...

«ПОПРОБУЙТЕ ДОСТУЧАТЬСЯ ДО НАЧАЛЬСТВА АЛЬФА-БАНКА, СБЕРБАНКА ИЛИ БИНБАНКА — ЭТО НЕВОЗМОЖНО»

Алексей Моисеев — заместитель министра финансов РФ:

— Относимся настороженно, потому что мы боимся значительной проблемы. Я знаю одно из предприятий, крупнейшее в своей отрасли, из тех отраслей, которыми я занимаюсь, оно состоит из 150 малых бизнесов. Это меня очень настораживает, потому что мы создадим неправильную мотивацию для этих людей, кроме налоговой, еще и дробиться, помимо того, что с проблемой дробления встречаемся.

Еще вот так: у нас физическое лицо одно, паспорт один, человек не может иметь на один паспорт больше одного физического лица, а малый бизнес может иметь сколько угодно. Поэтому это будет, на мой взгляд, полная дискредитация данного подхода по ограничению компенсации. Бизнес, как правило, имеет возможность лучше разбираться в том, как банк работает, чем физическое лицо. Но посмотрим. Знаю, что ЦБ тоже настороженно относится, но это первое поручение минэка, поэтому министерство будет вырабатывать общую позицию.

Павел Сигал — председатель совета директоров Автоградбанка:

— С данной идеей я выступал еще 2,5 года назад. Когда меня назначили уполномоченным по защите прав предпринимателей в банках, у которых отозвали лицензию, то мы с Борисом Титовым (федеральным бизнес-омбудсменомприм. ред.) это предлагали и на совещаниях, и в прессе, и на совещаниях в ЦБ. Так что я не просто за, я считаю эту систему необходимой. И хотя бы на уровне 1,4 миллиона рублей, как у физлиц. А вот Титов считает, что это должны быть 5 миллионов. Он исходит из суммы, которая возмещается юрлицам в Соединенных Штатах, там возврат составляет 100 тысяч долларов. Как укрепить доверие к региональным банкам? Работать надо. Доказывать клиентам, что мы не хуже, чем федеральные, а по многим параметрам и лучше. Мы знаем клиентов. Клиент может напрямую обратиться к руководству банка регионального, например Автоградбанка. А попробуйте достучаться до начальства Альфа-Банка, Сбербанка или Бинбанка — это невозможно.

Тимур Нагуманов — уполномоченный по правам предпринимателей РТ:

— Я однозначно за. Эта тема обсуждается достаточно давно, Борис Юрьевич Титов вносил данное предложение еще три года назад, также активно выступал за нее и президент «Опоры России» Александр Сергеевич Калинин. И на фоне того, что происходит у нас, я лично подробно консультировался с ними: оба сказали, что будут по-новой инициировать данную работу, продвигая эту идею. Мы также знаем, что Дмитрий Анатольевич Медведев дал распоряжение правительству изучить этот вопрос. Поддерживают идею страхования юридических лиц бизнес-сообщество, бизнес-омбудсмен, есть поддержка на федеральном уровне, но, сожалению, она не находит поддержки со стороны государственных структур.

Что касается параметров, то они могут быть совершенно разными, суть ведь заключается в подходе. Скажем, сегодня бизнесмен обязан иметь расчетный счет, по закону он, по-моему, не имеет права работать без него и основные обороты обязан проводить безналичным расчетом. При этом бизнесмен никак не защищен. Данная система должна быть добровольной, без какого-либо обязательного страхования, она должна зависеть от оборотов, от размера бизнеса и т. д. Вариантов на самом деле масса, самое главное сегодня — внедрить сам принцип.

«Я ЗА ТО, ЧТОБЫ РАЗВИВАЛСЯ ИНСТИТУТ РАСЧЕТНЫХ НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Александр Бузгалин — профессор, доктор экономических наук:

— Думаю, что для юридических лиц обязательное страхование за счет государства — это ерунда. Страховать бизнес должен сам бизнес. Государство должно обеспечивать страховку самого себя. Это совершенно разные вещи. То есть надо делить все на разные типы ответственных структур.

