О создании ассоциации «Автодилеры РТ», в которую вошли 7 татарстанских компаний, стало известно накануне. Кресло президента занял владелец «Апельсина» Руслан Абдулнасыров, который назвал главную цель — снижение закупочных цен. Владелец лидирующей на рынке компании «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев заявил, что присоединиться к альянсу его даже не приглашали, а вся инициатива, о которой он узнал только накануне, не более чем «желание создать информационный повод».
В ассоциацию «Автодилеры РТ» вошли 7 компаний: казанские «Апельсин», «Акос», «КАН Авто», «Барс Авто», а также три дилера АвтоВАЗа из Закамья — «Авто-1» (Челны) «Альтернатива» (Альметьевск) и «Интер» (Бугульма)
«НЕОБХОДИМО КОНСОЛИДИРОВАТЬ ЗАКУПКИ АВТОЦЕНТРОВ»
Без особой публичности в Татарстане под конец прошлого года (30 декабря) была зарегистрирована своя региональная ассоциация автодилеров. В условиях постоянного сокращения авторынка продавцы машин решили объединить усилия ради снижения издержек бизнеса. Подготовка к регистрации ассоциации «Автомобильные дилеры Республики Татарстан» длилась около полугода. Взяли в нее только официальных дилеров, на сегодня в альянс вошли 7 компаний: казанские «Апельсин», «Акос», «КАН Авто», «Барс Авто», а также три дилера АвтоВАЗа из Закамья — «Авто-1» (Набережные Челны), «Альтернатива» (Альметьевск) и «Интер» (Бугульма). Как нетрудно заметить, в «элитный клуб» не вошел лидер рынка «ТрансТехСервис» (ТТС), на которого, с его-то объемами, остальные участники, без сомнения, рассчитывали.
Перечень целей и задач «Автодилеров РТ», отраженный в уставе, внушителен, однако приоритеты в работе на ближайшее время для «БИЗНЕС Online» обрисовал избранный на два года президент ассоциации Руслан Абдулнасыров — собственник группы «Апельсин». Отметим, что как таковое ООО «Апельсин», которым Абдулнасыров владел напополам с Андреем Дулалаевым, было ликвидировано еще в 2011 году, однако бренд прижился и сейчас в ходу наравне с брендом «Автосеть.РФ», который позиционируется как продавец авто с пробегом.
«Планы по созданию некого консорциума автодилеров РТ мы обсуждали уже давно, — сообщил Абдулнасыров. — В первую очередь нам необходимо консолидировать закупки автоцентров в одну общую „трубу“ с тем, чтобы получить лучшие цены от поставщиков и увеличить доходность бизнеса каждого из участников. Так мы сможем сдерживать рост цен и для потребителя. Кроме того, ассоциация способна поддерживать эффективный контакт с госорганами. Татарстан ведь брендируется не только как спортивная и туристическая столица, на нашей территории действует автомобильный кластер, у нас размещается производство автомобилей. Возможно, мы проработаем некие программы с министерством промышленности и торговли по стимулированию потребителя на покупки автомобилей местного производства. Если мы предоставим покупателю какие-то дополнительные возможности в отношении покупок татарстанских автомобилей, это будет полезно всем».
Абдулнасыров пояснил, что пока никаких договоренностей с минпромторгом нет, однако встреча с главой министерства Альбертом Каримовым планируется на ближайшее время. По поводу участия в ассоциации исключительно официальных дилеров и авторизованных центров он дал понять, что такой статус руководство новоиспеченной организации считает некой планкой, уровнем стандартизации бизнес-процессов. «Такое предприятие, скорее всего, работает вбелую, а наша организация предусматривает некий документооборот», — заявил Абдулнасыров.
При этом члены новой ассоциации верят, что определенные общие интересы не позволят им проявить конкурентную сущность и перессориться внутри своей организации. «Автомобильный сектор — достаточно узкий, — поясняет президент „Автодилеров РТ“. — В нем работают специалисты разной подготовки, которые мигрируют из одного автоцентра в другой, заново представляются новому работодателю. Мы создадим базу недобропорядочных сотрудников, и любой рекрутер сразу увидит шлейф недоведенных проектов соискателя или даже прямой ущерб, нанесенный бывшему работодателю. Этому человеку будет закрыт вход на все предприятия республики. Мы уже устали бороться с этими людьми, которые все время мигрируют и пытаются продать себя дороже, чем стоят. Еще один момент — каждый дилерский центр ежемесячно инвестирует по 50 - 150 тысяч рублей на обучение персонала. Рынок требует постоянного прогресса. На 150 тысяч в Москве можно обучить максимум 3 - 5 человек. Это могут быть продавцы, логисты, закупщики, сервисные специалисты. Предположим, в ассоциации состоит 7 предприятий, каждый, отправляя людей в Москву, тратит деньги — в сумме получается 1 миллион 50 тысяч рублей. Вызвать специалиста из Москвы в Казань стоит порядка 70 тысяч в день, а еще тысяч 30 — на проезд и проживание. Итого — 100 тысяч рублей, то есть в 10 раз дешевле. Он ведь примет не трех человек с одного предприятия, а по пять от каждой компании, которых мы посадим в зал, — всего 35 человек. Вместо 150 тысяч каждый автоцентр будет инвестировать по 15 тысяч».
