... В ассоциацию «Автодилеры РТ» вошли 7 компаний: казанские «Апельсин», «Акос», «КАН Авто», «Барс Авто», а также три дилера АвтоВАЗа из Закамья — «Авто-1» (Челны) «Альтернатива» (Альметьевск) и «Интер» (Бугульма)
Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕОБХОДИМО КОНСОЛИДИРОВАТЬ ЗАКУПКИ АВТОЦЕНТРОВ»

Без особой публичности в Татарстане под конец прошлого года (30 декабря) была зарегистрирована своя региональная ассоциация автодилеров. В условиях постоянного сокращения авторынка продавцы машин решили объединить усилия ради снижения издержек бизнеса. Подготовка к регистрации ассоциации «Автомобильные дилеры Республики Татарстан» длилась около полугода. Взяли в нее только официальных дилеров, на сегодня в альянс вошли 7 компаний: казанские «Апельсин», «Акос», «КАН Авто», «Барс Авто», а также три дилера АвтоВАЗа из Закамья — «Авто-1» (Набережные Челны), «Альтернатива» (Альметьевск) и «Интер» (Бугульма). Как нетрудно заметить, в «элитный клуб» не вошел лидер рынка «ТрансТехСервис» (ТТС), на которого, с его-то объемами, остальные участники, без сомнения, рассчитывали.

Перечень целей и задач «Автодилеров РТ», отраженный в уставе, внушителен, однако приоритеты в работе на ближайшее время для «БИЗНЕС Online» обрисовал избранный на два года президент ассоциации Руслан Абдулнасыров — собственник группы «Апельсин». Отметим, что как таковое ООО «Апельсин», которым Абдулнасыров владел напополам с Андреем Дулалаевым, было ликвидировано еще в 2011 году, однако бренд прижился и сейчас в ходу наравне с брендом «Автосеть.РФ», который позиционируется как продавец авто с пробегом.

«Планы по созданию некого консорциума автодилеров РТ мы обсуждали уже давно, — сообщил Абдулнасыров. — В первую очередь нам необходимо консолидировать закупки автоцентров в одну общую „трубу“ с тем, чтобы получить лучшие цены от поставщиков и увеличить доходность бизнеса каждого из участников. Так мы сможем сдерживать рост цен и для потребителя. Кроме того, ассоциация способна поддерживать эффективный контакт с госорганами. Татарстан ведь брендируется не только как спортивная и туристическая столица, на нашей территории действует автомобильный кластер, у нас размещается производство автомобилей. Возможно, мы проработаем некие программы с министерством промышленности и торговли по стимулированию потребителя на покупки автомобилей местного производства. Если мы предоставим покупателю какие-то дополнительные возможности в отношении покупок татарстанских автомобилей, это будет полезно всем».

Абдулнасыров пояснил, что пока никаких договоренностей с минпромторгом нет, однако встреча с главой министерства Альбертом Каримовым планируется на ближайшее время. По поводу участия в ассоциации исключительно официальных дилеров и авторизованных центров он дал понять, что такой статус руководство новоиспеченной организации считает некой планкой, уровнем стандартизации бизнес-процессов. «Такое предприятие, скорее всего, работает вбелую, а наша организация предусматривает некий документооборот», — заявил Абдулнасыров.

При этом члены новой ассоциации верят, что определенные общие интересы не позволят им проявить конкурентную сущность и перессориться внутри своей организации. «Автомобильный сектор — достаточно узкий, — поясняет президент „Автодилеров РТ“. — В нем работают специалисты разной подготовки, которые мигрируют из одного автоцентра в другой, заново представляются новому работодателю. Мы создадим базу недобропорядочных сотрудников, и любой рекрутер сразу увидит шлейф недоведенных проектов соискателя или даже прямой ущерб, нанесенный бывшему работодателю. Этому человеку будет закрыт вход на все предприятия республики. Мы уже устали бороться с этими людьми, которые все время мигрируют и пытаются продать себя дороже, чем стоят. Еще один момент — каждый дилерский центр ежемесячно инвестирует по 50 - 150 тысяч рублей на обучение персонала. Рынок требует постоянного прогресса. На 150 тысяч в Москве можно обучить максимум 3 - 5 человек. Это могут быть продавцы, логисты, закупщики, сервисные специалисты. Предположим, в ассоциации состоит 7 предприятий, каждый, отправляя людей в Москву, тратит деньги — в сумме получается 1 миллион 50 тысяч рублей. Вызвать специалиста из Москвы в Казань стоит порядка 70 тысяч в день, а еще тысяч 30 — на проезд и проживание. Итого — 100 тысяч рублей, то есть в 10 раз дешевле. Он ведь примет не трех человек с одного предприятия, а по пять от каждой компании, которых мы посадим в зал, — всего 35 человек. Вместо 150 тысяч каждый автоцентр будет инвестировать по 15 тысяч».

