа экзекуция продолжилась. Теперь уже присутствовал юрист минобрнауки, замглавы района. Был составлен приказ о наложении дисциплинарного взыскания, которым было объявлено замечание учителям в платках. В среду, 28 декабря, под роспись они были ознакомлены с данным приказом, и от них взяли новые объяснительные уже в моем присутствии, где педагоги указали, что они не могут снять платок, так как это противоречит их моральным и нравственным принципам, а также предписаниям религии. У многих учителей тряслись руки, они волновались и плакали, сказав, что никогда не подвергались таким унижениям, как за последние дни. К нам, говорят, отнеслись как к людям второго сорта, несмотря на то, что педагогический стаж многих из них более 20 лет. В объяснительных было указано, что учебному процессу и его светскости ношение головного платка никак не угрожает», — продолжает Ашимов. Он считает, что в республике началась усиленная борьба с экстремизмом и терроризмом, но начали ее с людей, которые по роду своих занятий, своему воспитанию и образованию не только далеки от этого, а наоборот, призывают детей к миру, человеколюбию, дают им знания и навыки, от всего сердца переживая за их судьбу.

«С моей стороны перед самым Новым годом были написаны и направлены заявления в трудовую инспекцию по нарушениям трудовых прав, в прокуратуру по поводу запугивания, оскорблений.. В школе обучается 300 учениц, и все они ходят в платках. В суд мы пока не обращались, но будем смотреть. Нарушается 28-я статья Конституции РФ о свободе вероисповедания, 37-я статья о свободе труда. Из Трудового кодекса нарушается 3-я статья, запрещающая дискриминацию в сфере труда. Посмотрим, как отреагирует на наше обращение прокуратура», — указывает адвокат.

Он вспоминает и о первом витке этого конфликта: «Полтора-два года назад уже возникала такая же проблема, но по отношению к школьницам. Тогда поменяли директора школы, ее возглавила Адиля Янгличева, учитель этой же школы, жительница села Белозерье. Но ее сняли с этой должности в аккурат перед приездом комиссии. Назначили нового директора, который и издал этот указ».

Как говорят жители села, Янгличева была назначена с целью искоренить культуру ношения платков как среди учителей, так и среди учениц. Но экс-директор с этой обязанностью не справилась, а, по словам некоторых жителей села, даже наоборот, приветствовала это. А учителя, которые попали под прессинг сегодня, это уже те, которые согласились на компромисс два года назад и повязывали платки назад. Но теперь, как оказалось, и этого мало.

«У НАС В СЕЛЕ РЕЛИГИОЗНОСТЬ ВСЕГДА ПРИВЕТСТВОВАЛАСЬ»

Белозерье, которое называют семечковой столицей Мордовии, — наиболее крупное и динамично развивающееся татарское село Мордовии, было основано еще в XVII веке. Сегодня в селе 680 дворов, численность населения — 3000 человек, все — татары. 90% населения читают пятикратную молитву, такую цифру называют сами жители. В селе 8 мечетей. Сегодня в школе получают образование 360 учеников. Рождаемость в селе в Мордовии самая высокая — в год до 60 детей.

«У нас в селе религиозность всегда приветствовалась. Я сама училась в школе в платке еще в советское время. И никто абсолютно не возражал, вообще никаких проблем не было, — вспоминает уроженка поселения, председатель союза мусульманок России Наиля Зиганшина. — Даже во времена коммунистического атеизма мы свободно ходили в платках. У меня все школьные фотографии в платке. И в школе, и вне ее у нас не было никаких проблем».

Между тем член Общественной палаты РФ, представитель РПЦ Александр Пелин считает, что придание Белозерьевской школе статуса национальной может снять проблему с повестки дня. «Необходимо вернуться к документу и начать процедуру присвоения Белозерской школе статуса школы с углубленным изучением татарского языка и культуры, при этом в школьном дресс-коде предусмотреть возможность хождения детей в национальной татарской одежде. В этой ситуации тема платков отпадет сама собой», — заявил он, обращаясь к своим коллегам по Общественной палате. По словам Пелина, требования чиновников министерства образования республики к учителям по поводу ношения ими платков являются чрезмерными и неправомочными.

