За 40 млн. рублей выставили на продажу единственное в Татарстане тепловодное хозяйство по выращиванию карпа и толстолобика. Подкосивший рыбное предприятие августовский мор не только заставил владельцев с горечью отказаться от своего детища, но и наполовину обвалил производство товарной рыбы в республике. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что, несмотря на грандиозные планы по превращению РТ в центр рыбоводства, реальной поддержки отрасли пока как не было, так и нет.
РЫБХОЗ ЗА 40 МИЛЛИОНОВ. ТОРГ УМЕСТЕН
Единственное в Татарстане тепловодное хозяйство по выращиванию рыбной продукции, расположенное в промзоне Заинской ГРЭС, выставлено на продажу. Владельцы пусть и не суперрентабельного, но вполне успешного бизнеса по выращиванию 300 т в год товарного карпа и толстолобика и 10 - 12 т малька для воспроизводства водных биологических ресурсов не смогли оправиться от экологической катастрофы, случившейся здесь в августе прошлого года, и теперь хотят выйти из бизнеса.
Хозяйство, как следует из текста объявления, появившегося на сайте Кармановского рыбхоза Башкортостана (как выяснилось, Заинский и Кармановский рыбхозы роднит состав их учредителей — прим. ред.), состоит из двух производственных участков общей площадью 37 гектаров. На первом из них расположены водоподающий канал и сами пруды: для выращивания молоди, выростные, маточные, зимовальные, а также санитарно-карантинный, резервный и буферный. В состав материально-технической базы участка входят также двухэтажное административно-хозяйственное здание площадью 576 кв. м с гаражом для автотракторной техники. Есть также слесарный участок, сварочный пост, коптильный цех горячего копчения, инкубационный цех, баня/сауна, собственная котельная с электрическим и дровяным отоплением, а также складские помещения и трансформаторная подстанция. Кроме этого, на балансе рыбхоза состоят спецтехника и земля, оформленная рыбхозу в аренду с 2009 года сроком на 49 лет.
В объявлении детально расписываются даже нюансы технологии выращивания рыбы. Садковое хозяйство состоит из 57 понтонно-рыбоводных плавающих секций из 8 отсеков в каждой. Плотность посадки годовиков в садок при товарном выращивании составляет от 700 до 1000 экземпляров. Температурный режим за сезон колеблется от 9 до 38 градусов по Цельсию. По мере своего роста рыба постоянно сортируется, через каждые 10 дней проводятся контрольные обловы, которые позволяют следить за темпом роста, кормовым коэффициентом, оценивать правильность нормирования кормления. При кормлении рыбы используются автокормушки, которые приводятся в действие самой рыбой путем стучания о маятник.
В тексте о продаже также упоминается, что в маточных прудах в наличии имеются производители и ремонтное поголовье сазана в количестве 106 штук общей массой 430 кг для получения молоди в целях зарыбления водоемов республики по экологическому ущербу, а также производители и ремонтное поголовье карпа в количестве 113 штук общей массой 452 кг для производственных нужд.
За все про все собственник хозяйства запрашивает 40 млн. рублей. По словам совладельца предприятия Игоря Армянинова, интерес к активу уже проявляют как местные предприниматели, так и рыбозаводчики из Сибири. «Если нормально вложиться в это хозяйство, думаю, можно получать 500 - 600 тонн карпа в год. Если реальный интерес кто-то проявит, то цена обсуждается», — заявил совладелец предприятия.
Согласно данным системы «Контур.Фокус», Заинский рыбхоз был создан в декабре 2007 года. Половиной доли рыбхоза владеет Армянинов. 30% принадлежит директору предприятия Радику Салахову, 14% — главе башкирского КФХ «Рой», пчеловоду Юрию Степанову, 6% — Владимиру Трофимову. Эти же лица указаны в учредителях Кармановского рыбхоза, правда, соотношение долей несколько иное. Большей частью (52%) также владеет Армянинов, Салахов с Трофимовым держат по 6% предприятия, а Степанов — 30%. Финансовые показатели Заинского рыбхоза не впечатляют результатами. В 2015 году (более свежих данных нет) выручка рыбоводов составила 9,8 млн. рублей, в то время как в 2011 и 2012 годах она доходила до 28 млн. рублей. Чистая прибыль вышла из минуса в 14-м и составила 117 тыс. рублей.
