Без движения до 27 марта оставил иск Татагропромбанка к «Тимер Банку» на возврат 308 млн. рублей Арбитражный суд РТ. Материалы дела пока недоступны, но примечателен сам факт атаки из последнего банка, подконтрольного Роберту Мусину, на некогда братскую кредитную организацию, где ныне засел гарнизон временной администрации всесильного ЦБ РФ. «БИЗНЕС Online» попытался выяснить, что это — отчаянный жест или начало контрнаступления.
ИЗ ОДНОГО БАНКА В ДРУГОЙ ПО СИСТЕМЕ «НИППЕЛЬ»
Иск Татагропромбанка (ТАПБ) к «Тимер Банку» был подан 7 марта, а в минувший понедельник, 13 марта, оставлен без движения по формальному основанию — неуплата госпошлины в 200 тыс. рублей. В срок до 27 марта истцу предложено исправить оплошность, после чего рассмотрение, вероятно, возобновится.
Никакой информации о сути исков не опубликовано, однако, по сведениям источников «БИЗНЕС Online», речь идет о средствах, зависших в результате трехсторонней схемы по передаче денег от Татагропромбанка Татфондбанку (ТФБ). В ней «Тимер Банк» выступал лишь промежуточным звеном: 29 ноября 2016 года ТАПБ разместил 300 млн. рублей на своем корреспондентском счете, открытом в «Тимер Банке». В тот же день эта же сумма была размещена «Тимер Банком» в Татфондбанке по двум связанным межбанковским кредитам — каждый на 150 млн. рублей. Однако после отзыва лицензии у ТФБ деньги «Тимера» в нем считай что сгорели. А вот депозит Татагропромбанка никуда не делся. Его-то и требует теперь вернуть через суд последний банк, оставшийся под операционным контролем людей Роберта Мусина.
Согласно имеющимся у «БИЗНЕС Online» сведениям, еще 2 февраля Татагропромбанк направил в «Тимер» поручение о возврате средств, размещенных на корсчете. «Тимер» отказался платить, ссылаясь на связанность сделок с ТФБ. Взамен он предложил бывшим коллегам переуступить права требования денег у общего «старшего брата».
Не исключено, что Роберт Мусин пообещал ЦБ РФ распечатать свою изрядно оскудевшую кубышку и спасти банк
КАК МУСИН СПАС ТАТАГРОПРОМБАНК
Отметим, что как раз в это время судьба самого Татагропромбанка висела на волоске. На волне паники, вызванной крушением «родственных» по финансовой империи Мусина ТФБ и ИнтехБанка, ТАПБ в январе зафиксировал убыток в 599 млн. рублей, а его собственный капитал уменьшился на 783 млн. рублей (минус 94,6%) до 44,3 млн. рублей (при минимально допустимом уровне в 300 млн. рублей). Как следствие, ключевой норматив достаточности капитала на 1 февраля составляет 2,27% при минимальном уровне 8%. При этом в периоды с 23 по 31 января и с 1 по 14 февраля 2017 года норматив находился ниже критического значения в 2%. Как пояснили в Татагропромбанке, норматив достаточности капитала обвалился по причине исполнения предписания ЦБ РФ, связанного с вложениями в ПАО «Татфондбанк» и ПАО «ИнтехБанк».
Примечательно, что формально это давало Банку России право на отзыв лицензии у ТАПБ, но тогда регулятор почему-то шашкой махать не стал и ограничился запретом на операции по безналичным расчетам. Не исключено, что Мусин пообещал ЦБ РФ распечатать свою изрядно оскудевшую кубышку и спасти банк. И действительно, 2 февраля участники ООО «Татагропромбанк» приняли решение одобрить обмен субординированного депозита ООО «Новая Нефтехимия» (конечным бенефициантом которого значился Мусин) в размере более 300 млн. рублей на долю в уставном капитале. 10 марта 2017 года уставной капитал банка был увеличен с 437 млн. рублей до 737 млн. рублей, а доля «Новой Нефтехимии» выросла с 9,89 до 50,3%. Еще через неделю после того, как норматив достаточности капитала был восстановлен до требуемого значения, Татагропромбанку было разрешено возобновить операции по безналичным расчетам.
20 февраля «в целях предупреждения банкротства» ЦБ РФ возложил на АСВ функцию временной администрации в «Тимер Банке», приостановив полномочия акционеров и органов управления банком
ВЕРНИТЕ НАШИ ДЕНЕЖКИ!
Несмотря на решение вопроса достаточности капитала, ТАПБ продолжал попытки договориться с руководством «Тимер Банка», которое в свое время назначил сам Мусин, к тому же формально главным акционером и там и там оставалось ООО «Новая Нефтехимия». 15 февраля ТАПБ направил поручение на возврат с корреспондентского счета хотя бы 50 млн. рублей и на перечисление с корреспондентского счета 23,169 млн. рублей в фонд обязательных резервов. Однако руководство «Тимер Банка» вновь отказалось это выполнить, о чем известило АСВ.
Наконец, 20 февраля «в целях предупреждения банкротства» ЦБ РФ возложил на АСВ функцию временной администрации в «Тимер Банке», приостановив полномочия акционеров и органов управления банком. «Первоочередной задачей временной администрации является проведение обследования финансового положения «Тимер Банка», — говорилось в релизе ЦБ РФ.
