«У меня нет в России кредитов, и я не заключал с ней никаких сделок», — заявил накануне президент США Дональд Трамп на брифинге в Белом доме. Из чуть более 20 вопросов, заданных ему американскими СМИ, 9 касались РФ и Владимира Путина. О том, как лидер Штатов уличил журналистов в том, что они страшно далеки от народа, назвал Путина «вежливым» и объяснил, за что уволил Флинна, — в обзоре «БИЗНЕС Online».
«ВСЕ, НА ЧТО ОНИ СПОСОБНЫ СЕГОДНЯ, — ЭТО ДО ПОСИНЕНИЯ ЖАТЬ НА ТОРМОЗА»
Начало брифинга производило удручающее впечатление. Такого Дональда Трампа — усталого, измотанного, с печалью в глазах — мы еще не видели. Было очевидно, что история с генералом Майклом Флинном не прошла бесследно: удар был нанесен очень сильный. К тому же перед началом брифинга стало известно об отказе «по семейным обстоятельствам» экс-вице-адмирала Роберта Гарварда занять предложенную Трампом вакансию советника по национальной безопасности. Каково было после таких «хуков» идти к враждебно настроенной аудитории, заведомо не ожидая от нее ни понимания, ни тем более одобрения. Сохранить самообладание и не сбиться на ожидаемую мейнстримовскими СМИ истерику можно было единственно возможным способом: отделить зерна от плевел, американский народ от американских СМИ. И Трамп небезуспешно попытался решить эту задачу:
«Я нахожусь здесь сегодня для того, чтобы проинформировать народ Америки о тех невероятных успехах, которыми были отмечены четыре последние недели после инаугурации. Я не думаю, что кому-либо из ранее избранных президентов удавалось сделать так много за столь короткий период времени, как это сделали мы. К сожалению, многие СМИ ... отстаивают не интересы народа, но очень специфические интересы тех, кто извлекает выгоду из очевидно непригодной системы. Пресса стала настолько бесчестной, что если мы не будем говорить с американским народом напрямую, то окажем ему медвежью услугу. Уровень бесчестия прессы вышел из-под контроля».
Таким вот образом брифинг — и по форме, и по содержанию — сразу был разделен на две части: через голову СМИ для народа — «с уважением, которого он заслуживает», и лоб в лоб для прессы, «искажающей действительность» и жонглирующей «фейковыми новостями».
Лейтмотивом первой, «народной», части брифинга стала жесткая и, кстати, очень близкая нашему разумению реплика: «Мне достался в наследство полный бардак! Дома и за границей — полный бардак!» Хотел того Трамп или нет, но прозвучало это как внезапно явившаяся миру предтеча главного лозунга Трампа: «Сделаем Америку снова великой!»
Тем более впечатляющим оказался последующий «отчет о проделанной работе», убедительно изложенный президентом под гробовое молчание заполненного журналистами зала в западном крыле Белого Дома. Забегая вперед, стоит отметить, что лишь один-единственный из более чем 20 вопросов, заданных представителями четвертой власти, имел непосредственное отношение к «отчету» Трампа, и касался он сроков начала налоговой реформы.
Основное препятствие ускорению жизненно необходимых преобразований Трамп видит в небезуспешных попытках демократов затянуть процесс формирования правительства: «Они испортили все что могли, и все, на что они способны сегодня, — это до посинения жать на тормоза».
«МАЙКЛ ДЕЛАЛ СВОЮ РАБОТУ. ОН ОБЗВАНИВАЛ СТРАНЫ И СВОИХ КОЛЛЕГ»
Вторая часть брифинга началась с вопроса об отставке Флинна. От этой успевшей набить оскомину темы немедленно «отпочковались» 9 вопросов о контактах с Россией и всего 4 — о взглядах Трампа на диалектику утечек информации и т. н. фейковых новостей. Вот, собственно говоря, и все, что интересует американские СМИ на исходе первого месяца президентской каденции Трампа.
Тема отставки Флинна была явно неприятной, болезненной для президента. Попытка ее упростить получилась как минимум малоубедительной:
«Я уволил его за ту информацию, которую он сообщил Пенсу. Очень просто. Майкл делал свою работу. Он обзванивал страны и своих коллег. Если бы я узнал, что он этим не занимается, то поручил бы ему этим заняться».
Удивительнее всего было то, что упоенно ковырявшиеся в его ране «мейнстримовцы» не задали главного вопроса: был ли предоставлен Трампу доклад ФБР с расшифровками записей «разговора о санкциях» 29 декабря 2016 года? Сам Трамп ни слова не сказал об этом и, видимо, неспроста.
Напомним в связи с этим два факта политической биографии Флинна. Факт первый: Флинн присоединился к команде Трампа буквально накануне общенационального съезда Республиканской партии (18 - 21 июля 2016 года) и выступал на этом съезде как главный «тамада». Особенно запомнились запущенная им в аудиторию красноречивая по форме, но по сути примитивная «кричалка» против Клинтон: «Закроем ее!» Между тем за неделю до этого он отчетливо заявил о себе в интервью Fox News: «Я — пожизненный демократ».