Кармановский рыбхоз, напротив, весьма успешен. Выручка за 2015 год составила 282,4 млн с ростом в 37% к предыдущему отчетному периоду, чистая прибыль — 22,1 миллиона. Собственно, это и неудивительно, ведь Кармановский рыбхоз помимо карпа занимается разведением и продажей форели, осетра, а также производством черной икры. Причем президент союза осетроводов России Александр Новиков в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» назвал Кармановский рыбхоз одним из лучших производителей легальной икры в стране.
НИ ПОМОЩИ, НИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Причина продажи бизнеса напрямую связана с августовской экологической катастрофой. Напомним, проблемы у рыбхоза начались в середине августа 2016 года, когда в Заинском водохранилище погибло более 170 т рыбы. Сразу после мора рыбы директор рыбхоза делился с «БИЗНЕС Online» подробностями катастрофы: «Вся рыба, которая у нас была, погибла до единой штуки. 170 тонн рыбы было вывезено на свалку. Причина — аномальная жара и плюс к этому 100-процентная загруженность Заинской ГРЭС. Температура воды дошла до критических отметок за 40 градусов по Цельсию, наступило кислородное голодание рыбы, произошел ее замор буквально за два часа. Водоем сам по себе искусственный, вода в нем быстро нагревается сама по себе, и тут еще на полную мощность работает ГРЭС». По словам Салахова, о происшедшем были извещены все службы: природоохранная прокуратура, министерство экологии и др. Ущерб для рыбхоза, по словам его директора, составил 35 - 40 млн. рублей — отсюда и заявленная цена продажи. Впрочем, позже официальная оценка снизила ущерб до 22,6 миллиона.
«Заинский рыбхоз — не очень рентабельное производство, там можно эффективно заниматься рыборазведением, но у нас сейчас просто нет достаточных оборотных средств, чтобы начать вкладывать их в восстановление популяции после случившейся в августе катастрофы. Чтобы вырастить там „новый урожай“ [рыбы], нужно примерно 1000 тонн комбикормов. Килограмм комбикорма сегодня стоит 20 рублей. Получается, нужно 20 миллионов рублей. У нас таких денег сегодня нет. Есть только посадочный материал», — прокомментировал владелец причину продажи.
Кроме того, как выяснилось из беседы, предприятие не получало ожидаемой помощи от государства или от энергетиков. «Никакой помощи нашему хозяйству оказано не было. Ни от правительства Татарстана, ни от энергетиков ни копейки мы не получили. Хотя правительству Татарстана с энергетиками вполне можно было, учитывая масштаб катастрофы, сесть за стол переговоров и договориться о компенсации ущерба. Они же действительно нарушили режим! Водохранилище Заинской ГРЭС — это же не ванна, это рыбохозяйственный водоем, рыба не должна гибнуть от того, что ГРЭС в него воду перегретую скидывает, а они сбрасывали туда воду с температурой 40 градусов по Цельсию!» — возмутился Армянинов.
Отметим, что ранее о возможности финансовой помощи предприятию со стороны минсельхоза республики заявлял Салахов. «Если республика протянет нам руку помощи, к следующему сентябрю мы восстановим хозяйство, если нет — предприятие обанкротится. Вопрос о предоставлении помощи нашему предприятию сейчас обсуждается, его держит на контроле глава Заинского района Разиф Каримов, он контактирует с минсельхозом РТ», — рассказывал он «БИЗНЕС Online».
Любопытно, но в официальном ответе на запрос «БИЗНЕС Online» минсельхоз тем временем пишет, что помощь предприятию оказана. За 2016 год Заинский рыбхоз из бюджета Татарстана получил 1,6 млн. рублей на возмещение части затрат по приобретению рыбопосадочного материала. На 2017 год в бюджете РТ на приобретение рыбопосадочного материала запланирована почти вдвое большая сумма — 3 млн. рублей. Но понятно, что это текущая поддержка отрасли, а не экстренная помощь.
