... В Вахитовском районном суде Казани начались первые процессы против клиентов-«дробильщиков» Татфондбанка

«ПОЧЕМУ ОНИ ПРИНЯЛИ У МЕНЯ ДЕНЬГИ 1-ГО ЧИСЛА? ПОЧЕМУ?»

Новый судебный фронт открылся в деле Татфондбанка (ТФБ). Ранее газета «БИЗНЕС Online» писала о том, что в период между возникновением проблем и введением временных администраций внутри банков происходили активные перетасовки вкладов, чтобы те попали под застрахованную сумму в 1,4 млн. рублей. Вкладчики перед появлением в банке агентства по страхованию вкладов (АСВ) переоформляли свои кровные на счета подставных физлиц, разделяя крупные вклады на мелкие. АСВ все такие операции оценило как сомнительные и не внесло такие вклады в реестр страховых выплат. Всего за бортом оказались около 3,9 тыс. вкладчиков ТФБ с требованиями на выплату 4,4 млрд. рублей и 2,1 тыс. вкладчиков ИнтехБанка с требованиями на 1,7 млрд. рублей.

Начиная с января «дробильщики» начали подавать иски против ИнтехБанка и Татфондбанка в Вахитовский районный суд. В большей части требований в роли соответчика было указано агентство по страхованию вкладов. Но сегодня АСВ впервые выступило со встречным иском ко вкладчикам ТФБ Ахметовым, а также юридическому лицу ООО «Голден Транс Лайн» по подозрению в дроблении вкладов. Исход этого процесса будет иметь характер прецедента.

В Вахитовском райсуде корреспондента «БИЗНЕС Online» встретили несколько человек, в прямом смысле дежуривших в зале Фемиды, где должны были проходить первые слушания по делу «дробильщиков». В глаза сразу бросился мужчина, который одиноко стоял у дверей зала заседаний, с грустью опустив глаза в пол. Оказалось, это был один из тех самых «переводильщиков», поведение которого вызвало судебный протест АСВ. Говорить тот наотрез отказался, отметив разве что: «И так все сказано. У нас все истории похожи друг на друга». После этого мужчина в спешке выбежал из здания суда.

У дверей зала суда остались еще несколько человек. Один оказался юристом, трое других — опальными «дробильщиками». Они пришли узнать о судебной практике и поддержать своих коллег по несчастью.

— Почему они приняли у меня деньги 1-го числа? Почему? Мне выдавать нельзя, а брать, значит, можно? — задавалась вопросами одна из женщин со слезами на глазах.

— Поэтому я тебе говорю — в УБЭП тебе прямая дорога. Там разберутся, кто, когда, сколько в граммах отвесил и кому. Только туда надо обращаться, иначе никак, — отвечала ее собеседница Ирина.

— Получается, что государство в лице АСВ нас просто грабит, — сделала вывод первая. — Это разве моя обязанность — знать, что там происходит на корсчетах? Я писала обращения, принесла реальные деньги в банк. У меня вот племянники говорят: «Мы еще молодые. Вот свяжемся сейчас с УБЭП, так сразу станем невыездными или еще что-то, будут нас преследовать. Понимаете, насколько мы уже все запуганные.

Женщина рассказала корреспонденту газеты свою историю взаимоотношений с Татфондбанком. В прошлом году она продала квартиру умершего мужа более чем за 2 млн. рублей. Вырученные от продажи деньги вдова отправила в банк, чтобы в дальнейшем разделить их между тремя своими детьми. Выполнив волю супруга, она и превратилась в «дробильщицу». «Это мои деньги, и я имею право распоряжаться ими как захочу, — расплакалась собеседница издания. — Мне все равно было, что там происходит в банке. Я бы все равно так сделала». В этот момент из зала суда вышел представитель инициативной группы потерпевших вкладчиков ТФБ Дмитрий Бердников, который начал успокаивать женщину. «Оставьте пока все ваши эмоции. Лучше потом на судебном заседании вот это все расскажете», — порекомендовал ей экономить слезы активист.

... Истцы попали в сети юристов, которые ввязывают их в заведомо проигрышные судебные процессы, полагает Дмитрий Бердников

В разговор двух женщин вмешался стоявший рядом юрист Шамиль Шарафиев, представляющий интересы пенсионеров Ильнура и Альмиры Ахметовых, которых АСВ тоже посчитал «дробильщиками». Судебный процесс по его клиентам закончился, так и не успев начаться: из-за неявки истца его перенесли на пятницу, 17 февраля. Пользуясь вниманием журналистов, Шарафиев попытался разъяснить, на чем стоит АСВ, приглашая «переводильщиков» в суд.

«Сейчас они [АСВ] пытаются признать банковские операции, совершенные накануне кризиса, мнимой сделкой, — говорит юрист. — Какой в этом смысл, если честно, я не понимаю. Как идут обычно все суды по АСВ? Обычно сами вкладчики обращаются с иском по взысканию страхового возмещения. Здесь они решили избрать какой-то новый способ — пойти на опережение и признать недействительной вот эту банковскую операцию по перечислению денег».

Юрист четы казанских пенсионеров рекомендует всем подавать встречные иски к АСВ и ТФБ по принципу «как они к нам, так и мы к ним». «Конечно, нужно дальше судиться. Никакого другого выбора в данном случае нет. Нужно стараться предъявлять свои иски здесь по местонахождению банка, привлекать его соответчиком. Нужно предъявить требование банку, а второе требование — агентству по страхованию вкладов именно о взыскании страхового возмещения», — рекомендует Шарафиев.

«НАЧАЛИ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, НА КОТОРЫЙ САМИ НЕ ЯВИЛИСЬ»

Тем временем в суде назревало новое заседание по иску АСВ к директору ООО «Голден Транс Лайн» Румие Аблязовой, тоже выступающей в качестве ответчика по делу «переводильщиков» — юрлиц, переводивших деньги на вклады. Секретарь судьи Алмаза Ахметжанова пригласила всех в зал.