На далекую перспективу «Автодилеры РТ» подумывают и о создании регионального центра обучения персонала — некого университета, который вовсе исключил бы услуги москвичей. «Чтобы и другие не в Москву ехали, а к нам, ведь мы восточнее Москвы на тысячу километров, — отметил Абдулнасыров. — Татарстан — сильный отраслевой центр, и вокруг нас сосредоточены регионы, которые занимаются тем же самым — обучают персонал, осуществляют закупки».

«СОЮЗ ВСЕМ НАМ ПОМОЖЕТ...»

Как пояснили «БИЗНЕС Online» и Абдулнасыров, и заместитель гендиректора ООО «Барс Авто» Тимур Зиганшин, также принимавший участие в подготовке к созданию ассоциации, скорее не участники выбирали время для объединения усилий, а само время продиктовало такой шаг. «Автобизнес в России переживает не лучшие времена, и, конечно, союз всем нам поможет, — считает Зиганшин. — Я вижу здесь только плюсы».

«Мы не можем просто ждать, когда экономика восстановится, — поясняет со своей стороны Абдулнасыров. — Центры работают каждый день, это большие предприятия, а энергосбыту или „Горгазу“ не объяснишь, что сейчас кризис. Падает спрос, страдает окупаемость бизнеса. Откровенно скажу — мы не питаем иллюзий и не ждем, что завтра нам удастся резко изменить жизнь татарстанских компаний к лучшему. Это очень длинный путь — чтобы настроить систему так, что она станет действительно эффективной, потребуется не один год. Но отправившись в путь сегодня, завтра мы уже где-то окажемся».

Нет сомнений, что любые антикризисные меры для автодилеров сегодня актуальны — продажи автомобилей снижаются уже четвертый год подряд. По данным агентства «Автостат» в России число дилеров за 2016 год снизилось на 8%, количество автосалонов — на 300 до 3,5 тыс. точек (столько насчитывается действующих дилерских соглашений). С 2014 года с рынка ушло 750 предприятий отрасли, причем порядка 500 из них покинули бизнес в 2015 и 2016 годах. По результатам исследований автомобильного маркетингового агентства Russian Automotive Market Research в 2016 году в России было продано 1,24 млн. легковых автомобилей, что на 3,36% меньше, чем годом ранее. Таким образом, если поделить пирог в разрезе актуальных показателей, получится, что сегодня на каждый российский автосалон приходится по 355 автомобилей в год, или примерно по одному проданному автомобилю в день, а таких продаж недостаточно для стабильной работы. Соответственно, рынок выдавливает слабых игроков. Зарабатывать на развитие в условиях ужесточающейся с каждым годом конкуренции удается лишь крупнейшим сетям, таким как «Рольф», «Автомир», «АвтоСпецЦентр» и татарстанский «ТрансТехСервис». Остальные скорее выживают и, как видим, ищут варианты экономии.

У татарстанских игроков, впрочем, дела обстоят не так плохо. По данным «Автостата», в прошлом году республика стабильно лидировала по продажам среди нестоличных регионов России — за 10 месяцев в РТ было продано 46,6 тыс. новых легковушек с сокращением на 7,9% за год. Больше продали только Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Участники вновь созданной ассоциации, по словам Абдулнасырова, все как один закончили прошлый год в плюсе, хотя и со снижением показателей прибыли. Зиганшин, в частности, заявил о сокращении продаж «Барс Авто» примерно на 5%.

... Ассоциация, конечно, что-то потеряет от того, что «ТрансТехСервис» не участвует, ведь это лидер рынка
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПО НЕКОТОРЫМ ПОЗИЦИЯМ МЫ УЖЕ НАЧИНАЕМ ПОЛУЧАТЬ ЦЕНЫ НИЖЕ, ЧЕМ У ТТС...»

Между тем любопытные штрихи в историю становления «Автодилеров РТ» вносит отсутствие среди членов ассоциации «ТрансТехСервиса». Членство само по себе не накладное — дополнительных инвестиций, по словам президента ассоциации, от участников не требуется, размер взносов будет определяться коллективным решением, подготовку профинансировала инициативная группа — «Апельсин», «Барс Авто», «КАН Авто». По мнению Абдулнасырова и Зиганшина, ТТС просто неинтересно добавлять свои закупки в упомянутую «общую трубу», потому что холдинг Вячеслава Зубарева и так имеет оптовые цены. Приплюсовав свои объемы к потребностям игроков меньшего калибра, Зубарев просто стимулировал бы снижение закупочных цен для конкурентов. То же касается и ценника за обучение персонала — штат группы ТТС достаточно велик и позволяет самостоятельно экономить на коучерах и лекторах.