Движения по уголовному делу также пока не наблюдается. Проведя по горячим следам собственную проверку, казанская межрайонная природоохранная прокуратура виновником в массовой гибели рыбы признала Заинскую ГРЭС. Об этом в ходе совместного совещания с прокуратурой РТ заявил заместитель волжского межрегионального природоохранного прокурора Олег Даминов. Прокурорская проверка, по его словам, выявила, что сотрудники ГРЭС не только не приняли мер для уменьшения воздействия электростанции на водные биоресурсы, но и включили дополнительные энергоблоки, что и привело к массовой гибели рыбы. Также прокурор обнаружил поддельное заключение средневолжского управления Росрыболовства, на основании которого предприятию были установлены нормативы предельно допустимых сбросов и выдано решение на водопользование. По этому факту также было возбуждено уголовное дело по ст. 327 УК РФ («Подделка, изготовление или сбыт документов»). По словам помощника руководителя СУ СК РФ по РТ Эльвиры Газизовой, оно передано в прокуратуру Заинского района для определения подследственности.
Прокурорская проверка, по словам Олега Даминова, выявила, что Заинская ГРЭС не приняла никаких мер для уменьшения воздействия электростанции на водные биоресурсы
Два месяца спустя, 7 октября, следственный комитет завел по факту массового мора рыбы уголовное дело по ч. 2 ст. 250 УК РФ («Изменение природных свойств поверхностных вод, повлекшее массовую гибель животных»). Однако некоторое время спустя оно было закрыто. «Видимо, договорились как-то», — предположил Армянинов и сообщил, что его компания не планирует добиваться возмещения полученного ущерба через суд. «Судиться в Татарии — дело бесперспективное и неблагодарное. Там как скажет начальство, так и будет, поэтому смысла никакого в этом мы не видим», — говорит бизнесмен.
В пресс-службе следственного комитета «БИЗНЕС Online» пояснили, что в рамках расследования уголовного дела была проведена судебно-экологическая экспертиза, по выводам которой прямая причинно-следственная связь между работой ГРЭС и гибелью рыбы не установлена. Вместе с этим в ведомстве отметили, что Заинская ГРЭС не принимает самостоятельно решения о включении или выключении дополнительных энергоблоков станции, которые могут привести к уменьшению или, напротив, увеличению воздействия на биологические ресурсы. Это, мол, исключительная прерогатива системного оператора единой энергосистемы страны, решениям которой станция подчиняется и собственную инициативу в таких вопросах не проявляет. Ответ с аналогичным смыслом и с отсылкой к системному оператору прислали из пресс-службы «Татэнерго». При этом там заметили, что рыба в тот жаркий месяц умирала и «на тех водоемах, которые не являются частью энергосистемы республики».
Тем не менее крест на этом деле не поставлен. Как заявил нашему изданию Даминов, его ведомство с прекращением уголовного дела не согласно и планирует выйти с соответствующим письмом в прокуратуру РТ. «Уголовное дело по факту мора рыбы было возбуждено следственным комитетом РФ по РТ по материалам проверки казанской межрайонной природоохранной прокуратуры. Ущерб рыбным запасам составил 22,6 миллиона рублей. В настоящее время дело прекращено за отсутствием события преступления. Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой будет внесено письмо с несогласием по данному решению в прокуратуру РТ», — заявил Даминов.
ГОСПОДДЕРЖКА ВСЕГДА БЫЛА, НО НА СЛОВАХ
Производством и реализацией товарной рыбы в Татарстане занимаются 5 прудовых хозяйств: ООО «Арский рыбхоз», ОАО «Кайбицкий рыбхоз», ОАО «Рыбхоз «Ушня», ОАО «Рыбхоз «Дымка» и садковое хозяйство на тепловодном водоеме Заинской гидроэлекростанции — ООО «Заинский рыбхоз», а также более 60 хозяйствующих субъектов различной организационно-правовой формы, в том числе индивидуальные предприниматели и КФХ. Однако именно мор рыбы в Заинске существенно снизил и так не блестящие статистические показатели, судя по которым половина производства приходится именно на продаваемый рыбхоз. Так, за 2016 год производство товарной рыбы специализированными рыбоводными хозяйствами составило 212 т, в то время как в 15-м году показатель был в два раза больше — 429 тонн. С выращиванием рыбопосадочного материала произошла обратная ситуация: в 16-м году производство мальков составило 294 т, в 15-м — 162 тонны.