Сначала судья поинтересовался, кто присутствует в зале, заявив, что представителей АСВ или ТФБ сегодня не будет. Аблязова поспешила представить своего юриста, которого «наградила» правом решать все вопросы в суде от ее имени. Тот выступил с ходатайством о приобщении к материалам дела справок, отзывов и копии документов, подтверждающих отношения ответчицы с банком. Приняв эти документы, Ахметжанов, посмотрев на календарь, предложил отложить судебные слушания до пятницы, так как сторона истца не представила выписку по проведенным Аблязовой операциям. Юрист сказал, что они сами сделали такую выписку из банка. Документ приобщили к гражданскому делу, но судья все же настаивал на том, чтобы отложить заседание. Присутствующие в зале были не против такого предложения — слушания отложили до 17 февраля.

«У меня был вклад, и я решила просто пополнить свои деньги. Сумму, которая у меня по вкладу была, выдали. Вот начали судебный процесс, на который сами не явились. Мы перевели деньги с расчетного счета юрлица на вклад физлица. Мы не совсем „дробильщики“, но почти то же самое. По версии АСВ, мы являемся незаконопослушными гражданами, которые нарушили закон. Ссылаются на то, что мы открыли вклад в дни, когда у банка были проблемы. АСВ сейчас хочет признать нашу сделку недействительной и вернуть наши средства туда, где они были», — рассказала «БИЗНЕС Online» Аблязова.

«ЭТО ЕЩЕ БОЛЬШЕ ОТТЯНЕТ САНАЦИЮ БАНКА, МАССА КРЕДИТОРОВ УВЕЛИЧИТСЯ»

Иски к ООО «Голден Транс Лайн» и Ахметовым — «пионеры» в судебной практике, где истцом выступает АСВ. В большинстве процессов, которые рассматриваются Вахитовским райсудом, агентство либо отвечает на претензии вкладчиков, либо значится стороной по делу. Есть и третий вариант, когда агентство выступает в роли соответчика вместе с банком. По числу исков в лидерах — «погорельцы» ИнтехБанка: к нему подано значительно больше исков, чем к ТФБ.

Отметим, что большинство жалоб так и не получило ход — судья оставлял дело без движения. Например, И.Ю. Фатыхову, который подал заявление против АСВ и Татфондбанка, судья Елена Леденцова отказала в тот же день, когда иск поступил в суд, — 6 февраля. Председательствующая Альбина Хабибуллина также отказала Г.С. Мурадову и С.П. Кесову, подавшим иски к ИнтехБанку.

Впрочем, 26 января Леденцова назначила предварительное заседание по обращению М.П. Калановой к ИнтехБанку, где АСВ выступит третьим лицом. Пока это четвертое дело (из 10) с участием вкладчиков, включая ООО «Голден Транс Лайн» и Ахметовых, все-таки получившее продолжение в суде.

Истцы по таким процессам попали в сети юристов, которые ввязывают их в заведомо проигрышные судебные процессы, полагает Бердников. Что же касается встречных исков АСВ, то, по его мнению, агентство играет на упреждение, чтобы создать выгодную для себя судебную практику в Татарстане. «АСВ пошло просто с устрашением. Они могли сделать по-другому — подать в Налоговую инспекцию заявления и признать эти сделки недействительными, после чего они сразу отходят, — рассудил собеседник издания. — В пятницу будет рассмотрение. Придут или нет — все может случиться, могут продавить».

... Всего за бортом оказались около 3,9 тыс. вкладчиков ТФБ с требованиями на выплату 4,4 млрд. рублей и 2,1 тыс. вкладчиков ИнтехБанка с требованиями на 1,7 млрд. рублей

«НЕ ХОЧУ НИЧЬЕЙ КРОВИ, ЛИШЬ БЫ ТОЛЬКО МНЕ ВЕРНУЛИ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» выразили свое отношение к происходящему.

Эмиль Гатауллин — адвокат:

— Поскольку, как я слышал, АСВ обратилось в суд со своими исками с признанием действий по дроблению вкладов незаконными, то и вкладчики ТФБ, наверное, правы, что в Вахитовском суде пытаются бороться с этой не очень хорошей для них практикой. Я, конечно, не уверен, что им удастся добиться успеха в Вахитовском районном суде или даже в Верховном суде Республики Татарстан. Думаю, что это вопрос Верховного суда России или даже Конституционного суда РФ. Именно они должны дать ответ по поводу действий, которые постфактум выглядят незаконными, ведь в момент их совершения они не были незаконными. Запрета не было, а АСВ могло как прийти, так и не прийти в этот банк... Поэтому если вкладчикам удастся найти противоречие между нормами закона и Конституцией, то, возможно, они в нашем Верховном или в Конституционном суде найдут ту самую высокую трибуну, где можно решить этот вопрос. Если они туда прорвутся, дойдут, то там можно решить этот вопрос. Сейчас я достаточно скептически смотрю на их шансы, хотя и хочу пожелать им успеха.

Михаил Островский — адвокат:

— Я сам как юридическое лицо пострадал от действий руководства Татфондбанка, где потерял деньги. Но сейчас я все-таки надеюсь на лучшее и жду санации банка. Не хочу ничьей крови, лишь бы только мне вернули денежные средства.

Максим Хайруллин — адвокат:

— Начавшееся расследование может продлиться несколько лет. Поэтому вкладчикам нужно подавать иски в суд и одновременно ждать результатов расследования, то есть действовать по двум направлениям. А уж какими будут результаты этого расследования, не могу сказать, ведь я не гадалка, а юрист.