Частный бизнес — он тем и отличается, что на рынке должны обязательно разоряться. Если разоряться не могут, то это не рынок, он не действует. А на рынке должны не только обогащаться, но и разоряться. Там должна действовать позитивная и негативная мотивация, иначе это не рынок, а плановая экономика. Поэтому для государственного сектора, где есть плановое начало, государственное страхование может быть обязательным, но это у государственных банков, чтобы перекладывать из одного кармана в другой. А для частного сектора так: хотят — страхуются, хотят — не страхуются, их проблемы. Разорились — пусть идут на улицу. Обеспечивать занятость людей — это дело государства. Но это уже второй вопрос, имеющий косвенное отношение к первому. Что нужно сделать для того, чтобы укрепить доверие к региональным банкам? Я думаю, что просто не надо открывать так много мелких плохих банков. Вот и все.

Венера Иванова — председатель финансового комитета ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье»:

— Конечно, для того чтобы обезопасить хотя бы какую-то часть средств, которые лежат на расчетном счете клиента, надо так сделать. Это будет поддержка в основном для малого бизнеса. Но есть и минус — в данном случае нагрузка падает на банки. Так как отчисления в фонд страхования по вкладам населения делают обычно банки, то же самое будет по страхованию средств на счетах юридических лиц. В таком случае произойдет удорожание кредитных ресурсов, удорожание расчетного счета. Я все-таки за то, чтобы развивался институт расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО). Эти структуры, также контролирующиеся Центробанком, не имеют права выдавать кредиты, они проводят только расчетные операции. Средства, которые в этих РНКО остаются на расчетных счетах, то есть свободные средства, могут размещаться только на депозите ЦБ и на покупку облигаций очень высокого уровня. Это защищенность средств, которая есть на расчетных счетах клиента. Но данный институт, к сожалению, не развивается. Да, у нас в республике есть РНКО, его владельцы — москвичи. Но почему-то они не предприняли никаких мер, чтобы занять эту нишу и привлекать юрлиц для расчетных операций.

Что касается доверия, то, к сожалению, доверие к региональным банкам изо дня в день падает. Юридические лица уже практически ничему не верят. По какой причине клиенты могут остаться в региональных банках? Они ближе к своим клиентам, лучше знают тех, кто живет с ними рядом, рядом работает. Необходимо чаще встречаться со своими клиентами, жить их вопросами, проблемами, успехами, выступать партнером бизнеса клиентов. Если клиент почувствует, что его финансовые операции качественно проводятся, что к ним хорошее отношение, то доверия будет больше.

Ян Арт — вице-президент ассоциации российских банков:

— Это идея обсуждается уже несколько лет, к ней многие относятся хорошо. Но вопрос как раз в том, что сейчас фонд страхования вкладов в дефиците, он держится только за счет стабилизационных кредитов Центрального банка. И это само по себе неприятно, подобное было и в Соединенных Штатах. Но именно сейчас нет ресурсов вводить эту систему, ведь ее введение означает, что для предпринимателей, допустим, станет ниже ставка в банке, часть будут отправлять туда, а не на ставку доходов от кредитов. И такая система должна поработать два года, чтобы накопить за счет первых отчислений некие силы. Поэтому позиция нашей ассоциации, в том числе Анатолия Аксакова, президента ассоциации региональных банков страны, заключается в том, что идея-то хорошая, но, к сожалению, пока невозможная. Повторю, сейчас фонд страхования пока осуществить ее не сможет.

Артур Абдульзянов — генеральный директор производственного объединения «Зарница»:

— Для начала надо перестроить банковскую систему в России. Ее нужно сформировать наиболее оптимально, она должна быть более устойчивой и, скажем так, предсказуемой. На мой взгляд, такое огромное количество банков в стране вносит сумятицу. Я понимаю, что должны быть конкуренция, понимание, что клиент должен выбирать наиболее подходящий для себя банк, потому что то количество отзывов лицензий, о которых ежедневно мы читаем в СМИ, не совсем нормально. Но прежде всего необходимо навести порядок. Введение системы страхования юридических лиц все-таки зависит от того, насколько разумная государственная политика проводится в отношении банков, насколько банками соблюдается существующая законодательная сфера.

