Задержанный в подмосковной Электростали во вторник днем Мещанов вчера был доставлен в Казань, а сегодня, под конвоем, он прибыл в здание Советского райсуда Задержанный в подмосковной Электростали во вторник днем Мещанов вчера был доставлен в Казань, а сегодня под конвоем он прибыл в здание Советского райсуда Фото: Артем Кузнецов

«НЕ ОБНАРУЖЕНО ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИ КОТОРОМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАДЕРЖАНИЕ»

Феерией красочных эмоций ознаменовалось заседание по избранию меры пресечения бывшему заместителю правления Татфондбанка, а ныне вице-президенту блока «Розничный бизнес» Промсвязьбанка Сергею Мещанову. Задержанный в подмосковной Электростали во вторник днем Мещанов вчера был доставлен в Казань, ему сразу было предъявлено обвинение, а сегодня он под конвоем прибыл в здание Советского райсуда.

Ближе к 9 утра (заседание было назначено на 9:30) у зала, в котором заседает дежурный судья Алсу Шайхутдинова, столпилось около десятка человек. Как оказалось позже, это не «обманутые вкладчики» доверительного управления «ТФБ Финанс», а многочисленные родственники и друзья семьи Мещанова. Сам лидер «протестного движения» вкладчиков Дмитрий Бердников пришел с небольшим опозданием и в гордом одиночестве, явно не ожидая увидеть толпу идеологических противников. Не было в его руках и привычного плаката с призывом к аресту предправления банка Роберта Мусина. Более того, родственники Мещанова, настроенные решительно, не пустили того заглянуть в зал судебных заседаний до начала процесса.

В последний момент, когда сам обвиняемый уже был доставлен, заседание перенесли в более просторный зал, однако свободных мест все равно не хватало. Примечательно, что родственники и друзья Мещанова вели себя совсем не так, как близкие ранее арестованных по делу «ТФБ Финанс»: например, супруга гендиректора ДУ Тимура Вальшина на протяжении всего заседания укрывала лицо капюшоном куртки и рыдала, услышав решение суда. Айгуль Латыпова, супруга Мещанова, дочь бывшего начальника службы безопасности «АК БАРС» Банка Рашита Латыпова, которая некоторая время занимала пост зампреда «Тимер Банка», напротив, держалась стоически, умело скрывая переживания. Во время перерыва она подходила к своему мужу, о чем-то долго беседовала, затем переговаривалась с адвокатом, что-то говорила родственникам; чувствовалось, что женщина погружена в процесс и не дает волю эмоциям. Однако внешнее впечатление обманчиво: по словам друзей семьи Мещанова, супруга на протяжении всего следствия несколько раз обращалась за медицинской помощью на фоне переживаний, на ее попечении остается малолетний ребенок, который посещает школу.

Заседание началось с небольшим опозданием. Интересно, что впервые ходатайствовать в суде был назначен следователь, не имеющий непосредственного отношения к расследованию. Привычное место следователя ГСУ МВД по РТ Марины Пронозы занял Булат Шарафутдинов.

Лидер «протестного движения» вкладчиков Дмитрий Бердников пришел с небольшим опозданием и в гордом одиночестве — явно не ожидая увидеть толпу идеологических противников Лидер «протестного движения» вкладчиков Дмитрий Бердников пришел с небольшим опозданием и в гордом одиночестве, явно не ожидая увидеть толпу идеологических противников Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мещанов, Тимербаев, Вальшин, Абдульманов, Мерзляков и неустановленные лица от имени ИК „ТФБ Финанс“ под видом исполнения финансового договора путем обмана и злоупотребления доверия вкладчиков ПАО „Татфондбанк“, введя их в заблуждение относительно рисков, осуществили хищение денежных средств более 160 вкладчиков способом перевода в доверительное управление, — сформулировал суть Шарафутдинов, добавив, что сумма ущерба превышает 90 млн. рублей, что является особо крупным размером. — После чего распорядились ими по своему усмотрению».

Следователь ГСУ, выступая перед судом, объяснил, что полиции не удалось дождаться Мещанова на допрос и им пришлось объявлять того в розыск. Задержан Мещанов был в одной из больниц Электрострали днем во вторник.

«Также до настоящего времени не обнаружены и не изъяты в полном объеме документы, в связи с чем у следствия были основания полагать, что Мещанов, находясь на свободе, может уничтожить доказательства. Кроме того, учитывая, что Мещанов занимает руководящую должность в Промсвязьбанке, следствие имеет достаточно оснований полагать, что Мещанов может продолжить заниматься преступной деятельностью и оказывать давление на иных сотрудников Татфондбанка», — добавил следователь.

В отличие от всех предыдущих заседаний об избрании меры пресечения задержанным по делу «ТФБ Финанс», судья не стал зачитывать многостраничные показания свидетелей, потерпевших, а главное — подозреваемых. Однако из материалов дела стали известны детали взаимоотношений следственной группы и Мещанова. Тот якобы получил звонок из ГСУ 28 января с «приглашением» прийти на допрос, но ответил отказом: мол, в ближайшие дни занят. В начале февраля, по версии следствия, так и не дождавшись появления Мещанова, ГСУ МВД по РТ направило в Промсвязьбанк, то есть по месту работы Мещанова, повестку о том, чтобы банковский функционер наконец явился для дачи показаний.