Факт второй. Так называемый «разговор о санкциях» с послом России в США Сергеем Кисляком состоялся, как известно, 29 января 2016 года, в день, когда Барак Обама обрадовал «дедушку» МакКейна «новогодним» пакетом антироссийских санкций. Пребывая в статусе простого «тихого» американца, ожидающего назначения на вожделенный высокий пост, Флинн находился в этот день на отдыхе вместе с женой в Доминиканской Республике. Звонок поступил от Кисляка.
Что было сказано послом России и что ответил ему «утомленный солнцем» Флинн, остается пока под грифом «classified information» («совершенно секретно»). Доподлинно известно лишь то, что после возвращения в Вашингтон и после приведения к присяге на служение советником «матерый контрразведчик» не передал в пред- и послеинаугурационной суете конкретику разговора Майку Пенсу:
Трамп: «...Он [Майкл Флинн] не рассказал вице-президенту Соединенных Штатов о фактах. А потом он „не помнил“. Я не мог принять такое объяснение...»
Нетрудно предугадать дальнейшую судьбу генерала, страдающего спорадическими провалами памяти, равно как и всего захватывающего дух сюжета. Будет и бестселлер, и добротный голливудскиий action c Де Ниро в главной роли (похож на героя и люто ненавидит Трампа) — в общем, безбедная старость Флинну, можно сказать, гарантирована.
Что бы там ни было, история с Флинном завершилась тем, чего добивались многие на Капитолийском холме: возможная «сделка» с Россией стала для Трампа политически опасной. Он это хорошо понимает, но сдаваться не намерен.
«Я НЕ РВУ И НЕ МЕЧУ, НА ПРЕССУ НЕ НАБРАСЫВАЮСЬ»
Вопрос: «Вы упомянули о российском шпионском корабле у берегов США. Кроме того, имеется испытательный запуск баллистической ракеты и облет нашего крейсера российским штурмовиком. Вам не кажется, что Путин испытывает вас, сэр?»
Трамп: «Нет, я так не думаю. Я думаю, что Путин, вероятно, предположил, что сделка со мной вряд ли получится, так как она была бы политически непопулярна. А я ведь сегодня, как ни крути, политик. Видите ли, для меня было бы гораздо проще стать жестче по отношению к России, но тогда мы не придем к заключению сделки. Мы — ядерная держава, и они тоже. Если между нами сложатся хорошие отношения, то это хорошо, это не плохо.
Помните как Хиллари Клинтон устроила „перезагрузку“? Сейчас никто об этом не вспоминает. Про эту идиотскую пластиковую кнопку, на которую мы смотрели как сборище дебилов! Если бы я такое сотворил, то немедленно был бы объявлен плохим парнем. Я просто думаю, что, если мы поладим с русскими, это будет хорошим делом».
Стоит отметить, что навязчиво звучавшую на брифинге тему России Трамп тоже причислил к фейковым новостям. «Россия — это информационный вброс, осуществленный СМИ», — заявил американский президент. По его словам, «это, наверное, сделали люди из администрации Обамы, потому что они еще остаются, хотя мы назначаем им на замену новых людей — своих людей».
Кроме этого, Трамп в сотый раз уточнил, что ничем не владеет в России. «У меня нет в России кредитов, — заверил он. — Я не заключал с ней никаких сделок. Президент Путин звонил мне и очень вежливо поздравил с победой на выборах. А потом еще раз позвонил и очень вежливо поздравил с вступлением в должность. Это было замечательно. Но точно так же поступили многие другие лидеры — почти все лидеры почти всех стран».
Вопрос: «Можем ли мы заключить, что на эти отдельные провокации (вроде шпионского корабля — прим. ред.) ответа не будет?»
Трамп: «Я не собираюсь обсуждать с вами мои возможные ответы. Я вообще не обсуждаю военные ответы. Я не говорю (как Барак Обама — прим. ред.): „Мы атакуем Мосул через четыре месяца“. Затем, через три месяца: „Мы атакуем Мосул через месяц“, затем: „На следующей неделе“. Вы удивитесь, но всю предвыборную кампанию я повторял и повторял, что не обсуждал и не собираюсь обсуждать вопросы, так или иначе затрагивающие конкретные военные „ответы“».
Я не обязан рассказывать вам о том, что я буду делать, например, в Северной Корее или Иране. И знаете почему? Потому что они не должны знать об этом».
На момент окончания брифинга Трамп выглядел куда более уверенным, приободрившимся. Он, словно Джеймс Бонд в «Казино Рояль», снова был готов к игре с высокими ставками против Ле Шифра.
«Завтра они скажут: Дональд Трамп рвал и метал, набрасывался на прессу, — предсказал под занавес пресс-конференции Трамп. — Но я не рву и не мечу, на прессу не набрасываюсь. Я просто говорю вам, что вы нечестные люди. Мне все это нравится. Я получаю от этого удовольствие. Но завтра заголовки будут такие: «Дональд Трамп рвал и метал». Однако я не рву и не мечу».
Днем позже американский президент конкретизировал свое отношение к журналистам, публикующим фейковые новости. В своем знаменитом Twitter, не в последнюю очередь благодаря которому он и стал президентом, Трамп написал: «СМИ фейковых новостей (The New York Times, NBC, ABC, CBS, CNN) являются не моим врагом, а врагом американского народа».
Виктор Попов
P. S. Статья подготовлена по материалам официального сайта Белого дома и газеты Washington Post.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 81
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.