О состоянии рыбной отрасли аккурат после мора рыбы говорили на заседании совета безопасности с участием президента РТ Рустама Минниханова. На мероприятии было озвучено, что болевыми точками развития рыбного промысла в РТ являются браконьерство, недостаточное воспроизводство рыбных запасов, а также отсутствие предприятий по переработке 3,5 тыс. т официально добываемой рыбы. По экспертным оценкам, теневой оборот рыбы превышает легальный в 3 - 5 раз. Не помогают и карательные меры. В 2016 году в ходе операции «Нерест» на 30% до 3,1 тыс. выросло количество изъятых рыболовных сетей, на 37,5% до 1,6 тыс. человек стало больше оштрафованных. Заведено на одно уголовное дело больше, чем годом ранее, но всего таких дел было лишь 34.
Существенное влияние на состояние рыбных запасов оказывают добыча песчано-гравийной смеси и песка, сбросы в реки отходов промпредприятий и неотлаженная система компенсационных мероприятий для восстановления экологического равновесия. Наконец, портит ситуацию и нередкая в последние годы жаркая погода.
Тогда Минниханов отметил, что в критической ситуации находится популяция стерляди. С начала 90-х ее численность сократилась в 10 раз из-за добычи нерудных стройматериалов в местах нереста и бесконтрольного вылова. Краснокнижную рыбу прямо на совбезе решили защитить прекращением добычи ПГС в местах нерестилищ. Также объявили и о планах установить запрет на продажу «китайских» лесочных сетей, а президент тут же поручил МВД организовать системную работу по поиску браконьеров и перекупщиков рыбы. Наконец, с 1 января временно приостановили 5-летнюю госпрограмму по развитию аквакультур с общим бюджетом в 550 млн. рублей. Как озвучил на совещании начальник управления по охране и использованию объектов животного мира РТ Федор Батков, в среднем за три года объем промыслового запаса составляет 30,7 тыс. тонн. С учетом огромной водной акватории считается, что потенциал отрасли используется не более чем на 25%.
В Татарстане был создан совет по вопросам воспроизводства водных биоресурсов и развития аквакультуры под председательством помощника президента РТ Равиля Муратова
После заседания совбеза РТ указами Минниханова были созданы совет по вопросам воспроизводства водных биоресурсов и развития аквакультуры в РТ под председательством помощника президента Равиля Муратова и совет по вопросам сохранения водных биоресурсов под председательством заместителя премьер-министра Василя Шайхразиева. Первым делом шайхразиевским советом была создана управляющая компания, которая взяла на себя функциональные обязанности бывшего ГУП РТ ПО «Татрыбхоз». Далее, как сообщила в ответе на запрос «БИЗНЕС Online» пресс-служба минсельхоза, центр экономических и социальных исследований при кабмине РТ совместно с рабочими группами возглавляемого Муратовым совета и технопарка «Идея» разработал концепцию создания аквабиокультурного технополиса в РТ, которая была одобрена Миннихановым в декабре 2016 года. Кроме того, был подготовлен комплексный план мероприятий по развитию аквабиокультуры в Татарстане на период 2017 - 2022 годов. Правда, подробности этого плана изданию не озвучили. Сейчас же новоиспеченными структурами разрабатывается проект создания инновационного технопарка «Волжско-Камский рыборазводный комплекс», который возьмет на себя функции регионального ядра по воспроизводству водных биоресурсов в бассейнах рек Волги и Камы. Как указывает минсельхоз, реализация проекта позволит осуществить содержание племенного ремонтно-маточного стада в условиях, максимально приближенных к естественным условиям обитания, создать инкубаторное отделение, которое будет обеспечиваться высокотехнологичным кормоцехом, что является приоритетным направлением для развития аквакультуры.