«В указанную дату Мещанов не явился. 17 февраля вынесено постановление о розыске», — прочитала из материалов дела Шайхутдинова.

Определить местоположение Мещанова удалось практически сразу: тот находился в одной из подмосковных клиник. Следователи опросили заведующего и лечащего Мещанова врачей клиники, которые сошлись во мнении, что болезнь банкира не так уж и серьезна. «Не обнаружено заболевания, при котором запрещается задержание подозреваемого», — зачитала судья.

«ОНА СКАЗАЛА: «ПРОИНФОРМИРУЙТЕ МЕНЯ, КОГДА ОН ВЫПИШЕТСЯ», НО НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОЯВИЛАСЬ ИНФОРМАЦИЯ О РОЗЫСКЕ»

В суде адвокат Мещанова Дамира Идрисова избрала наступательную тактику. Это относилось не только к следователям, но и к присутствовавшим на заседании журналистам. По мнению защитницы финансиста, СМИ при поддержке следователей распространяли недостоверную информацию о том, что ее клиент не явился на допрос, за что и был объявлен в розыск.

«Я должна остановиться на объявлении в розыск, чтобы было понятно суду, что это по надуманным основаниям проводилось», — начала адвокат и перешла к хронологии событий. По ее описанию выходило, что 27 января Мещанов был вызван в управление экономической безопасности МВД по РТ для дачи объяснений. Причем повесток о явке на допрос ее клиент не получал, разговор произошел по телефону.

«Он приехал из Москвы, дал объяснения и поставил в известность сотрудников УЭБ о том, что он работает постоянно в Москве в Промсвязьбанке, и попросил, чтобы его заблаговременно извещали [о явке на допрос], — рассказала Идрисова. — Сказали: будь на связи, все!»

По ее описанию, следующее указание от следователя обязывало ее клиента явиться на допрос 17 февраля в 13:00. Однако за день до обозначенной даты, 16 февраля, Мещанов был с острым приступом панкреатита (воспаление поджелудочной железы) госпитализирован в хирургическое отделение больницы города Электросталь, в котором оказался с рабочей командировкой. О своей госпитализации он уведомил адвоката, а та, в свою очередь, поставила в известность о случившемся следователя, предоставив документы о госпитализации. Однако, к большому сожалению для адвоката, 18 февраля ГСУ МВД по РТ объявило, что ее клиент объявлен в розыск.

«Вот, представители тут сидят, я к ним обращусь, — повернулась к СМИ Идрисова. — Если вы слушаете и видите то, что происходит в зале судебного заседания, информацию излагайте так, как она была на самом деле в действительности, и не нужно придумывать того, чего не было».

Предупредив о презумпции невиновности подозреваемых, адвокат заговорила о том, что «благодаря таким СМИ, в частности, „БИЗНЕС Online“», но в этот момент судья прервала ее.

— Подождите, вы к кому обращаетесь? — осведомилась Шайхутдинова.

— Я извиняюсь, Ваша честь, — обернулась к судье адвокат и проговорила. — На сайте МВД была выложена информация о том, что мой подзащитный объявлен в розыск. Я позвонила в ГСУ, и Гифанова ответила, что статья не соответствует действительности, в розыск [моего клиента] не объявляли. Она сказала: «Проинформируйте меня, когда он выпишется, чтобы запланировать следственные действия», но на следующий день на сайте МВД появилась информация о розыске моего подзащитного.

В чем вина СМИ и в частности «БИЗНЕС Online», цитировавших официальные сообщения правоохранительных органов, осталось не совсем ясно. Но в любом случае наша газета всегда готова предоставить представителям защиты возможность для развернутого изложения своей позиции, в том числе в форме интервью.

В суде адвокат Мещанова Дамира Идрисова избрала агрессивно-наступательную позицию В суде адвокат Мещанова Дамира Идрисова избрала агрессивно-наступательную позицию Фото: Артем Кузнецов

ПОД АРЕСТ, ТАК К ТЕЩЕ

Покончив с журналистами, адвокат обратила внимание на ходатайство следствия об избрании меры пресечения в виде ареста, охарактеризовав требование как «излишне суровое». По ее словам, следователи использовали объявление в розыск Мещанова только для того, чтобы обеспечить избрание меры пресечения в свою пользу. «Сначала он в качестве подозреваемого был допрошен, потом вчера вечером в спешном порядке ему было предъявлено обвинение, чтобы его доставить сюда и избрать меру пресечения», — подчеркнула защитник финансиста. По ее мнению, предъявленное обвинение ничем не обосновано. «Я задала вопрос следователю „Кто конкретно — свидетели, потерпевшие — показали на моего подзащитного как на лицо, совершившее преступление?“ — никто не показал, и в деле нет никаких материалов», — подытожила разговор с правоохранительными органами защитница Мещанова.