На далекую перспективу «Автодилеры РТ» подумывают и о создании регионального центра обучения персонала — некого университета, который вовсе исключил бы услуги москвичей. «Чтобы и другие не в Москву ехали, а к нам, ведь мы восточнее Москвы на тысячу километров, — отметил Абдулнасыров. — Татарстан — сильный отраслевой центр, и вокруг нас сосредоточены регионы, которые занимаются тем же самым — обучают персонал, осуществляют закупки».
«СОЮЗ ВСЕМ НАМ ПОМОЖЕТ...»
Как пояснили «БИЗНЕС Online» и Абдулнасыров, и заместитель гендиректора ООО «Барс Авто» Тимур Зиганшин, также принимавший участие в подготовке к созданию ассоциации, скорее не участники выбирали время для объединения усилий, а само время продиктовало такой шаг. «Автобизнес в России переживает не лучшие времена, и, конечно, союз всем нам поможет, — считает Зиганшин. — Я вижу здесь только плюсы».
«Мы не можем просто ждать, когда экономика восстановится, — поясняет со своей стороны Абдулнасыров. — Центры работают каждый день, это большие предприятия, а энергосбыту или „Горгазу“ не объяснишь, что сейчас кризис. Падает спрос, страдает окупаемость бизнеса. Откровенно скажу — мы не питаем иллюзий и не ждем, что завтра нам удастся резко изменить жизнь татарстанских компаний к лучшему. Это очень длинный путь — чтобы настроить систему так, что она станет действительно эффективной, потребуется не один год. Но отправившись в путь сегодня, завтра мы уже где-то окажемся».
Нет сомнений, что любые антикризисные меры для автодилеров сегодня актуальны — продажи автомобилей снижаются уже четвертый год подряд. По данным агентства «Автостат» в России число дилеров за 2016 год снизилось на 8%, количество автосалонов — на 300 до 3,5 тыс. точек (столько насчитывается действующих дилерских соглашений). С 2014 года с рынка ушло 750 предприятий отрасли, причем порядка 500 из них покинули бизнес в 2015 и 2016 годах. По результатам исследований автомобильного маркетингового агентства Russian Automotive Market Research в 2016 году в России было продано 1,24 млн. легковых автомобилей, что на 3,36% меньше, чем годом ранее. Таким образом, если поделить пирог в разрезе актуальных показателей, получится, что сегодня на каждый российский автосалон приходится по 355 автомобилей в год, или примерно по одному проданному автомобилю в день, а таких продаж недостаточно для стабильной работы. Соответственно, рынок выдавливает слабых игроков. Зарабатывать на развитие в условиях ужесточающейся с каждым годом конкуренции удается лишь крупнейшим сетям, таким как «Рольф», «Автомир», «АвтоСпецЦентр» и татарстанский «ТрансТехСервис». Остальные скорее выживают и, как видим, ищут варианты экономии.
У татарстанских игроков, впрочем, дела обстоят не так плохо. По данным «Автостата», в прошлом году республика стабильно лидировала по продажам среди нестоличных регионов России — за 10 месяцев в РТ было продано 46,6 тыс. новых легковушек с сокращением на 7,9% за год. Больше продали только Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Участники вновь созданной ассоциации, по словам Абдулнасырова, все как один закончили прошлый год в плюсе, хотя и со снижением показателей прибыли. Зиганшин, в частности, заявил о сокращении продаж «Барс Авто» примерно на 5%.
Ассоциация, конечно, что-то потеряет от того, что «ТрансТехСервис» не участвует, ведь это лидер рынка
«ПО НЕКОТОРЫМ ПОЗИЦИЯМ МЫ УЖЕ НАЧИНАЕМ ПОЛУЧАТЬ ЦЕНЫ НИЖЕ, ЧЕМ У ТТС...»