Для чего нужны страховые выплаты для юридических лиц? Для того чтобы подстраховаться в процессе реформы и реструктуризации банковской системы. Если будут порядок и закон в банковской сфере, страхование юридических, физических лиц станет ненужным.

«СТРАХОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ДОЛЖНО БЫТЬ, НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО НУЖНО ПОЛАГАТЬСЯ НА АЛЛАХА»

Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов:

— Я стопроцентно за. Считаю, если предприятие вложило деньги, которыми в том числе пользуется государство, и они находятся в обороте, юридические лица должны получить 100 процентов. Не как у населения — 1 миллион 400 тысяч. Для того и есть государство, которое должно контролировать ситуацию в банковском секторе. Для этого есть регулятор, я считаю так. Человек не должен терять свои деньги. Для того чтобы укрепить доверие к региональным банкам, надо, чтобы региональная власть в том числе была не пассивным наблюдателем, а активным контролером с точки зрения благополучия своих же предприятий, потому что потерянные деньги — это потерянные коллективы.

Айдар Шагимарданов — президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ:

— Если смотреть с точки зрения шариата, то страхование — это, конечно, не для нас. Если смотреть с точки зрения юриспруденции и государственного устройства, нестабильности нынешней экономической не просто в стране, а в мире, то такое страхование вкладов юридических лиц необходимо. Параметры должны быть аналогичны страхованию физических лиц. Укреплять доверие нужно не только к банкам, а вообще ко всему. Это должно быть доверие к государству, доверие к государственному строю, доверие к Конституции, доверие к справедливому управлению. Если это есть, то будет и доверие к банковской системе. Какого-то конкретного рецепта нет, все на уровне чувств.

Габдельфат Сафин — владелец газеты «Акчарлак», народный артист РТ:

— Страхование юридических лиц должно быть, но прежде всего нужно полагаться на Аллаха. Он решает все. Возможно, это должно быть добровольное страхование. Кто не хочет, не надо. Мне лично не надо. Ведь это все идет от недоверия банкам. Нужно ужесточить контроль со стороны депутатов, кабинета министров. Если у народа будет доверие, то не повторится то, что произошло со Спурт Банком, когда паника поднялась. Я не премьер-министр, не министр финансов, поэтому точного ответа на вопрос, как повысить доверие, не знаю. Кроме того, народу самому не надо паниковать, потом в банках нужно предотвратить хищения, обман, тогда и ЧП не будет. Пусть банки отчитываются перед народом. «АК БАРС» Банк ведь хорошо работает в этом направлении, а в Татфондбанке уже давно творилось безобразие. Нужна контролирующая система, да и народу нужно быть поспокойнее, ведь любой банк можно убить, если к нему толпа людей хлынет.

Искандер Зигангараев — генеральный директор ООО «КЖК-Логистик»:

— Я думаю, что какой-то минимум должен быть, потому что во время работы на счетах деньги все равно остаются. Допустим, сегодня я перечислил, а у меня банк еще не зачислил клиенту, например, миллион рублей. И этот миллион может потеряться в случае развала банка. У населения ведь застрахован 1 миллион 400 тысяч рублей, а у юридических лиц нужно сделать где-то в районе 3 миллионов. Но это все еще зависит от оборотов. Есть юрлица, у которых в течение месяца миллион пройдет, зачем им страховать? В зависимости от оборота нужно смотреть — сколько он прокачивает в течение двух-трех дней, на такую сумму и надо страховать. Я за это. Чтобы укрепить доверие к региональным банкам, должна быть открытость. Нужно работать с юрлицами — приглашать, рассказывать о своем банке. Доверие же рождается, когда узнаешь больше. Такие конференции устраивают Газпромбанк (помню, собирал нас в «Корстоне»), Сбербанк. Такие крупные игроки, как ВТБ, тоже собирают бизнесменов. Нашим банкам тоже так надо делать. Я не слышал, чтобы «АК БАРС» Банк кого-то собирал. Было бы здорово!