«В представленных следователем материалах отсутствуют указания на конкретные данные, подтверждающие наличие оснований для избрания Мещанову меры пресечения», — заявила Идрисова, заверив суд в том, что ее клиент не собирается скрываться от следствия, заниматься преступной деятельностью, уничтожать доказательства или угрожать свидетелям.

Адвокат отметила, что задержание Мещанова было проведено с нарушением закона. «Несмотря на доводы лечащего врача находиться в условиях круглосуточного стационара, он был в принудительном порядке доставлен в Казань», — указала Идрисова. Завершая выступление, правозащитница рассказала, что в силу своих должностных обязанностей и по роду деятельности ее клиент не совершал тех действий, которые ему вменяются в вину органами предварительного следствия, в связи с чем защита просит меры пресечения, не связанной с лишением свободы. Однако в случае если суд примет решение о домашнем аресте, адвокат уже подобрала помещение для этого — загородный дом тещи Мещанова Флеры Латыповой.

Любопытная деталь — адвокат также ходатайствовала о приобщении к материалам дела благодарственных писем от председателя совета директоров Татфондбанка, премьер-министра РТ Ильдара Халикова и председателя правления банка ВТБ24 Михаила Задорнова. Отметим, по данным адвоката, Мещанов был трудоустроен в Промсвязьбанке на должности вице-президента, заместителя руководителя блока, отвечающего за розницу, с 16 января 2017 года. На иждивении у него, кроме престарелых родителей, дочь Алина 2009 года рождения и супруга, которая не работает, так как ухаживает за больной дочерью.

На иждивении у Мещанова кроме престарелых родителей дочь Алина 2009 года рождения и супруга, которая не работает, так как ухаживает за больной дочерью На иждивении у Мещанова кроме престарелых родителей дочь Алина 2009 года рождения и супруга, которая не работает, так как ухаживает за больной дочерью Фото: Артем Кузнецов

«ПРОДУКТЫ БЫЛИ УТВЕРЖДЕНЫ НА ПРАВЛЕНИИ И СОВЕТЕ ДИРЕКТОРОВ»

В ответном выступлении сторона гособвинения соблюдала принципы краткости, никакие дополнительные сведения о ходе развития уголовного дела не прозвучали. Со слов прокурора, Мещанов делу «ТФБ Финанс» обвиняется в совершении тяжкого преступления, при этом изучение материалов дела и допроса финансиста говорит о том, что «в своих показаниях он подробно описал преступную схему вывода денежных средств, рассказал о лицах, причастных к этому событию». Из этого гособвинение сделало вывод о том, что Мещанов готов к сотрудничеству с правоохранительными органами.

«С учетом состояния здоровья Мещанова, медицинских документов, приобщенных к материалам, можно применить к нему иную меру пресечения — домашний арест», — завершил свою речь прокурор благоприятным для обвиняемого пожеланием.

Сам финансист во время выступления был скуп в эмоциях и смотрел только на судью. Как и адвокат, он опроверг основания для своего розыска, поскольку регулярно созванивался со следователем, а по месту его регистрации требования явиться на допрос не направлялись. «Аналогично в Промсвязьбанке, все подтверждающие документы имеются, то, что было в части объявления в розыск, некорректно», — закрыл тему Мещанов.

Мещанов рассказал о том, что в Татфондбанке он работал 6 лет, курировал региональную сеть и розничные продукты. «Я не создавал какие-либо инвестиционные продукты, не занимался инвестициями в ценные бумаги, в облигации и не направлял денежные средства куда-либо, это не входило в мои должностные обязанности», — заметил обвиняемый. По его словам, занимался он доверительным управлением, то есть продуктами «Доходные инвестиции» и «Доходные инвестиции +», которые «были созданы инвестиционным блоком и согласованы коллегиальным органом банка». «Банком было принято решение, что эти продукты легитимны, они были согласованы на территориальных органах, на коллегиальных органах, утверждены на правлении, на совете директоров», — подчеркнул он. Себе он отвел роль исполнителя: «Я не занимался инвестициями, я транслировал плановые показатели».

«Все обвинения, которые касаются мошенничества, не входят в мои должностные обязанности, я не мог этого совершить — я не создавал этот продукт, не управлял этими деньгами и не инвестировал их», — подчеркнул Мещанов. Он предупредил, что готов на любые варианты меры пресечения, которые не будут касаться заключения под арест. «Находясь в Казани, я могу эффективно работать и, если потребуется, являться на постоянной основе [к следователю]», — заключил он.

В перерыве, который судья взяла для вынесения решения по ходатайству следователя, Мещанов обменялся парой фраз с адвокатом. «Крах ТФБ? Не мог предполагать, сам работал в Татфондбанке, был гарантом качества», — разобрал корреспондент «БИЗНЕС Online».

В итоге суд отправил Мещанова под арест до 2 апреля. Примечательно, что содержаться он будет в СИЗО №1, в отличие от других задержанных, депортированных в СИЗО №2. По словам своего адвоката, арест будет обжалован в Верховном суде РТ.