Между тем любопытные штрихи в историю становления «Автодилеров РТ» вносит отсутствие среди членов ассоциации «ТрансТехСервиса». Членство само по себе не накладное — дополнительных инвестиций, по словам президента ассоциации, от участников не требуется, размер взносов будет определяться коллективным решением, подготовку профинансировала инициативная группа — «Апельсин», «Барс Авто», «КАН Авто». По мнению Абдулнасырова и Зиганшина, ТТС просто неинтересно добавлять свои закупки в упомянутую «общую трубу», потому что холдинг Вячеслава Зубарева и так имеет оптовые цены. Приплюсовав свои объемы к потребностям игроков меньшего калибра, Зубарев просто стимулировал бы снижение закупочных цен для конкурентов. То же касается и ценника за обучение персонала — штат группы ТТС достаточно велик и позволяет самостоятельно экономить на коучерах и лекторах.
«У ТТС около 30 автосалонов, и те цели, которых мы намерены достичь сообща, для „ТрансТехСервиса“ доступны в автономном режиме, — поделился мнением Зиганшин. — Холдинг, наверное, немного получил бы от участия в нашей ассоциации. А для нас, у кого салонов поменьше, снижение закупочных цен сыграет существенную роль. Ассоциация, конечно, что-то потеряет от того, что ТТС не участвует ведь это лидер рынка, у него можно многому поучиться, ну и снижение цен могло бы быть большим благодаря его объемам закупок. Однако и без ТТС для нас плюсов будет достаточно».
Процент, который члены ассоциации могли бы выиграть на добавлении закупочных объемов «ТрансТехСервиса» к общим, идеологи альянса оценить затруднились. Однако владелец «Апельсина» заявил «БИЗНЕС Online», что ассоциация уже готова перебить ценник ТТС у поставщиков, едва начав работу.
«ТТС коммерческие выгоды ассоциации не показались привлекательными, и они не захотели участвовать в том числе и потому, что не хотели делиться своими входными ценами. Однако по некоторым позициям мы уже начинаем получать цены ниже, чем у ТТС, — заявил Абдулнасыров. — В этом вопросе „ТрансТехСервис“ представлял коммерческий директор Тимур Валиуллин. Еще до старта процесса мы встречались с потенциальными членами, с Валиуллиным в том числе. Он тогда мотивировал отказ тем, что их организация самодостаточная».
Вячеслав Зубарев: «Мне не очень понятно, что такое региональная ассоциация автомобильных дилеров»
ВЯЧЕСЛАВ ЗУБАРЕВ: «Я НЕ ВИЖУ В ЭТОЙ СТРУКТУРЕ НИЧЕГО, КРОМЕ ЖЕЛАНИЯ СОЗДАТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД...»
Таким образом, по факту новое объединение можно рассматривать как дружбу против лидера. Пикантность ситуации в том, что в ТТС на первые вопросы «БИЗНЕС Online» ответили встречным вопросом: какая такая ассоциация? Как выяснилось, в компании о новой организации ни сном ни духом, а лично коммерческий директор Валиуллин, на которого ссылаются «Автодилеры РТ», не получал никаких предложений.
«Нам не поступало приглашений о вступлении в региональные ассоциации автодилеров, — сообщил „БИЗНЕС Online“ Валиуллин. — Сама идея создания такого объединения не совсем ясна. Деятельность автодилеров Татарстана, как и любого другого региона, регулируется федеральным законодательством, и для решения различных отраслевых вопросов был создан РОАД (ассоциация „Российские автомобильные дилеры“ — прим. ред.), членом которого мы являемся. Если региональная ассоциация ставит перед собой целью создание некоего клуба по интересам, это скорее площадка для обмена опытом, не более. Лоббировать совместно интересы отрасли региона в части продаж, бизнеса в целом достаточно сложно, и есть риск, что такая дружба может быть неверно истолкована с точки зрения законодательства».
Для полноты картины «БИЗНЕС Online» настоял на разговоре и с собственником ТТС, который сообщил, что о новой организации услышал только накануне вечером. «Мне не очень понятно, что такое региональная ассоциация автомобильных дилеров, — поддержал Зубарев своего коммерческого директора. — Если смотреть на мировой опыт ассоциаций дилеров — российской или, например, американской, то у них о закупках никакой речи не идет. Закупками занимается кооператив. Для создания электронной базы недобросовестных сотрудников тоже ассоциация не нужна. Если говорить о лобби в госорганах, то это все решается на уровне России, мы являемся членом российской ассоциации автодилеров, наш сотрудник — ее вице-президент. Что касается обучения сотрудников, то дистрибьютор обучает только своих дилеров, а если речь идет о бизнес-тренингах, то тут вообще все по-другому происходит. Приезжает бизнес-тренер в Казань со своим прайсом, бросает клич: наберите 20 человек, я их обучу. Ему все равно, кого учить. Чтобы аудиторию собрать, ассоциация опять же не нужна. Поэтому я не вижу в этой структуре ничего, кроме желания создать информационный повод. Если бы мне предложили в нее вступить, я бы задал вопрос: зачем мне это?»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.