В самом профильном министерстве Мордовии нашей газете обещали ответить на запрос до конца недели, при этом поговаривают, что и здесь у сельчан из Белозерья есть сторонники. Более того, якобы замминистра образования Галина Явкина, одна из руководителей той самой комиссии, уходит с работы «в связи с несогласием с методами работы вышестоящих начальников». Бывшая учительница Белозерьевской школы, не пожелавшая назвать своего имени, считает, что такая вероятность есть: «Явкина — очень приличная, порядочная женщина. Про нее нельзя сказать, что она чиновник. Это женщина, это человек с большой буквы. Она всегда помогала нам, она всегда шла нам навстречу. Она всегда была сторонницей того, чтобы школе Белозерья дали статус национальной гимназии. Если бы наша школа числилась как национальная, этих проблем не было бы. Она знает нашу школу, всегда общалась и с учителями, и с родителями. Это зло исходит не от нее, а от других». При этом сами учителя отказываются давать комментарии журналистам, ссылаясь на угрозы: якобы в этом случае они будут вынуждены покинуть республику.

А пока сразу после новогодних каникул 9 января в школу опять прибыла комиссия из министерства образования Мордовии, администрации и отдела образования Ромодановского района. Всех учителей в платках вызывали в кабинет директора по одной и объявили выговоры на основе принятого приказа. Кроме этого, как говорят наши источники, нескольким школьницам Саранска было запрещено являться в школу после каникул, но они все равно пришли учиться. И тогда директор якобы приказала классным руководителям за руку выводить их из школы.

Татары Мордовии обратились за помощью к муфтию Татарстана Камилю Самигуллину Татары Мордовии обратились за помощью к муфтию Татарстана Камилю Самигуллину Фото: «БИЗНЕС Online»

Адвокат Ашимов говорит, что татары Мордовии обратились за помощью к муфтию Татарстана Камилю Самигуллину. Кстати, три года назад министр образования Татарстана Энгель Фаттахов также выступил в защиту мусульманского платка в школах. «Платок — это наша национальная особенность, как можно его запрещать? Девочки, которые носят платок с соответствующим воспитанием в семье, просто в школу ходить перестанут, а не платки снимать...» — сказал он тогда на встрече с журналистами.

«ПОСТАВИЛИ РУССКУЮ ЖЕНЩИНУ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА, У КОТОРОЙ ЦЕЛЬ — ПОЛНОСТЬЮ ИЗГНАТЬ КОЛЛЕКТИВ...»

Марат Салимов — председатель общества татарской культуры Республики Мордовия, доцент Мордовского государственного университета:

— Белозерьевская школа в 1990-х годах была в очень сильном упадке. Девушки старших классов практически совсем не ходили в школу, в то время и в школе была очень слабая и подготовка, да и девушек воровали прямо по пути в школу. С начала 2000-х наши духовные лидеры провели большую работу по возрождению школы и повышению статуса образования. Где-то к 2005 - 2006 годам ситуация уже нормализовалась, нашли хорошего директора. Последние 5 - 6 лет школы была в отличном состоянии. Впервые в истории дети стали выигрывать предметные олимпиады, спортивные соревнования и так далее. Все отлично было, пока три года назад правительством не было принято известное постановление о запрете платков в школах. Началось давление на коллектив. Первым убрали директора где-то полтора года назад, который собственно все и сделал. Новый директор — тоже уроженка Белозерья — проработала 1,5 года. Ее поставили как раз за тем, чтобы она с платками в школе поборолась. Но свою задачу она не выполнила, даже, наоборот, встала на противоположную сторону. И ее убрали. Теперь поставили русскую женщину пенсионного возраста, у которой цель — полностью изгнать коллектив, несогласный с тем, чтобы снимать платки, и привозить, если нужно будет, других учителей, не из села, чтобы они эту политику продолжали. Еще раньше из школы выгнали секцию по борьбе, в которой занимались 50 ребят. За 10 лет эта секция воспитала двух чемпионов России и призера мира и Европы по борьбе.

Это все, на мой взгляд, видимость борьбы с экстремизмом, радикализмом. Понимаю, что кто-то внушил руководству нашей республики, что платки в школе — это индикатор какого-то радикализма, и, мол, давайте, чтобы этого не было. Но с детьми сложно, за ними родители стоят. И не так много мер принуждения для детей. В реальности это не сработает, потому что педагог в принципе должен быть примером культуры и нравственности для учеников. В селе одна культура, а мы сейчас навязываем другую. Я думаю, вся эта кампания связана с предстоящим проведением чемпионата мира по футболу...

Рустам хазрат Батров — первый заместитель председателя ДУМ РТ:

— Здесь возмущает сам факт давления на преподавателя, грубые нарушения основных принципов светскости. То есть светскость — это конфессиональная нейтральность, где все граждане могут исповедовать свои взгляды — религиозные или атеистические. Когда взрослым людям запрещают одеваться так, как они считают нужным, то это нарушение принципа светскости. Мы только сегодня получили от них обращение. Сейчас я уточню, в чем им нужна наша поддержка. Наши юрисдикции не распространяются на это. Но мы, наверное, сделаем статью, публикацию, общественное заявление. Как-то так поможем.