ЦИКЛ ВОСПРОИЗВОДСТВА РЫБЫ — ТРИ ГОДА. ЭТО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Несмотря на бурную деятельность по поддержке аквакультур и биоресурсов, Армянинов отметил, что господдержка отрасли в нормальном понимании этого слова в Татарстане всегда была только на словах. «Господдержка рыбной отрасли в Татарстане никогда и не приостанавливалась. Везде же декларируется, что все у нас поддерживается. Даже программу какую-то правительство написало, в которой Заинский рыбхоз должен был иметь статус базового хозяйства. Но на деле же мы видим совсем другое, — с горечью в голосе отметил совладелец Заинского рыбхоза. — Взять очевидное. Больше всех остальных в чистке и углублении Заинского водохранилища должна быть заинтересована ГРЭС. Используя водоем как охладитель, она же и ущерб наносит экологии максимальный. Чтобы минимизировать этот ущерб, нужно сделать так, чтобы вода была более холодная. А чтобы она стала более холодной, она должна быть чистой!»
По словам Армянинова, в рыбном бизнесе также нельзя опираться только на взносы предприятий, наносящих экологический вред. «Сегодня предприятия платят эти взносы за экологический вред, а завтра — нет. Ты вырастил посадочный материал, а он, оказывается, никому не нужен. И что с ним делать? Для того чтобы выпустить малька, нужно выиграть тендер, а он проводится тогда, когда у тебя посадочный материал уже есть готовый», — сетует хозяин рыбхоза.
Директор ООО «Арский рыбхоз» Ильшат Ашрафзянов также считает, что помощь от государства для промысловиков могла бы быть более осязаемой. Его компания пока находится в периоде роста, для этого достаточно собственных ресурсов. Фирма специализируется на карповых, объем их производства в 2016 году составил 150 т, план на 2017-й — 180 - 200 тонн. Но проблемы у компании все же есть, главная из которых — нехватка кормов. «Цикл воспроизводства рыбы до товарной составляет три года, — комментирует предприниматель „БИЗНЕС Online“, — то есть это продолжительный период. Корма нужны постоянно, закупаем мы их в республике. И было бы хорошо, если бы под это предполагались субсидии. К сожалению, на данный момент такой программы в республике нет». Что касается создания совета по воспроизводству водных биоресурсов, то пока реальных результатов рыбозаводчик тоже не видит. «Там же пока еще все в самом начале, — говорит Ашрафзянов. — Да, они нас собирали в ноябре. Скажу так: мы видим их желание нам помогать, но пока не знаем, как будет дальше».
Но если Арский рыбхоз находится на подъеме, то этого нельзя сказать про ООО «Азнакаевский рыбхоз», он еще только в самом начале пути. Вот только это самое начало каждый раз отодвигается. Как рассказал нам руководитель компании Дамир Хамидуллин, пока было решено прекратить данную деятельность. Причина — кризисные явления в экономике, которые не позволяют инвестировать в производство рыбы.
Директор осетрового хозяйства в Лаишево Ильнур Батыршин также посетовал, что государство в случае с Заинским рыбхозом поступило не очень красиво. «Там надо было проводить независимую экспертизу, — комментирует предприниматель, — и если бы подтвердилось, что мор произошел не по вине рыбхоза, а по не зависящим от них обстоятельствам, то можно было бы и помочь. Например, на возмездной форме — предоставить кредит на льготных условиях». Главная же проблема хозяйства, как и всегда, — нехватка оборотных средств. Бизнес довольно сложный, продолжительный по времени. Банки такие условия не устраивают. Как признает Батыршин, он ни в одном финансовом учреждении не смог получить кредит. Выручила лишь республиканская госпрограмма микрозаймов. «Татарстан в этой части помогает», — высказывает предприниматель свое мнение. А вот на совет по воспроизводству водных биоресурсов он особых надежд не возлагает: «Я так думаю, что эта структура создана в первую очередь для больших проектов. У меня же объем производства — 10 тонн осетровых в год. Я там просто растворюсь как песчинка».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.