«У ТТС около 30 автосалонов, и те цели, которых мы намерены достичь сообща, для „ТрансТехСервиса“ доступны в автономном режиме, — поделился мнением Зиганшин. — Холдинг, наверное, немного получил бы от участия в нашей ассоциации. А для нас, у кого салонов поменьше, снижение закупочных цен сыграет существенную роль. Ассоциация, конечно, что-то потеряет от того, что ТТС не участвует ведь это лидер рынка, у него можно многому поучиться, ну и снижение цен могло бы быть большим благодаря его объемам закупок. Однако и без ТТС для нас плюсов будет достаточно».

Процент, который члены ассоциации могли бы выиграть на добавлении закупочных объемов «ТрансТехСервиса» к общим, идеологи альянса оценить затруднились. Однако владелец «Апельсина» заявил «БИЗНЕС Online», что ассоциация уже готова перебить ценник ТТС у поставщиков, едва начав работу.

«ТТС коммерческие выгоды ассоциации не показались привлекательными, и они не захотели участвовать в том числе и потому, что не хотели делиться своими входными ценами. Однако по некоторым позициям мы уже начинаем получать цены ниже, чем у ТТС, — заявил Абдулнасыров. — В этом вопросе „ТрансТехСервис“ представлял коммерческий директор Тимур Валиуллин. Еще до старта процесса мы встречались с потенциальными членами, с Валиуллиным в том числе. Он тогда мотивировал отказ тем, что их организация самодостаточная».

 Вячеслав Зубарев Вячеслав Зубарев: «Мне не очень понятно, что такое региональная ассоциация автомобильных дилеров» Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЯЧЕСЛАВ ЗУБАРЕВ: «Я НЕ ВИЖУ В ЭТОЙ СТРУКТУРЕ НИЧЕГО, КРОМЕ ЖЕЛАНИЯ СОЗДАТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД...»

Таким образом, по факту новое объединение можно рассматривать как дружбу против лидера. Пикантность ситуации в том, что в ТТС на первые вопросы «БИЗНЕС Online» ответили встречным вопросом: какая такая ассоциация? Как выяснилось, в компании о новой организации ни сном ни духом, а лично коммерческий директор Валиуллин, на которого ссылаются «Автодилеры РТ», не получал никаких предложений.

«Нам не поступало приглашений о вступлении в региональные ассоциации автодилеров, — сообщил „БИЗНЕС Online“ Валиуллин. — Сама идея создания такого объединения не совсем ясна. Деятельность автодилеров Татарстана, как и любого другого региона, регулируется федеральным законодательством, и для решения различных отраслевых вопросов был создан РОАД (ассоциация „Российские автомобильные дилеры“прим. ред.), членом которого мы являемся. Если региональная ассоциация ставит перед собой целью создание некоего клуба по интересам, это скорее площадка для обмена опытом, не более. Лоббировать совместно интересы отрасли региона в части продаж, бизнеса в целом достаточно сложно, и есть риск, что такая дружба может быть неверно истолкована с точки зрения законодательства».

Для полноты картины «БИЗНЕС Online» настоял на разговоре и с собственником ТТС, который сообщил, что о новой организации услышал только накануне вечером. «Мне не очень понятно, что такое региональная ассоциация автомобильных дилеров, — поддержал Зубарев своего коммерческого директора. — Если смотреть на мировой опыт ассоциаций дилеров — российской или, например, американской, то у них о закупках никакой речи не идет. Закупками занимается кооператив. Для создания электронной базы недобросовестных сотрудников тоже ассоциация не нужна. Если говорить о лобби в госорганах, то это все решается на уровне России, мы являемся членом российской ассоциации автодилеров, наш сотрудник — ее вице-президент. Что касается обучения сотрудников, то дистрибьютор обучает только своих дилеров, а если речь идет о бизнес-тренингах, то тут вообще все по-другому происходит. Приезжает бизнес-тренер в Казань со своим прайсом, бросает клич: наберите 20 человек, я их обучу. Ему все равно, кого учить. Чтобы аудиторию собрать, ассоциация опять же не нужна. Поэтому я не вижу в этой структуре ничего, кроме желания создать информационный повод. Если бы мне предложили в нее вступить, я бы задал вопрос: зачем мне это?»