На следующий день ТАПБ отозвал предыдущее поручение и вновь направил в адрес «Тимер Банка» (теперь уже руководителя его временной администрации) требование о возврате всей суммы денежных средств, размещенных на корреспондентском счете в размере 302,75 млн. рублей.
Напомним, 3 марта ЦБ РФ приняло решение об отзыве лицензии у Татфондбанка, одним из основных акционеров которого так же была «Новая Нефтехимия», а главным бенефициантом — Мусин. В тот же день Мусину было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»). Мусина обвинили в незаконном привлечении кредита Банка России в размере 3,1 млрд. рублей и последующем хищении денежных средств путем подмены залогов на менее ликвидные. В результате многоходовой схемы конечным получателем миллиардов оказалась все та же «Новая Нефтехимия».
Однако это не помешало ТАПБ направить иск в суд, увеличив сумму взыскания примерно на 5 млн. рублей, по всей видимости, в качестве процентов за пользование чужими средствами.
Для Банка России спасение «Тимер Банка» — важная репутационная задача. Считалось, что если уж ЦБ, все взвесив, решился на санацию, банку можно верить, его не бросят
ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР
Иск на 302,75 млн. рублей может стать проблемой для временной администрации и ЦБ. Отметим, что для Банка России спасение «Тимер Банка» (равно как и «Советского») — важная репутационная задача. До сих пор в России не было прецедента банкротства санируемого банка — считалось, что если уж ЦБ, все взвесив, решился на санацию, банку можно верить, его не бросят. Если же хоть один санируемый банк не удастся спасти, то это нанесет непоправимый ущерб доверию, к самой процедуре санации — клиенты вряд ли захотят возвращаться в такой банк.
«Мы были приятно удивлены уровнем общественного доверия к банкам, которые находятся в режиме финансового оздоровления — „Тимер Банк“ и „Советский“. То, что мы их вывели за периметр Татфондбанка, тоже была одна из мер, чтобы они сохранили свое функционирование, не пострадали», — заботливо подчеркнул недавно на брифинге зампред Банка России Дмитрий Тулин. Ранее СМИ со ссылкой на ЦБ сообщали о том, что либо банку будет найден новый санатор, либо эти функции возьмет на себя АСВ.
На это, возможно, и был расчет, когда «Тимер» использовали как прокладку для закачки денег в ТФБ. Кто знает, какие еще подобные финансовые фокусы припасены, чтобы заставить ЦБ открыть свой бездонный кошелек? Конечно, регулятор может попросту отозвать лицензию у ТАПБ или ввести туда временную администрацию, но, видимо, и этот ответный ход просчитан...
Сейчас единственная возможность поправить положение «Тимер Банка» — это через суд добиться досрочного погашения кредитной задолженности
ПОГИБАЕМ, НО НЕ СДАЕМСЯ
Между тем миссию АСВ по спасению «Тимера» не назовешь легкой и без всяких сюрпризов от собственника. С разрешения регулятора банк уже давно не публикует свою финансовую отчетность, но, по многим данным, ситуация весьма напряженная. В конце октября в судорожных попытках спасти ТФБ Мусин фактически высосал из банка активы. Только по договорам цессии «Тимер» заплатил ТФБ около 3 млрд. рублей живых денег за кредитные портфели юрлиц сомнительного качества, зачастую необеспеченные залогами. «БИЗНЕС Online» уже ранее приводил выдержки из акта инспекционной проверки ситуации в «Тимер Банке», проведенной в декабре 2016 года сотрудниками ЦБ РФ. По данным проверки, на 1 ноября 2016 года, то есть еще до того, как вложения «Тимера» в облигации ТФБ стали «мусорными», совокупный объем недосозданных банком резервов по проверенным активам составлял 2,12 млрд. рублей.
«Корректировка капитала банка на величину выявленных рабочей группой недосозданных резервов может привести к его снижению на 99,7 процента на 1 ноября 2016 года по сравнению с максимально достигнутым (2,55 миллиарда рублей на 1 августа 2016 года), что может привести к снижению значений всех нормативов достаточности собственных средств (Н1.0., Н1.1., Н1.2) ниже 2 процентов», — делается неутешительный вывод в документе.
Примечательно, что в едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юрлиц указано, что на 1 февраля 2017 года чистые активы «Тимер Банка» составляют минус 2,882 млрд. рублей. А по состоянию на 1 января 2017 года они составляли минус 1,28 млрд. рублей. С учетом того, что уставной капитал «Тимер Банка» — 3,3 млрд. рублей, размер финансовой дыры в банке можно оценить в 6 млрд. рублей, то есть во столько же, во сколько ЦБ оценивал ее в мае 2014 года, когда стартовала санация.
Сейчас единственная возможность поправить положение «Тимер Банка — это через суд добиться досрочного погашения кредитной задолженности. Первые такие иски — на 576 млн. рублей — уже поданы к «Роял тайм групп», кредитный портфель которого был продан ТФБ «Тимер Банку» по договору цессии в октябре 2016 года. В ближайшее время ожидаются еще несколько аналогичных исков к другим компаниям. Однако буквально сразу же в Арбитражном суде РТ был зарегистрирован встречный иск «Роял тайм групп» — о признании кредитных обязательств исполненными.
Таким образом, даже находясь в СИЗО, Мусин через близкие к нему структуры показывает, что не намерен сдаваться и будет бороться до конца.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 104
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.