Я думаю, здесь на самом деле шуметь-то можно, но смысл? Надо же проблему решить, а не всякими лозунгами махать. То есть здесь грубейшее нарушение законодательства. Один-два грамотных юриста могут сделать намного больше, чем злопыхания в интернете. Здесь нужен хороший адвокат, который бы взялся за это дело и, имея документы на руках, разобрал бы это дело в суде. Здесь, на мой взгляд, нарушается и трудовое законодательство, и в целом российское. Вот на это нужно давить. Это наиболее действенный метод.

Какая была реакция муфтия Татарстана? Вот он мне поручил подготовить комментарий, где мы изложим наше видение. Я этим и занимаюсь сейчас. Здесь нужно четко понимать, что они в нашу юрисдикцию не входят. У них там три муфтия, у которых есть повод объединиться. Муфтии на нас не выходили, учителя только звонили, потом письмо направили.

Илдуз Исхаков — председатель духовного управления мусульман Республики Мордовия:

— Мы с первых дней поддерживали и будем поддерживать до конца родителей, учителей и школьников, носящих платки. Ни для кого эти люди ранее не создавали каких-либо проблем. Ситуация искусственно возникла два-три года тому назад. Это только повод.

На мое имя уже обратились за помощью 15 учительниц, родителей детей из Белозерья. Мы рассчитываем на то, чтобы этот вопрос решился в правовом поле в самое ближайшее время, потому что об этом уже знает вся Россия. Мы думаем, что это допустили некоторые представители министерства, администрации района. Политика, которая ведется главой республики, другая, направлена на сохранение мира. Готовим сейчас письмо на имя главы Республики Мордовия. Работа ведется всесторонняя, и поддержка Республики Татарстан тут крайне необходима.

Табрис Яруллин — председатель всемирного форума татарской молодежи:

— Вопрос по поводу ношения платков в школе села Белозерье стоит уже несколько лет. Мы как общественная организация пару лет назад принимали обращения по поводу ношения платков, но вопрос тогда стоял по поводу учениц, а теперь он обострился и в отношении учителей. В минобразе Мордовии объясняли это тем, что существует определенная школьная форма, какие-то инструкции, подзаконные акты. Весь наш форум собирался, вся татарская молодежь, и мы высказались в защиту наших девочек. У нас есть свобода, прописанная в Конституции, платок для религиозного человека — это неотъемлемый атрибут. Но бюрократы Мордовии почему-то воспринимают платок как символ радикализации мусульман и татарского населения и теперь, спустя два года, вновь поднимают этот вопрос.

Пугают сами методы, с помощью которых они добиваются своего, — это директивы, кадровые решения. Если очень упростить эту ситуацию, то, чтобы человек снял что-то с себя, создаются комиссии. Это полный абсурд. Работа с противодействием радикализму предполагает подобные методы, но эти люди не преступники, они не подозреваются ни в чем, и здесь должен быть другой подход. Кроме того, радикализация обостряется именно в тех случаях, где существует вакуум идеологии, вакуум идей, нет социальных лифтов, но есть социальная несправедливость. Здесь [в Белозерье] с социальными лифтами все нормально, эти девочки хорошо учатся в школе, с бизнесом в селе все хорошо, это не умирающая деревня. Давление со стороны властей, наоборот, подстегивает людей, и они начинают думать, что по отношению к ним поступают несправедливо.

Всеволод Чаплин — экс-председатель синодального отдела по взаимодействию РПЦ и общества московского патриархата, протоиерей:

— С одной стороны, нужно предупреждать проявления экстремизма и так далее, с другой — мы руководствуемся кодексом религиозного образа жизни в полной мере. Есть много мест, где люди носят платки, прикрывающие лицо, и длинные бороды. Это вошло в норму. В Москве много девушек и женщин, которые носят платки, есть много мужчин, которые носят бороды. Для многих такой образ жизни обязателен. Если он не закрывает лица, то вопрос безопасности вряд ли может служить обоснованием запрета. Я чувствую, что некоторые люди просто боятся демонстрировать свою религиозность — что в исламе, католицизме, православии. Это очень печалит. Что касается некоторых вызовов, то пока мы не придем к скромному внешнему виду, никакого будущего у этого народа нет и быть не может. Я думаю, что эту ситуацию нужно разрешать не через жесткие действия, а через диалог. Между прочим, право на свободу вероисповедания предполагает не только возможность придерживаться определенных убеждений, но и поступать в соответствии с ними.